Коррекционная программа «Лучик» для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Характеристика программы.
Программа рассчитана для детей с ТНР, которые поступают в детский дом в младшем дошкольном возрасте. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и нестабильным звуковым оформлением.
Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которые заменяют все остальные. Это неговорящие дети, произносящие лишь отдельные аморфные слова – корни. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух - трех плохо артикулируемых звуков: согласный + гласный или, наоборот, гласный + согласный. В активном словаре неговорящих детей от 5 до 27 слов.
Опоздание с коррекционной помощью таким, детям часто приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных психических процессов и несформированности коммуникативных навыков.
Структура программы
1 раздел
Формирование когнитивных процессов.
К когнитивным (познавательным) процессам относятся сенсорные процессы (восприятие, внимание, память), мышление, воображение, речь. Их формированию посвящены соответствующие подразделы программы.
Успешность познавательного развития ребенка во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, т. е. тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности.
Основные задачи когнитивного развития детей.
· Развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
· Накопление и расширение сенсорного опыта.
· Формирование представлений об окружающем мире.
Программа предусматривает освоение детьми формы, величины, цвета предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов.
Знакомство ребенка с различными свойствами предметов всегда должно включать следующие этапы:
· Накопление сенсомоторного опыта (накопление ощущений на основе операций с предметами).
· Формирование представлений о различных свойствах; предметов.
· Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами, и способами их использования.
· Развитие аналитического восприятия (т. е. восприятия предмета как сочетания элементов, из которых они состоят, связей между этими элементами).
Формирование психических процессов, необходимых для развития познавательной сферы.
Формирование психических процессов происходит в следующей последовательности:
Развитие внимания
I -й этап
• Привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей.
Стимуляция непроизвольного внимания с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных).
2-й этап
• Развитие непроизвольного внимания на основе интереса к разнообразным предметам и явлениям.
• Организация деятельности с привлечением внимания ребенка к различным свойствам объектов.
• Развитие устойчивости непроизвольного внимания.
3-й этап
• Развитие внимания к слову.
• Формирование предпосылок для развития произвольного внимания.
• Расширение объема внимания.
• Развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти
1 -й этап
• Развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов.
• Увеличение скрытого периода узнавания.
• Расширение круга узнаваемых предметов.
2-й этап
• Развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах.
3-й этап
• Развитие непроизвольной памяти.
• Увеличение объема запоминаемого материала.
• Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Развитие воображения
Воображение воспитанников детского дома младшего дошкольного возраста очень ограничено и носит воспроизводящий и непроизвольный характер.
Для развития воображения рекомендуется:
• Рассказывание детям потешек, сказок.
• Показ детям сценок на знакомый сюжет с использованием игрушек, кукольного театра.
• Организация сюжетных игр (с предметами-заместителями, «понарошку»); организация подражательных игр.
• ИЗО - деятельность (задания типа «Дорисуй картинку», «Что это такое?»).
• Составление рассказов по сюжетной картинке.
• Организация сюжетно-ролевых игр.
Развитие мышления
• Развитие восприятия.
• Установление связей «восприятие - образ».
• Установление связей «предмет - действие».
• Установление связей «действие - его результат».
• Установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами.
• Установление причинно-следственных связей (последовательные картинки).
В процессе решения данных задач проводится работа по развитию мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения и т. д.
Анализ - расчленение предмета на составные части. (Игры в конструкторы, разбор пирамид, матрешек и т. д.).
Синтез - процесс, противоположный анализу, мысленное установление связи, мысленное объединение предметов, их мастей или признаков. (Конструктивные игры: «Дополни до целого», «Сложи картинку» и др.)
В результате развития аналитико-синтетической деятельности становятся возможными и другие мыслительные процессы.
Сравнение - мысленное сопоставление объектов, установление сходства или различия предметов по каким-либо признакам. (Игрушки и предметы, различающиеся по какому-либо одному признаку: разноцветные или разные по размеру шары; одинаковые по размеру и цвету шары и кубики и т. д.; игры в лото, домино, парные картинки, поиск противоположностей).
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства, в группу по какому-либо признаку. (Игры в лото «Найди лишнее», группировка предметов по темам, например, транспорт, одежда, посуда).
Классификация - распределение предметов по группам, опираясь на какие-либо признаки.
Абстрагирование - отвлечение, выделение какого-либо свойства или признака предмета, которые мыслятся обособленно от самого предмета, от других его признаков. Таким путем выделяются форма, цвет, движение, величина и другие свойства предметов.
Сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование у ребенка перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов.
Другая его важная задача – своевременное соединение сенсорного опыта со словом.
Ощущения и восприятие – первая ступень в познании мира. Развивающаяся речь опирается именно на эту базу. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает их более четкими, систематизированными и обобщенными. На этом и основано развитие восприятия.
