Рабочая программа коррекционно-развивающего занятия «Культура безопасного поведения» (5 класс)
Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье – Сибирское (ГОКУ СКШ № 1 г. Усолье-Сибирское)
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно – развивающего занятия «Культура безопасного поведения»
5 «б» класс
Составила учитель: Эсмурзиева Инна Валерьевна
2023 - 2024 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса «Культура безопасного поведения» для обучающихся 5 класса, составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы: формирование у обучающихся основ культуры безопасности, определяющих возможность развития различных
форм личностной активности детей, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, на улице и т. д.), находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса, обогащение знаний и представлений об окружающем мире (предметов, природы, людей), лежащих в основе формирования культуры безопасной жизнедеятельности;
- формирование навыков безопасной жизнедеятельности, воспитание чувства осторожности и самосохранения, развитие способности к выявлению опасных для жизни и здоровья ситуаций, правильному поведению и реагированию;
- развитие коммуникативных способностей, формирование навыков конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми в зависимости от ситуации;
- формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций;
- формирование начала психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности.
Согласно учебному плану на изучение коррекционного курса «Культура безопасного поведения» для обучающихся 5 класса выделен 1 час в неделю. В год 33 часа.
Содержание коррекционного курса
№ | Наименование раздела | Краткая характеристика содержания раздела |
1 | «Безопасность в помещении» -11ч. | Потенциальные опасности в помещении; правила безопасного поведения в доме; модели поведения в проблемных ситуациях; безопасное использование предметов быта; правила безопасного поведения в общественных местах; действия в чрезвычайных ситуациях (пожар). |
2 | «Безопасность на улице»- 9 ч. | Основные части улицы, элементарные правила безопасного дорожного движения; модели культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей); элементарные представления о дорожных знаках. Узнавание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Проход запрещен», «Внимание, дети!», «Велосипедная дорожка»; правила безопасности на игровой площадке. |
3 | «Безопасность в общении»-6ч. | Модель положительного поведения взрослого и ребенка; правила безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми; модель безопасных действий, общения и взаимодействия в различных ситуациях (незнакомец за дверью, в сотовой связи, на улице). |
4 | «Природа и безопасность»-7ч. | Элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях; правила безопасного поведения на различных природных объектах (лес, водоем), при контактах с дикими и домашними животными; модель безопасного поведения в природных условиях и ситуациях (ветер, дождь, мороз, солнце). |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
- знает свое фамилию, имя;
- знает что он (она) мальчик (девочка);
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности с одноклассниками (детьми);
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности со взрослыми;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
- понимает и ведет себя как ученик;
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
- знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их;
- обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям;
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;
6. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- знает и соблюдает элементарные правила поведения (в семье, школе, в общественном месте)
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
- знает, что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия);
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие;
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми;
- умеет корректно привлечь к себе внимание;
- умеет адекватно отстраниться от нежелательного контакта;
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- бережно относится к результатам своего и чужого труда
- знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома
Тематическое планирование занятий по коррекционному курсу «Культура безопасного поведения» 5 «б» класс
№ п/п | Дата | Изучаемый раздел | Темы урока | Используемые на уроке виды учебной деятельности | Результаты |
