Рабочая программа междисциплинарного модуля «Культура консьюмеризма в современном мире»

2
0
Материал опубликован 19 December 2023

 

 

 

Рабочая программа междисциплинарного модуля

«Культура консьюмеризма в современном мире», обществознание 8-11класс

 

 

Направление

Общеобразовательный блок по направлению «Филология и гуманитарные науки» .

Название программы

«Культура консьюмеризма в современном мире»

 

Автор программы

Лоскутникова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

 

Интегрируемые предметы

В программе интегрировано содержание учебных предметов «Обществознание», (тема «Права потребителей»); «Экономика», (темы «Конкуренция», «Рыночная экономика»); и «Право», (тема «Гражданское право»).

Целевая аудитория

Программа предназначена для участников образовательной программы .

Минимальное и максимальное количество участников

Количество участников от 2 до 15 человек.

 

Аннотация к программе

Программа составлена в соответствии с и на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Примерных программ по обществознанию, праву, экономике основного и среднего общего образования.

Данный модуль реализуется в рамках индивидуального учебного плана (далее ИУП) основного общего образования 8-11 классов.

В настоящее время в общеобразовательных организациях отсутствует специальный предмет, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания о правах и обязанностях потребителей, необходимые им в современной жизни. Важность и актуальность формирования потребительских знаний у детей с целью их экономического образования и социальной адаптации крайне необходима в реалиях современного мира. Начинать образование в данной сфере лучше всего с подросткового возраста, потому что современные школьники с каждым годом все раньше переходят от пассивного наблюдения к активному участию в потребительских ситуациях. Чтобы ребенок мог чувствовать себя достойно и свободно даже в самых неблагоприятных обстоятельствах повседневной жизни, важно научить его навыкам грамотного поведения и защиты своих прав потребителей в различных ситуациях. Курс модуля нацелен на формирование у школьников устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке, а также на развитие навыков защиты своих прав в различных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Такой подход позволяет воспитать не только активного, но и цивилизованного и образованного потребителя. На наших занятиях применяются различные формы и методы обучения, практикумы, уроки защиты тематических заданий, а также решение творческих задач и проблемные ситуации.

Программа рассчитана на 6 часов.

 

Цели и задачи программы

Основные цели модуля:

Формирование основ правовой грамотности в области защиты прав потребителя посредством освоения базовых понятий, а также умений и компетенций, способствующих мотивации к развитию навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях.

Основные учебно-методические задачи модуля:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «обществознание» темы «Права потребителя»;

сформировать базовые теоретические знания о законах потребления в современном мире, основных участниках потребительского рынка и их месте в экономической и социальной системе общества в целом;

выработать навыки принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;

формировать устойчивый интерес к предмету.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля

Личностные результаты:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы над научным исследованием, проектом;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, полученную в ходе работы над научным исследованием, проектом;

публично представлять результаты выполненной работы

Предметные результаты:

В результате освоения модуля обучающиеся:

получат общие представления о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом;

приобретут навыки принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;

получат первоначальные навыки защиты своих прав в случае их нарушения;

приобретут навык различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию.

закрепят знания, полученные на занятиях о требованиях к качеству товара, к информации об изготовителе.

расширят представление о видах потребностей.

 

Содержание программы

«Защита прав потребителя. Мы-юристы». (2 часа)

Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей». Знакомство с законом. разбор ситуаций и способов выхода из них, опираясь на статьи 18-26 «Закона о защите прав потребителя». Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Права несовершеннолетнего потребителя. Просмотр видео, обсуждение статей закона.

Использование материалов: используем материалы сайтов Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru и Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

Практикум : работа с карточками.

 

«Рациональное потребление». (2 часа)

Покупки в интернете: плюсы и минусы. Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара. Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров. Работа с документами. Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей. Получение навыка работы с сайтами Роспотребнадзор, https://www.rospotrebnadzor.ru , Консультант+ https://www.consultant.ru . Статья 17. Судебная защита прав потребителей. Изучение примеров обращения потребителей в суд, судебные прецеденты. (Практико-ориентированный подход.)

