Квалификационная работа «Гендерные особенности общения дошкольников»

4
0
Материал опубликован 10 January

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что «значение общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками для формирования их личности было показано в ряде социально-психологических исследований советских психологов начиная с 30-х гг.» [25] XX века, и внимание к проблеме гендерных ролей и гендерного равенства постоянно возрастает. Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни.

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года говорится: «Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития», «реализацию дополнительных образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание детей» [3].

Но чтобы реализовывать эти цели необходимо начинать работу еще в дошкольных образовательных организациях (ДОО), когда идет формирование гендерного сознания и дети дошкольного возраста идентифицируют себя с определенным полом и его поведением.

Гендер (пол) представляет собой социальное явление, обуславливающее определенный набор социальных индивидуальных ролей, дает возможности расширения спектра поведенческих моделей.

В педагогике и психологии проблема гендера, вопросы воспитания и развития детей разного пола привлекают многих исследователей, таких как: Т.В. Бендас, М.Ю. Бужигеева, В.Д. Еремеева, В.Е. Каган, Т.А. Репина, С.Л. Рыков, Р. Сабиров, Л.И. Столярчук, Т.П. Хризман, А.А. Чекалина, Л.В. Штылева и др. Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики.

Период дошкольного детства - это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза. Но одним из сенситивных и, следовательно, наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Проблема темы исследования заключается в том, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и «омужествление» женщин.

Такое положение отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения. Все больше становится фемининных мальчиков и маскулинных девочек.

Преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу одно из важнейших условий гендерного воспитания в условии реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Предмет исследования - гендерные особенности общения дошкольников в онтогенезе.

Объектом исследования являются гендерные особенности общения дошкольников разных возрастных групп в условиях дошкольной образовательной организации на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» города Миасса.

Целью работы является анализ гендерных особенностей взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» города Миасса.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

- рассмотреть онтогенез общения в дошкольном возрасте; гендерные особенности взаимоотношений и общения со сверстниками в дошкольном возрасте;

- представить общую характеристику базы педагогического исследования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» города Миасса;

- провести анализ гендерных особенностей взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» города Миасса.

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение эмпирических данных; эмпирические (практические) методы - наблюдение, опрос, беседа, обобщение и анализ данных.

База проведения исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» города Миасса.

Этапы исследования: педагогическое исследование осуществлялось в три этапа, в течении месяца, с 01.10.2023 по 01.11.2023 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» города Миасса.

На первом этапе была изучена характеристика МБДОУ № 9, на втором этапе методами наблюдения, опроса, беседы с педагогами и детьми был собран материал о гендерных особенностях взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников МБДОУ № 9. На третьем этапе собранный материал был обобщен и проанализирован.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.



  1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей общения детей дошкольного возраста
    1. Онтогенез общения в дошкольном возрасте


Современная наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями.

Общение выступает тем инструментом, который приспособлен для воспитания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми.

Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то увидим что термин «общение» истолковывается как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [7].

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Проблеме общения в дошкольном возрасте уделяли большое внимание в своих работах такие исследователи, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. [9, с. 56].

Потребность в общении - одна из первых социальных потребностей, возникающих в онтогенезе. Благодаря ей ребенок вступает в разнообразные контакты с окружающим его природным, предметным и социальным миром, познает и приобщается к культурным и нравственным ценностям общества, в котором он живет, познает самого себя, устанавливает взаимосвязи с этим миром. Основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми.

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст [11].

С момента появления первых слов начинается этап развития речевого общения, продолжающийся на протяжении всего дошкольного возраста. Качественные изменения в речевом общении ребенка в раннем и дошкольном возрасте происходят по двум основным линиям:

- изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения;

- овладение ребенком произвольной регуляцией речевыми средствами.

На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуативный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты достаточно слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов ребенка и характером его деятельности.

Внеситуативно - познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неимением достаточного словарного запаса и навыков речевого взаимодействия, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается по большей мере именно через такие выразительные моменты [28, с. 99].

В период среднего дошкольного возраста у ребенка развивается следующая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-познавательная. Начиная приблизительно с трехлетнего возраста речь становится основной коммуникативной операцией. Идет активный процесс самоутверждения по отношению к взрослым и сверстникам. В этом возрасте игра начинает занимать доминирующее место в активности ребенка. Игровая деятельность немыслима без речевых коммуникаций и напрямую зависит от уровня их развития, поскольку процесс игры требует устойчивых во времени контактов между детьми, что предполагает наличие у них навыков речевой деятельности, необходимых для совместного обсуждения сюжета игры, распределения ролей, согласованности действий в игре.

Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует деятельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпевают серьезные качественные изменения. Если раньше общение строилось с опорой на зрительные, экспрессивно - мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка наглядно- действенного, а затем и наглядно - образного типов мышления, то в старшем дошкольном возрасте речь ребенка начинает приобретать автономный характер, становится внеситуативной, что свидетельствует о начальном этапе развития логического или абстрактного типа мышления. Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающей действительностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей - взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним. При этом перестраивается и форма общения детей - она становится внеситуативно - личностной. В этом возрасте у детей наблюдается проявление повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совместной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях.

К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного речевого взаимодействия.

В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает внеситуативно - личностной формой общения. Главенствующее место в ней занимает личностный мотив [28, с. 100]. Усложняется основной вид деятельности - игра, активизируется процесс обучения. Ведущей потребностью в общении у ребенка старшего дошкольного возраста выступает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка в процессе общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанавливает партнерские отношения. Все это является фундаментом полноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок проявляет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта собственной жизнедеятельности, где общение, речевые коммуникации являются одним из способов осознания себя во внутреннем плане становления личности и позволяют понять другого человека, рассматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.

Таким образом, можно прийти к выводу, что являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, общение выступает важнейшим средством и источником развития личности.


    1.  Гендерные особенности взаимоотношений и общения со сверстниками в дошкольном возрасте


Как было сказано выше, общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка - это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности и т.д. В процессе взаимодействия в совместной деятельности развиваются способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие и др.), они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных и гендерных отношений.

