12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гончарова Кристина Александровна92
Россия, Луганская Народная Респ., г. Алчевск
2

Статья «Контроль и оценка учебного процесса»

Контроль и оценка учебного процесса

Современная ситуация в обществе, а также опыт управления школой подтверждают, что главный путь развития системы образования - обеспечение конкурентоспособности каждого учебного заведения и его выпускников. Основой конкурентоспособности является качество образования.

Проблема качества образования, прежде всего, должна рассматриваться с позиции общечеловеческой и социальной ценности образования, быть связанной с тем, чему мы учим и как мы учим.

Ошибки в организации контроля и оценки делают невозможным формирование у ученика стремления учиться, преодолевая при этом объективные трудности процесса познания, становления и самоутверждения личности, которые невозможны без самоуважения.

Система требований к осуществлению контроля полно раскрыта в работах В. Лозовой. Так, в учебнике "Теоретические основы обучения и воспитания" отмечается, что основными требованиями к контролю являются:

1. Объективность оценки.

2. Индивидуальный характер оценки.

3. Гласность контроля, предусматривает мотивировки оценки.

4.Всеcторонность оценки.

5. Дифференцированность оценки.

6. Разнообразие форм и методов.

7. Этичность контроля.

8. Подготовка школьников к осуществлению контроля и самоконтроля знаний и тому подобное.

То, что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от осуществления контроля (его количества, качества, своевременности, глубины, полноты и объективности), в современной научной педагогической литературе доказано. Ведь именно контроль как способ обратной связи в управленческой деятельности позволяет получать информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса, его результативность. Поэтому система внутри школьного контроля в СОШ может быть рассмотрена как подсистема общей целостной системы управления школой, так и самостоятельная относительно целостная система.

Повышение качества, осуществляемого внутри школьного контроля над состоянием учебно-воспитательной работы, является одним из эффективных путей совершенствования системы управления образовательным учреждением.

В современных школах применяются такие формы контроля: добровольный взаимный контроль, самоконтроль, общественный смотр знаний, творческий отчет "портрет педагога", который позволяет не только представить себе профессиональные возможности учителя, но и раскрыть индивидуальные черты личности, творческое мышление и потребность формировать творческую личность ученика.

Оценивания учебных достижений учащихся является одним из необходимых компонентов учебного процесса, поскольку дает возможность получить качественную характеристику усвоения учебного материала. Учитель имеет возможность оценить положительные и отрицательные аспекты своей работы и по возможности вносить изменения в методы работы, ища тем самым тот индивидуальный стиль, который и создает настоящего педагога. Но и ученик не стоит в стороне процесса оценивания, вырабатывая свое отношение к оценочным знаниям, ведь мнение друзей, товарищей, родителей о его школьных успехах ему не безразлично.

Следует обратить внимание на трудности, которые возникают при оценке, а именно неумение почувствовать ту грань, за которой начинается качество, соответствующее другой оценке результатов оценивания. Это, в частности, касается как чрезмерной учительской требовательности, так и определенного либерализма, ограничивающие диапазон критериев оценки.

Особые трудности возникают в том случае, когда приходится оценивать нестандартные ответы или результаты работы:

определенная неуверенность, предвзятость, отсутствие собственного отношения к заданной системы оценивания;

иногда молодые учителя грешат "рефлексом солидарности", то есть при любых условиях помогают ученику, щедро ставят высокие баллы. Предостережением таком оценке является то, что снисходительность развращает детей, а потому они нередко пренебрежительно начинают относиться к такому "доброго" учителя;

учитель ориентируется не на реальный результат обучения конкретных учеников, а на сравнение с признанными им эталонами. Такая оценка происходит в условиях, когда учитель выбирает одного из учеников за "образец" и начинает ставить его всем в пример. Стремясь делать так же, дети еще больше ухудшают качество собственных знаний;

отсутствие четкой системы в оценке, ориентация на какие-то случайные факторы. Это может проявляться в том, что учитель может гораздо больше опрашивать и выставлять оценок тем ученикам, фамилии которых записаны в журнале вверху. Еще учителя могут опрашивать детей не по журналу, а хаотично. Тогда, в основном, больше опрашиваемыми будут те ученики, которые сидят на первых партах. Дети, сидящие на последних партах, не попадают в зону внимания учителя, даже если и стремятся отвечать;

учитель оценивает ученика независимо от жизненных обстоятельств, считая, что если ученик пришел на уроки, то должен работать наравне со всеми. Но возможно, что в классе есть ребенок, который часто болеет, но в первый же день посещения школы он вместе со всеми пишет контрольную работу по математике. Очевидно, что у него будет низкая оценка, которая к тому же будет выставлена в журнале. Это приводит к снижению учебной активности таких детей;

учитель проводит акт непосредственного "воспитания" через оценку. Это проявляется в расширении сферы явлений, которые оценивает. Например, может поставить неудовлетворительную оценку ученику, который забыл тетрадь или ручку, а не послушно вел себя на уроке;

учитель формирует зависимость ребенка от определенного уровня оценок, то есть поддерживает "легенду" о его зацикленности на определенном уровне, неспособность достичь высокого результата.

Контроль и оценка всегда были важной составляющей учебного процесса. Между тем веками педагоги дискутируют о целесообразности оценки, его технологию, о том, что должна показать оценка - успешность ученика или преимущества, недостатки той или иной методики обучения.

Литература:

Барановская А. Современная модель оценивания учебных достижений учеников: преимущества и недостатки // Начальная школа. - 2000. - №7. - С.48-50.

Буринский Н.М. К проблеме оценочного контроля // Педагогика и психология. - 2000. - №2. - С.85-87.

Рукасова С. Оценка знаний учащихся как педагогическая проблема // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С.36-38.

Щекатунова Г. Проблемы оценивания качества образования в общеобразовательных учебных заведениях // Начальная школа. - 2007. - № 17-18. - С.3-5.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.