Мастер–класс для педагогов «Лэпбук как средство познавательного развития»

10
3
Материал опубликован 25 May 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

/data/files/o1558805341.ppt («Лэпбук как средство познавательного развития »)

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука.

 

Задачи:

Познакомить педагогов с тематической папкой лэпбук и способами её создания;

Формировать у участников мастер  класса мотивацию на использование «Лэпбука» в работе с детьми.

 

Оборудование:

мультимедийное оборудование, макет лэпбука, карточки, игровые задания.

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Альмяшева Ольга Александровна, воспитатель д/с №359, Советский район.

Я рада встрече с вами! С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер класс.

Я ХОЧУ ВАС пригласить на игровую площадку фантазии.

Хозяином этой площадки будет всем нам известный..,, а может неизвестный…..(заставка)внимание на экран

Слайд 1 Видео с детьми.

Слайд 2. О чем речь, вы наверняка уже догадались.

Об игрушке, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии.

О книжке, папке, создающей эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. Что, в знаменитых на весь мир шоколадных яйцах, так нравится детям? Шоколад? Как бы не так! Шоколад интересует детей в последнюю очередь.

Слайд 3. Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта… И эту тайну раскроют они…дети.

Лэпбук создает похожий эффект…

Слайд 4. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Лэпбук как средство познавательного развития дошкольников»

 

Слайд 5. Актуальность.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников

Педагогу необходимо вызвать у детей любопытство.

Затем появится любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности.
На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью.

Затем у детей появится познавательный интерес и познавательная активность, что приведёт к развитию познавательных способностей.

 

Слайд 6. Немного о Лэпбуке.

Изучая методическую литературу, столкнулась с интересной технологией «Лэпбук», которую и хочу вам представить.

 Впервые создавать Лэпбуки начали в Америке. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка. Лэпбук представляет собой одну из разновидностей метода проекта.

В России внедрила эту технологию Татьяна Пироженко, которая разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Лэпбук является средством познавательного развития дошкольников и активно внедряется в настоящее время. Эту технологию я использую в работе с дошкольниками и нахожу его эффективным.
 

Слайд 7. И лучше всего об этом нам расскажут наши педагоги. Внимание на экран.

 

Слайд 8. А так же…..Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

учитывает возрастные особенности детей,

содержательно-насыщенный, вариативный, доступный и безопасный.

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

 

Слайд 9. Внимание на экран

Видеорепортаж с родителями.

 

Предлагаю перейти к практической части.

Нашу практическую часть хотелось бы начать высказыванием китайского философа Конфуция: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!».

 

Слайд 10

 Приглашаю свою фокус группу и три добровольца. Им предстоит выполнить самую интересную работу.

 

Перед вами изображено дерево. ЭТО - «Дерево цели». Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших знаний о лэпбуке. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление ваших знаний и умений, а крона – максимальный уровень.

Я предлагаю Вам прикрепить желтый стикер на изображение дерева в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале.

А для чего мы это сделали, вы узнаете в конце мастер класса.

11 слайд. Приглашаем вас погрузится в творческий процесс по созданию лэпбука. Занимайте любое свободное место за столом.

С чего начать? Тема, план, макет, оформление.

А тему мы узнаем поиграв в игру «Продолжите пословицу»

Лес и вода – родные …. (брат и сестра).

Не плюй в колодец, пригодится… (воды напиться).

Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – (посади).

Сломать дерево недолго, вырастить – годы.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему…(зелёная ветка).

Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром… летом. Что общего в этих пословицах? Верно, экология.

Тема лэпбука « Наша чистая планета» Он будет состоять из шести страничек.

 

Слайд12. Тему мы выбрали. Далее план и макет( схемы). Чтобы ускорить процесс, я подготовила для каждого участника всё необходимое для создания странички лэпбука. План на экране, а я предлагаю воспользоваться готовой схемой создания странички. Вам остается самый интересный этап- оформление.
Такой команде, как вы, ничего не будет стоить за 5 минут создать чудо-папку. Используйте все предметы так, как вам нужно. Приступим?

