Предварительный просмотр презентации

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

Контроль над интеллектуальной жизнью общества. В августе 1921 г. состоялся процесс над «Петроградской боевой организацией», участниками которой были известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. Тихвинский и поэт Н. Гумилёв В конце августа 1922 г. Советское правительство выслало из страны около 80 представителей интеллигенции, среди которых были выдающиеся философы Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, И. Ильин, историк А. Кизеветтер, социолог П. Сорокин и др. В 1922 г. был учреждён Главлит, который осуществлял контроль за выпуском всей печатной продукции. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров. В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Н. Бухарин предложил интеллигенции «идти под знамёна рабочей диктатуры и марксистской идеологии»

Сменовеховство. Отражением взглядов тех эмигрантов, кто лояльно воспринимал советскую реальность, стал вышедший в 1921 г. в Праге сборник статей «Смена вех». Главный идеолог сторонников примирения с большевиками (эти идеи получили название «сменовеховство») Н. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая. Идеи сменовеховства с удовлетворением восприняла и часть интеллигенции, оставшаяся на Родине, в особенности те, кто находился на советской службе. Подобные настроения способствовали возвращению из эмиграции многих известных деятелей культуры. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Толстой, позднее, в 1930-е гг., – С. Прокофьев, М. Цветаева, М. Горький, А. Куприн и др.

Развитие образования. 1920-е гг. стали временем появления множества педагогических идей и новаций. Предлагались меры по приобщению детей к производственному труду, исправлению посредством трудовой деятельности трудных подростков и малолетних преступников. Широко использовалась практика создания детдомов. Обычными в 1920-е гг. были досрочные, или «ударные», выпуски недоучившихся специалистов, мобилизация студентов на трудовой фронт.





В 1926 г. грамотными были уже 3/4 населения в городах и почти половина в сёлах. Значительно расширилась сеть образовательных учреждений. В 1927 г. в стране работало 119 тыс. школ и 1200 вузов и техникумов. Достигнутые результаты позволили в 1930 г. перейти к всеобщему обязательному обучению. Из-за дефицита средств в качестве временной меры была введена плата за обучение в школах и вузах. С рабочих и служащих плата взималась в том случае, если их заработок был не менее 20–30 рублей. Отчисления от зарплаты в этом случае составляли 1–5% за одного ребёнка, независимо от числа обучающихся детей в семье

Антон Семёнович Макаренко (1888–1939) Воспитание детей в коллективе. Трудовое воспитание. Дисциплина и режим. Логика дисциплины состоит в требовательности коллектива к каждому его члену. Принцип социалистического гуманизма. Принцип оптимизма. Принцип практического опыта. Ориентировка на будущее.

Комсомол (Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи, ВЛКСМ) — общественная молодёжная организация в СССР, работавшая под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Комсомол имел влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. 1918 год

Октябрята — объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях. Термин возник в 1923–1924 годах, когда в Москве появились первые группы октябрят, в которые принимались дети 7–9 лет — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.

Наука и техника. Сформулировал теорию наследственной изменчивости На основе обработки фактических данных выделил географические центры происхождения культурных растений и собрал в них ценнейший семенной материал. Разработал теорию об иммунитете растений Вавилов стал первым президентом созданной по его инициативе Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук- 1929 г. Стр. 200-201, выписать достижения ученых.

Начало «нового искусства» Архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения; Архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты; Благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромного размера.

Памятник III Интернационала Автор – художник авангардист Владимир Татлин 400-метровая наклонная башня, состоящая из двух металлических спиралей Внутри – расположенные друг над другом стеклянные куб, пирамида и цилиндр

Памятник III Интернационала В цилиндре предполагалось расположить информационный центр с редакцией В пирамиде – исполнительные органы В кубе – зал заседаний

Конструктивизм Конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920-1930 годы в СССР.

Жилой дом Госстраха в Москве (1926)

Жилой дом Наркомфина в Москве (1928-1930)

Гараж на Новорязанской улице в Москве (1926-1929)

Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора Константина Степановича Мельникова) в Москве (1927-1929)

Дом культуры имени Русакова в Москве (1927-1929)

Алексей Щусев Работал в Москве одновременно с К.Мельниковым Известен еще с конца XIX в. (здание Казанского вокзала) В 20егг. Примкнул к конструктивистам