Для эффективного и рационального проектирования занятия использую следующий конструктор урока
ТАБЛИЦА-КОНСТРУКТОР УРОКА
Этап (его особенность) |
Приемы, техники, способы |
Начало урока Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия. |
Оратор. Автор. |
Актуализация знаний . Учитель организует: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление. |
Да - нет. Брейнрайтинг До - после. Записная книжка |
Изучение нового материала. На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников. |
Практичность теории. Проведи исследование. Пинг-пон «Имя – Значение». Лови ошибку. Инсерт. Послушать-сговориться-обсудить. ЗХУ Хорошо -плохо. Связи. Зигзаг Стратегия «ИДЕАЛ». Своя опора. Целое—часть. Часть—целое. Изобретательская задача. Конструктор ТРИЗ «Событие» Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей» |
Обсуждение и решение проблем. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. |
«Маша-растеряша». Стратегия «ИДЕАЛ». Стратегия «Фишбоун». Хорошо -плохо. Силовой анализ. Генераторы-критики. Диаграмма Венна. Обратный мозговой штурм. |
Решение учебных задач. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. |
Конструктор «События». «Совмещение противоположностей». Раздели на группы. Восстанови текст. Морфологический ящик. Создай паспорт. Ситуационные задачи. Изобретательские задачи. Метафорическая игра. «Связи». |
Контроль знаний, обратная связь. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. |
Перевод с «русского на русский». Бортовой журнал. Своя опора. Да-нетка. Метод интеллект-карт. Жокей и лошадь. Цепочка признаков. Диаграмма Венна. Рюкзак. Синквейн. Светофор. |
Рефлексия. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
«ПОПС»-формула. «Телеграмма». Цветные поля. Мысли во времени. Шесть шляп. Синквей. Райтинг. Хайку. ЗХУ Диаманта. До -после. Сообщи свое Я. Рюкзак. |
Предлагаемые приемы педагогической техники могут быть успешно использованы в любой предметной области, так как являются универсальными. Легко встраиваются в уроки любого типа и могут быть использованы на разных этапах урока. Используемые в работе элементы «Конструктора урока» (автор Анатолий Гин) могут быть дополнены личными находками учителя.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Долгобородова Лариса Анатольевна
Власова Ирина
Попова Марина Николаевна