1.1 | 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 30.10 13.11 20.11 | 1.«Безопасность в помещении» - 11 ч | Введение. Опасность и безопасность. | Работа с сюжетными и предметными картинками. Просмотр видео. Классификация предметов. Прослушивание и анализ художественного произведения. Раскрашивание. | Уметь применять правила безопасного поведения в помещении, в общественных местах, на игровой площадке, в различных погодных и природных условиях, при контактах с домашними и бездомными животными, с незнакомыми людьми, с правилами дорожного движения; формирование знаний и навыка соблюдения правил безопасного пользования предметами быта. |
1.2 | Опасные предметы в доме. Электроприборы. | Работа с презентацией. Беседа «Осторожно, электричество!». Прослушивание и анализ произведения В. Черняева "Кот Василий и бытовая техника". Просмотр и обсуждение учебного видео. Игра «Что можно, а что нельзя». | |||
1.3 | Осторожно, можно уколоться! | Работа с презентацией. Прослушивание и анализ произведения Л. Скоробогатов "Шила Соня сарафанчик, уколола Соня пальчик..." Просмотр и обсуждение учебного видео. Анализ ситуации "Медвежонок на кухне". Выполнение наглядного задания по теме. | |||
1.4 | Где можно поиграть? | Работа с презентацией по теме. Прослушивание и анализ произведения Е. Стеквашова "Поиграли". Работа с разрезными картинками. | |||
1.5 | Опасности на кухне. | Работа с презентацией по теме. Прослушивание и анализ произведений В. Тунникова "Мамины помощники", Т.Петухова "Мыть посуду – не пустяк". Знакомство с правилами безопасного поведения на кухне. | |||
1.6 | Безопасный дом. | Работа с презентацией «Правила безопасного поведения в доме». Знакомство с правилами безопасного использования предметов быта. Прослушивание и анализ произведения З. Александрова "Что взяла – клади на место". Выполнение наглядного задания по теме. | |||
1.7 | Опасные предметы быта. Инструменты. | Работа с презентацией по теме. Беседа "Предметы быта. Внимание, папины инструменты!". Анализ произведений С. Маршак "Какими бывают молотки", "Плохой молоток и непослушные гвозди". Рисование, раскрашивание. | Быть осторожным с огнем, не пользоваться опасными предметами без разрешения взрослого. | ||
1.8 | Внимание, огонь! | Работа с презентацией по теме «Противопожарная безопасность в доме». Знакомство с правилами безопасного поведения и действиями в чрезвычайной ситуации (пожар). Беседа «Кто такой пожарный?». Игры: «Тушим пожар», «Можно – нельзя». | |||
1.9 | Правила эвакуации во время пожара (практическое занятие в здании школы) | Работа с произведением К. Чуковский «Путаница». Работа с презентацией по теме. Тренировочные учения пожарной эвакуации. | Соблюдение правил эвакуации во время пожара. | ||
1.10 | Как вести себя в общественных местах (магазине). | Работа с презентацией по теме. Знакомство с моделью безопасного поведения в общественных местах. Работа с произведением В. Косовицкий "В магазине".
| Общение и взаимодействие в различных ситуациях. | ||
1.11 | Как вести себя в общественных местах. | Работа с презентацией по теме. Знакомство с моделью безопасного поведения в общественных местах. Анализ ситуации «Если ты потерялся?» | |||
2.1 | 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 | 2.«Безопасность на улице» - 9 ч | Город. Части улицы. | Работа с презентацией по теме. Рассматривание сюжетных иллюстраций (город, улица, проезжая часть, дорога, тротуар, обочина, знаки, светофор, дорожная разметка). Просмотр обучающего видео. | Уметь пользоваться элементарными правилами безопасного поведения в помещении, в общественных местах, на игровой площадке, в различных погодных и природных условиях, при контактах с домашними и бездомными животными, с незнакомыми людьми, с правилами дорожного движения; формирование стремления подчиняться и соблюдать знакомые правила безопасности, вне зависимости от внешнего контроля. Узнавание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Проход запрещен», «Внимание, дети!», «Велосипедная дорожка»; |
2.2 | Важные правила на улицах города. Светофор. | Работа с презентацией по теме. Беседа «Как следует вести себя на улице". Анализ произведений С. Михалков «Моя улица», Т.А. Шорыгина «Наш помощник светофор», «Друг пешехода». Рисование. | |||
2.3 | Кто такие пешеходы? Зебра. | Беседа «Кто такие пешеходы». Работа с презентацией по теме. Анализ произведения Т. Шорыгина «Я сегодня пешеход». Игра «Можно – нельзя». | |||
2.4 | Я -пассажир. | Беседа «О водителях и пассажирах». Работа с презентацией по теме. Анализ произведений Я Пишумов «Машины», Т.А. Шорыгина "Я пассажир". Игра «Можно – нельзя». Правила безопасного поведения пассажиров. | |||
2.5 | Дорожные знаки на улице города. | Работа с презентацией по теме «Знакомство с дорожными знаками». Узнавание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Проход запрещен», «Внимание, дети!», «Велосипедная дорожка». Игра «Угадай знак». Просмотр обучающего видео. Раскрашивание. | |||
