Конспект урока русского языка на определение грамматической основы и знакомство с назывним предложением
Тема : Односоставные предложения с главным членом подлежащим.
Цели:
1)Образовательные:
- познакомить учащихся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом – подлежащим;
- закрепить умение учащихся определять грамматическую основу.
2)Развивающие:
- развивать у учащихся умение находить назывные предложения в тексте;
- развивать у учащихся умение сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия;
- развивать речевую культуру учащихся.
3)Воспитательные:
-воспитывать интерес к русскому языку;
- обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методика урока: слово учителя, беседа.
Оборудование: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.
Структура урока:
1)Оргмомент и целеполагание.
2)Словарно- орфографическая работа.
3)Объяснение нового материала.
4)закрепление.
5)Подведение итогов.
6)Домашнее задание.
Литература: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.
Ход урока.
1)Оргмомент и целеполагание.
«Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Садитесь! Открываем тетради записываем число, классная работа и тему. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом – подлежащим, а так же научимся сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия».
2) Словарно- орфографическая работа.
На доску с помощью проектора проецируется стихотворение М.Цветаевой «В субботу».
Темнеет… Готовиться к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой,
О старой колдунье и гномах,
О принцессе ушедшей закатом.
Как жутко в лесу не знакомом
Бродить ей с невидящим братом!
Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет… Сегодня суббота.
И будит печальная мама.
Темнеет… Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.
- Вы помните, когда впервые прочли это стихотворение? (В 3-ем классе)
- Подчеркните грамматические основы. (Один ученик называет все грамматические основы)
- Сколько односоставных предложений вы нашли? ( 6)
- Назовите виды односоставных предложений с главным членом – сказуемым. (Безличное, определенно - личное…)
- Какие типы и виды орфограмм вы можете отметить в тексте? (Безудар. гласная в корне, удвоенные согласн. в корне и т.д.)
- Перепишите текст стихотворения в тетради и графически обозначьте условия выбора орфограмм.
- Найдите в стихотворении причастные обороты. Чем объясняется выбор или отсутствие знака при причастном обороте? Графически обозначьте условия выбора пунктограмм. ( С места отвечает ученик, выполняя задание на оценку)
- Разберите по составу слова ушедшей и свернувшейся.
Какие структурные особенности этих форм вы можете отметить? ( В корне -шед- наблюдается чередование звука д с нулём звука; ср. шёл, а корень –вер- является связанным, без приставки он не употребляется; ср.отвернуться, повернуть.)
- Найдите в тексте многозначные слова. (Старая, подвести.)
- Приведите примеры, когда они употребляются в других значениях. (Старый друг, старые книги, старое платье; подвести итоги, подвести товарища, подвести брови.)
-Найдите слово имеющее омоним. (Пропасть1 –«крутой обрыв» и пропасть2 – «большое количество».)
- Приведите пример, из которого будет ясно значение слова – омонима. (Народу там пропасть.)
-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
3)Объяснение нового материала .
1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.
- Запишите четверостишие в тетрадях. Один ученик у доски.
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
- Выделите грамматические основы предложений. ( Подчёркивают осень, чертог, просеки).
- Какого типа эти предложения? (Односоставные)
- Назовите главный член предложений? ( Подлежащее)
-Какой будет тема урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим)
- Как вы думаете, какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)
- Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время. (Была осень. – Будет осень.
Был сказочный чертог…- Будет сказочный чертог…)
-Что получается при изменении временного плана? (Предложение становиться двусоставным)
- О каких же явлениях говориться в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим? (О событиях, явлениях, который существуют в настоящем)
- Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются? (Первое предложение нераспространённое, а второе и третье – распространённые)
- Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем?( Определения и дополнения)
- Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение? (Нет, в 3-м предложении тоже определение )
- Докажите это.( Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог)
-Какой это вид определения? (Несогласованное определение)
-Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом – подлежащим? (Согласованные и несогласованные определения)
- Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными.
- Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений. ( Формулируют определение)
2. Беседа. Чтение определение назывных предложений в рамке учебника на с.198
Сравните определение в учебнике со своим.
-Что нового вы узнали из текста в рамке?
-Какое значение выражают назывные предложения?
-Каковы их структурные особенности?
-Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)
-Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания? (Повест., побуд., вопрос.)
-Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения? (В художественном)
Придумайте свои примеры назывных предложений. (Зима. Вот снег. Сильный мороз.)
4)Закрепление.
-Сравните записанные предложения.
Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.
- Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл – утверждается о существовании явления в настоящем.)
- В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)
-Выполним упр. 276- осложненное списывание – развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:
-Найти грамматическую основу предложения.
-Определить количество главных членов.
-Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:
-глагол;
-Существительное. (Взаимопроверка)
Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно, наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем придти к такому пониманию счастья. В.Белов
-Выполним упр. 279 – выборочный диктант – закрепляется навык нахождения назывных предложений и выявление их стилистической функции. (Проверка по цепочке)
Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. П. А.Бунин
5)Подведение итогов.
-С каким видом предложений вы познакомились на уроке? (назывные или номинативные)
- Какое значение могут выражать эти предложения?
- Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)
6)Домашнее задание.
1. Выучить определение в учебники на с.198.
2. Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой « В субботу» и подготовиться к самодиктанту.