Сценарий литературно-музыкальной композиции «Памяти павших будьте достойны»

3
0
Материал опубликован 31 August 2018 в группе

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы

Оформление сцены: макет обелиска, плакат « Памяти павших будьте достойны!»

Звучит торжественная музыка

Слайд№1 (вечный огонь у Кремлевской стены) проецируется на сцену.

1 ведущий Памяти павших на фронтах Великой Отечественной войны посвящается… 

2 ведущий Славным ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, победившим, выстоявшим в борьбе с врагом, подарившим миру жизнь и счастье – посвящается! 

1 ведущий Молодому поколению, вступившему в жизнь, тем, кто не знает, что такое война - посвящается. Чтобы помнили… Чтобы поняли… 

Ведущие уходят

Слайд №2 ( Храм с колоколами)

Звучат колокола (в записи). На сцену выходят 2 ребенка с цветами в руках и учительница. Она ведет их за руки.

Первый ребенок: Что это? Вы слышите?
Учительница: Это колокола. Колокола памяти …
Второй ребенок: Памяти? А разве такие бывают?
Учительница: Бывают, слушай! Это говорит сама память …
Первый ребенок: Но разве память бывает живой?
Учительница: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
там ,на поле боя, когда его догонит пуля…А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить! (Стоят у обелиска на сцене, слушают)

Голос за сценой: Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Слайд №3 ( Изображение памятника односельчанам)

Выходит ветеран ВОВ, постояв у макета обелиска, присаживается на стул.

Учитель:»Здравствуйте, Ефим Иванович!С праздником вас, с Днем Победы!»(Дети вручают цветы ветерану). Выходят на сцену 5-7 детей, стоят полукругом, не заслоняя ветерана и читают стихотворение:

«У обелиска»

1.Обелиск на сельской улице:

Серый в крапинку гранит,

У ограды кошка жмурится,

И береза шелестит.

Всё знакомо и привычно.

Без особой суеты

В День Победы, как обычно,

Мы несем сюда цветы.

2.Ритуал такой привычный

Поутру нарушен был:

Посетитель необычный

За ограду заступил...

На траве расположился,

По-домашнему присел.

Кто зайти сюда решился,

Раньше нас прийти сумел?

3. Старичок простой и свойский,

Лоб фуражкой не закрыт.

С виду вовсе не геройский.

Орден лацканом прикрыт.

4. От гвоздик нарядно стало.

Песни спели, не одну.

И стихов прочли немало

Про Победу и войну.

(Дети исполняют песню «Катюша»)

5.А старик сидит, внимает,

«Беломорканал» смолит.

Он нам вовсе не мешает.

А потом вдруг говорит:

(Далее слова произносит ветеран)

...Я пришел, чтоб поклониться

Всем, кто с нами не дошел,

Помянуть и извиниться —

Их ведь орден не нашел.

6. Шелестит береза мирно.

Отдавая честь бойцу,

Класс застыл по стойке

«смирно»,

Словно рота на плацу.

7. Ничего не позабыто,

И никто не позабыл,

Кем победа нам добыта,

Кто в войну героем был.

(Стихотворение “Я никогда не видела войны” читает первоклассница, в руках у нее букетик))

Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге

За трели соловья, и за рассвет,
И, за поля цветущие ромашек.
Да, позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам! Мы очень любим Вас!
Поклон Вам от девчонок и мальчишек! ( вручает цветы ветерану)

(Все ребятауходят вместе с ветераном)

Песня «Обелиск» (исполняет вокальная группа)

1чтец (юноша) Сороковые, роковые, военные и фронтовые ,где извещенья похоронные и перестуки эшелонные. Как это было! Как совпало: - война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало и лишь потом во мне очнулось.

Так давайте же перелистаем несколько страниц тех далёких лет и вспомним, как всё это было… 

Слайд №4( изображение выпускников на фоне природы)

2 чтец Июнь …Клонился к вечеру закат. 
И белой ночи разливалось море. 
И раздавался звонкий смех ребят, 
Не знающих, не ведающих горя. 

