Рабочая программа междисциплинарного модуля «Культура консьюмеризма в современном мире»
Рабочая программа междисциплинарного модуля
«Культура консьюмеризма в современном мире», обществознание 8-11класс
Направление
Общеобразовательный блок по направлению «Филология и гуманитарные науки» .
Название программы
«Культура консьюмеризма в современном мире»
Автор программы
Лоскутникова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Интегрируемые предметы
В программе интегрировано содержание учебных предметов «Обществознание», (тема «Права потребителей»); «Экономика», (темы «Конкуренция», «Рыночная экономика»); и «Право», (тема «Гражданское право»).
Целевая аудитория
Программа предназначена для участников образовательной программы .
Минимальное и максимальное количество участников
Количество участников от 2 до 15 человек.
Аннотация к программе
Программа составлена в соответствии с и на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Примерных программ по обществознанию, праву, экономике основного и среднего общего образования.
Данный модуль реализуется в рамках индивидуального учебного плана (далее ИУП) основного общего образования 8-11 классов.
В настоящее время в общеобразовательных организациях отсутствует специальный предмет, в результате изучения которого школьники приобретали бы знания о правах и обязанностях потребителей, необходимые им в современной жизни. Важность и актуальность формирования потребительских знаний у детей с целью их экономического образования и социальной адаптации крайне необходима в реалиях современного мира. Начинать образование в данной сфере лучше всего с подросткового возраста, потому что современные школьники с каждым годом все раньше переходят от пассивного наблюдения к активному участию в потребительских ситуациях. Чтобы ребенок мог чувствовать себя достойно и свободно даже в самых неблагоприятных обстоятельствах повседневной жизни, важно научить его навыкам грамотного поведения и защиты своих прав потребителей в различных ситуациях. Курс модуля нацелен на формирование у школьников устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке, а также на развитие навыков защиты своих прав в различных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Такой подход позволяет воспитать не только активного, но и цивилизованного и образованного потребителя. На наших занятиях применяются различные формы и методы обучения, практикумы, уроки защиты тематических заданий, а также решение творческих задач и проблемные ситуации.
Программа рассчитана на 6 часов.
Цели и задачи программы
Основные цели модуля:
Формирование основ правовой грамотности в области защиты прав потребителя посредством освоения базовых понятий, а также умений и компетенций, способствующих мотивации к развитию навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях.
Основные учебно-методические задачи модуля:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «обществознание» темы «Права потребителя»;
сформировать базовые теоретические знания о законах потребления в современном мире, основных участниках потребительского рынка и их месте в экономической и социальной системе общества в целом;
выработать навыки принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;
формировать устойчивый интерес к предмету.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля
Личностные результаты:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы над научным исследованием, проектом;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, полученную в ходе работы над научным исследованием, проектом;
публично представлять результаты выполненной работы
Предметные результаты:
В результате освоения модуля обучающиеся:
получат общие представления о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом;
приобретут навыки принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;
получат первоначальные навыки защиты своих прав в случае их нарушения;
приобретут навык различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию.
закрепят знания, полученные на занятиях о требованиях к качеству товара, к информации об изготовителе.
расширят представление о видах потребностей.
Содержание программы
«Защита прав потребителя. Мы-юристы». (2 часа)
Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей». Знакомство с законом. разбор ситуаций и способов выхода из них, опираясь на статьи 18-26 «Закона о защите прав потребителя». Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Права несовершеннолетнего потребителя. Просмотр видео, обсуждение статей закона.
Использование материалов: используем материалы сайтов Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru и Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
Практикум : работа с карточками.
«Рациональное потребление». (2 часа)
Покупки в интернете: плюсы и минусы. Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара. Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров. Работа с документами. Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей. Получение навыка работы с сайтами Роспотребнадзор, https://www.rospotrebnadzor.ru , Консультант+ https://www.consultant.ru . Статья 17. Судебная защита прав потребителей. Изучение примеров обращения потребителей в суд, судебные прецеденты. (Практико-ориентированный подход.)
