Календарно-тематический план по ИЗО в 1 классе (УМК под ред. Б. М. Неменского)
Наименование раздела | Предметное содержание | Форма реализации воспитательного потенциала |
Модуль «Графика» | Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией. Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части. | Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков; использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно- нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям искусства. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез |
Модуль «Живопись» | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая. Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета. Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете. Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения. | |
Модуль «Скульптура» | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания. Объёмная аппликация из бумаги и картона. | |
Модуль «Декоративно-прикладное искусство» | Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе. Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | |
Модуль «Архитектура» | Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии. Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. | |
Модуль «Восприятие произведений искусства» | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя). Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. | |
Модуль «Азбука цифровой графики» | Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально- значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно- пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
1. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
2. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной:
декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
Тематическое планирование с указанием количества часов по предмету «Изобразительное искусство» 1в класса
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Примечание | |
план | факт | |||||
| | | 1.Восприятие произведений искусства | 2 | | |
| 02.09 | | Восприятие произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 1 | | |
| 09.09 | | Представления о композиции: на уровне образного восприятия и о различных художественных материалах. | 1 | | |
| | | 2.Графика | 6 | | |
| 16.09 | | Линейный рисунок. Приемы рисования линией. | 1 | | |
| 23.09 | | Рисунок с натуры: рисование листьев разной формы | 1 | | |
| 30.09 | | От одного пятна — получаем рисунки разных животных | 1 | | |
| 07.10 | | Линейный тематический рисунок | 1 | | |
| 14.10 | | Пятно как основа графического изображения. Теневой театр. Силуэт | 1 | | |
| 21.10 | | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 1 | | |
| | | 3.Живопись | 6 | | |
| 28.09 | | Цвет - одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. | 1 | | |
11.11 | | Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. | 1 | | ||
| 18.11 | | Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. | 1 | | |
| 25.11 | | Тематическая композиция «Времена года» | 1 | | |
| 02.12 | | Техника монотипии. Представления о симметрии. | 1 | | |
| 09.12 | | Лепка зверушек из цельной формы | 1 | | |
| | | 4.Скульптура | 4 | | |
| 16.12 | | Бумажная пластика. Объёмная аппликация | 1 | | |
23.12 | | Лепка игрушки по мотивам народных художественных промыслов | 1 | | ||
| 13.01 | | Объёмная аппликация из бумаги и картона | 1 | | |
| 20.01 | | Узоры в природе. | 1 | | |
| | | 5.Декоративно-прикладное искусство | 6 | | |
| 27.01 | | Изображение бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев | 1 | | |
| 03.02 | | Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе | 1 | | |
| 10.02 | | Орнамент, характерный для игрушек известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка. | 1 | | |
| 17.02 | | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки | 1 | | |
| 03.03 | | Форма и украшение бытовых предметов. | 1 | | |
| 10.03 | | Разнообразие архитектурных построек в окружающем мире | 1 | | |
| | | 6.Архитектура | 3 | | |
| 17.03 | | Освоение приёмов конструирования из бумаги. | 1 | | |
| 24.03 | | Макетирование пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина | 1 | | |
| 07.04 | | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека | 1 | | |
| | | 7.Восприятие произведений искусства | 5 | | |
| 14.04 | | Рассматривание иллюстраций к детским книгам Иллюстрация любимого произведения | 1 | | |
| 21.04 | | Знакомство с живописной картиной. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля. Зачет. | 1 | | |
| 28.04 | | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 1 | | |
| 05.05 | | Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и др. по теме «Времена года» | 1 | | |
| 12.05 | | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений | 1 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||||
Модуль 1. Восприятие произведений искусства | ||||||||||||
1.1. | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 1 | 0 | 1 | 01.09.2022 02.09.2022 | Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||||
1.2. | Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. | 0.5 | 0 | 0.5 | 05.09.2022 07.09.2022 | Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата; Объяснять, какими художественными материалами (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||||
1.3. | Обсуждение содержания рисунка. | 0.5 | 0 | 0.5 | 08.09.2022 09.09.2022 | Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||||
Итого по модулю 1 | 2 | | ||||||||||
Модуль 2. Графика | ||||||||||||
2.1. | Линейный рисунок. | 0.25 | 0 | 0.25 | 12.09.2022 16.09.2022 | Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||||
2.2. | Разные виды линий. | 0.25 | 0 | 0.25 | | Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||||
2.3. | Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. | 0.25 | 0 | 0.25 | | Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru | ||||
