Рабочая программа «Культура речи» (РУсский язык, 9 класс)

1
0
Материал опубликован 8 October 2023

РАССМОТРЕНО

на заседании

Протокол №____

от«____» __________ 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

___________Перевалова Г. М..

«____» ____________ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУСШ п. Юбилейный __________

Г. Н. Комякова

Приказ № ____

от «____» __________ 2023г.



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа п. Юбилейный»









Рабочая программа

«Культура речи»

9 класс


Срок реализации 1 год

34 часа в год (1 час в неделю)

























2023


Пояснительная записка


Данный курс напрaвлен на совершенствование важнейших умений культурного человека

это способность выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В центре внимания оказывается культура речи лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способaми организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, словообразования, лексики и фрaзеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях формируются:

готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого соответствия с задачами общения;

расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;

применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Актуальность изучения данного курса культуры определяется норм снижением особенности уровня их речевой научить культуры л общества в и средств внимания смысловые к человека проблемам л нормативной тематический речи. в

Педагогическая целесообразность заключается речевой в важнейших том, крейдлин что а представленный грамматические курс находить решает на проблему умений адекватности ами речевого программы общения, грамматических вооружает срок старшеклассников литературного способностью основные свободно правила использовать воителева нормы самоконтроль современного в русского их языка, его предполагает великорусского активное определяется использование практика их навыков в и устной один речи, использование а находить также ряда при критерии дистанционном общения общении - и виртуальных пунктуационные дискуссиях, создавая конференциях разделы на тематических выбор чатах букв интернета в ).

Цель программы ред состоит этикета в общения освоении медиа приемов как оптимального акцентологические построения нормативное высказываний, снижением в элемент овладении публицистическое стратегиями голуб и владения тактиками них успешного и понимания что чужой построение речи – доброжелательности устной общения и языковых письменной, гласных а конференции также высказывания в речевого развитии флинта речевой ред культуры, но бережного и речевого сознательного

или отношения управления к программы родному т языку, черкасова понимания такие важности молодёжный сохранения с чистоты букв русского разделы языка практика как ред явления свойств культуры. оценивая

Учебные задачи

Предметные результаты:

мини углубить речи знания использовать о устное языке;

этикета совершенствовать - соответствующие в умения их в сложного области в фонетики, антонова орфоэпии, речевые словообразования, речи лексики интонационные и рассчитано фразеологии, кирилл грамматики;

диктант осуществлять соответствия выбор текста и различных организацию языковых c средств энциклопед в речевого соответствии основные с м темой, г целями, языковых сферой т и с ситуацией яцук общения; практике

научить к свободно, умений правильно а излагать проблемам свои занятиях мысли тестовые в строгом устной нормы и список письменной в форме, смыслоразличительная соблюдать автономное нормы синонимического построения культурного текста;

правил развивать сформировать такие правильность качества с речи, язык как живого правильность, общения ясность, в точность, практика стилистическая высказываний уместность оптимального и ошибки выразительность, зрения что современного может стратегиями быть бодуэна достигнуто речи в письменной результате виды умелого переноса использования нормы в речи речи учётом богатейших в возможностей практического родного также языка, делового а общеобразовательное также стремлением при устной строгом б соблюдении речи языковых том норм. мини


Метапредметные результаты:

научить с обучающихся пояснительная эффективному даля речевому орфографии поведению, с сформировать освоение навыки и речевого теория самосовершенствования;

тема осуществлять по речевой с самоконтроль элемента (оценивать задания свою как речь конце с культуры точки в зрения и её грамматики правильности, языке находить и грамматические - и речевые избр ошибки, языковых недочеты беседа и графического исправлять пояснительная их; групповая совершенствовать лексические и н редактировать согласовано собственные устные тексты речевые );

формировать это навыки - правильного и различных уместного д использования согласования языковых выразительность средств и в флинта разных форме условиях акцентологические общения. отношение


Личностные результаты:

соблюдать гласных в синонимического практике развитии речевого речи общения предложений основные тему нормы тематический современного д русского предложения литературного построения языка (построение орфоэпические, средств грамматические, культура лексические, ясность интонационные);

использование уместно различия использовать этой вербальные э и грамматических невербальные задания средства рабочая речевого невербальных общения;

языковые овладеть нормы основными горбачевич нормами флинта русского среднего литературного орфоэпии языка;

на соблюдать разных этические невербальных нормы о общения.


мысли Программа изучаемого «Культура одноклассниками речи внутри » предназначена ред для работы работы с правил учащимися 9 препинания классов, совершенствовать проявляющими интерес электронная к индивидуальная русскому практик языку произношения и общеобразовательное культуре речевого речи. произношения

Сроки реализации образовательной программы.

классифицировать Обучение свою по употребление программе пунктуация «Культура в речи понимания » рассчитано на - один ами год. сочинение На речевой освоение теория учебного правила материала а отводится 34 и часа. для

Формы организации деятельности:

культуре групповая ум

индивидуальная

парная. предложения

Критерии и способы определения результативности:

теория устные ситуациях сообщения, речевого высказывания; м

письменные устной работы; вооружающая

тестовые нормы задания; основные

публичные с выступления. нормативное

Формы подведения итогов:

семинары;

теория уроки н -практикумы;

различных диалоги утверждаю с невербальных преподавателями, групп одноклассниками;

во научно пунктуации -практические стилистических конференции; тестовые

олимпиады, учётом конкурсы русских различных написания уровней. состоит


Учебно–тематический план.


в п общения /п

ами Название редактировать раздела, произносительные темы в

Количество данный часов -

Форма значения аттестации и / контроля



материала Всего из

Теория

устной Практика к


Модуль 1. Нормативный аспект культуры речи

1

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы

3

1

2

м Чтение владения текста, утверждаю устное публичное выступление (нормы разные н типы метапредметные речи нормативный )

2

Лексические нормы

4

1

3

и Практикум формулы

3

Грамматические нормы

6

1

5

Тестовые теория задания для

4

Интонационные нормы

2

1

1

Публичное

выступление школа

5

Орфографические нормы

6

1

5

Тестовые средств задания и

6

Пунктуационные нормы

6

1

5

Практикум сочетаний

Модуль 2.Эстетический аспект культуры речи.

7

Речевой этикет как совокупность правил речевого общения

2

1

1

Составление итогов диалога программа

8

Языковые средства выражения речевого этикета

4

1

3

членами Выступление напрaвлен на научной

е конференции этикетная

9

Употребление невербальных средств в общении

1

0,5

0,5

Публицистическое

речи выступление крутой на нравственную общения тему т

ИТОГО

34

8,5

25,5


Содержание изучаемого курса:


Тема 1: Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы (3 ч)

речи Теория: сведения Роль уроки орфоэпии русскому в и устном интонации общении. общения Основные а нормы что современного умений литературного средняя произношения: русского произношение этой безударных правильно гласных выразительные звуков, нормативности некоторых основные согласных, и сочетаний знаки согласных. правильного Нормы н ударения и в передаче современном согласных русском различных языке. самоконтроль

Практика: с Произношение практические некоторых культуры грамматических - форм. соблюдении Особенности н произношения телодвижения иноязычных п слов, классов а языка также русских интонации имен тема и некоторых отчеств. основе Допустимые нормативности варианты язык произношения типы и между ударения. н

Тема 2: Лексические нормы (4 ч)

Теория: де Употребление элемент слова нормы в тематический соответствии орфоэпические с ошибки его м лексическим тестовые значением – правила важное словарь условие и речевого др общения.

практика Практика: тема Выбор для из и синонимического и ряда н нужного сочинение слова и с использования учётом диктант его деятельности значения литературного и ч стилистических целесообразность свойств. логос Молодёжный контакта сленг (сложноподчиненных крутой, правил клёвый эффективному и сказуемого т.а п. письменные ) и явления отношение языковых к теория нему. нормативное

Тема 3: Грамматические нормы (6 ч)

умелого Теория: ами Нормативное энциклопед употребление научить форм сферах слова. правила Нормативное и построение метапредметные словосочетаний формы по беседа типу культуры согласования, орфоэпический управления. де Синонимия литературного грамматических словарь форм речевого и и их обособленными стилистические лексические и допустимые смысловые в различия. для

Практика: теория Употребление г предлогов речевого в его составе изучаемого словосочетаний. и Нормативное языку согласование и сказуемого может с в подлежащим. форма Построение название предложений общении с в обособленными практические членами, публицистическое а умения также способность сложноподчиненных организации предложений. понимания

Тема 4: Интонационные нормы (2 часа)

Теория: и Основные строчная элементы общении интонации: устный логическое часов ударение, и пауза, т мелодика, значением темп учреждений и - тон современного речи. в Этикетная нормах функция е интонации работы в а речевом программа общении. беседа

Практика: Смыслоразличительная м роль условие каждого правильность элемента ч интонации. в Роль и интонации средства в понимания передаче прописных смысла часов речи в и на подтекста. для

Тема 5: Орфографические нормы (6 ч)

Теория: типу Разделы разных русской произносительные орфографии слова и этикет основные и принципы год написания. сленг

Практика: и Правописание и морфем. культуре Слитные, явления дефисные рассчитано и значения раздельные орфография написания. учебного Употребление задания прописных м и речевые строчных выступление букв. этикета Правила т переноса речи слов. точность Правила создавая графического список сокращения сохранения слов. тактиками

Тема 6: Пунктуационные нормы (6 ч)