Использование материалов: используем материалы сайтов Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru и Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
Практикум: отработка навыка написания претензии.
«Этика потребления». (2 часа)
Социальная адаптация в культуре консьюмеризма. Решение ситуативных задач. Создание памятки потребителя с опорой на статьи закона.
Презентация итоговых работ
Творческая работа: создание брошюры «Мои права» с использованием технологии «Покетмод».
Технологическая карта учебного модуля
№ |
Тема и краткое содержание занятия |
Ожидаемые результаты |
Ресурсы и методические материалы |
1 |
Защита прав потребителя. Мы-юристы Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»
|
Обучающиеся узнают: - некоторые положения Закона РФ «О защите прав потребителей»; - специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей; -расширят свои представления о видах потребностей. Обучающиеся научатся: - принимать самостоятельные решения, связанные с выполнением роли потребителя. |
Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru Сайт Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
Презентация, справочные материалы, дидактические материалы для практических работ. |
2 |
Защита прав потребителя. Практическое занятие |
||
3 |
Покупки в интернете: плюсы и минусы. |
Обучающиеся узнают: - как совершать покупки в интернете и смогут применять знания на конкретных примерах; -положительные и отрицательные стороны шопинга в интернете; - свои права и обязанности как потребителей и то, куда следует обратиться в случае нарушения этих прав. Обучающиеся научатся: - различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию. - сформируют навыки грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях на основе нормативных документов; - получат навык написания претензии |
Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru Сайт Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
|
4 |
Рациональное потребление». Разбор ситуаций и способов выхода из них. Работа с документами. |
Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru Сайт Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ Справочные материалы, дидактические материалы для практических работ. |
|
5 |
«Этика потребления». Решение ситуативных задач.
|
Обучающиеся узнают: - о правилах поведения потребителя; - как осуществлять решение различных ситуаций путем выявления их сходства и различий. Обучающиеся научатся: - создавать мини-книжку по технологии покетмод
|
Сайт Роспотребнадзора https://www.rospotrebnadzor.ru Сайт Консультант+ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
|
6 |
Социальная адаптация в культуре консьюмеризма Презентация итоговых работ |
Презентация |
Требования к условиям организации образовательного процесса
Учебные помещения:
Учебная аудитория, оснащенная техническими (мультимедийными) средствами обучения для использования цифровых ресурсов.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор (ТВ панель).
Компьютер.
Экран.
Выход в Интернет.
Приборы и оборудование:
Дидактические материалы:
Справочные материалы – по количеству обучающихся.
Дидактические материалы для практических работ – по количеству обучающихся.
Расходные материалы:
Бумага, ножницы, цветные карандаши, шпагат.
Оценка образовательных результатов программы
Оценивается итоговая работа ученика с использованием критериальной системы.
При этом оценивание защиты работы осуществляют как учитель, так и ученики.
Высокий уровень (Оценка «5») оценивается сообщение, соответствующее критериям:
Соответствие содержания заявленной теме. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения. Свободное владение монологической литературной речью. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
Повышенный уровень (Оценка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого;
Базовый уровень (Оценка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но:
1)излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов;
2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры.
Баллы выставляются в общую ведомость и по итогам могут быть конвертированы в школьную оценку:
Требования к кадровому обеспечению
(оставить пустым)
Аннотация
Изучение обществознания должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с законами, которые помогают людям в защите их прав, должно формировать умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на нормативные документы. Каждый из нас с юного возраста является потребителем товаров и услуг, но бывают ситуации, когда мы должны уметь защищать свои права, для этого мы обращаемся к юристам и тратим большие средства, а ведь можно сделать все самому и выиграть дело. На нашем курсе мы научимся грамотно составлять претензию продавцу товаров или услуг и заявление в суд., создадим мини брошюру-памятку.
Экспертные заключения и рекомендации по использованию программы в системе российского образования
5