2.4. | Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. | 0.25 | 0 | 0.25 | | Осваивать навыки работы графическими материалами; Наблюдать и анализировать характер линий в природе; Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.5. | Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). | 1 | 0 | 1 | 19.09.2022 23.09.2022 | Рассматривать и обсуждать характер формы листа; Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.6. | Последовательность рисунка. | 0.25 | 0 | 0.25 | 26.09.2022 30.09.2022 | Осваивать последовательность выполнения рисунка; Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.7. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. | 0.75 | 0 | 0.75 | | Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; Развивать навыки рисования по представлению и воображению; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.8. | Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. | 1 | 0 | 1 | 03.10.2022 07.10.2022 | Развивать навыки рисования по представлению и воображению; Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.9. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. | 0.75 | 0 | 0.75 | 10.10.2022 14.10.2022 | Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа; Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.10. | Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | 0.25 | 0 | 0.25 | | Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.11. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. | 0.5 | 0 | 0.5 | 17.10.2022 21.10.2022 | Учиться работать на уроке с жидкой краской; Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
2.12. | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по модулю 2 | 6 | | ||||||
Модуль 3. Живопись | ||||||||
3.1. | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. | 1 | 0 | 1 | 24.10.2022 28.10.2022 | Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.2. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. | 1 | 0 | 1 | 07.11.2022 11.11.2022 | Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока; Знать три основных цвета; Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.3. | Эмоциональная выразительность цвета. | 0.5 | 0 | 0.5 | 14.11.2022 18.11.2022 | Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.4. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.5. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. | 1 | 0 | 1 | 21.11.2022 25.11.2022 | Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению; Развивать навыки аналитического рассматривания разной формы и строения цветов; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.6. | Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. | 1 | 0 | 1 | 28.11.2022 02.12.2022 | Выполнить изображения разных времён года; Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
3.7. | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. | 1 | 0 | 1 | 05.12.2022 09.12.2022 | Иметь представления о свойствах печатной техники; Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения; Осваивать свойства симметрии; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по модулю 3 | 6 | | ||||||
Модуль 4. Скульптура | ||||||||
4.1. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. | 0.5 | 0 | 0.5 | 12.12.2022 16.12.2022 | Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.2. | Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.3. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | 1 | 0 | 1 | 19.12.2022 23.12.2022 | Осваивать навыки объёмной аппликации (например, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмов работы с бумагой); | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.4. | Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 0 | 1 | 26.12.2022 30.12.2022 | Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов; Анализировать строение формы, частей и пропорций игрушки выбранного промысла; Осваивать этапы лепки формы игрушки и её частей; Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
4.5. | Объёмная аппликация из бумаги и картона. | 1 | 0 | 1 | 09.01.2023 13.01.2023 | Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике аппликации панно из работ учащихся; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по модулю 4 | 4 | | ||||||
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство | ||||||||
5.1. | Узоры в природе. | 0.5 | 0 | 0.5 | 16.01.2023 20.01.2023 | Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
5.2. | Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
5.3. | Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. | 1 | 0 | 1 | 23.01.2023 27.01.2023 | Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья; Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
5.4. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. | 0.5 | 0 | 0.5 | 30.01.2023 03.02.2023 | Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения: растительные, геометрические, анималистические; Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
5.5. | Декоративная композиция в круге или полосе. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта); | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
5.6. | Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. | 1 | 0 | 1 | 06.02.2023 10.02.2023 | Рассматривать и характеризовать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла; Выполнить на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки; Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
5.7. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | 1 | 0 | 1 | 20.02.2023 24.02.2023 | Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
5.8. | Форма и украшение бытовых предметов. | 0.5 | 0 | 0.5 | 27.02.2023 03.03.2023 | Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
5.9. | Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по модулю 5 | 6 | | ||||||
Модуль 6. Архитектура | ||||||||
6.1. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. | 1 | 0 | 1 | 06.03.2023 10.03.2023 | Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям); Анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
6.2. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | 1 | 0 | 1 | 13.03.2023 17.03.2023 | Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой, например с помощью мелких печаток); Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков; Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
6.3. | Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. | 1 | 0 | 1 | 20.03.2023 24.03.2023 | Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации); | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по модулю 6 | 3 | | ||||||