2.6 | Мы – пешеходы (практическое занятие на улице) | Практическое занятие на улице (переход через улицу, наблюдение за движением, дорожные знаки, выбор маршрута) | |||
2.7 | Правила безопасности на игровой площадке. | Беседа «Правила поведения на игровой площадке» Анализ произведений В. Берестов "Песочница", Д. Орлова "Как Стобед качался на качелях". | |||
2.8 | Безопасность на улице зимой. | Работа с презентацией по теме. Анализ произведения Т. Гусарова "Зимние забавы", Г.Лебедева "Горка". Правила безопасного поведения на улице зимой (гололед, сосульки, снежные заносы) Раскрашивание. | |||
2.9 | 05.02 | Безопасность на улице. Тест. | Повторение правил безопасного поведения на улице. Картинный тест (обобщение по разделу) | Узнавание дорожных знаков | |
3.1 | 12.02 | 3.«Безопасность в общении»-6 ч. | Моя семья. | Анализ ситуации "Непослушный медвежонок" Беседа по сюжетным картинкам (поведение детей в семье). Игра "Можно - нельзя". Моделирование ситуации послушания в семье. Размышления по произведению З. Александрова "Мама недовольна". | Приблизительно уметь адекватно общаться со сверстниками и взрослыми; уметь корректно привлечь к себе внимание; уметь адекватно отстраниться от нежелательного контакта Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, уметь выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие. Уметь быть уважительным к окружающим, знаеть слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их; обращаться на «вы» к старшим и незнакомым людям. |
3.2 | 19.02 | | Один дома. | Просмотр и анализ сказки «Волк и семеро козлят» . Правила безопасности «Один дома». Работа с презентацией по теме. | |
3.3 | 26.02 | | Незнакомец на улице. | Беседа «Кто такие незнакомцы?». Правила безопасности на улице. Игра «Свой -Чужой». Работа с презентацией по теме. Сюжетно -ролевая игра «Встреча во дворе». | |
3.4 | 04.03 | | Хорошо, когда есть друзья. | Беседа «Как помириться?». Работа с презентацией по теме. Анализ произведений Е. Стеквашова "Кто виноват?", "Друзья", В. Догадкин "Обида". Игры на сплочение коллектива «Буря», «Центр круга». | |
3.5 | 11.03 | | Мне звонит незнакомый человек. | Анализ ситуации «Телефонный звонок». Беседа по сюжетным картинкам. Игра "Можно - нельзя". Моделирование ситуации. Просмотр и обсуждение видео. | |
3.6 | 18.03 | | Круг моего общения. | Беседа «Знакомые мне люди». Работа с презентацией по теме. Правила безопасного общения. Игры на сплочение коллектива. | |
4.1 | 01.04 | 4. «Природа и безопасность» - 7 ч. | Безопасность на природных объектах (лес ). | Работа с презентацией по теме. Рассматривание сюжетных иллюстраций (лес). Беседа «Что опасного в лесу?». Работа с памяткой. Рисование. | Уметь применять правила безопасного поведения в лесу. |
4.2 | 08.04 | | Безопасность на природных объектах (водоем). | Работа с презентацией по теме. Рассматривание сюжетных иллюстраций ( водоем). Беседа «Что опасного на воде?». Работа с памяткой. Рисование. | Уметь применять правила безопасного поведения различных погодных и природных условиях, при контактах с домашними и бездомными животными. |
4.3 | 15.04 | | "Внимание, дождь, ветер, гроза!" | Работа с презентацией по теме. Беседа «Что такое метель и как себя вести на улице во время сильного ветра». Анализ произведений О. Кригер "На прогулку", Н. Губская " Загремел на небе гром...". Правила безопасного поведения во время грозы, дождя и ветра. Игра "Солнышко и дождик". | |
4.4 | 22.04 | | Витамины с ветки и с грядки. | Анализ произведений И. Гурина "Натворила осень дел", А. Прокофьев "Огород". Работа с презентацией по теме. Правила употребления овощей и фруктов. Упражнение "Моем фрукты-овощи". | Уметь называть овощи и фрукты. Знать что где растет и их полезные свойства. |
4.5 | 06.05 | | Животные могут быть опасны. | Анализ произведений Л. Луканова "У меня есть новый друг", С. Маршак "Усатый - полосатый". Работа с презентацией по теме. Беседа «Почему нельзя дразнить собак?». Работа с памяткой (раскрашивание) | Уметь применять правила безопасного поведения при контактах с домашними и бездомными животными. |
4.6 | 13.05 | | Безопасность под солнцем. | Работа с презентацией по теме «Солнце может быть опасным». Рассматривание сюжетных иллюстраций. Просмотр обучающего видео. Беседа «Что делать, если очень жарко?». Работа с Памяткой. Рисование. | Уметь применять правила безопасного поведения на солнце. |
4.7 | 20.05 | | Правила безопасности (обобщение) | Анализ произведений. Работа с презентацией. Просмотр обучающего видео. Работа в тетради (повторение). Викторина. | |