Методические рекомендации на тему «Конструирование и моделирование из бумаги как начальный этап обучения техническому творчеству»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ВЛАДИКАВКАЗА»
структурное подразделение
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
Конструирование и моделирование из бумаги как начальный этап обучения техническому творчеству
(доклад на заседании методического объединения)
«Ум ребенка — на кончиках пальцев»
Сухомлинский В.А
Етдзаева А.М.
педагог дополнительного образования
Владикавказ, 2022г.
Конструирование и моделирование из бумаги как: начальный этап обучения техническому творчеству.
«Истоки творческих способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.
«Стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества».
Лев Семенович Выготский.
«Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения».
Борис Михайлович Теплов.
Моделирование — вид конструирования. В результате процесса конструирования и моделирования получаются готовые объекты — изделия, модели, макеты. Любой объект может быть смоделирован с использованием самых различных материалов и техник. Моделирование позволяет свободно планировать и проектировать свою модель, учит наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму изделия, доказывать целесообразность и пользу создаваемой модели. Конструирование позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков.
Слово «модель», как известно, «modulus» - мера, образец. Оно имеет множество значений и оттенков, и используется как в профессиональной и научной деятельности, так и в обыденной жизни. В научных исследованиях модель - это созданный человеком искусственный объект или явление, отображающий основные свойства реального объекта или явления. Исследуя свойства модели, человек получает новые знания о реальном объекте или явлении. При обучении модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например, модели домов, предметов мебели, сухопутного, морского и воздушного транспорта и др.
Конструирование и моделирование - первая ступень или первый шаг детей в область технического творчества. Бытует мнение, что им смогут заниматься только дети - технари. Я считаю, что начальным техническим моделирование могут и должны заниматься все дети, и технари, и гуманитарии.
В процессе конструирования у ребенка развивается не только творческое мышление, но и способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, дети обучаются аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Доказано, что бумажное моделирование способствует повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию внимательности, смышлености, логичности. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Увлекательные занятия позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус. Кроме того, моделирование развивает коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что занятия по конструированию и моделированию позволяют организовать досуг не только детей, но и взрослых. Изготовление бумажных игрушек вводит ребенка в удивительный мир конструктивно-пластического творчества.
В настоящее время искусство работы с бумагой в творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий и использования компьютерной графики (а музыку пишут при помощи компьютеров) бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к поделкам из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком, так как бумагопластика - это искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание объёмных скульптур.
Существует большое разнообразие видов бумагопластики:
1-Оригами (складывание различных фигур из бумаги);
2-Киригами (вырезание бумажных кружев);
3-Квиллинг (бумагокручение, создание фигур из накрученных в спираль тонких полосок бумаги);
4-Торцевание (создание воздушной аппликации из закрученных квадратиков креповой бумаги);
5-Айрис-фолдинг (радужное складывание);
6-Аппликация (склеивание отдельных элементов в единую композицию);
7-Папье-маше (изготовление объемных изделий из клейстера и бумажной массы из газет);
8-Плетение из бумажных трубочек (бумажная лоза);
9-Декупаж (декорирование различных поверхностей специальными салфетками с использование лака);
10-Бумажная скульптура и моделирование.
Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.
Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном. К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей.
Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Ребята учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. Делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.
Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Это учит его внимательности и ответственности.
В классификации видов конструирования по степени полноты технического процесса выделяют следующие три вида конструирования:
- конструирование из готовых деталей;
- конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися;
- смешанное конструирование (в основном берутся готовые детали, но по необходимости они дополняются деталями собственного изготовления).
Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений.
Главными педагогическими условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:
1) использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
2) формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).
Значение моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Они позволяют лучше познать наш мир окружающей действительности.
Цитируя знаменитых педагогов – «ум находится на кончиках пальцев» и «математика в порядок ум приводит», хочу сказать, что все это в полной мере относится к моделированию и конструированию. Оно способствует развитию пространственного представления и воображения, графических навыков, глазомера, изобретательности, творческого и нестандартного мышления, а также развитию речи и мелкой моторики. Навыки различных видов деятельности, полученные на занятиях, помогут лучше учиться в школе, мыслить творчески, нешаблонно. Лучший период для развития пространственного воображения, как утверждают психологи, приходится на возраст 5-9 лет.
Таким образом, занятия моделированием и конструированием из бумаги имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками
Важно отметить, что при создании новых изделий учащиеся решают творческие задачи потому, что, прежде всего, в изделиях всегда должно быть что-то новое, то, чего не было в ранее созданных образцах. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны, хотя подчас и наивны. Разумеется, младшие школьники не делают каких-либо открытий, но сам процесс конструирования ничем не отличается от работы взрослых. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности. Овладевая навыками моделирования, учащиеся видят объект не просто на плоскости, а объёмную конструкцию (модель), что позволяет более полно оценить этот объект.
Учащиеся знакомятся с историей и современным уровнем развития российской и мировой техники. Повышение мотивации к занятиям реализуется посредством включения детей в креативную деятельность. Моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, поэтому занятия могут проводиться в учебных классах.
Занимаясь моделированием и конструированием, учащиеся узнают: основные свойства материалов для моделирования; принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов; названия основных деталей и частей модели; необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. Они овладевают следующими умениями и навыками:
- самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона, изготавливать усложненные модели;
- выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов, определять недостающие детали в модели и вычерчивать их;
- работать простейшими ручным инструментом;
- окрашивать детали модели и модель кистью;
- разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
- самостоятельно изготовить модель от начала до конца, анализировать свою модель с пояснениями;
- организовать рабочее место;
- подбирать материал для модели;
- презентовать собственный проект;
- проявлять усидчивость до достижения конечного результата.
Моделирование позволяет обучающимся наблюдать, подмечать, мыслить, выдвигать идеи, изобретать, рисовать и мастерить. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона.
Таким образом, занятия моделированием и конструированием из бумаги имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
Литература:
1. Саенко Г. Н., педагог дополнительного образования. «Конструирование и моделирование из бумаги и картона»
2. Г.О. Шаховская, педагог дополнительного образования. «Конструирование и моделирование из бумаги»
3. Бумажное моделирование. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Кияйкина Наталья Федоровна