Слайд 13. Более подробно о каждом этапе создания Лэпбука.

1.Определиться с темой.

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.

Для детей младшего возраста можно взять «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т.п. Тогда получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми.

Для детей старшего возраста- темы берут более узкие, несущие конкретную информацию- это будет более продуктивнее, допустим снег, снегирь, санки….

 

2.Взять бумагу и ручку и написать план.
Ведь Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что Лэпбук должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание). А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

 

3. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.

 

4. Самый интересный этап : Этап сборки лэпбука и его оформления. И тут не предела вашей фантазии.

 

Слайд 14. Виды папок .Элементы лэпбуков.

Вернемся к нашей фокус группе. Работа почти закончена (по факту).

Теперь соединим Ваши странички. Лэпбук готов. Я предлагаю вам сейчас поиграть с Лэпбуком и сделать свои выводы .

Наша игра пройдет под лозунгом : «Загрязнять нельзя, перерабатывать!» Вы уже догадались, что вам предстоит сделать? Скажите, а зачем нужно сортировать мусор? (Ответы) Правильно, молодцы! Мы с вами можем выбирать, во что превратить ненужные вещи – в мусор или в новые полезные предметы. Для сортировки отходов люди используют специальные контейнеры. Свой контейнер есть для каждого материала, из которого сделают новые вещи. Чем меньше предметы загрязнены, тем легче их будет переработать и получить из них новые и полезные. Приступайте к сортировке мусора, а выполнив это задание, можно ознакомиться со сроками разложения отходов и вещами, которые можно делать из вторсырья.

Посмотрите, сколько всего интересного вместила эта папка. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Можно перечислить содержимое папки!

 

«Дерево цели»

Педагог: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам снова обратить внимание на наше «Дерево цели». Теперь, когда вы сами приняли активное участие в создании лэпбука, переместите ваши стикеры на изображение дерева в том месте, где вы сейчас находитесь на этой шкале. Хочется отметить, что красные стикеры поднялись выше к кроне и оказались на верхушке нашего дерева. Очень приятно, что мой мастер класс был для вас интересным и полезным.. 

Я показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Мне помогает в работе отлично!

Опытом с вами я поделилась,

Желаю чтоб все это вам пригодилось!

 

Уважаемые коллеги, конечно, за 20 минут овладеть техникой создания и использования лэпбука нелегко.

Для тех коллег, кто хочет познакомиться с этой технологией поближе, я приготовила буклеты с основными этапами работы над созданием лэпбуков.

Успехов вам. И спасибо за внимание.

 

Использованная литература:

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

ФГОС ДО

Использованные интернет-источники:

Публикация «Лэпбук-средство для реализации деятельностного подхода», http://www.maam.ru/detskijsad/-lepbuk-sredstvo-dlja-realizaci-dejatelnostnogo-podhoda.html

  1. Статья на тему «Рефлексивное эссе на тему: «Что нового, на мой взгляд, принесет стандарт дошкольного образования для ребенка-дошкольника?», http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/06/chto-novogo-na-moy-vzglyad-prineset-standart-doshkolnogo-obrazovaniya

    Статья из опыта работы для публикации в сборнике передового педагогического опыта и размещения на сайте УО «Игровая инновационная технология «Лэпбук», автор: Сидунова М.Д., заместитель по УВР МБДОУ ЦРР детский сад №20 «Кристаллик», https://infourok.ru/iz-opita-raboti-igrovaya-innovacionnaya-tehnologiya-lepbuk-1170933.html

Предварительный просмотр презентации

О чем речь? Спросите вы…… Об игрушке, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. О книжке, папке, создающей эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. Что, в знаменитых на весь мир шоколадных яйцах, так нравится детям? Шоколад? Как бы не так! Шоколад интересует детей в последнюю очередь.

Похожий эффект создает ЛЭПБУК. Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта… И эту тайну раскроют они…дети.  

«Лэпбук как средство познавательного развития » Мастер – класс для педагогов Подготовила: воспитатель Альмяшева О.А.

