12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сбродова Наталья Александровна114
Россия, Курганская обл., Петухово

Литературная гостиная «Осенние краски. Три поры осени»

Задачи:

– показать особенности творчества мастеров художественного слова и пейзажистов;

познакомить с поэзией русских поэтов; с репродукциями картин русских художников;

воспитать у учащихся чувство любви к русской поэзии и живописи; создать основу для гибкого понимания детьми родной природы, любви к ней.

Оформление:

репродукции И. Левитан “Золотая осень”; В. Поленов “Золотая осень”; И. Остроухов “Золотая осень”; А. Саврасов “Проселок”; В.Серов “Осенний вечер”; М. Нестеров “Осенний пейзаж” и другие.

Музыкальное оформление:

П.И. Чайковский «Времена года»;

музыка «Танец листьев».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

- Если спросить, какое время года вы любите больше, ты на этот вопрос вы ответите и даже объясните, почему то, а не другое. Наверное, лето? Потому что каникулы, купаться можно и целый день на улице играть. Или зиму? Потому что любите кататься на лыжах и играть в снежки. А может быть, весну? Потому что синее небо, все звонче поют птицы, и ты радуешься ласковому солнцу.

- Но мы забыли ещё одно время года, радующее нас всеми цветами красок. О нём очень ярко говорят следующие строки:

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.
 

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

 

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик берёзы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

 

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

 

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

 

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

 

Борис Пастернак

 

- Наша литературная гостиная посвящена осени и называется «Осенние краски».

- Что представляется вам, когда вы слышите слово «осень»?

- А я вспоминаю имена трёх известных людей, с творчеством которых вы познакомились на уроках литературного чтения. Гости литературной гостиной сегодня: поэты Сергей Александрович Есенин, Саша Чёрный и Иван Алексеевич Бунин. Как вы думаете, что общего у этих поэтов?

8 октября – 115 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина (1895-1925)

13 октября – 130 лет со дня рождения русского писателя, переводчика Саши Чёрного (1870-1932)

22 октября – 140 лет со дня рождения писателя Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953)

- Осень сделала нам подарок – поэты родились в октябре и у каждого из них есть стихотворения, посвящённые этому красивому времени года.

Звучит стихотворение “Отговорила роща золотая…”.

Сергей Есенин! – это имя

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин.

- Сергей Есенин родился в 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. С трёх лет маленький Серёжа с мамой, Татьяной Титовой, жили у дедушки с бабушкой.

Дедушки был большим знатоком церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов.

Вот что он пишет о себе: « С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Они меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: "Эх! Ну, куда ты годишься?" Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп». Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка часто говорил бабке: "Ты его не тронь, он так будет крепче!" Может быть, детское впечатление о первой поездке на лошади, всплывшее в памяти Сергея и его любовь к лошадям отразилось в поэзии Есенина об осени:

«Осень» (1914)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чешет гривы.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ёе подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнёт листву по выступам дорожным…

- Сергей Есенин вышел из семьи рязанских хлеборобов. Огромные луга с цветами разделены серебристыми нитями ручейков и речушек; круглыми чашами на ковре из цветов вы­делялись озера – всё это корнями вошло в детский разум Есенина. «Сверстники мои, — писал в автобиографии Есенин, — были ребята озорные. С ними я лазил по чужим огородам. Убегал дня на 2—3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах…» Но более всего приобщал к природе крестьянский труд. Любимыми воспоминаниями детства поэта были выезды в ночное, сенокосы.

- Поэт Руси, Сергей Есенин, взял у природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: синие глаза - у голубых озёр и небес, мягкие кудри - у крон родных берёз, золото волос – у российских нив.

"Нивы сжаты, рощи голы..."

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

В 1904 году (в 9 лет) Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, которое он закончил с отличием. В 14 лет Серёжа поступает церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия учителя его мало привлекала. Уже в Москве, с 18 лет Есенин учится в народном университете имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало.

Сергей Есенин много пишет, и среди стихов уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина вышел, когда ему был 21 год. Стихи Есенина похожи на песни, с искренними интонациями, в них слышны мелодии народных песен и частушек – связь поэта с миром детства. Краски осени в стихах яркие, чёткие и живые.

«Голубень»

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчётлив стук подкованных копыт,

Трава, поблёкшая в расстеленные полы,

Сбирает медь с обветренных ракит.

С пустых лощин ползёт дугою тощей

Сырой туман, курчаво свившись в мох,

И вечер, свесившись над речкою, полощет

Водою белой пальцы синих ног.

- Мир знает две улыбки, в которых щедро светилась русская душа: Юрия Гагарина и Сергея Есенина. Гагарин, с детства влюблённый в стихи Есенина, первым открыл дорогу к звездам. Есенин лишь мыслью устремлялся в небо, но он достиг своих высот в воспевании российских просторов, красоты русской осени.

Приоткроется дверь, и в сени

Осень стучит, дождём дыша,

Здесь родился Сергей Есенин,

Здесь витает его душа.

Где простор необъятной сини

Наполняет дыханьем грудь,

Сын Рязани, любимец России

От берёз начинал свой путь.

И взлетел он, подвластный песне,

Нам обыденной суетой.

Русской нежности страстный вестник,

Грешник праведный и святой.

-Всё, что мы видим вокруг себя, не проходит бесследно. Осень красок – яркого листопада сменяется осенью ветров, которые пытаются сорвать это пышное убранство природы. Ветры пригоняют много туч, кажется, что дожди затопят всю землю. Это наступает осень дождей.

Такая осень оставила след в поэзии другого гостя нашей гостиной – Саши Чёрного.

Над ним углублённая просинь

Зовёт, и поёт, и дрожит...

Задумчиво осень

Последние листья желтит.

Срывает,

Бросает под ноги людей на панель...

А в сердце не молкнет свирель...

5 августа 1932 года в местечке Лаванду, во Франции, умер поэт Саша Черный.

Умер он от сердечного приступа, который случился от нагрузки: Александр Михайлович помогал соседу тушить опасный пожар и перегрелся. Было ему всего пятьдесят два года. Его фокстерьер Микки, поняв, что хозяина не стало, лег к нему на грудь и тоже испустил дух. Саша был очень привязан к Микки и его многие стихи содержат строки о любимом псе. Даже описывая осенний день в прозе, Саша упоминает своего Микки.

 

«ОСЕННИЙ КАВАРДАК»

«ОСЕНЬ. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Жёлтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы - большая собака заберётся в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьёт меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота. Деревенщина!»

История с тушением чужого пожара показывает – он был человеком необыкновенной душевной нежности, отличался повышенной чувствительностью к чужому страданию, и с большей лёгкостью готов был рисковать жизнью, нежели остаться в стороне от горя. Как это обычно и бывает, особенности Александра Михайловича Гликберга были связаны с историей его детства и семьёй.

Поэт брал себе ненастоящие фамилии – псевдонимы: Саша Черный - Сам по себе, Мечтатель (настоящая фамилия Гликберг). Он родился 1 октября 1880 г. в Одессе в семье еврея - провизора. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «Белый», брюнета – «Чёрный» – отсюда и псевдоним.

Сашино детство нельзя назвать счастливым: мать страдала психическим расстройством, и общение с собственными детьми плохо действовало ей на нервы. Отец отличался жестоким нравом, очень сурово наказывая детей за любую мелкую провинность.

Из-за процентной нормы (ограничения для лиц еврейской национальности при поступлении в учебные заведения Российской империи) дети семьи Гликберг не могли поступить в гимназию. Проблема была решена: в 1889 году вся семья крестилась. Живому и непосредственному Саше, обладавшему тонкой поэтической натурой, обучение в гимназии напоминало скучную службу в учреждении.

В 15 лет Саша убежал из дома и приехал в Петербург, где его приютила тётка. Провалив экзамен по алгебре, Александр был отчислен из гимназии. Тётка выгнала его из дома, и будущий поэт остался и без крыши над головой, и без источника пропитания. Когда Саша попросил о родительской помощи, мать с отцом просто не ответили на его отчаянные письма, дав Саше понять, что со своей жизнью он должен разбираться сам.