Занятия проводятся по темам «Величина», «Цвет», «Форма», и др.
Они направлены на развитие внимания и памяти, зрительного, слухового, тактильно – двигательного и вкусового восприятия.
Содержание воспитания и обучения
· Учить детей:
o воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
o различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
o группировать предметы по заданному признаку;
o складывать разрезную картинку из двух – трех частей.
· Создавать условия для восприятия и практического использования свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной).
· Формировать поисковые способы ориентировки – пробы, прикидки при решении практических и поисковых задач.
Этапы ознакомления с отдельными свойствами предметов.
Величина
· Выбор из двух предметов большего или меньшего.
· Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы по принципу «такой - не такой».
· Выбор предметов одного размера из группы однородных разновеликих предметов.
· Выбор из двух предметов одного равного третьему.
· Сортировка разнородных предметов по размеру.
· Оценка соотношения частей предмета по размеру.
· Выделение разных измерений предмета (длины, ширины, высоты и др.).
· Закрепление эталона - выстраивание предметов в убывающие (увеличивающиеся) ряды. Выполнение заданий по словесной инструкции.
Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. В качестве эталона величины выступает представление oб отношениях по величине между предметами, обозначенных словами, указывающими на место предмета в ряду других (больший, меньший, самый большой). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения 2-3 предметов к сравнению многих, образующих ряд величин (убывающий или увеличивающийся).
В работе используются одноцветная пирамидка с 3 кольцами, 5 кольцами, матрешки (двухсоставная, трехсоставная), игрушки и фигуры разных размеров, картинки с изображением предметов разной величины, вкладыши с однородными предметами разной величины.
Форма
• Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия (учет формы при выполнении элементарных действий).
• Выбор предметов по форме по принципу «такой - не такой».
• Раскладывание предметов, резко отличающихся по форме.
• Раскладывание предметов, близких по форме.
• Выбор двух заданных форм при выборе из четырех.
• Задания на аналитическое восприятие формы.
Аналитическое восприятие формы предполагает умение разбить предмет на элементы, соответствующие тем или иным образцам, и определить их соотношение между собой.
Эталонами формы являются геометрические формы. Плоские фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными, они отражают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур. При обследовании формы дополнительно используется тактильный анализатор.
Геометрические фигуры являются образцами, вокруг которых объединяются предметы. Далее у этих предметов обозначается форма - круглый, овальный и т. д.
Начинать знакомство ребенка с формами целесообразно с круга и квадрата, так как они отражают форму близкий ребенку предметов (мяча, кубика).
Для детей, испытывающих трудности в знакомстве с формой, рекомендуется изучать формы в последовательности, представленной в схеме веерного расширения.
На занятиях можно использовать игры «Геометрическое лото», домино «Предмет - форма», «Подбери фигуру к контуру», «Подбери по форме разные предметы».
Цвет
· Выбор предметов одного цвета; последовательное ознакомление ребенка с разнообразными цветами.
· Группировка предметов, разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет.
· Сортировка предметов двух и более цветов:
o контрастных;
o близких по цвету.
· Соединение слов-названий с конкретными цветами, при этом у детей раннего возраста не требуется обязательное запоминание названий цветов.
· Группировка и сортировка по цвету, представленному различными оттенками.
· Выделение и узнавание оттенков.
· Выполнение упражнений на аналитическое восприятие цвета.
Формирование мышления.
Формирование мышление в данной программе представлено начальным этапом - познание внешнего мира через практическое действие с предметами.
Перемещая предметы в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. У ребенка складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, переносу приобретенного опыта из первоначальных условий в новые. Формируется умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач. Внутренне развитие мышления в свою очередь идет по двум основным направлениям: интеллектуальному и понятийному.
Важнейший этап формирования мышления связан с речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив. Для собственных высказываний, пусть даже односложных.
Необходимый этап в формировании мыслительных процессов: помочь ребенку научиться воспринимать не только, то что его окружает, но и понимать рассказ взрослого о предметах и явлениях , в данный момент не находящихся в поле его зрения, но с которыми он сталкивался раньше. Стимулировать интерес ребенка к причинам часто повторяющихся явлений. Ребенок начинает делать примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.
Содержание воспитания и обучения
· Создавать условия и предпосылки для развития у детей наглядно – действенного мышления.
· Стимулировать развитие наглядно – действенного мышления через проблемно – практические ситуации и задачи.
· Формировать:
- целенаправленную предметно – орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.
- соотносящие действия при выполнении заданий по образцу взрослого;
- восприятие целостной сюжетной ситуации, изображенной на картинках, с опорой на собственный опыт;
умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения.
· Учить:
- Пользоваться различными методами решениями проблемно – практических задач;
- Понимать жизненные ситуации, проигрывать их по - подражанию с заменой одних объектов другими;
- Выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, использовать заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели.
Ознакомление с окружающим.
Занятия по ознакомлению с окружающим направлены на формирование у детей целостных представлений о предметном мире, развитие внимания, обогащение чувственного опыта. У ребенка накапливаются элементарные понятия о неживой природе, животном и растительном мире, бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода, начинает активизироваться связная речь. Важно научить детей смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать все это в словесных высказываниях.
Занятия проводятся по темам «Части тела», «Зима», «Новый год», «Игрушки», «Семья»,»Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы» (приложение №1)
Содержание обучения и воспитания.
· Уточнить и расширить знания детей по указанным темам.
· Расширять и активизировать словарь по ним, а для этого учить узнавать и называть:
o части тела (голова, руки, ноги, колени, пальчики, глаза, уши, нос, волосы, рот, живот, спина);
o понятие зима, выделять картинки с изображением этого времени года из ряда других, объясняя причину выбора (снег, холодно);
o обобщающее понятие игрушки и отдельные из них (мячик, ведро, мишка, кукла - ляля, пирамидка, машинка );
o себя и своих близких (детей группы, воспитателей) по фотографии, себя в зеркале, положительно эмоционально откликаться на такую работу;
o домашних животных, используя звукоподражания (корова, лошадь, собака, кошка, коза, овца, гусь, утка, курица, цыплята).
· Формировать:
o активную позицию по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривание предмета с разных сторон , действия с ним и пр.);
o начальные представления о некоторой систематизации накопленных знаний.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Развитие речи и коммуникативных способностей – главный подраздел программы.
Формирование речи на протяжении первых лет жизни – не простое количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно – психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и при общении со взрослым. В этот период он учится строить первые предложения, обобщения, начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками. Любые задержки или нарушения в развитии отражаются на поведении, а также деятельности ребенка. Поэтому для предупреждения вторичных отклонений и максимальной реализации потенциала таким детям необходима специальная помощь.
На начальных этапах большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения: фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала приветствия и прощания. В дальнейшем, при становлении вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают совершенствоваться.
На специальных занятиях происходит формирование речевых навыков детей. В этом возрасте речь становится средством не только общения, но и познания окружающего мира. Систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в других видах деятельности, расширяются и уточняется словарь, развивается и активизируется связная речь. Кроме того, осуществляется подготовка к коррекции звукопроизношения.
Содержание обучения и воспитания.
· Создавать у детей предпосылки к развитию речи и языковых способностей.
· Формировать:
o невербальные формы коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно-игровые действия с взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы);
o потребность в речевом высказывании для общения с взрослыми и сверстниками;
o представление о том, что увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;
o умения высказывать свои потребности во фразовой речи.
· Учить:
o обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении);
o воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания;
o использовать в речи простые по слоговому составу слова;
o называть знакомые свойства и качества предметов;
o использовать в активной речи фразы из двух – трех слов.
· Разучивать потешки, стихи, поговорки, считалочки (при невозможности полного речевого высказывания пользоваться способом договаривания).
· Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.
2 раздел
Формирование деятельности
Данный раздел включает в себя три подраздела.
Формирование навыков предметно – манипулятивной и игровой
деятельности.
Предметная деятельность служит основой для формирования всех других видов деятельности. В ней ребенок осваивает соотношение и орудийные действия, которые в свою очередь, ведут к становлению ориентировочно – познавательной деятельности и появлению предпосылок к развитию речи. Ведущей деятельностью является игровая. Обращается внимание на развитие у детей интереса к игрушкам и предметно – игровым действиям, воспитания умения играть со сверстниками. Игра не только отражает наклонности и силу души ребенка, но и влияет на развитие его способностей, а следовательно, и, на будущую судьбу.
Содержание обучения и воспитания¨ Учить детей:
- наблюдать за предметно – игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при его поддержке;
- обыгрывать игрушки;
- воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в нее элементы сюжетной игры;
- играть рядом, не мешая друг другу.
¨ Воспитывать:
- интерес к выполнению предметно – игровых действий по подражанию и показу взрослым;
- эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.
Развитие мелкой моторики.
Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве, взаимодействия с игрушками.При выполнении предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, согласованность и плавность движений, развивается мелкая моторика и координация. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает интеллектуальное и психическое развитие.
Содержание обучения и воспитания¨ Учить детей выполнять:
- Дифференцированные движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого;
- Пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом (стихами), в соответствующей последовательности.;
¨ Правильно держать карандаш фломастер.
¨ Проводить детям массаж.
Последовательность развития руки:
• Движение от плеча.
• Движение от локтя.
• Движение кисти.
• Ротационные движения.
• Движения пальцев.
• Захват ладонью.
• Захват пястью.
• Пинцетный захват.
Виды упражнений для развития мелкой моторики:
1. Нанизывание.
1.1. Нанизывание колец с большим диаметром отверстия на стержень пирамидки.
1.2. Нанизывание колец с диаметром отверстия, почти равным диаметру сечения стержня пирамидки.
1.3. Нанизывание колец и шариков на веревку или шнурок.
1.4. Нанизывание бусин с небольшим отверстием на тонкую нить.
2. Проталкивание мелких предметов в отверстия.
2.1. Складывание (проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 2-3 см.
2.2. Складывание (проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 1-1,5 см.
2.3. Складывание (проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 0,5 см.
3. Закрывание отверстий.
3.1. Закрывание круглых отверстий.
3.2. Закрывание овальных отверстий.
3.3. Закрывание квадратных отверстий.
3.4. Закрывание треугольных отверстий.
3.5. Закрывание четырехугольных отверстий.
3.6. Закрывание отверстий сложной формы.
4. Занятия с кубиками.
4.1. Выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости.
4.2. Постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3-5 см.
4.3. Постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1,5-3 см.
5. Раскручивание и закручивание.
5.1. Раскручивание и закручивание крышек, пробок, винтов рукой.
5.2. Раскручивание и закручивание крышек, пробок, винтов с помощью отвертки и других приспособлений.
6. Игры с мозаикой.
6.I. Вытаскивание больших фишек из отверстий поля мозаики.
6.2.Вкладывание больших фишек в крупные отверстия поля мозаики.
6.3 Вкладывание больших фишек в мелкие отверстия поля мозаики.
6.4. Вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия поля мозаики.
6.5 Вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия поля мозаики.
Оснащение занятий по развитию моторной сферы.
• Погремушки в форме булавы и гантели, которые удобно брать в руки, в том числе и мягкие.
• Центры активности: плоские и объемные.
• Рамки и вкладыши различной сложности с ручками и без.
• Мячи различной формы из различных материалов, в том числе из ткани, звучащие и нет.
• Большой резиновый мяч (диаметр 65 мм - 1 метр).
• Пирамиды с кольцами разной формы и другие игрушки для развития точных движений: банки и стаканчики, вставляющиеся друг в друга, кубики разных размеров, брусочки.
• Емкости: банки, коробки из разных материалов, разного размера, с узкими и широкими отверстиями.
• Крупные деревянные бусы на прочной нитке.
• Мелкие предметы разные по форме и на ощупь.
• Игрушки с простым ответом (дотронулся - открылось или зазвучало).
• Машинки различных видов из различных материалов с веревочками.
• Гимнастические палки, обручи, скакалки.
• Гимнастические скамейки.
• Массажные коврики и другие приспособления (щеточки, разные по жесткости, массажные ежи и валики).
• Объемные модули в виде цилиндров, кубов.•перекидные качели.
Формирование продуктивных видов деятельности.
К продуктивным видам деятельности относятся изобразительная деятельность, конструирование и др. Данные занятия направлены на формирование соответствующих предпосылок: интереса к определенному виду деятельности, способности обследования предметов, зрительно – двигательной координации, ручной моторики. В процессе продуктивной деятельности происходит становление и уточнение знаний о предметах и явлениях, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Для освоения ее техники требуется развитие силы, точности, темпа, плавности, ритмичности специальных движений, что существенно облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности. Коллективные занятия способствуют приобретению навыков общения и адекватных форм взаимоотношения с другими детьми. Продуктивная деятельность способствует становлению ценных качеств личности ребенка: сознательности, целенаправленности, настойчивости, аккуратности.
Содержание обучения и воспитания
· Воспитывать у детей интерес к выполнению изображений различными средствами – фломастерами, карандашами, красками.
•Учить:
- наблюдать за действиями взрослого и сверстника при рисовании;
- соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями;
- проводить прямые, волнистые, закругленные и прерывистые линии.
· Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.
· Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.
· Знакомить с различным материалом для конструирования, приемами его использования для выполнения простейших построек.
· Обучать делать простейшие постройки совместно с взрослым и самостоятельно, нанизывать их, играть с ними, по подражанию педагогу, на полу, на столе.
Список литературы:
1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: М., 2004.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под. Ред. Новоселовой С.Л.: М., 1985.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Екатеринбург, 1998.
4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А: М.,2002.
5. КозловаО.Н., Курдвановская Н.В., Опарина С.А., Городничева Е.И., Лопская Р.Ю., ГусеваН.А. Коррекционно – диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи возраста: ОО «ТЦ Сфера», журнал «Логопед» №2, 2007.
6. Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: М., 2003
7. Куприянова Н.Б, Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трех лет: Л.,1974.
8. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры речи у детей с тяжелыми нарушениями речи: Мурманск, 2004.
9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры: М.,1999.
10. Стребелева Е.А. Мишина Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: М., 2002.
11. Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: М., 2001.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»