Профориентационный урок по професии преподавателя «Литература – основа моей будущей профессии»
Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 2 общий размер: 4,41 Мб)
Автор: Галина Исаева
|
Урок-беседа на тему: «Литература – основа моей будущей профессии». Слайд 1.
Цель беседы:
- познакомить учащихся историей возникновения педагогики;
- доказать важность профессии учителя через образы художественных произведений;
- помочь учащимся выявить свои склонности к профессии учителя.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, фильм об учителях школы.
I.Вступительное слово учителя: Слайд 2
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о профессии учителя. Совсем скоро для вас прозвенит последний звонок. Перед вами встаёт вопрос: какую профессию выбрать и куда поступить учиться. Я решила вам помочь в этом. Может кто-то из вас выберет именно эту профессию.
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учитель - это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной до сегодняшнего дня. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель - это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы.
В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений.
Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.
Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы. Сеятели разумного, доброго, вечного - говорят об учителях. От них - всё лучшее в человеке.
II. Возникновение и становление педагогической деятельности.
Учитель: А сейчас послушаем историю возникновения педагогики.
Учитель – это одна из самых древних профессий. Она существует столько, сколько существует человек. Ведь дети были всегда. Всегда были и взрослые. Детям нужно было передавать свои знания, воспитывать их, поэтому история педагогики уходит своими корнями глубоко в древность.
В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...". В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
Значительное место занимают в педагогике идеи Яна Амоса Коменского. Человек трудной и завидной судьбы он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира, написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. Он впервые обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определенному учебному материалу. А теория французского воспитания Жан-Жака Руссо придавал большое значение исключительности и значимости самого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.
Но это все имена зарубежных педагогов-мыслителей. В России также воспитанию и обучению уделялось всегда достойное внимание. В российской педагогике так же немало великих имен. М.В. Ломоносов, который сам был высокообразованным человеком и требовал создания бессословных школ и свободного доступа в университет простых людей. А.Н.Радищев, В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов говорили о патриотическом, нравственном воспитании детей, о дошкольном и семейном образовании, о всеобщем образовании. Это и Л.Н. Толстой, который ратовал за создание народных школ и создал свою Яснополянскую школу, и К.Д. Ушинский, который упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке.
Имя Антона Семеновича Макаренко известно каждому в нашей стране. За шестнадцать лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени А.М.Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского он воспитал более трех тысяч молодых граждан Советской страны. Его идея «воспитания в коллективе и через коллектив» относилась не только к коллективу школьников, но и к коллективу педагогов. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, моторная атмосфера.
Вся история воспитания говорит о том, что дети всегда были детьми, а эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы.
III. Образ учителя в произведениях писателей XX века.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru