Как сделать лэпбук? Лэпбук как средство организации учебного проекта (статья)
Булдакова Елена Александровна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ « СОШ №2 с уиоп»
г. Лысьва, Пермский край
В связи с внедрением ФГОС начального образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Изучив методическую, психолого-педагогическую литературу, акцентируя свое внимание на формах, подходах организации совместной деятельности, заинтересовалась незнакомой мне формой работы с детьми, которая имеет такое непривычное название как «Лэпбук».
Что такое «Лэпбук»?
Лэпбук (lap book), как можно заметить из названия, – изобретение зарубежное, пришло к нам из Америки. Придумано оно как средство обучения детей, точнее, способ организации учебного материала. Я для себя открыла лэпбук новое средство организации учебного проекта . Лэпбук - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.
Зачем нужен «Лэпбук»?
- Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал .
- Это отличный способ для повторения пройденного .
- Поможет закрепить и систематизировать изученный материал .
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию .
Повторять пройденное в игровой форме проще и приятнее. В процессе творчества ребенок усваивает навыки подбора и систематизации информации. В будущем это очень пригодится, особенно в период, когда обучением придется заниматься самостоятельно. Ну и, наконец, это просто безумно увлекательно!
На консультации я познакомила родителей с «Лэпбуком», представила презентацию «Лэпбук как средство организации учебного проекта». Родители заинтересовались данной формой работы и включились в совместную с детьми работу по изготовлению тематических лэпбуков .
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, может стать увлекательной формой представления итогов проекта или тематической недели. Исходя из интересов детей, планирую работу по изготовлению индивидуальных лэпбуков, когда ребенок в условиях семьи в течение определенного времени изготавливает свою книжку вместе с родителями, а потом презентует её детям класса. Например, детьми и родителями моего класса совместно были изготовлены лэпбуки на разные темы учебных проектов, «Школьная библиотека», «Вода», «Занимательный русский язык», «Грибы», «Оригами» и др.
Из чего состоит «Лэпбук»?
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией.
На сайтах есть шаблоны для изготовления всех деталей. Но всё же инереснее получается, когда дети сами своими руками изготавливают все детали.
Что понадобится чтобы изготовить«Лэпбук»?
- распечатанные шаблоны лэпбука
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4
- ножницы
- клей-карандаш
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки
- скотч
- безграничная фантазия
Тема для лэпбука может быть совершенно любой, как и ее сложность. Мы выбрали тему своего лэпбука «Осень», после изучения темы по окружающему миру.
Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план работы и набор материалов, которые вы хотите в это пособие включить. Поэтому в начале работы изготовили макет.
Разделились на группы. Каждой группе было задание заранее подготовиться, найти материал, изготовить шаблоны деталей, найти пословицы, поговорки, загадки, стихи поэтов про осень.
Лэпбук увлек не только детей, но и родителей.
Поэтапное заполнение лэпбука.
У каждой группы получился свой интересный лэпбук.
Немного фантазии, творчества, воображения, совместная работа и лэпбук готов.
Направление мысли обрисовано, дело осталось за малым. Собирайте материал, садитесь вместе с ребенком в удобное место и погрузитесь в процесс творчества, радостный и волнительный. Я уверена в том, что вы получите массу удовольствия!
Лэпбук - это не просто метод, это полёт фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребёнке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога - лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Литература
- Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук - «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
- Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014. №11; 12.
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162 -164.
Полезные ссылки.
- http://www.homeschoolshare.com/Lapbooks_at_HSS.php.
- http://www.babyblog.ru/community/post/weeks/159859.
- https://r http://www.tavika.ru/2013/06/lapbook-crow.html.
- u.pinterest.com/Antavika/lapbook/
- http://www.tavika.ru/2013/09/lapbook-autumn.html.
- http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-winter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
- http://stranamasterov.ru/node/581310
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!