( Звучит вальс, на сцену смеясь. взявшись за руки пританцовывая, входит группа выпускников. Девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Шутки. Смех.) 

Девушка 1: Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. 
Юноша 1:  Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь. 
Юноша 2: Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность… 
Девушка 2:  Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов. 
Девушка 3:  Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит. 
Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика! 
Юноша 1: Мы молоды и счастливы… 
Девушка 2: Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле… 
Девушка 3: Мы мечтаем через пять лет стать геологами, строителями, врачами… 
Девушка 2: Я мечтаю стать учителем. 
Юноша 3: Я мечтаю приносить добро людям. 
Девушка 1: Я мечтаю о любви. 
Юноша 2: Я мечтаю… 
Девушка 3: Я мечтаю… 
Ведущий 1: Мечтали… 
Эхо: мечтали, мечтали, мечтали… ( застывают в позах, будто фотографируясь, один из юношей фотографирует…)

Ведущий 2 В тот день они ещё смеялись, 
Любили зелень и огни. 
Ни голос скрипок, ни рояли 
Им не пророчили войны. 
Ведущий 3 Такою всё дышало тишиной, 
Что вся земля ещё спала, казалось. 
Кто знал, что между миром и войной 
Всего каких-то пять минут осталось! 
Ведущий 2  Ещё вчера эти девчонки и мальчишки списывали контрольные, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, читали Есенина и Грина, мечтали об алых парусах и прекрасных принцах, грезили о счастье, а завтра была война…

 1 ведущий Завтра рощ испугаются птицы, 
Завтра птиц не признают леса… 
Это всё только завтра случится, 
Через 24 часа… 

Звучит песня, «Рио-Рита»,  выпускники танцуют вальс.

Солист: «Городок провинциальный,
Летняя жара,
На площадке танцевальной – 
Музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита,
Вертится фокстрот,
На площадке танцевальной – 
Сорок первый год.»

(Ребята бросают реплики под музыку)

1 -Ничего, что немцы в Польше,
Но сильна страна!
2 -Через месяц и не больше
Кончится война!
Поет солист: Рио-Рита, Рио-Рита,
Вертится фокстрот, 
На площадке танцевальной – 
Сорок первый год. <...>
Городок провинциальный,

Летняя жара,

На площадке танцевальной

Музыка с утра.

Рио-Рита, Рио-Рита,

Соло на трубе!

Шевелюра не обрита,

Ноги при себе.

Ничего, что немцы в Польше,

Но сильна страна.

Через месяц, и не больше,

Кончится война.

Рио-Рита, Рио-Рита,

Вертится фокстрот,

На площадке танцевальной

Сорок первый год.

(Песня С. Никитина на стихи Г. Шпаликова, исполнительОлег Митяев

Музыка резко прерывается На сцене гаснет свет.  Пары застывают. Свист снарядов, вой самолетов( в записи). Выпускники слушают голос Левитана в записи (сообщение о начале войны).

Слайд №5( Родина-мать зовет!)

Звучат 1-й куплет и припев песни «Священная война». 
В свете мерцающего фонаря пары распадаются.

Голос одного: «Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!». Юноши по очереди делают шаг вперёд, надевают пилотки.
- Первый! 
- Первый! 
- Первый! 
- Первый! 
Голос второго:»Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…Война гуляет по России, а мы- такие молодые!
Выходит 1 девушка, надевает пилотку:

Ранним, солнечным утром в июне, 
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных это страшное слово «война». 
Выходит 2 девушка, надевает пилотку:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод…

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41 год

Я пришла из детства в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать…

3 юноша

А я боялся на войне, чтоб сдуру в плен не захватили

И чтоб случайно не убили от взвода где-то в стороне.

И в охраненье боевом чтоб след мой вдруг не затерялся,

Чтоб мертвым я не распластался пред торжествующим врагом…

3 девушка Качается рожь несжатая .

Шагают бойцы по ней .