Джон Дьюи- американский философ и педагог... Основоположник метода проекта.

Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы обучения - «инновационной». Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило нам качественно новую модель - ФГОС дошкольного образования, где определено приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение само ценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.

Как сделать всех детей активными участниками образовательного процесса? Как дать возможность каждому ребенку проявить себя? Взрослому необходимо вызвать у детей любопытство.  Затем появится любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью.  Затем у детей появится познавательный интерес и познавательная активность, что приведёт к развитию познавательных способностей.

Введение стандарта предоставило нам свободу в выборе различных технологий, форм и методов организации детской деятельности. Педагогическая деятельность сегодня стала более профессиональной, научной и гибкой. Во-первых, мы поставили для себя задачу - услышать ребенка – это как раз то новое, основное, что принес нам Стандарт. Следующим пунктом в списке наших задач стало соответствие предметно - пространственной развивающей образовательной среды группы выдвигаемым Стандартом свойствам, таким как: насыщенность, трансформируемость, вариативность, полифункциональность, доступность. Ну и наконец, работая в режиме введения ФГОС, невозможно пройти мимо поиска новых творческих форм работы с воспитанниками и родителями.

Возникает вопрос: Какие же инновационные образовательные технологии выбрать? В поиске современных форм и методов работы с детьми, обеспечивающих нам достижение поставленных задач, выдвигалось много предложений. В результате несколько лет назад была найдена обучающая игровая технология «ЛЭПБУК», которая стала активно внедряться.

Что такое Лэпбук? Лэпбук (lapbook)– это сравнительно новое средство обучения из Америки.В дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка.

В России внедрила эту технологию Татьяна Пироженко, для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Она дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

Научной литературы по технологии «лэпбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Зачем нужен Лэпбук? Все материалы Лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Значение для педагога: - способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. - способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. -способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Значение для ребенка: -способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме -способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме -способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме Лэпбук отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов.

Модель Дети-родители- педагоги и их «Творческое взаимодействие» Образовательная деятельность -установление партнерских отношений -Использование Лэпбука в проектной деятельности (моя семья, мой город и т.п) -Для закрепления пройденного материала

Что необходимо для того, чтобы сделать Лэпбук? 1.Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста можно взять«широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т.п.Тогда получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми. Для детей старшего возраста- темы берут более узкие, несущие конкретную информацию- это будет более продуктивнее, допустим снег, снегирь, санки….

2. Взять бумагу и ручку и написать план. Ведь Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что Лэпбук должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание). А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. 3. Самый интересный этап : Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Все это можно нарисовать на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Лэпбук состоит из папки формата А-3 (или 2 папок формата А-4) Лэпбук состоит из папки формата А-3 (или 2 папок формата А-4) Базовый вариант основы Базовый вариант основы с расширением Сдвоенный базовый вариант основы

Что вам понадобится На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок..

Таким образом, мы пришли к выводу, что технология лэпбук -это универсальная технология, позволяет работать педагогам не только в области познавательного развития, но и в других областях развития детей, а также может являться формой работы с родителями. Использование лэпбуков в работе с детьми создало условия для снижения у воспитанников гиперактивности, организации эмоционально-личностного общения, развития любознательности, сосредоточенности и концентрации внимания. Лэпбук является содержательным элементом предметно-пространственной развивающей образовательной среды группы и помогает привлечь родителей к совместной деятельности . Примеры из интернета

Рефлексия «Отрефлексируй», что ты мыслил,  Что ощущал ты «от» и «до», Не бойся, как обычно, если Ты скажешь что-нибудь не то. Любая мысль -  к открытью дверца, Любое чувство - к мысли путь, Мы все способны - в это верьте -  За горизонты заглянуть!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Отлично подобран материал для презинтации мастер-класса!!!Спасибо!!!

25 May 2019

Интересная работа!

26 May 2019

Ваш материал мне обязательно пригодится! Спасибо!!!

26 May 2019

Похожие публикации