Библиотечный урок в 5 классе «"Крестьянские дети". По творчеству Николая Алексеевича Некрасова»
Библиотечный урок.
Тема: «Крестьянские дети». По творчеству Николая Алексеевича Некрасова.
5 класс.
Цель: обобщить и закрепить сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.
Задачи:
- познакомить с биографией писателя,
- обучить навыкам выразительного чтения;
- прививать любовь к поэзии и творчеству Н.А. Некрасова.
Ребята, кому принадлежат эти строки:
«Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз».
Правильно, русскому поэту Николаю Алексеевичу Некрасову. Постарайтесь еще вспомнить стихотворения этого автора. 10 декабря отмечался юбилей этого писателя 190 лет со дня рождения.
Тема нашего урока: «Крестьянские дети». Некрасов любил детей и написал о них и для них много стихотворений. У него есть большое стихотворение, которое так и называется - «Крестьянские дети» и в нём он с любовью рассказывает о них.
Но сначала поговорим о самом поэте, вспомним его биографию, и постараемся понять, почему же поэт обращался к этой теме – теме крестьянских детей.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло его детство. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно дворянскому ребенку водиться с детьми крепостных. Но мальчик тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он вместе с ними купался в речке, ходил в лес собирать малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка и мила жизнь простых крестьянских детей.
Мальчиком Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться на нем во весь дух. Ему было лет семь или восемь, когда нянька вздумала запугать его чертями. Тогда очень верили, что на свете есть черти, домовые и ведьмы. Вот как Некрасов вспоминает об этом приключении.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью – волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пуду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то чтоб я чертям был рад,
А так – хотелось видеть их.
Я постоял на берегу.
Послушал – черти ни гугу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел.
Согласитесь, не каждый мальчишка в то время смог решиться на такой поступок, ведь тогда, как я уже говорила, очень верили в нечистую силу.
Мальчик был рад проводить целые дни, с утра до вечера, под открытым небом, в лесах и полях. Но дома, в родной семье, ему жилось очень несладко. Его отец, Алексей Сергеевич, был невежественным, грубым и несдержанным помещиком. Он бил своих крестьян, угнетал семью, проигрывал большие суммы в карты. В семье Некрасовых было 14 детей. Мать поэта, любящая, добрая, образованная женщина заступалась за крестьян и за своих детей, но ей было очень тяжело противостоять своему грубому мужу. Самые свои первые стихи, написанные в детстве, маленький Николай посвятил матери, которую очень горячо любил.
Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в ярославскую гимназию, где он дошел до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков). А так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 16 лет Некрасов отправляется в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк. Но здесь он решает поступать в Петербургский университет, вопреки воле отца. Экзамены он не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. За это отец лишил его всяческой материальной помощи. Юноша остался без всяких средств к существованию. С первых же дней по приезде в столицу Некрасову пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года, - вспоминал он впоследствии, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день»
Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статьи, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра. Он много работал и вскоре его стихи стали печататься во многих журналах. Некрасов стал не только известным поэтом, но он был также редактором таких популярных журналов, как «Современник» и «Отечественные записки». Еще при жизни Некрасов был признан народным поэтом и когда он тяжело заболел, со всех концов России к нему посыпались письма, телеграммы, приветствия. Они скрашивали его безрадостные дни, приносили минуты радости, заставляли на некоторое время забыть о смертельной болезни.
Николай Алексеевич любил охоту. Ему нравилось бродить по лесам, полям в поисках дичи, встречаться с такими же охотниками, слушать их рассказы. К своим четвероногим спутникам и помощникам, охотничьим собакам, он испытывал глубокую нежность и привязанность. Особенно Некрасов любил собаку Кадо. Умная и красивая собака была с хозяином не только на охоте. Кадо чувствовал себя и в петербургской квартире как дома. С этой собакой случилась беда. Однажды жена Некрасова Зинаида Николаевна во время охоты выстрелила неудачно и попала в Кадо. Собака умерла. Хозяин велел закопать её в саду.
А еще он очень любил Волгу, на чьих берегах он вырос и провел свое детство, этой реке он посвятил не одно стихотворение.
…О, Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…
На протяжении всего своего творчества Некрасов не раз обращается к детской теме. Им были написаны два цикла стихов: «Стихотворения, посвящённые русским детям» («Дядюшка Яков», «Пчёлы», «Генерал Топтыгин» - 1867), ( «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи»- 1870). А также поэма «Саша», «Школьник», «Плач детей», «Крестьянские дети», «Дедушка».
Давайте отдохнем, и посмотрим отрывок из мультфильма. Демонстрация отрывка из мультфильма «Дедушка Мазай и зайцы»
«Дедушка Мазай и зайцы» - одно из самых известных произведений Н.А. Некрасова. Сюжет не замысловат: во время половодья дед Мазай спасает зайцев, перевозит их на своей лодке туда, где нет воды. Вы уже, наверное, слышали о том, что это не вымышленный герой и не придуманная деревня. Действительно, жил в деревне Вежи охотник, который не раз ходил на охоту с Некрасовым, он-то и рассказал ему всю эту историю.
В другом своем стихотворении, «Пчелы», Некрасов передает рассказ одного из крестьян, как в их деревне
…не в меру вода разлилась,
Думали, просто идет наводнение,
Только и сухо, что наше селение
По огороды, где ульи у нас.
Пчелка осталась водой окруженная,
Видит и лес и луга вдалеке,
Ну – и летит, - ничего налегке,
А как назад полетит нагруженная,
Сил не хватает у милой. – Беда!
Пчелами вся запестрела вода.
Тонут работницы, тонут сердечные!
Но крестьяне спасли своих пчел, подсказал им прохожий человек, наломали они веток и воткнули их в залитую весенними водами землю, чтобы пчелы, улетевшие в лес, могли на обратном пути отдохнуть.
Веришь: чуть первую веху зеленую
На воду вывезли, стали втыкать,
Поняли пчелки сноровку мудреную:
Так и валят и валят отдыхать.
В стихотворении «Соловей» тоже затронута тема природы, только в двух предыдущих говорится о том, какую беду для животных представляют стихийные бедствия, такие как разлив реки. Здесь угрозой для птиц стал человек. Ловили соловушек раньше и держали в домах, чтобы они своим пением развлекали хозяев и гостей.
Ведь наш-то курский соловей
В цене, - тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей
Да мимо нас и прокатили!
Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща, как немая.
Стоит – гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.
Договорились крестьяне не ставить больше сетей и не ловить птиц, и вот постепенно соловьи вернулись в рощу. А запрет на ловлю птиц строго настрого стал переходить от деда к внуку.
Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…
Стихотворения Некрасова написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком.
Давайте послушаем и вспомним несколько отрывков из поэм, описывающих времена года. Действительно, когда слушаешь их, перед глазами встают яркие картины: заснеженный лес, пестрые листья под ногами, теплый, прозрачный, нагретый весенним солнцем воздух.
Крестьянские дети.
Мы уже говорили о том, что Некрасов в детстве дружил с крестьянскими ребятами. С ними ему всегда было весело, с ними он играл в разные деревенские игры, бродил по лесам и полям. Ему нравилось, что они такие смышленые, способные, смелые.
…О, милые плуты! Кто часто их видел,
То, верю я, любит крестьянских детей;
…Счастливый народ,
Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
Безмятежное детство, однако, не было таким уж безмятежным. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик в 5-6 лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет обязанностей у него прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать со всеми хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни.
Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в 6 лет начинали осваивать прялку, в 10 – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Всему этому учили детей родители.
Крестьянские дети могли ходить в школу, но обучались они там только начальной грамоте: чтению, письму, счету. Одну такую школу для крестьянских детей открыл Некрасов в Аббакумцеве недалеко от Грешнева.
Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Ученик читает стихотворение « Школьник».
«Генерал Топтыгин». В прежние времена медведей водили по городам и деревням на цепи. Поймает охотник в лесу медвежонка, продаст его вожаку (вожак – это тот, кто дрессирует медведя). Тот вденет ему в нижнюю губу большое кольцо, приладит к кольцу крепкую железную цепь, научит его кувыркаться, выделывать всякие штуки, плясать и отправляется вместе с ним странствовать. Показывает медведя на деревенских базарах, на городских площадях. Зрители рады, смеются, бросают вожаку кто копейку, кто грош. Вожак соберет эти деньги и отправляется дальше, а за ним на цепи - медведь. Вот такого вожака с медведем встретил ямщик и тот уговорил его и своего подопечного подвезти до ближайшего селения. Да по пути они остановились и зашли в кабак, а мишка остался сидеть в санях. Надоело ему смирно сидеть, он заворочался и рявкнул. Кони испугались и понеслись. Послушайте, что же было дальше.
Прямо к станции летит тройка удалая.
Проезжающий сидит, головой мотая:
Ладит вывернуть кольцо. Вот и стала тройка;
Сам смотритель на крыльцо выбегает бойко.
Видит, ноги в сапогах и медвежья шуба,
Не заметил впопыхах, что с железом губа,
Не подумал: где ямщик от коней гуляет?
Видит – барин-материк (важный, богатый), «Генерал», смекает.
Поспешил фуражку снять: «Здравия желаю!
Что угодно приказать, водки или чаю?..»
Хочет барину помочь юркий старичишка;
Тут во всю медвежью мочь заревел наш мишка!
И смотритель отскочил: «Господи помилуй!»
Догнали через несколько часов ямщик и вожатый тройку. Топтыгина прогнали из саней дубиной «а смотритель обругал ямщика скотиной».
Не было раньше в деревнях магазинов, а приезжали туда «бродячие» торговцы. Ездили они со своим нехитрым товаром от деревни к деревни, торговали где за деньги ( да только какие у крестьян деньги), а где меняли на продукты. Продавали или меняли они сладости: пряники, коврижки, орехи, а еще платки цветные, бусы, булавки, тесемки, материал (лен, ситец), духи и многое другое. А дедушка Яков кроме всего прочего торговал книжками, букварями. И вот как накупят или сменяют всякой всячины крестьяне и крестьянки берут тогда они и книжки для своих ребятишек.
У дядюшки у Якова
Хватит про всякого:
Новы коврижки –
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик!
Отцы почтенны!
Книжки не ценны:
По гривне штука –
Деткам наука!
Для ребятишек –
Тимошек, Гришек,
Гаврюшек, Ванек…
Букварь не пряник,
А почитай-ка.
Язык прикусишь…
А бедной сиротке Феклуше некому купить ни сладостей, ни книжек, пожалел ее дядюшка Яков.
Сжалился, дал ей букварь старина:
«Коли бедна ты, так будь ты умна!»
Экой старик! видно добрую душу!
Будь же ты счастлив! торгуй, наживай!
«По грушу! по грушу! Купи, сменяй!»
А еще, в произведениях Некрасова встречаются загадки, давайте попробуем их отгадать.
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно,
Без языка – кричит!
Эхо
Летит — молчит, лежит — молчит ?Когда умрет, тогда ревет. Снег
Стоят столбы точёные,
Головки золочёные,
Задумчиво и ласково шумят.
Колосья
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Мороз-воевода
Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью творчества Николя Алексеевича Некрасова. На протяжении всего обучения в школе вы и дальше будете встречаться с этим, поистине, народным поэтом и еще не раз он порадует вас своим творчеством.