Изучением особенностей взаимоотношений со сверстниками в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как А.Н. Веракса, Н.В. Куницына, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др. Вопросы, связанные с проблемой гендерного воспитания детей, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых. Изучению гендерных аспектов посвящены исследования как отечественных (В.В. Абраменкова, Т.Н. Доронова, С.В. Каманина Е.Н. Каменская, И.И. Лунин, А.М. Щетинина, Л.В. Штылева и др.), так и зарубежных психологов (Ш. Берн, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В.Е. Каган и др.) [30, с. 31]. Необходимо отметить, что гендерные исследования в российской педагогической науке до сих пор не имеют целостной научной концепции. Но все исследователи сходятся во мнении о необходимости гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Возникновение термина «гендер» как научной категории связано с именем американского психоаналитика Роберта Столлера, предложившего в 1958 г. использовать это понятие для обозначения двойственной природы пола человека - биологической и социокультурной. Гендер (англ. gender, от лат. gens - род) - социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества [11].

Пол (sex) - системная совокупность биологических свойств, отличающих мужчину от женщины.

Гендер - в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью которой дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Однако термин «гендер» подчеркивает, что многие различия между мужчинами и женщинами обуславливаются культурой и общественными установками, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола. Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. Взрослея, ребенок идентифицирует (определяет) себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола. Т.В. Бендас дает следующее толкование понятий маскулинность и фемининность [7].

Маскулинность (лат. masculinus - мужской) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность и т.д. Фемининность (лат. femina - женщина) - набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д. [7].

Современное общество вносит свои изменения в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью и брак, в воспитание детей. Стираются грани между мужским и женским началом. Поздние браки, недостаточное внимание к детям, сложные межличностные отношения оказывают свое влияние, и теперь дети воспитываются по правилу «все равны». Жесткое разделение гендерных ролей уступило место явлению андрогинности - явлению, фиксирующему проявление одновременно (не обязательно в равной степени) и женских, и мужских качеств. При этом в условиях современного общества, с его меняющимися реалиями, андрогинность - не отрицание маскулинности или феминности, а сочетание этих качеств в предлагаемых условиях социума. Внедрение категории «гендер» в педагогическую науку имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности ребенка в учебно-воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки, девушки, каждого мальчика, юноши, неадекватной самооценке, отсутствию культуры взаимоотношений полов.

Исследователи полагают, что развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений - гендерных схем - способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления и понятия закономерно развиваются на протяжении дошкольного периода.

Первый уровень понимания, достигаемый в промежутке между 2 и 7 годами, называется гендерной идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик - девочка, дядя - тетя), не вполне понимают, в чем заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки - мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки - женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени [5, с. 218].

Итак, половая идентичность формируется у ребенка уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но не может осознать, почему он мальчик или девочка. В 3-4 года он уже осознанно различает пол окружающих людей на основе внешних признаков (например, одежды, стрижки). Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек, не только внешних (например, девочки носят платья, а мальчики брюки), но и поведенческих (девочки любят играть в куклы, а мальчики в машинки). Также могут рассказать о различии в поведении мужчин и женщин на основе своих знаний о ролях мамы и папы в своей семье. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте «переделать» уже невозможно и исправлять погрешности гендерного воспитания после этого возраста трудно.

От 1,5 до 5-6 лет ребенок осваивает свою половую роль и знакомится с различиями полов. Интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара обеспечивают: разъяснения взрослых, прямо инструктирующих ребенка, и их реакции на соответствие или несоответствие его поведения этим инструкциям; наблюдения за поведением людей разного пола; оценки взрослых и сверстников степени проявления мужественности и женственности ребенка; влияние мужских и женских литературных и телевизионных образов; жизненный опыт дошкольника и др.

На этом этапе у дошкольника обнаруживается действие всех известных механизмов социального развития человека: подражания, идентификации, социального контроля, моделирования, социальной ингибиции, социальной фассилитации, рефлексии и др.

К трем годам ребенок овладевает категорией «Я», которая сливается с осознанием своей половой принадлежности, то есть формируется базовая половая идентичность. Половой категоризации усвоения полоролевых представлений способствуют и процессы идентификации «физического Я». В это время появляются первые вопросы о появлении ребенка на свет. Интерес к телесному устройству и деторождению наблюдается у всех нормально развивающихся детей, а удовлетворение его отвечает познавательной активности ребенка и входит необходимой частью в процесс полоролевой ориентации (И.С. Кон, В.Е. Каган и др.) [10].

Полоролевые представления и предпочтения неустойчивы. Лишь немногие дети этого возраста могут мотивировать свои ответы и рассказать о различиях полов. Ребенок все еще полагает, что в силу каких-либо обстоятельств пол возможно изменить.

В возрасте от 3-х до 5-6 лет осуществляется половая идентификация ребенка с родителями своего пола (B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.И. Захаров, Т.А. Репина), которая в пять-шесть лет приобретает характер ролевой идентификации (А.И. Захаров). Идентификация с ролью рассматривается как способность ребенка, представляя себя на месте родителя или другого значимого человека своего пола, воспроизводить его образ действий. Мотивационный механизм ролевой идентификации с родителями того же пола, по мнению Л.В. Коломинского, заключается в потребности исполнения полотипизированной роли в общении со сверстниками, то есть в стремлении соответствовать образцу адекватному полу поведения с тем, чтобы быть принятым среди сверстников и чувствовать себя компетентным и уверенным в их среде. В этих условиях родители выступают как необходимая и доступная модель идентификации [14, с. 17].

Необратимость половой принадлежности теперь уже осознается ребенком, что, вероятно, стимулирует процесс дифференциации интересов, деятельности и формирования полоролевых установок. Половая дифференциация способствует возникновению двух подструктур в группе детского сада - группы девочек и группы мальчиков. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей.

Ребенок уже более активно и настойчиво интересуется проблемой деторождения, размышляет и стремится получить ответы на вопросы: откуда берутся дети, как они попадают к маме в живот, как оттуда выходят, какую роль в процессе деторождения играет папа. Источниками информации являются родители и сверстники.

