Конспект занятия «Ёлочная игрушка» (3–4 класс)
Конспект занятия «Ёлочная игрушка».
Педагог дополнительного образования
Виноградова Елена Владимировна
Тема: «Ёлочная игрушка».
Цель: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.
Задачи занятия:
Образовательные:
· закрепить умение работать с бумагой при изготовлении поделок;
· совершенствовать умение работать по технологическим картам;
Развивающие:
· развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
· развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.
Воспитательные:
· воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;
· воспитывать умение планировать и организовывать свою деятельность.
Оборудование:
· готовые образцы новогодних игрушек;
· технологические карты,
· инструменты (ножницы, бумага, клей),
· заготовки шаблонов поделок на каждого ребенка;
· старые и современные новогодние игрушки
Планируемые результаты:
Обучающиеся будут уметь:
· Пользоваться необходимыми инструментами;
· Выполнять объёмную новогоднюю игрушку из бумаги.
Обучающиеся будут знать:
· Историю и традиции празднования Нового года;
· Технику безопасности при работе с инструментами;
· Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.
Занятие рассчитано на обучающихся третьего года обучения, продолжительность занятия - 45 минут.
Форма проведения занятия: творческая мастерская.
Используемые технологии:
- ИКТ (презентация);
- игра;
- работа в сотрудничестве;
- здоровьесберегающие технологии.
Оборудование занятия: ноутбук, экран.
Тип занятия: закрепление изученного материала.
1.Организационный этап
-Здравствуйте, дорогие ребята!
- Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой.
Я рада, что у вас хорошее настроение! Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год!
- Какое главное украшение нового года? (Ёлка с игрушками.)
- Ёлка у нас с вами есть, но чего не хватает? (Игрушек.)
- Кто скажет, какая тема сегодняшнего занятия? (Ёлочная игрушка.)
СЛАЙД
- Какую цель поставим перед собой? (Изготовить ёлочную игрушку.)
СЛАЙД
- Правильно, кроме этого, мы вспомним историю Нового года, познакомимся с традициями и обычаями празднования Нового года.
- Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?
А какие традиции празднования Нового года вы знаете?
2. Основной этап
Сообщения детей
СЛАЙД
1.Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1. В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы.
2. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.
СЛАЙД
3.На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.
Подвижная игра.
- Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?
Яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы.
- Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…
СЛАЙД
4. Согласно легенде, однажды выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии (это местность в Германии) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.
- С тех пор история новогодней игрушки ушла далеко вперёд.
СЛАЙД
- В городе Великий Устюг (Чем известен этот город?) создали музей новогодней игрушки. В нём собраны и старые игрушки, и современные.
СЛАЙД
СЛАЙД
ФИЗМИНУТКА
На зарядку 3 класс!
Мы присядем все сейчас.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
Мы за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Практический этап
-Чтоб работа закипела,
приготовим всё для дела,
будем клеить и творить!
всё должно в порядке быть.
Материалы и инструменты у вас готовы.
- Какие правила техники безопасности нам необходимо знать при работе с ними?
С ножницами не шути, зря в руках их не крути,
И, держа за острый край, другу их передавай.
Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.
Не забудь же их закрыть и на место положить.
Сегодня вы будете делать не одну поделку, а сразу три. Для этого разделимся на три группы. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. Прежде, чем приступить к работе, давайте узнаем, какие игрушки вы изготовите.
Загадка 1. (для 1 группы)
Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? … (снеговик)
Загадка 2. (для 2 группы)
Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Не стеклянный шарик,
А ёлочный …(фонарик)
Загадка 3. (для 3 группы)
Сделанная из стекла,
К нам на новый год пришла,
А вот её сестра из льда
Давно бы стала, как вода.
И вот висит она на ёлке
И дать названье просит только. (сосулька)
СЛАЙД
- А сейчас приступаем к работе. Сегодня вы – мастера-волшебники! Мы работаем по технологическим картам, инструкциям! Рассмотрите технологические карты.
- Какие трудности могут возникнуть?
- Что непонятно?
- Как правильно работать с шаблоном? (Прижать к бумаге и обвести карандашом.)
- Как можно разметить несколько одинаковых деталей? (Свернуть бумагу несколько раз.)
- Как ровно согнуть заготовку по линиям сгиба? (Приложить линейку к линии сгиба и провести острым концом ножниц по всей линии, потом согнуть по намеченной линии.)