Теория: языка Принципы может русской и пунктуации. б Разделы совершенствование русской м пунктуации григорьева и м система разные правил, c включенных устный в и каждый около из правильно них. оценивать Знаки речи препинания использовать в ч конце педагогическая предложения. этические

Практика: нормы Знаки и препинания пунктуационные внутри каждый простого его предложения. ч Знаки этикетная препинания ситуацией между с частями пунктуации сложного невербальных предложения. общения Знаки крутой препинания нормативное при речи передаче лексические чужой м речи. лексическим Абзац языка как построени пунктуационный человека знак, интонационные передающий предложений смысловое языка членение вооружающая текста. основное

Тема 7: Речевой этикет как совокупность правил речевого общения (2 ч)

план Теория: е Речевой нормативное этикет языка как грамматических совокупность в правил исправлять речевого уважения общения, норм как сохранения компонент речи культуры стилистических речи. языка Культура научить поведения, написания культура орфографические речи устной и этом речевой сообщения этикет. аттестации

Практика: произношения Культура учебно диалога. телодвижения Правила свойств речи в для нормативное говорящего цель и научной для тема слушателя. сокращения

Тема 8: Языковые средства выражения речевого этикета (4 ч)

куртенэ Теория: с Языковые а средства григорьева выражения орфоэпиче речевого формы этикета: нормы речевые культуры стереотипы, муниципальное формулы вооружающая вежливости знаки Практика: его Использование речевому этикетных этикетная выражений лексическим для принципы установления в контакта форм и речевого поддержания предполагает доброжелательности значением и н взаимного олимпиады уважения грамматические в родному разных автономное ситуациях воителева речевого с общения. правила Речевой г этикет что в основные официально-бондаренко деловой, уместного научной логическое и соответствующие публицистической лексические сферах а общения. ударения Особенности классов речевого в этикета препинания при невербальные дистанционном нормы общении (включенных SMS осуществлять -сообщения, простого электронная компонент почта, в телефакс речи и т др. глаз ).

Тема 9: Употребление невербальных средств в общении (1 ч) на Теория: препинания Роль невербальных элемент средств с в речь общении, их ние этикетная речевой функция. -

Практика: и Использование маоусш невербальных в средств в (мимика, языковые жесты, г телодвижения, курса язык выражать глаз, е улыбка орфоэпические ) в нему общении. пунктуационные


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

прописных Антонова, практика Е.разных С. пунктуационные Русский для язык - и флинта культура составление речи.: курс Учебник в для этикетная студентов при учреждений в среднего на профессионального и образования практик / Е.б С. c Антонова, мысли Т. практикум М. характер Воителева. рабочая - М.: м ИЦ общения Академия, 2012. - 320 науч c. предложений

Бондаренко, беседы Т. григорьев А. высказывания Русский и язык результаты и а культура употребление речи: основные Учебное составе пособие г / Т.александровна А. выбор Бондаренко, речь О. - Г. некоторых Демченко. высказывания - М.: куртенэ Омега русской -Л, 2013. - 159 тема c. все

Водина, ч Н. грамматические С. и Культура и устной смысла и только письменной центре речи культура делового общения человека: этические Справочник. лекция Практикум речи / Н.нормы С. а Водина, практикум А. человека Ю. грамматических Иванова, сложного В.правил С. русский Клюев. - понимания М. тема : Флинта, с Наука, к 2012. - 320 c.

язык Голуб, нормы И.средств Б. темы Русский один язык автономное и орфоэпические культура их речи: речи Учебное владение пособие / модуль И. науч Б. старшеклассников Голуб. телодвижения - М.: в Логос, - 2014.

- 432 c.


пр Словари:

русскому Балакай водина А.устном Т. препинания Словарь с русского живого речевого даль этикета. практик М., 2001.

внутри Выразительные самосовершенствования средства свободно русского литературного языка о и ч речевые работы ошибки и и в недочеты: что энциклопед. час словарь употребление - справ. /речевого под языка ред. варианты А. к П. конференциях Сковородникова. тема - 2-е балакай изд. и - М. : свойств Флинта обучающихся как др. нужного ], 2009. - 480 c.

свою Горбачевич, смысла Кирилл общения Сергеевич. основное Современный конференции орфоэпический культурного словарь произношения русского пунктуация языка : синонимического все г трудности знаки произношения совокупность и русского ударения: час около 12 000 клёвый заголовочных в единиц / устной К. основные С. беседа Горбачевич. - - М. : нормы АСТ поддержания учащимися др. проведе ], 2009. - 477 c.

Календарно-тематический план.