К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью (идентичностью), которая выражается единством сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в характерных для людей того или иного пола способах поведения, у него формируется системная половая идентичность (B.C. Каган). В основе полоролевой идентичности, согласно В.Е. Кагану, лежит «адаптационный образ Я» как представителя определенного пола. «Адаптационный образ Я» преимущественно складывается под влиянием бытующих в обществе стереотипов мужественности-женственности [19].

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, и это совпадает с бурным усилением половой дифференциации интересов, деятельности и установок (И.С. Кон). У мальчиков и девочек проявляются разные интересы и стили поведения, они по собственной инициативе выбирают разные игры и игровых партнеров. Определяя содержание половых ролей, дети указывают на различия по физическим данным («мальчики сильные», «девочки слабые и красивые») и особенностям игры («любят строить гаражи, мосты, пороги и играть в машинки»), описывают полоспецифическое поведение («мальчики дерутся») и межполовые отношения («мальчики защищают девочек»). У детей начинают проявляться и элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганят, а мальчик - что они защищают девочек.

У дошкольников разного пола проявляется много психических особенностей. Исследование Л.В. Поповой, эксперименты Т.А. Репиной и ее учеников свидетельствуют, что уже в три года у детей, воспитывающихся в детском саду, имеются предпочтения к поло-типичным игровым объектам, и в большей степени они выражены у девочек. Это также находит отражение в сюжетах игр детей и предпочитаемом содержании рисунков [24].

Многие работы и наблюдения отечественных исследователей показывают что, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», детский сад, больницу, магазин.

Работы отечественных авторов (Т.А. Репина) по изучению игровых предпочтений детей дошкольного возраста свидетельствует, что в дошкольном детстве очень ярко проявляются различия в выборе характера игр у мальчиков и девочек. Эти различия ни менее отчетливо выступают также в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. Формирующиеся к старшему дошкольному возрасту полоролевые стандарты приобретают для детей значение моральных законов. Многие мальчики считают, что «девчоночьи» игры «плохие» и в них не положено играть мальчикам. В свою очередь, для большинства девочек неинтересно играть в игры мальчиков (исследования Л.В. Градусовой, Н.В. Плисенко) [11].

Изучая общение дошкольников в игре, Т.В. Антонова выявила, что у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, имеет место ориентация не только на процесс игры, но и на сверстника и характер отношений с ним. Резкое различие обнаружилось в мечтах детей, обращенных в будущее. Мальчики мечтали быть «большими и сильными», стать машинистом, летчиком, моряком, спасателем. А девочки - «вырасти и быть красивой», стать «мамой», учительницей, врачом, балериной и т. п.

У мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, корабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. У девочек преобладает бытовая тематика и интерес к изображению природы. Они любят рисовать цветы, деревья, животных, людей (особенно - принцесс и невест).

Половые предпочтения сказываются и в музыке: девочки любят больше лирическую музыку, а мальчики, как правило, предпочитают бравурную, маршевую. Хотя все дошкольники обожают сказки, детские мультфильмы, но мальчики выбирают, в первую очередь, книги и фильмы про войну, про подвиги, про ковбоев и индейцев.

В процессе полоролевой социализации у детей происходит становление некоторых личностных черт, в большей степени характерных для того или другого пола. Так, исследование О. Смолевой было посвящено изучению неуверенности и особенностей ее проявления у дошкольников разного пола. Ею были установлены факты, подтверждающие некоторые положения Т.П. Хризман: среди мальчиков неуверенных детей в два раза больше, чем среди девочек, и у них труднее проходит период адаптации к дошкольному учреждению.

Широко распространено мнение, что мальчики более самоуверенны и дают себе более высокие оценки, чем девочки. Проведенный Т.А. Репиной оценочный эксперимент в детском саду, выявил, что мальчики более высокие оценки по ряду качеств давали девочкам, а не сверстникам своего пола. Та же тенденция проявилась у них при самооценивании. Е. Кох, проведя исследование, также обнаружила, что девочки-дошкольницы имеют более высокое мнение о себе, чем мальчики, которые оценивают девочек выше, чем самих себя [9, с. 57].

Многочисленные работы посвящены изучению агрессивного поведения и проявлению гнева у маленьких детей. Ф.В. Гуденух, изучая проявления гнева и агрессии у детей в возрасте от 12 месяцев до трех лет, установила, что в три года взрывы гнева у мальчиков наблюдаются в три раза чаще, чем у девочек. X. Дейв, проанализировав 200 ссор 40 дошкольников, подтвердил, что мальчики больше ссорятся, чем девочки. Кроме того, ссоры чаще происходят между детьми одного пола и у старших дошкольников их меньше, но они продолжительнее по времени [16].

Многие авторы (Е. Беллер, В. Хартуп, Е. Кох, Б. Фагот и др.) утверждают, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, неуверенны в своих силах, более эмоциональны, легче фрустрируемы, менее активны и поэтому не стремятся к лидерству.

В исследованиях ряда психологов доказано, что девочки имеют больше друзей-сверстников, более инициативны, у них более высокое мнение о себе, чем у мальчиков, в то время как мальчики проявляют больше зависимости, чем девочки. Выявлено также, что формирование таких качеств, как агрессивность, доминантность, соревновательность зависит во многом от того, является ли ребенок младшим или старшим в семье, и от пола и возраста брата или сестры. Не только у мальчиков, но и у девочек, если они являются старшими, может ярко обнаружиться агрессивность, враждебность, стремление к контролю над младшим.

В ряде исследований отмечается, что девочки в большей степени, чем мальчики, социально ориентированы на других людей, более социально активны, а мальчики больше ориентированы на решение конструктивных задач, т. е. у них преобладает деловая ориентация. В исследованиях зарубежных и отечественных ученых показано, что у дошкольников очень рано начинают проявляться склонности к более благожелательному отношению к сверстникам своего пола и кооперированию с ними в совместной деятельности.

Г. Крайг считает, что влияние сверстников гораздо сильнее сказывается на поведении девочек, чем на поведении мальчиков. При этом дети обоего пола ориентируются на мнение сверстников и в большей степени подражают мальчикам. Влияние стереотипов на поведение детей является настолько сильным, что в обществе сверстников, чтобы не вызывать осуждения дети выбирают игрушки, соответствующие стереотипам игр мальчиков и девочек, тогда как в одиночестве они могут пользоваться любыми игрушками [21, с. 19].


Выводы по главе 1:


Рассмотрев теоретические аспекты изучения гендерных особенностей общения детей дошкольного возраста можно прийти к ряду выводов:

  1. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст. Таким образом, являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, общение выступает важнейшим средством и источником развития личности.
  2. В процессе взаимодействия в совместной деятельности развиваются способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие и др.), они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных и гендерных отношений. Гендер - в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью которой дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Пол - это индивидуальная характеристика человека. Общение со сверстниками своего и другого пола рассматривается как условие развития гендерного самосознания, гендерной роли / идентичности.
  3. Общество сверстников в группе детского сада выполняет также функцию половой социализации, ускоряя процесс формирования психического пола ребенка разделением детских игр на «девчоночьи» и «мальчишечьи» и развитием - наряду с общими интересами, характерными для всех дошкольников, - специфических интересов и предпочтений для девочек и мальчиков.
  4. Изучая общение дошкольников в разных возрастных группах, Т.А. Репина обнаружила половую дифференциацию между детьми, причем с явной тенденцией консолидации со сверстниками своего пола; и чем старше дошкольники, тем более явно проявляется данная тенденция. С момента осознания своей принадлежности к половой группе ребенок вынужден усваивать поведенческие стереотипы, характерные для людей этой группы, для удовлетворения потребности в позитивной идентификации с образом «Мы», принятия в своей половой группе, возможности играть и общаться в среде равных себе людей.



  1. Анализ гендерных особенностей взаимоотношений и общения со сверстниками в дошкольном возрасте
    1. педагогического исследования. Общая характеристика, развивающая предметно-пространственная среда базы исследования, педагогические и методические условия развития гендерного общения дошкольников


В целях решения задач курсовой работы было организовано и проведено педагогическое эмпирическое исследование, направленное на анализ гендерных особенностей взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников.

Методы исследования: наблюдение, опрос, беседа, обобщение и анализ данных.

Этапы исследования: педагогическое исследование осуществлялось в три этапа, в течении месяца, с 01.10.2023 по 01.11.2023года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» города Миасса.

На первом этапе была изучена характеристика МБДОУ № 9, на втором этапе методами наблюдения, опроса, беседы с педагогами и детьми был собран материал о гендерных особенностях взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников МБДОУ № 9. На третьем этапе собранный материал был обобщен и проанализирован.

Общая характеристика базы исследования:

Полное наименование образовательной организации - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» города Миасса.

Дата создания образовательной организации - декабрь 1955 год. Место нахождения образовательной организации - 456300, Россия, Челябинская область, г. Миасс, ул. Предзаводская, 9

Сокращенное наименование образовательной организации - МБДОУ № 9.

Организационно-правовая форма - учреждение. Тип образовательной организации - дошкольная образовательная организация. Тип учреждения - бюджетное учреждение.

Основная цель деятельности МБДОУ - оказание муниципальных услуг в сфере общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В МБДОУ № 9 работают 6 групп. Группы имеют общеразвивающую направленность.

- 2 младшая группа

- Средняя

- 1 младшая

- Логопедическая

- Подготовительная

- Старшая

Численность обучающихся (воспитанников) - 152 ребенка (от 2-8 лет).

Организация образовательного процесса в МБДОУ № 9 осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (ООП). Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 9 разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [2] и с учетом примерной образовательной программы «Радуга» и санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») [4].

Развивающая предметно-пространственная среда базы исследования:

Развивающая предметно-пространственная среда (ППРС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-развивающая среда МБДОУ № 9 организована согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Развивающая предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, соответствует индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и физическую активность дошкольников, но и является основой для самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных и гендерных особенностей.

Помещения, в котором проводят время дети - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир.

В МБДОУ № 9 ППРС организована с учетом гендерного подхода к организации среды в группе: в помещении выделили специально оборудованные игровые зоны - девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.

Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков. Помещение группы как бы разделено на две зоны с помощью модуля, но объединяется ковром.

Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится мастерская с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. Там же для них имеются в отдельном ящике элементы ряжения.

В зоне мальчиков расположен модуль для игры в аптеку, больницу, медицинской центр, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, и в соответствии с сюжетом игры.

Педагогические и методические условия развития гендерного общения дошкольников:

В МБДОУ № 9 можно выделить следующие условия развития гендерного общения: организация специальных занятий и кружков с детьми, моделирование коммуникативных ситуаций, использование дидактических игр, индивидуальная работа, совместное принятие каких - либо решений, различные игры-упражнения, познавательные беседы, сюжетно - ролевые игры, совместная работа и др.

Развитию общения как мальчиков, так и девочек способствуют психологические игры серии «Теплые круги», в которых дети налаживают контакт и учатся общению. Например, игра «Приветствие по кругу», в которой дети, встав в круг, здороваются со всеми, стараясь не повторять слов приветствия: «здравствуйте», «доброе утро», «привет», «я приветствую всех» и т.д.

В игре «Круг комплиментов» дети своему соседу по кругу говорят что-нибудь приятное: «у тебя красивые бантики», «ты красиво одет», «у тебя добрая улыбка» и т.п. Значимость таких подобных игр в развитии дружеских взаимоотношений, формировании культуры общения, создания эмоционально - положительной атмосферы в группе очевидна. Поводом к общению могут быть стать внесение новых книг, энциклопедий, журналов. Например, энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога.

В самом начале года в МБДОУ № 9 проводятся занятия по обучению детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуации общения. Создается ситуация знакомства с новым персонажем. Знакомство начинается с фразы «Как тебя зовут?». Воспитатель спрашивает, как можно называть людей. Предлагает игру «Назови ласково», где дети упражняются в образовании ласковых форм своего имени, как мальчики, так и девочки. Побеждает тот, кто наберет больше имен (Оля, Оленька, Олюша, Леля; Леша, Лешенька, Лешечка).