Шагаем и мы -

девчата ,

Похожие на парней .

Нет , это горят не хаты -

То юность моя в огне .

Идут по войне девчата ,

Похожие на парней

Звучит песня «До свидания мальчики» Б.Окуджавы
            Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли — за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!

 

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите... Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!

 Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад. 

Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам, затем тоже уходят .
Гаснет свет. Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы

Чтец 1 Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, 
Сквозь лишения, боль и беду, 
Уходили из дома ребята 
В сорок первом, далёком году. 

Чтец 2 Уходили мальчики – на плечах шинели, 
Уходили мальчики – храбро песни пели. 
Отступали мальчики пыльными степями, 
Умирали мальчики, где - не знали сами. 
 
Чтец 3 Попадали мальчики в страшные бараки, 
Догоняли мальчиков лютые собаки, 
Убивали мальчиков за побег на месте… 
Не продали мальчики совести и чести. 

Чтец 4 Повидали мальчики – храбрые солдаты 
Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом… 
Показали мальчики за четыре года, 
Что такое мальчики нашего народа. 

Песня из к-ма «Белорусский вокзал»

Чтец (девушка): Стихотворение В. Соловьева “Полустанок

Вокзал был тихим, маленьким и грустным,
Жевали с хрустом лошади овес, 
Но вот под шпалой гравий хрустнул,
И задрожали рельсы от колес. 
И к полустанку выплыли теплушки, 
Березы у перрона встали в строй,
И запоздало охнула частушка, 
Наполненная болью и тоской:

(поет)

Милый едет воевать 
Надел рубашку белую.
Я все время буду ждать 
Изменушки не сделаю.

И лопнуло мгновенно напряженье, 
Хлестнуло в сердце жарким и тугим, 
И с дрожью взвился женский голос: 
- Женя!!! 
А как же мы … себя побереги! – 
А он пошел, уже солдат России,
К теплушкам, к погрустневшим землякам,
И сыновья с ним рядышком босые 
По-взрослому шагали по бокам.

А женщина осталась небольшая, - 
С нее печаль бы русскую писать!
Она в карманах суетливо шарит 
И все платка не может отыскать. 
И в толкотне ей удалось всмотреться – 
Целует муж заплаканных ребят …
И сквозь поселок, словно через сердце,
Ушел состав в пылающий закат.

Песня «Жди меня»

Стихотворение А. Кочеткова " Баллада о прокуренном вагоне» ( читают юноша и девушка) 

- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-

Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.

- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

Песня «Я читаю письмо ,что уже пожелтело с годами…»

Ведущий

Есть такое горькое слово – вдова…

Женщинам-односельчанкам - женам, невестам, дочерям, чьи мужья, отцы, любимые не вернулись с войны – посвящается.
Чтец (девушка) Он не писал с передовой,
она – совсем подросток – 
звалась соломенной вдовой, 
сперва – соломенной вдовой, 
потом – вдовою просто.

Под скрип сапог, под стук колес
война ее водила,
и было как-то не до слез,
не до раздумий было.

Когда он ушел - обгорела душа,
И стала ненужной сгоревшею спичкой...
И дальше живешь ты уже не спеша:
Не жизнь и не смерть - просто так, по привычке...

Но разве возможно забыть о любви?
Но разве измеришь линейкой беду?
Оттуда, где он, хоть зови, не зови,
Возможен возврат лишь во сне иль в бреду!

Лишь время притупит душевную боль...
Живешь... Только дело способно помочь...
Любовь бесконечна! И в этом вся соль!
И есть продолженье его - сын и дочь!

Лежит в шкатулке медальон
убитого солдата.
Давно в гражданке батальон,
где он служил когда-то.

Но так устроено уже:
не сохнет лист весенний,
не верят вдовы в смерть мужей
и ждут их возвращений.

Не то чтоб в даль дорог глядят
с надеждою на чудо, 
что, мол, вернется он назад,
что вот придет домой солдат
неведомо откуда.