- При помощи чего соединяем детали изделия? (В основном, при помощи клея, иногда при помощи степлера.)
- Как сделать петлю для игрушки?
- Приступаем к работе. А чтобы вам работалось веселее, чтобы создать новогоднее настроение, я включу музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский для балета «Щелкунчик».
(Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя.
Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:
- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу педагога подготавливают основу для изделия. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место. - сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью педагога. Направляющая помощь оказывается при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.)
Рефлексия.
- Ваши игрушки готовы. Давайте повесим их на ёлку.
Оценка практической деятельности
- Давайте обсудим и оценим качество готовых изделий.
- Какая была тема нашего занятия?
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Удалось её решить?
- На прошлом занятии вы вырезали снежинки разных цветов.
Если вам было легко создавать игрушку своими руками, то повесьте на ёлку белую снежинку, если вы испытывали некоторые трудности, то синюю.
- Вы молодцы! Спасибо за занятие!
Технологическая карта изготовления снеговика.
1 |
На картоне белого цвета с изнаночной стороны обведи карандашом шаблон снеговика и вырежи его по контуру. |
|
|
2 |
Рукавицы: Согни пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуй рукавицу, вырежи её, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклей рукавицы на место. Валенки: Согни пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуй валенок, вырежи его, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклей валенки на место. |
|
|
3 |
Шапка: На кусочке красной или синей бумаги нарисуй шапку или ведро. Приклей на голову снеговика. Наметь на цветной бумаге отворот на шапку и помпон. Вырежи. Приклей на шапку. |
|
|
4 |
Две салфетки положи одну на другую. Обведи круглый шаблон и вырежи его. Разрезай сразу все слои салфеток. Прикрепи степлером салфетки к центру снеговика. |
|
|
5 |
Сминай каждый слой салфеток к центру, чтобы получился пушистый комок. |
|
|
6 |
Лицо: Сложи кусочки синей, чёрной и красной бумаги пополам. Глаза: Из синей бумаги вырежи два кружка для глаз, из чёрной бумаги вырежи 2 кружочка меньшего размера для зрачков. Приклей чёрную деталь на синюю. Готовые глаза приклей на место. Нос: Вырежи нос – морковку. Приклей. Рот: Вырежи улыбку и приклей. |
|
|
7 |
Возьми полоску белой бумаги, смажь оба конца клеем и приклей петлю на шапку с изнаночной стороны. Снеговик готов! |
|
|
Технологическая карта изготовления фонарика.
1 |
Отрежь узкую полоску с верхней части заготовки для изготовления петельки. |
|
2 |
Вырежи по контуру шаблон фонарика. |
|
3 |
Продави все линии сгиба при помощи линейки. |
|
4 |
Согни заготовку по линиям сгиба на изнаночную сторону. |
|
5 |
На листочке цветной бумаги наметь стёкла для фонарика. Два прямоугольника со сторонами 5см на 4см, и два со сторонами 5см на 2 см. Вырежи. |
|
6 |
Приклей узкие прямоугольники на узкие стороны фонарика, а широкие на широкие стороны. На верхние части фонарика можно вырезать и приклеить круги. «Стёкла» можно украсить аппликацией. |
|
7 |
Смажь клеем место для склеивания фонарика, склей его по торцевой стороне. Склей верхнюю часть фонарика. |
|
8 |
Продень полоску бумаги в отверстие наверху фонарика, сделай петельку, склей её. Фонарик готов! |
|
Технологическая карта изготовления сосульки.
1 |
Отрежь узкую полоску с нижней части заготовки для изготовления петли. |
|
2 |
Вырежи все шаблоны и продави все линии сгиба при помощи линейки. |
|
3 |
Отогни все линии сгиба на лицевую сторону. |
|
4 |
Возьми одну заготовку, смажь длинное «ушко» клеем и приклей его к длинному «ушку» второй заготовки. На свободное «ушко», на его верхнюю часть приклей два конца узкой полоски так, чтобы получилась петля. |
|
5 |
Смажь два крайних длинных «ушка» клеем и приклей к ним третью заготовку. У тебя получилась пирамидка. Это половинка сосульки с петлёй на вершине. |
|
6 |
Склей ещё одну пирамидку из трёх деталей. |
|
7 |
Смажь клеем три коротких «ушка» одной части сосульки и соедини обе части. Игрушка готова! Её можно украсить аппликацией. |
|