Проводится работа детей в паре (мальчик - девочка) для активного продуктивного общения. Самое главное, чтобы это общение было мотивировано, основано на знакомой детям теме.

Интересны занятия, построенные на интервьюировании, в форме репортажа. Дети могут собирать материал «Лесной газеты» и брать интервью у обитателей леса. Редактор определяет объем информации: «Выяснить повадки животного, чем он питается, как защищается от врагов», а дети сами формулируют вопросы, ведут беседу, упражняются в правильном обращении. Интересные ситуации «Выполни задание по инструкции». Здесь один ребенок выступает в роли заказчика какой - либо инструкции, чертежа, рисунка, а другой исполняет заказ, следуя указаниям. Если исполнителю что - либо не понятно, он задает вопросы, уточняет детали.

Также развитию общения способствует показ различных видов кукольного театра, где дети привлекаются к воспроизведению заученных литературных диалогических текстов, читают стихи по ролям, а также подвижные игры с готовыми текстами.

Прекрасным условием воспитания высокой культуры общения является, совместное проведение экскурсий, различных праздников, развлечений. После проведения мероприятий у детей обязательно возникают разговоры, споры, обсуждения. И разговоры общие, и будущие интересы тоже будут общие. Благотворно влияют на развитие общения методы и приемы народной педагогики, чтение детям народных песенок и потешек, сказок, пение песен, рассказы о былинных героях. На примере сказок и рассказов дети учатся оценивать поступки героев, начинают различать хорошее поведение от плохого.

Методистом МБДОУ № 9 разработаны рекомендации для воспитателей МБДОУ № 9 по созданию оптимальных условий для успешного развития гендерного общения дошкольников. Рекомендации представлены в Приложении.

Педагогами МБДОУ № 9, в свою очередь, разработаны консультации для родителей по гендерному подходу в воспитании детей.

Таким образом, можно прийти к выводам:

  1. Организация и проведение педагогического, эмпирического исследования осуществлялось поэтапно, на каждом этапе решались поставленные нами задачи.
  2. Предметно-развивающая среда МБДОУ № 9 организована согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта и с учетом гендерного подхода к организации среды в группе: в помещениях групп выделены специально оборудованные игровые зоны - девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.
  3. Кроме того, в МБДОУ № 9 созданы педагогические условия для развития гендерного общения: организация специальных занятий и кружков с детьми, моделирование коммуникативных ситуаций, использование дидактических игр, индивидуальная работа, совместное принятие каких - либо решений, различные игры-упражнения, познавательные беседы, сюжетно - ролевые игры, совместная работа и др.
  4. Методистом МБДОУ № 9 разработаны рекомендации для воспитателей МБДОУ № 9 по созданию оптимальных условий для успешного развития гендерного общения дошкольников.


    1. Анализ гендерных особенностей взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» города Миасса


В целях выявления особенностей гендерных взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников МБДОУ № 9 было организовано наблюдение за детьми разных возрастных групп в режимных моментах, играх, совместной деятельности и т.д. Для того, чтобы получить ответы на вопросы: «Чем похожи, а чем отличаются мальчики и девочки?», «Как складывается общение у них между собой?», «Как «уживаются» мальчики и девочки в одном коллективе?»; выявить проблемы формирования дружбы между мальчиками и девочками, а также определить роль воспитателя в решении этой проблемы - были проведены беседы с педагогами и детьми.

Выявлены особенности общения мальчиков и девочек:

1. Чем похожи, а чем отличаются мальчики и девочки?

Начиная с трехлетнего возраста, все более проявляются различия у мальчиков и девочек в интересах, проявлениях эмоциональности и в поведении.

К четырем годам интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры больше связаны с природой и эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры. Мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «Отчего?» или «Почему?». Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности. Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Увидев что-либо новое, после вопроса «Что такое?» девочка оценивает предмет словами «красиво» или «некрасиво».

В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Девочки используют все игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Эта особенность мужского пола может быть названа преобразующей деятельностью, ее нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать. Эти черты ярко проявляются в ролевых играх девочек - дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).

Имеются отличия и в речи представителей разного пола. У девочек преобладают имена существительные и прилагательные. При передаче прочитанного в устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, а в устной речи - к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. В связи с тем, что мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек, в их словарном фонде часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.

Мальчики оптимистичнее, простодушнее и откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в пять лет уже «женщины». Девочки видят намного больше мальчиков, лучше понимают, что творится в семье, точнее разбираются в людях. Они проявляют скрытность и недоброжелательность к более ярким девочкам и интересуются, во что одеты их подружки.

Мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, девочки, напротив, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее. Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и обычно носят скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками и зачинщиками нарушения порядка являются сами.

Мальчики уже с 3-6 лет более агрессивны, чем девочки. Поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена, различие следует считать врожденным. У девочек преобладает словесная агрессия - они обзывают, кричат, но стараются избегать прямого выражения открытой враждебности. Но, педагоги отмечают, что в последние годы возросла агрессивность, как мальчиков, так и девочек которые, подобно мальчикам, стали прибегать к дракам.

У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга». У девочек морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, происходит быстрее, чем у мальчиков. Именно поэтому на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел, решении задач и в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками. После периода полового созревания картина меняется.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики долго «раскачиваются». Девочки лучше выполняют задачи типовые, шаблонные. Мальчиков увлекает поисковая деятельность, им лучше немного не дообъяснить, натолкнуть на нахождение решения.

В организации образовательного процесса не всегда учитываются психологические особенности мальчиков. Существующие в современном образовании стратегии обучения, формы и методы работы с детьми рассчитаны в большей степени на девочек, ориентированы на женскую модель поведения, так как требуют в первую очередь прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости.