Использование материалов: используем материалы сайтов Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru и Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

Практикум: отработка навыка написания претензии.

 

«Этика потребления». (2 часа)

Социальная адаптация в культуре консьюмеризма. Решение ситуативных задач. Создание памятки потребителя с опорой на статьи закона.

Презентация итоговых работ

Творческая работа: создание брошюры «Мои права» с использованием технологии «Покетмод».

 

 

Технологическая карта учебного модуля

 

 

 

Тема и краткое содержание занятия

Ожидаемые результаты

Ресурсы и методические материалы

1

Защита прав потребителя. Мы-юристы Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»

 

Обучающиеся узнают:

- некоторые положения Закона РФ «О защите прав потребителей»;

- специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;

-расширят свои представления о видах потребностей.

Обучающиеся научатся:

- принимать самостоятельные решения, связанные с выполнением роли потребителя.

Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru

Сайт Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

 

Презентация, справочные материалы, дидактические материалы для практических работ.

2

Защита прав потребителя. Практическое занятие

3

Покупки в интернете: плюсы и минусы.

Обучающиеся узнают:

- как совершать покупки в интернете и смогут применять знания на конкретных примерах;

-положительные и отрицательные стороны шопинга в интернете;

- свои права и обязанности как потребителей и то, куда следует обратиться в случае нарушения этих прав.

Обучающиеся научатся:

- различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию.

- сформируют навыки грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях на основе нормативных документов;

- получат навык написания претензии

Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru

Сайт Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

 

4

Рациональное потребление». Разбор ситуаций и способов выхода из них. Работа с документами.

Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru

Сайт Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

Справочные материалы, дидактические материалы для практических работ.

5

«Этика потребления».

Решение ситуативных задач.

 

Обучающиеся узнают:

- о правилах поведения потребителя;

- как осуществлять решение различных ситуаций путем выявления их сходства и различий.

Обучающиеся научатся:

- создавать мини-книжку по технологии покетмод

 

 

Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru

Сайт Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

 

6

Социальная адаптация в культуре консьюмеризма

Презентация итоговых работ

Презентация

 

 

Требования к условиям организации образовательного процесса

 

Учебные помещения:

Учебная аудитория, оснащенная техническими (мультимедийными) средствами обучения для использования цифровых ресурсов.

Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор (ТВ панель).

Компьютер.

Экран.

Выход в Интернет.

 

Приборы и оборудование:

 

Дидактические материалы:

Справочные материалы – по количеству обучающихся.

Дидактические материалы для практических работ – по количеству обучающихся.

 

Расходные материалы:

Бумага, ножницы, цветные карандаши, шпагат.

 

Оценка образовательных результатов программы

Оценивается итоговая работа ученика с использованием критериальной системы.

При этом оценивание защиты работы осуществляют как учитель, так и ученики.

Высокий уровень (Оценка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям:

Соответствие содержания заявленной теме. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения. Свободное владение монологической литературной речью. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;

Повышенный уровень (Оценка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого;

Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но:

1)излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов;

2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры.

Баллы выставляются в общую ведомость и по итогам могут быть конвертированы в школьную оценку:

Требования к кадровому обеспечению

 

(оставить пустым)

 

Аннотация

Изучение обществознания должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с законами, которые помогают людям в защите их прав, должно формировать умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на нормативные документы. Каждый из нас с юного возраста является потребителем товаров и услуг, но бывают ситуации, когда мы должны уметь защищать свои права, для этого мы обращаемся к юристам и тратим большие средства, а ведь можно сделать все самому и выиграть дело. На нашем курсе мы научимся грамотно составлять претензию продавцу товаров или услуг и заявление в суд., создадим мини брошюру-памятку.

 

 

Экспертные заключения и рекомендации по использованию программы в системе российского образования

5

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации