Конспект занятия «Синичкины игры» по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Экологическое воспитание»
Конспект занятия «Синичкины игры»по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Экологическое воспитание»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
Цель:
Создание условий для формирования представлений детей о зимних явлениях неживой природы и дальнейшего развития познавательного интереса.
Задачи:
1.Систематизировать и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой, о зимующих птицах.
2.Продолжать развивать умения образовывать притяжательные прилагательные, умения читать по первым звукам, делать звукобуквенный анализ слова.
3.Продолжать развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
4.Продолжать развивать внимание, зрительно – моторную координацию, графические умения
5.Воспитывать коммуникативные способности, умение работать в коллективе, умение рассуждать и высказывать своё мнение, развиваем самоконтроль.
6.Воспитывать бережное отношения к природе.
Демонстрационный материал: Письмо, ;видеосюжет «Позёмка», схемы – модели «Явления природы», картинка с изображением «наста», буквы, контактные ленты, цифры, картинки зимующих птиц, ширмочки, картинки тетерева и лунок, 4 больших конверта со схемами –моделями, 4 конверта с подсказками (картинка и на обратной стороне цифра, буквы), картинки, фломастеры, карточки, аудиозапись пения синички «Звуки природы», игрушка –синичка, картина «Необыкновенная птица», пакет с семечками., видеосюжет с музыкальным оформлением «Снежинки».
Раздаточный материал: фломастеры, карандаши, индивидуальные листы «Снежинки».
Метод
Игровые упражнения;
Проблемно-поисковые методы;
Игровые методы;
Использование
Сюрпризный момент
Этапы занятия | Содержание деятельности | |
I. Организационный момент. Сюрпризный момент. | Воспитатель:Ребята, вы знаете, откуда здесь эта коробка, кто её принёс? (Ответы детей) Может быть, её принесли гости. Что это? (Письмо). (Воспитатель читает письмо) Письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я, ваша знакомая синичка. Очень хочу с вами поиграть. Поэтому прислала в вам коробку, придумала для вас интересные игры и загадала слово, которое вы сможете разгадать , если дружно справитесь с заданиями. Чтобы вам было легче, за каждую игру вы получите подсказку. С нетерпением жду встречи с вами. Желаю вам удачи. Ваша синичка» | |
1. Мотивация деятельности | Воспитатель:Что же нам предлагает синичка? Что мы будем делать? (Решение детей – играть в игры, и попробовать отгадать слово, загаданное синичкой). Дети открывают коробку, в ней 4 конверта. На каждом конверте: рисунок – схема, номер конверта, схема «Открыть или не открывать конверт. Дети раскладывают конверты, Воспитатель:С какого конверта мы начнем, какой же конверт первый? (ответы). Я не понимаю, а это что за знак? (ответы: «Открывать можно») | |
II. Основная часть занятия. | | |
1.Схемы – модели : «Явления неживой природы» ( закрепить и расширить знания детей о явлениях неживой природы.). 2.Волшебные дорожки Развитие зрительно-моторной координации, закрепление навыков чтения. Знакомство с новым явлением природы. 3. Музыкальная пауза 4.»Прятки» Образование притяжательных прилагательных 5. Игра « Соедини по точкам» Развитие графических умений и воображения 5 «Задуманное слово» Развивать умение читать по первым звукам, делать звукобуквенный анализ. | Воспитатель: Что же придумала синичка, вы понимаете, я не понимаю. (Дети, рассматривая схему на конверте, объясняют, что здесь нужно о чём-то рассказать. Ребята достают из конверта схемы - модели, раскладывают их на ковре. Затем по очереди рассказывают, что это за явление природы. ( явления природы предложенные детям: метель, снегопад, изморозь, гололедица (гололёд), вьюга, сугроб.). А что это за явления природы, вы знаете?(Воспитатель показывает на схему «позёмка») (Нет). А где можно узнать о том, что неизвестно? (Интернет, энциклопедии, словари, ответы детей). «Ребята, синичка, нам приготовила видеосюжет об этом явлении природы » (Детям предлагается сюжет о позёмке). Дети вместе с воспитателем обсуждают это явление природы. Воспитатель: Задание мы выполнили, а ват и подсказка. Ребята, а куда нам положить этот конверт, чтобы он не потерялся(Дети предлагают свои варианты) Воспитатель: Какой же конверт следующий? (Дети находят конверт. Рассматривают схему ). Ребята, а как вы думаете, что нам здесь нужно сделать (ответы детей, это лабиринт). Где в группе эта игра? Воспитатель: Как интересно выполнить это задание? (ответы). Куда нас приведут эти дорожки? Ребёнок ведёт пальцем по дорожке, закрыв глаза. Дети помогают ему словесным указанием. Ребёнок открывает букву в конце дорожки. Открыв все буквы, дети читают слово «наст». Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое «наст»? А, может быть, мы откроем конверт, который нам приготовила синичка. Дети достают из конверта картинки, на которых изображено это явление природы. Дети вместе с воспитателем рассматривают эти фото и стараются объяснить, что такое «наст», воспитатель помогает. (Наст — плотная корка снега на поверхности снежного покрова, образующаяся в результате подтаивания и последующего замерзания снега, либо в результате ветрового уплотнения). Воспитатель: А если у нас подсказка? Не потеряйте. «Снежинки» (Дети придумывают собственные движения под музыку) Воспитатель:«Дорогие ребята, вы уже достали следующий конверт! Молодцы! (Дети рассматривают схему.) А что здесь делает девочка? Какие – то галочки. Кто- то спрятался? Ничего не понимаю, а вы ребята.( Дети догадываются, что с ними будут играть в прятки птицы ). Можно ли открывать конверт? Нет. (Дети находят в группе место, где синичка приготовила для них игру. ) Воспитатель: Какая же птица спряталась? Чей это хвост? Чья голова? Чей клюв? Дети называют относительное прилагательное. Например «Это сорочий хвост. Спряталась сорока». Проверяют правильность ответа, открывая ширмочку, за которой спряталась птица. Одна птица детям неизвестна. Воспитатель :А вы знаете, что эта за птица? Это тетерев. Как же будет называться хвост тетерева? (тетеревиный) Дети из конверта достают картинки о тетереве. (Воспитатель сообщает интересные факты их жизни птицы.) Дети достают следующий конверт с подсказкой и берут её с собой Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. В снегу эти птицы ночуют, а в сильные морозы могут и целыми днями сидеть в сугробе, выбираясь только один раз в день за пропитанием. Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из сугроба и улетает от опасности. С началом весны у тетеревов начинается токование. На просторной полянке собираются самцы и начинают демонстрировать свою храбрость и удальство. Они издают громкие звуки, похожие одновременно на шипение змеи и кваканье лягушек, гоняются друг за другом или же устраивают бои, совсем как деревенские петухи Когда появляются птенцы, хлопот у самки прибавляется. При возникновении малейшей опасности самка подает громкий сигнал, и птенцы разбегаются во все стороны. А сама мамочка –тетеревиха проявляет недюжинную хитрость и начинает изображать раненную птицу. Она бежит перед хищником, приволакивая крылья, и лишь уведя врага подальше от малышей, взлетает. Воспитатель: Чтоже нам делать дальше.?(Ребята обращают внимание на четвёртый конверт). Что- то я не понимаю что это за точки. (Ребята объясняют, что скорее всего здесь нужно соединить точки. Они открывают конверт, достают задание «Снежинка». Во время выполнения задания идёт беседа. Вопросы; - Почему осенью идёт дождь, а зимой снег? - Что такое снежинки? -Как и где образуются снежинки? -Сколько лучиков у снежинки? - Бывают ли одинаковые снежинки? Воспитатель ? А вы знаете почему в мороз , снег скрипит под ногами?( Ломаются лучики) Каждый ребёнок дорисовывает свою снежинку..После окончания работы, забираем подсказку. Воспитатель Ребята, если у нас ещё задания. (Нет) Что будем делать? (Открывать подсказки) Дети достают все подсказки. (Картинки, буквы) Что же делать? Дети догадываются, что нужно разложить картинки по порядку(Цифры на обратной стороне картинки).Читают слово «Зима» по первым звукам, затем выкладывают слово из букв , а под словом делают звукобуквенный анализ ( «З» -согласный, звонкий, мягкий и т. д) Вдруг раздаётся звук щебетания синички. Воспитатель: Как вы ребята думаете, кто это поёт? Дети узнают синичку. | |
III. Итог занятия | Воспитатель: А где же она? Дети ищут синицу в группе. (Она спряталась в комнатном растении на стене) Ребята находят птицу. Говорят, что она, наверно, давно в группе, и всё время наблюдала за ними. Синичка здоровается с детьми. - Молодцы, что вы отгадали моё слово. А как вы думаете, почему я загадала слова « зима»?Дети высказываются. Конечно, отмечают о нашей общей задаче –помощи птицам зимой. Синичка соглашается с детьми. Дарит им в группу необыкновенную картину и пакет с семечками. Ведь семечки самый лучший корм для птиц. Дети рассматривают картину. Картина сверху покрыта узорами, как будто эти узоры рисовал Мороз. Картина разделена на части. Каждая часть под номером. Синичка говорит, что под узорами детей ждёт необычная птица. Дети с помощью влажной салфетки открывают последовательно каждую часть. На рисунке птица! -Что в ней необычного?(Такой птицы не бывает в природе, но она нам очень нравится. Дети находят картине место в группе. И идут собираться на прогулку. На прогулке детей ждут птицы у кормушки. | |