А просто, бед приняв сполна,
их взгляду нет границы,
и в нем такая глубина,
что голова кружится.

Как будто им глаза даны,
чтобы глазами теми
всем не вернувшимся с войны
глядеть на мир весенний.

Песня «Мой милый,если б не было войны»

Чтец.  Великой труженице, русской женщине посвящается…( М.Исаковский)

Слайд№6 (на экран проецируются фото женщин - вдов и тружениц тыла нашего села)

Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счета –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Одной тебе - волей-неволей –
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралась без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала –
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое...
Песня «Темная ночь» или «В землянке»

Ведущий В годы Великой Отечественной войны погибли 27 миллионов россиян, среди них наши земляки из Покровки, Борково, Махаихи, Александровки, Ключиков, Путь-Равенства. Сколько мальчишек и девчонок остались без отцов! Сколько могло бы родиться новых детей, не будь этой войны! Каким многочисленным могло бы быть сейчас наше село! Могло бы…

Ведущий

Но могло бы не быть и нас, живущих на этой земле сейчас, если бы они не отдали свои жизни за Родину, за мир, за свободу.

Неугасима память поколений 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье 
И в скорби постоим и помолчим

Слайд №7 ( Памятник на Мамаевом кургане)

Звучит в записи голос Людмилы Зыкиной:»Поклонимся великим тем годам…»

Ведущий

В девятый день ликующего мая
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть, от края и до края:
Мир победил, окончена война!

Ведущий:

И если сейчас смеются дети,
Плавится сталь и пишутся книги,
Если растёт хлеб на родных полях,
То потому, что была Победа!

Песня «День Победы»

Чтец

Где трава от росы и от крови сырая,
где зрачки пулеметов свирепо глядят,
в полный рост над окопом переднего края
поднялся победитель солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина - Тишина- Не во сне, наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!
И приметил фиалку во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат, и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые
Подмосковье под снегом, в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
предвещая солнечный день.

Песня «Майский вальс»

(На фоне музыки звучат стихи)

Чтец Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Не я – в крови полуживой,
Растерзан и раздет,-
Молчал на пытках Кошевой
В свои шестнадцать лет.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их …..

Песня «Зажгите свечи» (поет солистка, свет притушен, во время исполнения песни девочки в белых платьях выходят друг за другом с зажженными свечами и останавливаются полукругом у макета обелиска)

1 ведущий Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Песня « Память»

2 ведущий Вместе с весной приходит на нашу землю замечательный праздник- День Победы. День радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев

2 ведущий: Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Вам всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принес победную весну, —
Поклон и память поколений.

Песня» Ветеранам посвящается»

Чтецы   - ученики начальных классов(читают под музыку):

Нам нужен мир! Тебе и мне,

И всем на свете детям!

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.


Нам нужен мир! Трава в росе, улыбчивое детство!

Нам нужен мир! Прекрасный мир,

Полученный в наследство!

 

Нам нужен разноцветный луг

И радуга над лугом!

Нам нужно бегать, прыгать, петь

И говорить друг с другом!


Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.


Завещано беречь нам этот мир –

Такой неповторимый на рассвете,

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.


Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовется.

Пусть будет мирным небо над землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!

Все участники выходят на сцену с цветами, шарами, портретами своих погибших родственников.

Песня «Как прекрасен этот мир» ( солист иполняет, припев все вместе)

Ты проснешься на рассвете мы с тобою вместе встретим день рождения зари
Как прекрасен этот мир, посмотри, как прекрасен этот мир…
Ты не можешь не заметить: соловьи живут на свете и простые сизари
Как прекрасен этот мир, посмотри, как прекрасен этот мир…
Ты взглянула - и минуты остановлены как будто, как росинки их бери…
Как прекрасен этот мир, посмотри ,как прекрасен этот мир…

1 ведущий: С праздником вас, дорогие односельчане!

2 ведущий: Мир дому вашему! Радости, света и тепла!

1 ,2 ведущие вместе: «С Днем Победы!»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.