Материал на проверке

Конспект урока русского языка на определение грамматической основы и знакомство с назывним предложением

0
0
Материал опубликован 14 October 2015

Тема : Односоставные предложения с главным членом подлежащим.

Цели:

1)Образовательные:

- познакомить учащихся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом – подлежащим;

- закрепить умение учащихся определять грамматическую основу.

2)Развивающие:

    - развивать у учащихся умение находить назывные предложения в тексте;

    - развивать у учащихся умение сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия;

   - развивать речевую культуру учащихся.

3)Воспитательные:

   -воспитывать интерес  к русскому языку;

   - обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методика урока: слово учителя, беседа.

Оборудование: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Структура урока:

1)Оргмомент и целеполагание.

2)Словарно- орфографическая работа.

3)Объяснение нового материала.

4)закрепление.

5)Подведение итогов.

6)Домашнее задание.

Литература: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

 

Ход урока.

1)Оргмомент и целеполагание.

«Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Садитесь! Открываем тетради записываем число, классная работа и тему. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом – подлежащим, а так же научимся сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия».

2) Словарно- орфографическая работа.

На доску с помощью проектора проецируется стихотворение М.Цветаевой «В субботу».

Темнеет… Готовиться к чаю…

      Дремлет Ася под маминой шубой.

                                     Я страшную сказку читаю

                                     О старой колдунье беззубой,

                                     О старой колдунье и гномах,

О принцессе ушедшей закатом.

                                     Как жутко в лесу не знакомом

   Бродить ей с невидящим братом!

                                     Одна у колдуньи забота:

  Подвести его к пропасти прямо!

                                      Темнеет… Сегодня суббота.

                                      И будит печальная мама.

Темнеет… Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю

Клубочком свернувшейся Асе

                                      Я страшную сказку читаю.

 

-  Вы помните, когда впервые прочли это стихотворение? (В 3-ем классе)

- Подчеркните грамматические основы. (Один ученик  называет все грамматические основы)

- Сколько односоставных предложений вы нашли? ( 6)

- Назовите виды односоставных предложений с главным членом – сказуемым. (Безличное, определенно - личное…)

- Какие типы и виды орфограмм вы можете отметить в тексте? (Безудар. гласная в корне, удвоенные согласн. в корне и т.д.)

- Перепишите текст стихотворения в тетради и графически обозначьте условия выбора орфограмм.

- Найдите в стихотворении причастные обороты. Чем объясняется выбор или отсутствие знака при причастном обороте? Графически обозначьте условия выбора пунктограмм. ( С места отвечает ученик, выполняя задание на оценку)

- Разберите по составу слова ушедшей и свернувшейся.

 Какие структурные особенности этих форм вы можете отметить? ( В корне  -шед- наблюдается чередование звука д с нулём звука; ср. шёл, а корень –вер- является связанным, без приставки он не употребляется; ср.отвернуться, повернуть.)

- Найдите в тексте многозначные слова. (Старая, подвести.)

- Приведите примеры, когда они употребляются в других значениях. (Старый друг, старые книги, старое платье; подвести итоги, подвести товарища, подвести брови.)

-Найдите слово имеющее омоним. (Пропасть1 –«крутой обрыв» и пропасть2 – «большое количество».)

- Приведите пример, из которого будет ясно значение слова – омонима. (Народу там пропасть.)

-Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

 

 

 

3)Объяснение нового материала .

1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.

- Запишите четверостишие в тетрадях. Один ученик у доски.

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

- Выделите грамматические основы предложений. ( Подчёркивают осень, чертог, просеки).

-   Какого типа эти предложения? (Односоставные)

- Назовите главный член предложений? ( Подлежащее)

-Какой будет тема урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим)

- Как вы думаете, какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)

- Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время. (Была осень. – Будет осень.

Был сказочный чертог…- Будет сказочный чертог…)

-Что получается при изменении временного плана? (Предложение становиться двусоставным)

- О каких же явлениях говориться в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим? (О событиях, явлениях, который существуют в настоящем)

- Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются? (Первое предложение нераспространённое, а второе и третье – распространённые)

- Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем?( Определения и дополнения)

 

- Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение? (Нет, в 3-м предложении тоже определение )

- Докажите это.( Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а  существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог)

-Какой это вид определения? (Несогласованное определение)

-Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом – подлежащим? (Согласованные и несогласованные определения)

- Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными.

- Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений. ( Формулируют определение)

 

2. Беседа. Чтение определение назывных предложений в рамке учебника на с.198

Сравните определение в учебнике со своим.

-Что нового вы узнали из текста в рамке?

-Какое значение выражают назывные предложения?

-Каковы их структурные особенности?

-Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)

-Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания? (Повест., побуд., вопрос.)

-Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения? (В художественном)

Придумайте свои примеры назывных предложений. (Зима. Вот снег. Сильный мороз.)

 

 

4)Закрепление.

-Сравните записанные предложения.

              Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.

- Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл – утверждается о существовании явления в настоящем.)

- В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)

-Выполним упр. 276- осложненное списывание – развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:

-Найти грамматическую основу предложения.

-Определить количество главных членов.

-Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:

    -глагол;

-Существительное. (Взаимопроверка)

Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно, наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем придти к такому пониманию счастья. В.Белов

-Выполним упр. 279 – выборочный диктант – закрепляется навык нахождения назывных предложений и выявление их стилистической функции. (Проверка по цепочке)

Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты.              П. А.Бунин

5)Подведение итогов.

-С каким видом предложений вы познакомились на уроке? (назывные или номинативные)

- Какое значение могут выражать эти предложения?

- Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)

6)Домашнее задание.

1.     Выучить определение в учебники на с.198.

2.     Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой « В субботу» и подготовиться к самодиктанту.

Комментарии
Комментариев пока нет.