Помогла счастливая случайность: один журналист опубликовал о брошенном мальчике заметку. Сашу разыскал Константин Роше, человек сострадательный и недавно потерявший сына. Роше не ограничился разовой помощью, а взял Гликберга к себе в дом. Возможно, представление о сострадании Александр усвоил именно благодаря своему названому отцу. От него же он почерпнул первые сведения о поэзии, создал свои первые стихи. Вся дальнейшая жизнь Александра – это уже биография поэта. Весёлый склад ума был присущ Александру, ирония была единственным спасением от отчаяния в жизни.

 

«ДЕТЯМ»

Может быть, слыхали все вы — и не раз,

Что на свете есть поэты?

А какие их приметы,

Расскажу я вам сейчас:

Уж давным-давно пропели петухи...

А поэт ещё в постели.

Днем шагает он без цели,

Ночью пишет всё стихи.

Беззаботный и беспечный, как Барбос,

Весел он под каждым кровом,

И играет звонким словом,

И во всё сует свой нос.

Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы:

Любит сказки, солнце, ёлки,—

То прилежнее он пчелки,

То ленивее совы.

Ну, так вот,— такой поэт примчался к вам:

Это ваш слуга покорный,

Он зовётся «Саша Черный»...

Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы,

Все стихи при свете свечки.

До свиданья, человечки!—

Надо чайник снять с плиты...

Он стал Сашей Черным. Поэт сразу оказался желанным гостем в юмористических журналах. Стихи Саши Черного – и грубо - насмешливые, и нежные, приобрели популярность. «Когда подписчик получает свежий номер журнала, он первым делом ищет там стихи Саши Чёрного. Нет студента, врача или адвоката, который бы не знал стихов Черного наизусть", - писал Корней Чуковский.

«В раю»

Был я мальчик румяный, веселый, как чижик...

По канавам пускал корабли из коры.

Со стены ребятишки кричали мне: «Рыжик!»

Я был рыжий — и бил их, и гнал их с горы.

Прибегал я домой весь в грязи, босоножкой,

Мать смеялась и терла мочалкой меня.

Я пищал, а потом, угостившись лепешкой,

Засыпал до румяного, нового дня».

«А потом?» — «А потом я учился там в школе,—

Все качались и пели,— мне было смешно,

И учитель, сердясь, прогонял меня в поле.

Он мне слово, я — два,— и скорей за окно...

В поле я у ручья забирался под мостик,

Рыбок горстью ловил, сразу штук по семи».

Ангелята спросили: «За хвостик?» — «За хвостик!»

Ангелята вздохнули: «Хорошо быть детьми...»

- Саша Черный не мог бы отнести к себе слова одного французского писателя: «Я пишу не для многих; и если меня поймут два или даже один человек,— я и этим буду доволен; если меня не признает никто, я с удовольствием буду писать для самого себя».

- Александр Куприн писал о нём: «Удивительной тайной владеет Саша Черный: его стихи и одинаково увлекательны и для детей, и для взрослых дядей. А главное, с детьми он не фамильярничает и у них не заискивает. Раскрываешь наугад любую страницу — и очаровываешься прелестью красок и теплотою содержания. И чувствуешь, что все у него живые: и дети, и зверюшки, и цветы, и времена года».

Даже осень, описанная Сашей Чёрным, играет с нами, она «весёлая», цветная, задорная.

Зимою всего веселей

Сесть к печке у красных углей,

Лепёшек горячих поесть,

В сугроб с голенищами влезть,

Весь пруд на коньках обежать

И бухнуться сразу в кровать.


 

Весною всего веселей

Кричать средь зеленых полей,

С барбоской сидеть на холме

И думать о белой зиме,

Пушистые вербы ломать

И в озеро камни бросать.

 

А летом всего веселей

Вишневый обкусывать клей,

Купаясь, всплывать на волну,

Гнать белку с сосны на сосну,

Костры разжигать у реки

И в поле срывать васильки...

 

Но осень еще веселей!

То сливы сбиваешь с ветвей,

То рвёшь в огороде горох,

То взроешь рогатиной мох...

Стучит молотилка вдали —

И рожь на возах до земли...

- «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат», - говорил живописец Италии Леонардо да Винчи. На самом деле, живопись родственница поэзии, у каждого художника, как и у каждого поэта, своя осень. В каждой картине и каждом стихотворении – своё настроение, свой взгляд художника. Все картины и все стихи похожи нежным отношением авторов к родной земле, любовью к её природе, потому так живописны стихи и так поэтичны картины. Саша Чёрный словом описал удивительную осень в горах.

 

«ОСЕНЬ В ГОРАХ»

Как в бёклиновских картинах,

Краски странны...

Мрачны ели на стремнинах

И платаны.

 

В фантастичном беспорядке

Перспективы —

То пологие площадки,

То обрывы.

 

Лес растет стеной, взбираясь

Вверх по кручам,

Беспокойно порываясь

К дальним тучам.

 

Желтый фон из листьев павших

Ярче сказки,

На деревьях задремавших

Все окраски.
 

Зелень, золото, багрянец —

Словно пятна...

Их игра, как дикий танец,

Непонятна.
 

В вакханалии нестройной

И без линий

Только неба цвет спокойный,

Густо-синий,
 

Однотонный, и прозрачный,

И глубокий,

И ликующий, и брачный,

И далекий.
 

Облаков плывут к вершине

Караваны...

Как в бёклиновской картине,

Краски странны!

 

- Краски природы Саши Чёрного продолжаются в творчестве следующего гостя литературной гостиной Ивана Бунина. У каждого писателя своя природа, свой осенний пейзаж. Иван Бунин создал праздник Осени. Его знаменитое стихотворение «Листопад» описывает прогулку живой Осени,её шаги по лесу, шуршание – разговор листьев. Послушаем его.

 

«ЛИСТОПАД»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

 

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

 

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

 

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.
 

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

 

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной;

 

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая -

И снова все кругом замрёт.

 

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой -

Предвестник долгого ненастья.

 

- Иван Алексеевич Бунин родился 22 (10 по старому стилю) октября 1870 г. в Воронеже в небогатой дворянской семье.

Когда Ване было 4 года, Бунины переезжают в деревню, в имение «Озерки» под Елец Орловской губернии. Детские годы Вани Бунина связаны «с полями, мужицкими избами» и их обитателями. Целыми днями он пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Именно на этих детских впечатлениях были основаны написанные позже произведения Бунина о деревенской жизни.

По его собственным словам, в ту пору ему "все казалось очаровательно: и люди, и природа, и старинный, с цветными окнами, дом бабки, и соседские усадьбы, и охота, и книги, один вид которых давал почти физическое наслаждение, и каждый цвет, каждый запах..."

 

«Осыпаются астры в садах…»

Осыпаются астры в садах,

Стройный клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нём

Показалися всюду просветы,

И красив он в уборе своём,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой

В этих чащах не слышно ни звука...


 

Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дни

По аллее, давно молчаливой,

И с любовью и с грустью взгляни

На знакомые нивы.

В тишине деревенских ночей

И в молчанье осенней полночи

Вспомни песни, что пел соловей,

Вспомни летние ночи.

И подумай, что годы идут,

Что с весной, как минует ненастье,

Нам они не вернут

Обманувшего счастья...

В 11 лет Иван поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через четыре года из-за болезни. Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал. Образование его завершается не совсем обычно. Его старший брат Юлий, приехавший в Озерки, проходит весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал философию, психологию, общественные и естественные науки. Оба были особенно увлечены литературой.

Среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине», под присмотром учителя и воспитателя» брата Юлия отложились в памяти писателя осенние мотивы, красоты природы

«Как печально, как скоро померкла…»

Как печально, как скоро померкла

На закате заря! Погляди:

Уж за ближней межою по жнивью

Ничего не видать впереди.
 

Далеко по широкой равнине

Сумрак ночи осенней разлит;

Лишь на западе сумрачно-алом

Силуэты чуть видны ракит.

 

И ни звука! И сердце томится,

Непонятною грустью полно...

Оттого ль, что ночлег мой далеко,

Оттого ли, что в поле темно?

 

Оттого ли, что близкая осень

Веет чем-то знакомым, родным —

Молчаливою грустью деревни

И безлюдьем степным?

 

Физкультминутка 1

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист, цветной!

А ветер щёки толстые надул, надул, надул

Красный, жёлтый, золотой…

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно!