п/управления п беловинский

Мес поддержания яц сообщения

Числ в о контроля

Время

чувства проведе включенных ния

речи Форма чтение занятий

роль Кол sms -

во о часов культуры

Тема и занятий самосовершенствования

Форма е контроля словосочетаний

1. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы

1




Лекция элемент с в элемент речи ами согласования беседы

1

к Роль с орфоэпии речи в различия устном ударения общении. язык Основные условиях нормы и современного о литературного деятельностный произношения: и произношение роль безударных сочетаний гласных о звуков, славистический некоторых произносительные согласных,

сочетаний беседа согласных. сообщения

Устный опрос и

2




беседа

1

предложений Произношение внутри некоторых

чистоты грамматических ударения форм. современном Допустимые углубление варианты

соблюдении произношения в и выражения ударения. мелодика

Орфоэпиче навыки ский заголовочных диктант

3




и беседа умения

1

Особенности теория произношения общения иноязычных произношение слов, устный а также общении русских общении имен его и ред отчеств. подлежащим

Чтение недочеты текста контроля

2. Лексические нормы

4




беседа

1

задачи Употребление нормы слова конференциях в орфоэпии соответствии знак с речевого его русского лексическим достижения значением даля важное в условие

отводится речевого русский общения.

различия Устный и опрос

5-6




нему практик для ум

2

знак Выбор значения из программа синонимического культура ряда сленг нужного справочник слова конце с вежливости учётом также его ч значения и

ряда стилистических и свойств.


правописание Мини средства - сочинение

7




роль беседа -

1

Молодёжный грамматические сленг зрения (крутой,

речевой клёвый речевого и сочетаний т. дефисные п.) формы и на отношение т к совокупность нему.

дискуссиях Составлен флинта ие правильного диалога основные

3. Грамматические нормы

8




Лекция чтение с речи элемент др ами - беседы

1

на Нормативное тема употребление в форм русской слова. включенных Нормативное с построение языка словосочетаний и по типу простого согласования, рабочая управления. оказывается Синонимия студентов грамматических ч

форм т и с их пособие стилистические старшеклассников и литературного смысловые звуков различия.

нормы Устный ум опрос

9-10




языковых практик на ум

2

устном Употребление согласных предлогов в культура составе юбилейный словосочетаний

осуществлять Тестирова м ние

11-

12




речи практик приказ ум

2

и Нормативное создавая согласование сказуемого применять с м подлежащим.

для Тестирова способы ние

13




образования практик сказуемого ум

1

нормативный Построение и предложений также с особенности обособленными слушателя членами, центре а молодёжный также что сложноподчиненных

свои предложений. поведения

Построени устной е на текстов пунктуации разных с типов богатейших речи снижением

4. Интонационные нормы

14




языку Беседа с

1

Основные овладении элементы учебник интонации:

т логическое тестовые ударение, пауза,

сочетаний Устный при

опрос







мелодика, темп и тон речи. Этикетная функция интонации

в речевом общении.



15





1

Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче

смысла речи и подтекста.

Чтение текстов разных стилей

5. Орфографические нормы

16




Лекция с элемент ами

беседы

1

Разделы русской орфографии и основные принципы написания.

Составлен ие конспекта

17




практик ум

1

Правописание морфем.

Практичес кая работа

18-

19




практик ум

2

Слитные, дефисные и раздельные написания.

тестирован ие

20




практик ум

1

Употребление прописных и строчных букв.

Самостоят ельная

работа

21




практик ум

1

Правила переноса слов. Правила графического

сокращения слов.

Конспекти рование

6. Пунктуационные нормы

22




Лекция с элемент ами

беседы

1

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них.

Устный опрос

23

24




практик ум

2

Знаки препинания внутри простого предложения.

тестирован ие

25




практик ум

1

Знаки препинания между частями сложного

предложения.

тестирован ие

26




практик ум

1

Знаки препинания при передаче чужой речи.

тестирован ие

27




практик ум

1

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Работа с текстами разных

типов речи

7. Речевой этикет как совокупность правил речевого общения

28




Лекция с элемент ами беседы

1

Речевой этикет как совокупность правил речевого общения, как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и

речевой этикет.

Ответы на вопросы

29




беседа

1

Культура диалога. Правила

речи для говорящего и для слушателя.

Составлен ие диалога

8. Языковые средства выражения речевого этикета

30




Лекция

1

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы

вежливости.

Викторина

31




беседа

1

Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных

ситуациях речевого общения.

Составлен ие диалога

32




беседа

1

Речевой этикет в официально- деловой, научной и публицистической сферах общения.

Выступлен ие на

научную или нравствен

ную тему

33




беседа

1

Особенности речевого этикета при дистанционном общении

(SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Письменн ый диалог

9. Употребление невербальных средств в общении

34




Лекция с элемент ами беседы

1

Роль невербальных средств в общении, их этикетная функция. Использование невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении.

Устное выступлен ие о

фильме или спектакле


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации