Критериальное самооценивание обучающихся как способ создания устойчивой положительной установки на изучение иностранного языка
Критериальное самооценивание обучающихся
как способ создания устойчивой положительной установки на изучение иностранного языка
Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека. Критерии расшифровываются параметрами, в которых дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому параметру – это определение степени приближения ученика к данной цели. При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, будет служить фундаментом для формирования положительной мотивационной установки на изучение иностранного языка, а также стимулом для достижения им более высоких результатов.
Оценивание осуществляется с учетом определенных принципов:
- критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей;
- нет открытого сравнения результатов оценивания разных учащихся, результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика;
- оценивание проводят сами обучающиеся;
- производится оценка не только продуктов учебной деятельности, но и самого процесса обучения.
Для отслеживания продвижения ученика в изучении иностранного языка, его успешности при освоении предмета, эффективно использовать листы самооценки с параметрами (вопросами), которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока/этапа урока, изучения темы.
Это помогает им ответить на следующие вопросы: «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?», «Как я могу преодолеть пробелы?».
Далее представлены примерные варианты листов самооценивания, составленные в зависимости от цели и типа урока.
Самооценивание устного ответа
Устное высказывание соответствовало / не соответствовало заявленной теме.
Объём высказывания был / не был достаточным.
В процессе высказывания были /не были использованы разнообразные языковые средства.
Самооценивание в виде завершения незаконченных предложений
На уроке я научился…
Было интересно…
Было сложно…
Могу похвалить себя за то, что…
Для меня было открытием, что…
Самым ценным для меня являтся…
Самооценивание освоения грамматической темы (пр. Страдательный залог) и готовности к проверочной работе по данной теме
Я знаю, что такое Страдательный. Залог Да / Нет / Не очень.
Я могу преобразовать предложение из Действительного Залога в Страдательный. Да / Нет / Не уверен.
Глагол времени Past Simple Passive строится: Had + V3 Did + V3 / Was/were + V3.
Предложение “The present will be sent” переводится: Подарок был отправлен. / Подарок будет отправлен. / Подарок отправляется.
Предложение “The experts have examined the details” построено в активном залоге / в пассивном залоге.
5-4 правильных ответов – Я готов(а) к проверочной работе
3-2 правильных ответов – Я не готов(а) к проверочной работе
Самооценивание своего участия в процессе работы в группе
Я помогал группе, предлагал варианты решения поставленных задач.
Я высказывал своё мнение.
Моё мнение учитывалось членами группы.
Я внес значительный вклад в эффективность работы группы.
Лист самооценивания на английском языке
My participation in the lesson
My feelings and emotions during the lesson
My difficulties
Valuable thoughts for me from the lesson
Лист уровневого самооценивания на английском языке
Description of achievement:
I can read and understand the information about (poor / fair / good / excellent);
I can listen and understand the information about (poor / fair / good / excellent);
I can write about (poor / fair / good / excellent);
I can speak about (poor / fair / good / excellent);
I can ask and answer the questions about (poor / fair / good / excellent).
Регулярное использование разнообразных вариантов параметрического (критериального) самооценивания на различных этапах изучения иностранного языка положительно влияет как на повышение качества обучения, так и на формирование личности ребенка, способного к дальнейшему самоопределению и более полной самореализации, является важным условием формирования устойчивой положительной мотивационной установки обучающихся на получение языковых знаний, формирование умений и их совершенствование.
Используемая литература:
Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011. - с. 160
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [ М.Ю. Демидова, Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.-М.: Просвещение, 2010.- с.215
Интернет ресурсы:
http://w.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ocenka.php;
http://si-sv.com/publ/14-1-0-319
http://bibliofond.ru/download_list.aspx?id=5633