Календарно-тематический план по ИЗО в 1 классе (УМК под ред. Б. М. Неменского)

2
0
Материал опубликован 15 September 2023 в группе
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование раздела

Предметное содержание

Форма реализации воспитательного потенциала

Модуль «Графика»

Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.

Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.

Рисование с натуры: разные листья и их форма.

Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).

Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:

демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности

обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;

использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно- нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в классе.

Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям искусства.

Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.

Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез


Модуль «Живопись»

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.

Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.

Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.

Модуль «Скульптура»

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

Модуль «Архитектура»

Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.

Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).

Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.

Модуль «Азбука цифровой графики»

Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:

уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально- значимой деятельности;

позитивный опыт участия в творческой деятельности;

интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями

Пространственные представления и сенсорные способности:

характеризовать форму предмета, конструкции;

выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;

выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;

абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;

соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной

среде и плоскостном изображении.

Базовые логические и исследовательские действия:

проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;

проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;

анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно- пространственную среду жизни человека;

формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;

использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.


Работа с информацией:

использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;

выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;

анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;

осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;

соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.


1. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;

демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;

признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

2. Овладение универсальными регулятивными действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.


Модуль «Графика»

Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.

Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.

Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.

Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.

Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.

Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.

Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.

Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.

Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).


Модуль «Живопись»

Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.

Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.

Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.

Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.

Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.


Модуль «Скульптура»

Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).

Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.

Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»

Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.

Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:

декоративный цветок или птица).

Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.

Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных

промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.

Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.


Модуль «Архитектура»

Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.

Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.

Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.

Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.


Модуль «Восприятие произведений искусства»

Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.

Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.

Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).

Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.

Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).

Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.


Модуль «Азбука цифровой графики»

Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.

Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

















Тематическое планирование с указанием количества часов по предмету «Изобразительное искусство» 1в класса



урока

Дата


Тема раздела, урока


Кол-во

часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Примечание

план

факт




1.Восприятие произведений искусства

2



02.09


Восприятие произведений детского творчества и формирование зрительских умений.

1

https://resh.edu.ru/


09.09


Представления о композиции: на уровне образного восприятия и о различных художественных материалах.

1

https://resh.edu.ru/





2.Графика

6



16.09


Линейный рисунок. Приемы рисования линией.

1

https://resh.edu.ru/


23.09


Рисунок с натуры: рисование листьев разной формы

1

https://resh.edu.ru/


30.09


От одного пятна — получаем рисунки разных животных

1

https://resh.edu.ru/


07.10


Линейный тематический рисунок

1

https://resh.edu.ru/


14.10


Пятно как основа графического изображения. Теневой театр. Силуэт

1

https://resh.edu.ru/


21.10


Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам.

1

https://resh.edu.ru/





3.Живопись

6



28.09


Цвет - одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.

1

https://resh.edu.ru/


11.11


Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов.

1

https://resh.edu.ru/


18.11


Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков.

1

https://resh.edu.ru/


25.11


Тематическая композиция «Времена года»

1

https://resh.edu.ru/


02.12


Техника монотипии. Представления о симметрии.

1

https://resh.edu.ru/


09.12


Лепка зверушек из цельной формы

1

https://resh.edu.ru/





4.Скульптура

4



16.12


Бумажная пластика. Объёмная аппликация

1

https://resh.edu.ru/


23.12


Лепка игрушки по мотивам народных художественных промыслов

1

https://resh.edu.ru/


13.01


Объёмная аппликация из бумаги и картона

1

https://resh.edu.ru/


20.01


Узоры в природе.

1

https://resh.edu.ru/





5.Декоративно-прикладное искусство

6



27.01


Изображение бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев

1

https://resh.edu.ru/


03.02


Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе

1

https://resh.edu.ru/


10.02


Орнамент, характерный для игрушек известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка.

1

https://resh.edu.ru/


17.02


Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки

1

https://resh.edu.ru/


03.03


Форма и украшение бытовых предметов.

1

https://resh.edu.ru/


10.03


Разнообразие архитектурных построек в окружающем мире

1

https://resh.edu.ru/





6.Архитектура

3



17.03


Освоение приёмов конструирования из бумаги.

1

https://resh.edu.ru/


24.03


Макетирование пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина

1

https://resh.edu.ru/


07.04


Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека

1

https://resh.edu.ru/





7.Восприятие произведений искусства

5



14.04


Рассматривание иллюстраций к детским книгам Иллюстрация любимого произведения

1

https://resh.edu.ru/


21.04


Знакомство с живописной картиной. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля. Зачет.

1

https://resh.edu.ru/


28.04


Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения.

1

https://resh.edu.ru/


05.05


Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и др. по теме «Времена года»

1

https://resh.edu.ru/


12.05


Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений

1

https://resh.edu.ru/


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Модуль 1. Восприятие произведений искусства

1.1.

Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений.

1

0

1

01.09.2022

02.09.2022

Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

1.2.

Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах.

0.5

0

0.5

05.09.2022

07.09.2022

Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата;

Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

1.3.

Обсуждение содержания рисунка.

0.5

0

0.5

08.09.2022

09.09.2022

Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

Итого по модулю 1

2


Модуль 2. Графика

2.1.

Линейный рисунок.

0.25

0

0.25

12.09.2022

16.09.2022

Осваивать навыки работы графическими материалами;

Наблюдать и анализировать характер линий в природе;

Создавать линейный рисунок упражнение на разный характер линий;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.2.

Разные виды линий.

0.25

0

0.25


Осваивать навыки работы графическими материалами;

Наблюдать и анализировать характер линий в природе;

Создавать линейный рисунок упражнение на разный характер линий;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.3.

Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие толстые, порывистые, угловатые, плавные и др.

0.25

0

0.25


Осваивать навыки работы графическими материалами;

Наблюдать и анализировать характер линий в природе;

Создавать линейный рисунок упражнение на разный характер линий;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.4.

Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией.

0.25

0

0.25


Осваивать навыки работы графическими материалами;

Наблюдать и анализировать характер линий в природе;

Создавать линейный рисунок упражнение на разный характер линий;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.5.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный).

1

0

1

19.09.2022

23.09.2022

Рассматривать и обсуждать характер формы листа;

Осваивать последовательность выполнения рисунка;

Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.6.

Последовательность рисунка.

0.25

0

0.25

26.09.2022

30.09.2022

Осваивать последовательность выполнения рисунка;

Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.7.

Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

0.75

0

0.75


Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями;

Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения;

Развивать навыки рисования по представлению и воображению;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.8.

Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом.

1

0

1

03.10.2022

07.10.2022

Развивать навыки рисования по представлению и воображению;

Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.9.

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения.

0.75

0

0.75

10.10.2022

14.10.2022

Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа;

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.10.

Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

0.25

0

0.25


Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.11.

Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом.

0.5

0

0.5

17.10.2022

21.10.2022

Учиться работать на уроке с жидкой краской; Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

2.12.

Рассмотрение и анализ средств выражения пятна и линии в иллюстрациях художников к детским книгам.

0.5

0

0.5


Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности;

Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

Итого по модулю 2

6


Модуль 3. Живопись

3.1.

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.

1

0

1

24.10.2022

28.10.2022

Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru


3.2.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета.

1

0

1

07.11.2022

11.11.2022

Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока;

Знать три основных цвета;

Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

3.3.

Эмоциональная выразительность цвета.

0.5

0

0.5

14.11.2022

18.11.2022

Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении весёлом, задумчивом, грустном и др.;

Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

3.4.

Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

0.5

0

0.5


Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

3.5.

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения.

1

0

1

21.11.2022

25.11.2022

Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению;

Развивать навыки аналитического рассматривания разной формы и строения цветов;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

3.6.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.

1

0

1

28.11.2022

02.12.2022

Выполнить изображения разных времён года; Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

3.7.

Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения.

1

0

1

05.12.2022

09.12.2022

Иметь представления о свойствах печатной техники;

Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; Осваивать свойства симметрии;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

Итого по модулю 3

6


Модуль 4. Скульптура

4.1.

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

0.5

0

0.5

12.12.2022

16.12.2022

Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. классе на основе фотографий);

Осваивать первичные навыки лепки изображения в объёме;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

4.2.

Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

0.5

0

0.5


Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru


4.3.

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией.

1

0

1

19.12.2022

23.12.2022

Осваивать навыки объёмной аппликации (например, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмов работы с бумагой);

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

4.4.

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

0

1

26.12.2022

30.12.2022

Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов;

Анализировать строение формы, частей и пропорций игрушки выбранного промысла; Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей;

Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

4.5.

Объёмная аппликация из бумаги и картона.

1

0

1

09.01.2023

13.01.2023

Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги;

Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

Итого по модулю 4

4


Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство

5.1.

Узоры в природе.

0.5

0

0.5

16.01.2023

20.01.2023

Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий);

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

5.2.

Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.

0.5

0

0.5


Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

5.3.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

1

0

1

23.01.2023

27.01.2023

Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья;

Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

5.4.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные.

0.5

0

0.5

30.01.2023

03.02.2023

Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические;

Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

5.5.

Декоративная композиция в круге или полосе.

0.5

0

0.5


Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта);

Практическая работа;

https://resh.edu.ru


5.6.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов.

1

0

1

06.02.2023

10.02.2023

Рассматривать и характеризовать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла; Выполнить на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки;

Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

5.7.

Оригами создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

1

0

1

20.02.2023

24.02.2023

Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

5.8.

Форма и украшение бытовых предметов.

0.5

0

0.5

27.02.2023

03.03.2023

Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

5.9.

Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.

0.5

0

0.5


Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

Итого по модулю 5

6


Модуль 6. Архитектура

6.1.

Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий.

1

0

1

06.03.2023

10.03.2023

Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям); Анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

6.2.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии.

1

0

1

13.03.2023

17.03.2023

Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой, например с помощью мелких печаток);

Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков;

Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

6.3.

Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

1

0

1

20.03.2023

24.03.2023

Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации);

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

Итого по модулю 6

3


Модуль 7. Восприятие произведений искусства

7.1.

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

0.5

0

0.5

03.04.2023

07.04.2023

Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru


7.2.

Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).

0.5

0

0.5


Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки);

Осваивать опыт восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

7.3.

Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

1

0

1

10.04.2023

14.04.2023

Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

7.4.

Знакомство с живописной картиной.

0.5

0

0.5

17.04.2023

21.04.2023

Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

7.5.

Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя).Зачет

0.5

0

0.5


Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

7.6.

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения.

1

0

1

24.04.2023

28.04.2023

Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

7.7.

Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.

0.5

0

0.5

08.05.2023

12.05.2023

Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя;

Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

7.8.

Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»

0.5

0

0.5


Знать основные произведения изучаемых художников;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

Итого по модулю 7

5


Модуль 8. Азбука цифровой графики

8.1.

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений.

0.5

0

0.5

15.05.2023

19.05.2023

Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

8.2.

Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

0.5

0

0.5


Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка,

значимости его содержания, его композиции;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru

Итого по модулю 8

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

33



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Восприятие произведений детского творчества и формирование зрительских умений.

1

0

1


Практическая работа;

2.

Представления о композиции: на уровне образного восприятия и о различных художественных материалах.

1

0

1


Практическая работа;

3.

Линейный рисунок. Приемы рисования линией.

1

0

1


Практическая работа;

4.

Рисунок с натуры: рисование листьев разной формы

1

0

1


Практическая работа;

5.

От одного пятна — получаем рисунки разных животных

1

0

1


Практическая работа;

6.

Линейный тематический рисунок

1

0

1


Практическая работа;

7.

Пятно как основа графического изображения.Теневой театр. Силуэт

1

0

1


Практическая работа;

8.

Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам.

1

0

1


Практическая работа;

9.

Цвет - одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.

1

0

1


Практическая работа;

10.

Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов.

1

0

1


Практическая работа;

11.

Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

1

0

1


Практическая работа;

12.

Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков.

1

0

1


Практическая работа;

13.

Тематическая композиция

«Времена года»

1

0

1


Практическая работа;

14.

Техника монотипии. Представления о симметрии.

1

0

1


Практическая работа;

15.

Лепка зверушек из цельной формы

1

0

1


Практическая работа;

16.

Бумажная пластика. Объёмная аппликация

1

0

1


Практическая работа;

17.

Лепка игрушки по мотивам народных художественных промыслов

1

0

1


Практическая работа;

18.

Объёмная аппликация из бумаги и картона

1

0

1


Практическая работа;

19.

Узоры в природе.

1

0

1


Практическая работа;

20.

Изображение бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев

1

0

1


Практическая работа;

21.

Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе

1

0

1


Практическая работа;

22.

Орнамент, характерный для игрушек известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка.

1

0

1


Практическая работа;

23.

Оригами создание игрушки для новогодней ёлки

1

0

1


Практическая работа;

24.

Форма и украшение бытовых предметов.

1

0

1


Практическая работа;

25.

Разнообразие архитектурных построек в окружающем мире

1

0

1


Практическая работа;


26.

Освоение приёмов конструирования из бумаги.

1

0

1


Практическая работа;

27.

Макетирование пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина

1

0

1


Практическая работа;

28.

Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека

1

0

1


Практическая работа;

29.

Рассматривание иллюстраций к детским книгам Иллюстрация любимого произведения

1

0

1


Практическая работа;

30.

Знакомство с живописной картиной. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля

1

0

1


Практическая работа;

31.

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения.

1

0

1


Практическая работа;

32.

Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и др. по теме «Времена года»

1

0

1


Практическая работа;

33.

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений

1

0

1


Практическая работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

33



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций /под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы: пособие для учителя /Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.А. Коротеева; под ред.Б.М.Неменского.- М.:Просвещение, 2020


Е.И.Коротеева, Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся1-4 классов начальной школы/ Е.И.Коротеева.-М.:Просвещение, 2020

Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского/ сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина.- Волгоград:Учитель, 2019.61с.

Изобразительное искусство.1-4 классы:упражнения, задания, тесты/авт.-сост. О.В.Свиридова.- Волгоград:Учитель, 2019.74с.:ил.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:http://school-collection.edu.ru/ Фестиваль педагогических идей: http://urok.1sept.ru

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества Российская электронная школа: https://resh.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2.Магнитная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Проектор

Колонки


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Парта Клеенка

Краски, гуашь, альбомы,ножницы, цветная бумага, картон, кисти, баночки для воды, палитра, цветные карандаши, простой карандаш, ластик


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации