КТП по русскому языку (10 класс)
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
10 класс
Всего: 35 часов
Развитие речи: 4 часа
№ |
Дата |
Содержание |
|
|
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (8 часов) |
|
|
Язык. Общие сведения о языке (1 час) |
1 |
|
Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты. |
|
|
Язык как система. Основные разделы науки о языке (7 часов) |
2 |
|
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. |
3 |
|
Фонетический (фонологический) уровень языка. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Интонационные особенности русской речи. |
4 |
|
Лексический уровень языка. Системные отношения в лексике русского языка. Классификация лексических единиц русского языка. Общее представление о семантическом поле. Виды фразеологизмов в русском языке. Исторические изменения в словарном составе языка. |
5 |
|
Морфемный уровень языка. Морфема и ее виды. Состав слова, его современная структура. Система современного русского словообразования. |
6 |
|
Морфологический уровень языка. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Проблема классификации частей речи в русистике. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Общие тенденции развития морфологической системы русского языка. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи. |
7 |
|
Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка. Синтаксические связи, их типы и средства выражения. Синонимия синтаксических конструкций. |
8 |
|
Контрольная работа. |
|
|
Речь. Речевое общение (6 часов) |
|
|
Общение (2 часа) |
9 |
|
Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания. Виды речевого общения. Сферы речевого общения. |
10 |
|
Ситуации речевого общения. |
|
|
Устная и письменная речь как формы речевого общения (4 часа) |
11 |
|
Основные особенности устной речи и её жанры. |
12 |
|
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона. Основные особенности письменной речи. Основные жанры. Основные требования к письменному тексту. |
13 |
|
РР. Развернутое письменное высказывание на одну из предложенных тем (упр. 43,51). |
14 |
|
Контрольная работа. Анализ текста (упр. 60-62) |
|
|
Виды речевой деятельности (14 часов) |
|
|
Чтение (1 час) |
15 |
|
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Культура чтения. |
|
|
Аудирование (1 час) |
16 |
|
Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного слушания. |
|
|
Говорение (2 часа) |
17 |
|
Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Основные качества образцовой речи. Критерии оценивания устного высказывания учащегося. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичной речи |
18 |
|
РР. Устное выступление по одной из предложенных проблем. |
|
|
Письмо (10 часов) |
19 |
|
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Виды письменных речевых высказываний школьника. Основные требования в письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося. Культура письма. |
20 |
|
Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи. |
21 |
|
Орфография как система правил правописания слов и их форм. |
22 |
|
Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного). |
23 |
|
Контрольная работа. |
24 |
|
Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. |
25 |
|
Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного). |
26 |
|
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. |
27 |
|
РР. Сочинение на одну из предложенных тем. Отзыв о стихотворении Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» (упр. 321). |
28 |
|
Контрольная работа. |
|
|
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (5 часов) |
29 |
|
Текст. Признаки текста. Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами. |
30 |
|
Виды преобразования текста. Сжатие текста. |
|
|
Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения. |
31 |
|
План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров. |
32 |
|
РР. Рецензия на прочитанную книгу. Сочинение на одну из предложенных тем (упр. 182). |
33 |
|
Контрольная работа. Анализ предложенного текста (упр.208). |
34-35 |
|
Повторение и обобщение изученного в 10 классе (2 часа) |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
11 класс
Всего: 34 часа
Развитие речи: 4 часа
№ |
Дата |
Содержание |
|
|
Русский как составная часть национальной культуры (1 час) |
1 |
|
Основные функции языка. Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство формирования личности. Отражение в языке материальной и духовной культуры народа. |
|
|
Функциональная стилистика (16 часов +2РР.) |
|
|
Функциональные разновидности русского языка (1ч) |
2 |
|
Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Современное учение о функциональных разновидностях языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного). |
|
|
Разговорная речь (3ч) |
3 |
|
Задачи разговорной речи. Основные признаки. Сфера применения. Основные разновидности. Языковые средства разговорной речи. |
4 |
|
Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи. Культура разговорной речи. |
5 |
|
Контрольная работа. Анализ текста (упр. 33,35,37,38, 61,66,68). |
|
|
Официально-деловой стиль (3ч) |
6 |
|
Задачи официально-делового стиля и его особенности. Сферы применения. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля. |
7 |
|
Языковые средства официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля. |
8 |
|
Анализ текста официально-делового стиля (упр. 91,93). |
|
|
Научный стиль речи (3ч) |
9 |
|
Задачи научного стиля и его особенности. Сферы применения. Основные разновидности научного стиля. Языковые средства научного стиля. |
10 |
|
Основные жанры научного стиля. |
11 |
|
Контрольная работа. Анализ текста (упр. 125,127) |
|
|
Публицистический стиль речи (3ч) |
12 |
|
Задачи публицистического стиля и его особенности. Сферы применения. Основные разновидности публицистического стиля. |
13 |
|
Языковые средства публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. |
14 |
|
Контрольная работа. Анализ текста (упр.135,136.152,153, 155). |
15 |
|
РР. Сочинение «В чём сила искусства» (упр. 138) |
|
|
Литературный язык и язык художественной литературы (3ч) |
16 |
|
Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Задачи языка художественной литературы. Сфера применения. Основные разновидности языка художественной литературы. Основные признаки художественной речи. Основные жанры художественной литературы. |
17 |
|
Широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. |
18 |
|
Контрольная работа. Анализ текста (упр.164,165,171,174,183,184). |
19 |
|
РР. Сочинение «Особенности стиля писателя». |
|
|
Культура речи (13 часов+2РР) |
|
|
Культура речи как раздел лингвистики (1 час) |
20 |
|
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Профессиональная деятельность филологов, журналистов, писателей. |
|
|
Нормативный аспект культуры речи (7 часов) |
21 |
|
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка. Основные нормативные словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. |
22 |
|
Орфоэпические нормы. |
23 |
|
Лексические нормы. |
24 |
|
Грамматические (морфологические и синтаксические) нормы. Стилистические нормы. |
25 |
|
Орфографические нормы. Совершенствование орфографических умений и навыков. |
26 |
|
Пунктуационные нормы. Совершенствование пунктуационных умений и навыков. |
27 |
|
Контрольная работа. Анализ текста (упр. 194,195, 198,231) |
28 |
|
РР. Сочинение-рассуждение «Роль чтения в жизни человека» (упр. 275). |
|
|
Коммуникативный аспект культуры речи (2 часа) |
29 |
|
Коммуникативный аспект культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. Культура разговорной речи. Культура публичной речи. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. |
30 |
|
Контрольная работа. Анализ текста (упр. 251,253,277). |
|
|
Этический аспект культуры речи (1 час) |
31 |
|
Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие разговор на «повышенных тонах» в процессе общения. Речевой этикет как правила речевого поведения (обобщение изученного). Проблемы экологии языка. Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). |
32 |
|
РР. Эссе «Чистота русского языка». |
|
|
Повторение и обобщение изученного в 11 классе (2 часа) |
33 |
|
Повторение и обобщение изученного в 11 классе. |
34 |
|
Контрольная работа. Анализ текста (упр.286, 287, 302, 306) |