12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анчутина Ю.А11

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»

10 класс


Всего: 35 часов

Развитие речи: 4 часа


Дата

Содержание



Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

(8 часов)



Язык. Общие сведения о языке (1 час)

1


Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.



Язык как система. Основные разделы науки о языке (7 часов)

2


Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

3


Фонетический (фонологический) уровень языка. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Интонационные особенности русской речи.

4


Лексический уровень языка. Системные отношения в лексике русского языка. Классификация лексических единиц русского языка. Общее представление о семантическом поле. Виды фразеологизмов в русском языке. Исторические изменения в словарном составе языка.

5


Морфемный уровень языка. Морфема и ее виды. Состав слова, его современная структура. Система современного русского словообразования.

6


Морфологический уровень языка. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Проблема классификации частей речи в русистике. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Общие тенденции развития морфологической системы русского языка. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.

7


Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка. Синтаксические связи, их типы и средства выражения. Синонимия синтаксических конструкций.

8


Контрольная работа.



Речь. Речевое общение (6 часов)



Общение (2 часа)

9


Обще­ние как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания. Виды речевого общения. Сферы речевого общения.

10


Ситуации речевого общения.



Устная и письменная речь как формы речевого общения (4 часа)

11


Основные особенности устной речи и её жанры.

12


Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона. Основные особенности письменной речи. Основные жанры. Основные требования к письменному тексту.

13


РР. Развернутое письменное высказывание на одну из предложенных тем (упр. 43,51).

14


Контрольная работа. Анализ текста (упр. 60-62)



Виды речевой деятельности

(14 часов)



Чтение (1 час)

15


Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Чтение как процесс восприятия, ос­мысления и понимания письменного высказывания. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Культура чтения.



Аудирование (1 час)

16


Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного слушания.



Говорение (2 часа)

17


Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Основные качества образцовой речи. Критерии оценивания устного высказывания учащегося. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичной речи

18


РР. Устное выступление по одной из предложенных проблем.



Письмо (10 часов)

19


Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Виды письменных речевых высказываний школьника. Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося. Культура письма.

20


Роль орфографии и пунк­туации в письменном общении. Орфографическое и пунктуа­ционное правило как разно­видность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

21


Орфография как система пра­вил правописания слов и их форм.

22


Разделы русской орфо­графии и основные принципы написания (обобщение на осно­ве изученного).

23


Контрольная работа.

24


Пунктуация как система пра­вил правописания предло­жений. Принципы русской пунктуации.

25


Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изучен­ного).

26


Знаки препи­нания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

27


РР. Сочинение на одну из предложенных тем. Отзыв о стихотворении Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» (упр. 321).

28


Контрольная работа.



Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

(5 часов)

29


Текст. Признаки текста. Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

30


Виды преобразования текста. Сжатие текста.



Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения.

31


План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.

32


РР. Рецензия на прочитанную книгу. Сочинение на одну из предложенных тем (упр. 182).

33


Контрольная работа. Анализ предложенного текста (упр.208).

34-35


Повторение и обобщение изученного в 10 классе (2 часа)





Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»

11 класс


Всего: 34 часа

Развитие речи: 4 часа


Дата

Содержание



Русский как составная часть национальной культуры

(1 час)

1


Основные функции языка. Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности. Отражение в языке материальной и духовной культуры народа.



Функциональная стилистика

(16 часов +2РР.)



Функциональные разновидности русского языка (1ч)

2


Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Современное учение о функциональных разновидностях языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного).



Разговорная речь (3ч)

3


Задачи разговорной речи. Основные признаки. Сфера применения. Основные разновидности. Языковые средства разговор­ной речи.

4


Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи. Культура разговорной речи.

5


Контрольная работа. Анализ текста (упр. 33,35,37,38, 61,66,68).



Официально-деловой стиль (3ч)

6


Задачи офици­ально-делового стиля и его особенности. Сферы применения. Основные разновидности (подстили) офици­ально-делового стиля.

7


Языковые средства офици­ально-делового стиля. Основные жанры офици­ально-делового стиля.

8


Анализ текста официально-делового стиля (упр. 91,93).



Научный стиль речи (3ч)

9


Задачи научного стиля и его особенности. Сферы применения. Основные разновидности научного стиля. Языковые средства научного стиля.

10


Основные жанры научного стиля.

11


Контрольная работа. Анализ текста (упр. 125,127)



Публицистический стиль речи (3ч)

12


Задачи публицистического стиля и его особенности. Сферы применения. Основные разновидности публицистического стиля.

13


Языковые средства публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

14


Контрольная работа. Анализ текста (упр.135,136.152,153, 155).

15


РР. Сочинение «В чём сила искусства» (упр. 138)



Литературный язык и язык художественной литературы (3ч)

16


Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Задачи языка худо­жественной литературы. Сфера применения. Основные разновидности языка худо­жественной литературы. Основные признаки художественной речи. Основные жанры худо­жественной литературы.

17


Широкое использование изобразительно-выразительных средств языка.

18


Контрольная работа. Анализ текста (упр.164,165,171,174,183,184).

19


РР. Сочинение «Особенности стиля писателя».



Культура речи

(13 часов+2РР)



Культура речи как раздел лингвистики (1 час)

20


Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Профессиональная деятельность филологов, журналистов, писателей.



Нормативный аспект культуры речи (7 часов)

21


Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка. Основные нормативные словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

22


Орфоэпические нормы.

23


Лексические нормы.

24


Грамматические (морфологические и синтаксические) нормы. Стилистические нормы.

25


Орфографические нормы. Совершенствование орфографических умений и навыков.

26


Пунктуационные нормы. Совершенствование пунктуационных умений и навыков.

27


Контрольная работа. Анализ текста (упр. 194,195, 198,231)

28


РР. Сочинение-рассуждение «Роль чтения в жизни человека» (упр. 275).



Коммуникативный аспект культуры речи (2 часа)

29


Коммуникативный аспект культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Культура разговорной речи. Культура публичной речи. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

30


Контрольная работа. Анализ текста (упр. 251,253,277).



Этический аспект культуры речи (1 час)

31


Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разго­вор на «повышенных тонах» в процессе общения. Речевой этикет как правила речевого поведения (обобщение изученного). Проблемы экологии языка. Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных).

32


РР. Эссе «Чистота русского языка».



Повторение и обобщение изученного в 11 классе

(2 часа)

33


Повторение и обобщение изученного в 11 классе.

34


Контрольная работа. Анализ текста (упр.286, 287, 302, 306)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.