Листьев нет –

Лишь ветки видно.

 

Физкультминутка 2

Песня о картинах

Стихи Александра Кушнера

Музыка Григория Гладкова
 

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

 

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

 

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

- «Осень…Что в ней хорошего? «– думают обычно. А ведь она совсем не скучна. Попробуем с вами совершить путешествие в осень. Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам.

Художники – искатели красоты. Они умеют увидеть «прекрасное» в том, к чему мы обычно остаемся равнодушными. Они помогут нам понять прелесть осени.

- Да и сама осень так разнообразна! «Осень красок», «Осень ветров», «Осень дождей».

Отдыхает от напряженной весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить все живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз.

Каждая пора прекрасна по-своему, но в природе они не разграничены четко. В мирную осень, полную вспыхнувших вдруг красок, врываются дожди и ветры. Но золото осени еще не тускнеет. И после дождя она полна свежести и сияния. Да и поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет еще долго. Рассмотрим три поры осени.

1 пора осени: «Осень красок» (репродукции И. Левитан “Золотая осень”; В. Поленов “Золотая осень”; И. Остроухов “Золотая осень”)

- Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, кажется, природа задумалась глубоко-глубоко. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал Левитан.

Как удалось И. Левитану красками передать тишину? Ведь цвета на картине тревожно контрастны: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. В такой реке купаться уже не захочется. Но посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков, закрывших ее. Лёгкие тени берёз трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжёлого цвета воды.

Ранняя осень заворожила многих художников. В. Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее тоже веет тишиной, но есть в ней что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовёт вдаль. Но медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг. Наверное, эта неравномерность движения, которая так ясно чувствуется в чуткой тишине, рождает тревогу.

Это все ещё «Золотая осень». Так и называется картина Остроухова. Но здесь нет уже нежной ласковости “Золотой осени” Левитана; скрытая, тайная настороженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая, золотая, розовая листва, бурая трава – и ясное голубое небо. Оно так смело глядит сквозь поредевшую листву. Осенью земля уже не в силах удержать весь жар золотого лета, земля отдает тепло листьям, на них будто задержалось солнце.

Но праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становятся ласковым, шуршащим покровом земли. Художники слышат призыв поэта, они пишут осень прозрачной и печальной, грустной и светлой. Ведь осень так нарядна, так празднична.

Давайте простимся с осенью красок и еще раз проследим ее шаги по картинам художников: Левитана, Поленова, Остроухова.

2 пора осени: «Осень ветров».

Вот и начинается осень ветров. Она старается сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края. Эти ветры несут уже не прохладу, а резкую колкость холода.

Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движение:

«Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду».

Но тревожное движение листьев не нарушают спокойствия леса. Он гордо молчалив. Осень не хочет отдать времени своих красок сразу. Это неуступчивость осенней красоты отмечена многими поэтами. “Кисти ярко-красные вянущих рябин” еще ярче среди блеклых осенних красок. “Огненный куст” настурций в пустующем саду, неподвижно пылающие канны вокруг умолкнувших фонтанов - последние взлеты осенней красоты.

3 пора осени: «Осень дождей».

- «Но ведь не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки», - скажете вы. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. Но какие это озорные и даже милые поначалу ливни! Они не угнетают нас, не томят, они стремительны, их серебристые струи мешаются с золотом солнечных лучей.

И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно. Осень дождей пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю.

- Когда наступает осень дождей, мы начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью вздорно мечущихся ветров. Вот в такие дни и приходят к нам грустные воспоминания, длинные, как осенние тени.

- Что мажет быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего яркие краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнаженного леса свободу. Ничто не мешает взгляду – нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали.

- Может быть, отчетливее всего эта мягкая задумчивость, эта тишина осени, ее последнее умиротворение переданы в “Осеннем пейзаже” М. Нестерова. Природа здесь сосредоточена на самой себе. Кажется, что она глубоко задумалась, то ли вспоминая свое летнее великолепие, то ли боясь спугнуть миг свободы.

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей,

Узорочья луговин цветное,

Теплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада,

Над бездонной синевой озер.

Всё это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор. (Музыка “Танец листьев”).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.