Модуль 7. Восприятие произведений искусства | ||||||||
7.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 0.5 | 0 | 0.5 | 03.04.2023 07.04.2023 | Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
7.2. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). | 0.5 | 0 | 0.5 | | Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя; Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки); Осваивать опыт восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
7.3. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. | 1 | 0 | 1 | 10.04.2023 14.04.2023 | Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
7.4. | Знакомство с живописной картиной. | 0.5 | 0 | 0.5 | 17.04.2023 21.04.2023 | Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
7.5. | Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя).Зачет | 0.5 | 0 | 0.5 | | Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
7.6. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 1 | 0 | 1 | 24.04.2023 28.04.2023 | Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
7.7. | Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. | 0.5 | 0 | 0.5 | 08.05.2023 12.05.2023 | Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
7.8. | Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | 0.5 | 0 | 0.5 | | Знать основные произведения изучаемых художников; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по модулю 7 | 5 | | ||||||
Модуль 8. Азбука цифровой графики | ||||||||
8.1. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. | 0.5 | 0 | 0.5 | 15.05.2023 19.05.2023 | Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
8.2. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru |
Итого по модулю 8 | 1 | | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 33 | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Восприятие произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
2. | Представления о композиции: на уровне образного восприятия и о различных художественных материалах. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
3. | Линейный рисунок. Приемы рисования линией. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
4. | Рисунок с натуры: рисование листьев разной формы | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
5. | От одного пятна — получаем рисунки разных животных | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
6. | Линейный тематический рисунок | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
7. | Пятно как основа графического изображения.Теневой театр. Силуэт | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
8. | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
9. | Цвет - одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
10. | Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
11. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
12. | Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
13. | Тематическая композиция «Времена года» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
14. | Техника монотипии. Представления о симметрии. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
15. | Лепка зверушек из цельной формы | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
16. | Бумажная пластика. Объёмная аппликация | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
17. | Лепка игрушки по мотивам народных художественных промыслов | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
18. | Объёмная аппликация из бумаги и картона | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
19. | Узоры в природе. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
20. | Изображение бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
21. | Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или полосе | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
22. | Орнамент, характерный для игрушек известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
23. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
24. | Форма и украшение бытовых предметов. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
25. | Разнообразие архитектурных построек в окружающем мире | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
26. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; | ||||
27. | Макетирование пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; | ||||
28. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; | ||||
29. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам Иллюстрация любимого произведения | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; | ||||
30. | Знакомство с живописной картиной. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; | ||||
31. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; | ||||
32. | Произведения И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и др. по теме «Времена года» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; | ||||
33. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 33 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКАИзобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций /под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯНеменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы: пособие для учителя /Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.А. Коротеева; под ред.Б.М.Неменского.- М.:Просвещение, 2020
Е.И.Коротеева, Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся1-4 классов начальной школы/ Е.И.Коротеева.-М.:Просвещение, 2020
Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского/ сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина.- Волгоград:Учитель, 2019.61с.
Изобразительное искусство.1-4 классы:упражнения, задания, тесты/авт.-сост. О.В.Свиридова.- Волгоград:Учитель, 2019.74с.:ил.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:http://school-collection.edu.ru/ Фестиваль педагогических идей: http://urok.1sept.ru
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2.Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Проектор
Колонки
Парта Клеенка
Краски, гуашь, альбомы,ножницы, цветная бумага, картон, кисти, баночки для воды, палитра, цветные карандаши, простой карандаш, ластик