Мальчики более подвижны, непоседливы, непослушны, у них чаще возникают конфликты, поэтому они получают больше дисциплинарных замечаний, отрицательных оценок, их чаще наказывают. Более низкие достижения мальчиков в учебе, чем у девочек, частые нарушения дисциплины, объясняются тем, что роль «настоящей женщины», «хорошей ученицы» не противоречат друг другу, в то время как роль «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» во многом не совпадают. Это противоречие объясняет отрицательное отношение к учению мальчиков, где, по их мнению, нет места для проявления мужских качеств.

Существует различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается, для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки (какой момент деятельности оценивается, девочки более заинтересованы в эмоциональном общении с взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки, как положительные, так и отрицательные. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно недоволен педагог. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Необходимо объяснить ситуацию точно и кратко. На замечание «ты плохой» мальчик не может отреагировать - он дезориентирован.

Девочкам нельзя сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит им осознать, что именно плохо и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип - прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание.

Давать оценку деятельности следует разными словами. Слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков. Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница» и т. д.

Различия в интересах мальчиков и девочек, формирующиеся дошкольном возрасте, проявляются также и в тематике рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.

Как «уживаются» мальчики и девочки в одном коллективе?

Конечно девочки и мальчики очень разные. Как же они «уживаются» в одном коллективе между собой? Ссорятся или дружат? Радуются друг другу или нет? Во что играют?

Взаимоотношения детей дошкольного возраста - это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.

Перед игрой дети помнят кто они, мальчики или девочки. Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.

Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.

А в ходе самой игры они часто об этом забывают и общаются просто, как сверстники.

Чаще всего в общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:

- дети группируются по полу;

- возникает общность интересов;

- появляется специфическое чувство «МЫ»: «Мы - мальчики» или «Мы - девочки». В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек, а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей). Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.

Проблемы формирования дружбы между мальчиками и девочками. Роль воспитателя в решении этой проблемы.

Формирование дружбы между детьми разного пола - одна из важнейших задач этой проблемы. Но в современном детском саду в основном осуществляется бесполое воспитание. Часто упускаются из виду уечт определенной специфики в развитии мальчиков и девочек. Специфические черты не формируются, часто забывается, что сегодняшний мальчик - будущий мужчина, защитник Родины, опора в семье, а девочка - заботливая мать, жена, хранительница домашнего очага. Подобные факты имеют социальные корни. В настоящее время в нашем обществе получило распространенное явление маскулинизации женщины, т. е. преобладание у нее типично мужских черт характера, а как следствие - снижение милосердия, сострадания; бескорыстной помощи. Дети в основном дают положительные оценки представителям своего пола, чем другого. Девочки получают значительно больше положительных оценок и меньше отрицательных по сравнению с мальчиками. Важным средством формирования дружбы между детьми разного пола является творческая игра, в которой особенно ярко проявляется половая дифференциация. Экспериментальные данные показывают, что дети, в качестве партнеров предпочитают сверстников своего пола, особенно в старшем возрасте (только 7-10 % контактов с детьми противоположного пола). Разобщенность мальчиков и девочек в игре в основном определяется разной направленностью их игровых интересов (со стороны девочек проявляется интерес к бытовым игрушкам, у мальчиков - спортивным и строительным). Девочки часто играют в изоляции от мальчиков, почти без их участия на такие темы, как «Парикмахерская», «Магазин», «Ателье», «Детский сад». В этих играх главными являются «женские» роли, занимаемые девочками, а второстепенные роли редко привлекают мальчиков. К их любимым играм относятся действия с машинами, технической игрушкой, со строительным материалом, а также на темы: «Госпиталь», «Теплоход», «Поезд», «Космонавты», «Полиция». В совместных игах характер детских взаимоотношений различен.

Некоторые мальчики всегда доброжелательны к противоположному полу, уступают, играют как с равными, стараются помочь. Другие - могут относиться к девочкам по-разному, в зависимости от ролей. 10% мальчиков конфликтуют, часто обижают, что, скорее всего, объясняется их индивидуальными особенностями, уровнем воспитания. У девочек отношение к мальчикам в совместной игре другое. Одни всегда - доброжелательны. Другие - в основном доброжелательны, но любят приказывать, требуют подчинения, обижаются, когда их желания не выполняются. Кто то может относиться по разному, в зависимости от распределения ролей. Есть девчонки, которые всегда конфликтуют (нервничают, ворчат, стремятся только к главным ролям). В результате подобного анализа можно сделать вывод, что именно девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола. Они более критичны к мальчикам, более требовательны и менее снисходительны.

Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются: организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении.

Необходимо подобрать детскую художественную литературу, повествующей о дружбе. Прежде всего, русские народные сказки. К литературным произведениям на реалистическую тематику отнесены: «Подарок» С. Баруздина, «Рассказы о детях», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Котенок» Л. Толстого, «Нехорошая история» Е. Серовой, «Самое страшное» Е. Пермяка (где девочки отказались играть с грубым, высокомерным мальчиком) и т. д.

Также необходимо определить соответствующие правила поведения детей, добиваться их понимания и уяснения: «Обидеть девочку недостойно мужчины», «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват», «Девочка должна помогать мальчикам, заботиться о них», «Женщину украшает доброта и аккуратность». Искусству - быть мужчиной и женщиной учат пословицы, поговорки, мудрые народные заповеди, которые могут использоваться в работе с детьми. Вопросы формирования дружбы между детьми противоположного пола требуют серьезной разработки. При условии успешного ее решения дети будут воспитаны на чувствах взаимной любви, честности и социальной ответственности.

Например, подготовительная к школе группа МБДОУ № 9 (из наблюдений):

Игра: в группе 21 девочка и 9 мальчиков. Возраст - 6лет, подготовительная к школе группа. Как ни странно, но девочки - это девочки, а мальчишки - натуральные мальчишки. Девочки разбиваются в игре на маленькие группы или на пары, а мальчишки играют все вместе. Вероятно потому, что их мало. Мальчики много двигаются, или играют в строительные игры, но обязательно по всей группе. Часто мешают девчонкам, овладевая пространством. Девочки «возникают», мальчики - уступают.

Часто мальчики и девочки играют вместе, но это обязательно подвижные игры: пятнашки, прятки, подражания мультяшным героям, игры в пиратов и даже в «полицию», или «войну».

В спокойные игры, такие как «Школа», «Магазин», «Больница» девочки играют одни. Мальчишек там нет.

Общение в режимных моментах:

Мальчики уступают место девочкам у раковины, или место на стуле, но только после напоминания взрослого.

Мальчики с большим желанием выбирают себе пару среди девочек, например при выходе на прогулку, а девочки нет. Предпочитают «подружку».

Девочки любят яркие ножницы и передники, а мальчишки стесняются розовых предметов и блестящих карандашей.

Мальчики не очень стараются в танце с девчонкой. Кланяются и провожают девочку на место, только после напоминания взрослого.

Если случайно, мальчик грубо задел девочку в игре, он сразу просит прощения и пугается, особенно, если девочка заплакала.

Не все мальчики любят и умеют «дежурить» в процессе приема пищи, но очень любят готовить столы к продуктивной деятельности. Девочки все делают охотнее и помогают товарищу - мальчику.

Мальчишки стесняются, если девочка за ними ухаживает.

В туалете, я не замечала, что бы дети проявляли друг к другу интерес.

В «дни рождения» и мальчики, и девочки, с удовольствием говорят друг другу разные пожелания.

Если ребенок долго отсутствовал в группе (например: отпуск у родителей) все дети, и мальчики, и девочки очень радуются друг другу.

На занятиях мальчишки предпочитают сесть все вместе, как - то объединиться. Педагогу приходится делать акцент: «сели: мальчик - девочка». Не обижаются - выполняют.

Наблюдала, что мальчики и девочки симпатизируют друг другу. Редко, но услышать можно: «Я люблю Захара». Такая «любовь» больше прослеживалась в старшей группе, чем в подготовительной.

Мальчик маленького роста, как правило, в пару выбирает высокую девочку.

Никто никогда не обзывал друг друга «толстяком» или «толстухой».

Девочки больше подстраиваются под игры мальчиков, если они вместе играют.

Дети в группе очень добрые, конфликтов между детьми практически нет, и тем более между мальчиками и девочками.

Из беседы с детьми: высказывания мальчиков и девочек друг о друге. Разговор «по душам» с подгруппой девочек и с одним мальчиком подготовительной группы.

Педагог: «Девочки, в нашей группе есть дружба между мальчиками и вами девочками

Настя (6,4 лет): «Я думаю, что некоторые между собой дружат, а некоторые нет, я дружу со всеми».

Соня (6,8 лет): «Не все дружат, а я со многими дружу, у меня полно друзей - мальчишек, даже которых вы не знаете».

Милена (6,5 лет): «А я н дружу с нашими мальчиками, потому что люблю Антошку, вы его не знаете, ему 10 лет».

Педагог: «Во что в любите с ними играть?»

Настя (6,4 лет): «На улице, в догонялки. Еще люблю с мальчиками просто разговаривать, особенно с Захаром».

Педагог: «Почему именно с Захаром?»

Настя (6,4 лет): «Да он маленького размера, ну т. е роста и он хороший».

Соня (6,8 лет): «Я люблю с ними играть в морской бой».

Присоединилась к разговору еще одна Настя (6,3 лет): «А я люблю только Диму, и ни с кем больше не хочу дружить».

Педагог: «Почему только Диму?»

Настя (6,3 лет): «Он мне помогает кровать заправлять и один раз подарил цветок, только не настоящий».

К нам подошел Максим (6,1 лет).

Педагог: «А ты, Максим, как думаешь, в нашей группе мальчики и девочки дружат

Максим(6,1 лет): «Не знаю».

Педагог: «А ты во что бы с девочками поиграл

Максим (6,1 лет): «В догонялки».

Педагог: «А тебя девочки берут в игру

Максим (6,1 лет): «Нет, не берут. Да мне Настя нравится, он высокая красивая и быстро бегает».

Таким образом, в особенностях общения девочек и мальчиков дошкольного возраста со сверстниками существуют некоторые различия.

Данные свидетельствуют о том, что девочки чаще проявляют инициативу во взаимоотношениях со сверстниками, чем мальчики. Девочки чаще отвечают на предложения сверстников, чем мальчики. Девочки проявляют больший интерес в общении со сверстником, нежели мальчики. Девочки более чувствительны к воздействию сверстника, чем мальчики. У девочек отмечается более позитивный эмоциональный фон, чем у мальчиков.

Кроме того, данные свидетельствуют о том, что девочки в большей степени заинтересованы в действиях сверстников, чем мальчики. Выявлено, что у мальчиков уровень развития навыков общения значительно меньше, чем у девочек. Это говорит о том, что они менее общительны. Мальчики более негативно и неадекватно оценивают действия сверстников, чем девочки. Мальчики реже уступают сверстникам, чем девочки.

Выводы по главе 2:


Проведя педагогическое исследование, направленное на анализ гендерных особенностей взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников, можно прийти к ряду выводов:

  1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» является полноценным звеном системы дошкольного образования города Миасса. Основная цель деятельности МБДОУ - оказание муниципальных услуг в сфере общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В МБДОУ организована развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО с учетом гендерного подхода. В помещениях групп выделены специально оборудованные игровые зоны - девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.
  2. Кроме того, в МБДОУ № 9 созданы педагогические условия для развития гендерного общения: организация специальных занятий и кружков с детьми, моделирование коммуникативных ситуаций, использование дидактических игр, индивидуальная работа, совместное принятие каких - либо решений, различные игры-упражнения, познавательные беседы, сюжетно - ролевые игры, совместная работа и др.
  3. Методистом МБДОУ № 9 разработаны рекомендации для воспитателей МБДОУ № 9 по созданию оптимальных условий для успешного развития гендерного общения дошкольников.
  4. В особенностях общения девочек и мальчиков дошкольного возраста со сверстниками существуют некоторые различия. Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются: организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении.

Заключение


Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка - это средство познания и самовыражения, источник разнообразных чувств и переживаний, способ установления деловых и личных контактов, средство реализации целей и задач совместной деятельности и т.д.

Рассмотрев теоретические аспекты изучения гендерных особенностей общения детей дошкольного возраста можно прийти к ряду выводов:

Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст. Таким образом, являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, общение выступает важнейшим средством и источником развития личности.

В процессе взаимодействия в совместной деятельности развиваются способности детей (интеллектуальные, коммуникативные, творческие и др.), они учатся побеждать и проигрывать, оценивать и поддерживать друг друга, усваивают нормы и правила поведения, происходит становление межличностных и гендерных отношений. Гендер - в психологии: социально-биологическая характеристика, с помощью которой дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Пол - это индивидуальная характеристика человека. Общение со сверстниками своего и другого пола рассматривается как условие развития гендерного самосознания, гендерной роли / идентичности.

Общество сверстников в группе детского сада выполняет также функцию половой социализации, ускоряя процесс формирования психического пола ребенка разделением детских игр на «девчоночьи» и «мальчишечьи» и развитием - наряду с общими интересами, характерными для всех дошкольников, - специфических интересов и предпочтений для девочек и мальчиков.

Изучая общение дошкольников в разных возрастных группах, Т.А. Репина обнаружила половую дифференциацию между детьми, причем с явной тенденцией консолидации со сверстниками своего пола; и чем старше дошкольники, тем более явно проявляется данная тенденция. С момента осознания своей принадлежности к половой группе ребенок вынужден усваивать поведенческие стереотипы, характерные для людей этой группы, для удовлетворения потребности в позитивной идентификации с образом «Мы», принятия в своей половой группе, возможности играть и общаться в среде равных себе людей.

Проведя педагогическое исследование, направленное на анализ гендерных особенностей взаимоотношений и общения со сверстниками дошкольников, можно прийти к ряду выводов:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» является полноценным звеном системы дошкольного образования города Миасса. Основная цель деятельности МБДОУ - оказание муниципальных услуг в сфере общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В МБДОУ организована развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО с учетом гендерного подхода. В помещениях групп выделены специально оборудованные игровые зоны - девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.

Кроме того, в МБДОУ № 9 созданы педагогические условия для развития гендерного общения: организация специальных занятий и кружков с детьми, моделирование коммуникативных ситуаций, использование дидактических игр, индивидуальная работа, совместное принятие каких - либо решений, различные игры-упражнения, познавательные беседы, сюжетно - ролевые игры, совместная работа и др.

Методистом МБДОУ № 9 разработаны рекомендации для воспитателей МБДОУ № 9 по созданию оптимальных условий для успешного развития гендерного общения дошкольников.

В особенностях общения девочек и мальчиков дошкольного возраста со сверстниками существуют некоторые различия. Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются: организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении.



Список использованных источников и литературы


  1. Об образовании в Российской Федерации: феﺍдеﺍр. закон Рос. Феﺍдеﺍрации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ // Российская газеﺍта. - 2012. - 31 дек.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. // Российская газета. - 2013. - 25 нояб.
  3. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. // Российская газета. - 2014. - 29 авг.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. - 2013. - 19 июля.
  5. Агулина, С.В. Теоретические основы гендерного подхода в социальной педагогике // Вестник Ставропольского государственного университета. Ставрополь. № 7 (12). - 2015. С. 214 - 220.
  6. Баранникова, Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  7. Бендас, Т.В. Гендерная психология. - СПб.: ТЦ Сфера, - 2005. 494 с.
  8. Виноградова, Н.А., Микляева Н.В. «Формирование гендерной идентичности». Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  9. Владимирова Н.Ю., Лопушанская О.Н. Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 55-58.
  10. Горынцева, Н.М. Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика // Педагогические науки. Москва. № 4 (12). - 2016. 54 с.
  11. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика : [Электронный ресурс] учеб. пособие / Л.В. Градусова. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2016. - 176 с.
  12. Доронова, Т.Н. К вопросу о воспитании детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей / Т.Н. Доронова // Мир психологии. - 2008. - № 1. - С. 161-168.
  13. Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.
  14. Ежова, Е.С. Гендерные особенности общения дошкольников // Образование и воспитание. - 2017. - №1. - С. 17-19
  15. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
  16. Иванова, О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста / Иванова О.И., Щетинина А.М. // Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 124 с.
  17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 416 c.
  18. Кочерыгина, Н.М. Гендерный подход в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками / Кочерыгина Н.М., Паршина А.М. // Журнал «Воспитатель», № 4, 2014, С. 117.
  19. Кувшинова, С.Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте // От теории к практике реализации ФГОС. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, № 1, - 2013.
  20. Курбатова, С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек // «Дошкольное воспитание» №10. - 2012.
  21. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников / Н.К. Ледовских // Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. - 2012. - № 1. - С. 18-23.
  22. Мищенко, Л.В. Интегративное исследование пологендерного развития индивидуальности детей дошкольного возраста : Монография / Л.В. Мищенко. - Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. - 270 с.
  23. Нагель, О.О гендерном образовании дошкольников / О. Нагель // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 33-38.
  24. Пономарева, Л.И. Педагогические условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: http:/pedagogicheskie-usloviya-gendernogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.03.2019).
  25. Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. [Электронный ресурс]. URL: http://voppsy.ru/issues/1984/844/844062.htm (дата обращения: 12.03.2019).
  26. Семенова, Л.Э. Гендерные особенности проявления эгоцентризма в процессе межличностных отношений старших дошкольников // Семенова Л.Э., Сачкова М.Е., Чевачина А.В. «Вестник Мининского университета». 2016 - № 2.
  27. Тараканова, В.В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. / Тараканова В.В., Слабожанинова К.А. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.  - 2012.  - № 5.- С.75-78.
  28. Улисных, А.А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 97-102.
  29. Чекалина, А.А. Что такое гендер? // Детский сад от А до Я. - № 1 2006.
  30. Чуракова, О.М. Гендерные особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками // Журнал «Вестник экспериментального образования. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Психолого-педагогическая академия». № 3 (12). Тверь. - 2017. С. 29-37.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации