Классный час «Памяти павших будем достойны!»

21
7
Материал опубликован 14 May 2017 в группе

Классный час на тему:

«Памяти павших будем достойны!»

Разработка учителя ГУ «Луганская 

школа I – III ступеней № 18” г. Луганска

Карасёвой Ирины Дмитриевны

 Цели классного часа:

· познакомить школьников с героическими и трагическими страницами истории края, страны

· воспитывать у обучающихся благородную память о людях, принимавших участие в боевых действиях, чувство гордости за свою страну, народ;

· развивать интерес обучающихся к историческому прошлому, к истории военных лет;

· активизировать творческие способности и познавательную деятельность школьников;

· воспитывать культуру общения;

· сформировать у обучающихся представление о долге, чести, ответственности;

· способствовать формированию у подрастающего поколения готовности защищать свой край, Родину

                                           Ход классного часа

Учитель:

Мы часто слышим такие слова, как: героический поступок, подвиг, герой. Что же подразумевается под этими словами? Что такое, по-вашему, подвиг? Что значит - человек совершил героический поступок? Кто такой  герой? (Школьники отвечают)

Что объединяет все эти понятия? Какое одно определяющее слово можно применить ко всем этим понятиям? (Самопожертвование)

Во все времена любовь к Родине, её процветание, слава ставились выше всего остального. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется на протяжении всей жизни каждого человека. Одной из самых противоречивых страниц в нашей истории стала Афганская война.

На фоне мелодии  «Ave Maria» Шуберта  звучит стихотворение "Солдатский подвиг" И. Грифона

 

Аве Мария
MP3 / 2.55 Мб

 

Чтец 1:

 

О, сколько было подвигов на свете!

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой Земли.

Но из всего того, о чём мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Ведущий 1:

Свержение монархии в афганистане в 1973 году привело к власти брата последнего монарха – Закира Шах Мухаммед Дауда.  Но в 1978 году его убили, и на весь мир было объявлено о начале революции. Военный переворот спровоцировал начало многолетней кровопролитной войны, которая продолжалась в Афганистане в течение 10 лет.

Ведущий 2:

25  декабря 1979 года по решению заседания Политбюро ЦК КПСС начался ввод советских войск в Афганистан. 18-20-летние мальчишки, надев на себя панамы с красной звёздочкой, не знали и ни ведали, в какую кровавую политическую игру их втянули. Не осознавали они и того, что многие из них уже никогда не вернутся домой.

Чтец 2:

Нет больше рядом тополей

И тех цветов, что ты нам подарила.

Нет больше рядом матерей

И той земли, которая взрастила.

О русские цветы и тополя!

О русские рассветы и закаты!

Родимая, далёкая земля,

Мы шлём тебе поклон,

Твои солдаты! (В. Гринкевич)

Учитель:

Парни, попавшие на войну чуть ли не сразу же после окончания школы, почти не имевшие жизненного опыта, оказались теперь в чужой, враждебной для них, стране. Родные и близкие зачастую не знали, что их сын, отец или муж был призван служить в таком страшном месте. А молодые солдаты писали письма своим матерям, любимым и ждали ответа.

На фоне спокойной мелодии ведущие читают письма солдат


Спокойная мелодия
MP3 / 4.44 Мб

Ведущий 1:

«Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался. И сейчас так об этом писать не хочется: я ведь знаю, какая ты у меня. Реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан»  (Казаков Анатолий Евгеньевич, погиб на 12-й день пребывания в Афганистане во время обстрела миномётной батареи)

Ведущий 2:

«Мама, всё цветёт, трава как у нас - зелёная. А какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту, вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович, погиб спустя 3 месяца пребывания в Афганистане при очередном налёте)

Ведущий 1:

«Здравствуй, мама. Привет тебе от сына твоего Андрея солдата... Да, мама я должен тебе написать правду… меня шлют в Афганистан для оказания раненым первой медпомощи. Короче, мама, мои действия в боевой обстановке - это когда вокруг свистят пули, а я с сумкой санинструктора бегу или ползу к раненому и оказываю ему помощь, то есть делаю ему перевязку. .. самое главное, мама, это не переживай за меня  и не беспокойся. Я, мама, понимаешь, должен выполнить свой интернациональный долг. Ведь и там надо кому-то служить. А это смотри, мама, какая гордость, что твой сын служил в Афганистане, узнал, что такое война» (Колаев Андрей Владимирович, получил смертельное ранение в ходе выполнения боевого задания спустя 4 месяца после призыва на службу в Афганистан)

Ведущий 2:

В письмах солдат нет  упрёков, жалоб, а лишь любовь и забота о самом близком человеке, а, кроме того,  осознание своего гражданского долга.

Ведущий 1:

Но не только взрослые писали письма.

Просмотр видеоролика «Письмо душману»

" target="_blank">

 

Учитель:

Большое значение для солдат имела дружба. Не жалея себя, выносили они раненых и убитых товарищей с полей сражений.

Война была трудной, не щадила никого. Душманы всячески издевались над пленными, превращая их в инвалидов. У солдат часто возникал вопрос: «Зачем мы здесь?». Они понимали, что нужно покинуть этот чужой им мир, но ничего не могли поделать.

Ведущий 1:

День 15 февраля 1989 года стал днём, когда окончился счёт потерям наших солдат. А итог печален: 13833 семьи не дождались своих сыновей, 49985 человек вернулись инвалидами.

Ведущий 2:

Более 8 тысяч луганчан прошли афганскую войну, 161 из них, к сожалению, так и не суждено было вернуться домой. Низкий поклон их отцам и матерям, жёнам и детям.

Среди тех, кого родные не дождались с афганской войны, двое выпускников нашей школы – Андрей Хващевский и Сергей Зотов.

Они, как и другие юноши, были призваны в ряды Советской армии и направлены для прохождения службы в Афганистан, откуда им не суждено было вернуться. На первом этаже школы установлена мемориальная доска в память о погибших выпускниках.

Книга Памяти «Афганская голгофа», вышедшая в Луганске в 1995 г. Это горькая книга. В ней собраны биографии людей, погибших на Афганской войне. Почти два года создавалась эта книга. Да, именно, создавалась, потому что по крупицам собирались материалы и документы о воинах - афганцах. Потом журналисты и писатели вкладывали частичку души в короткий рассказ, описывая личность неповторимую, создавая образ солдата, шагнувшего в бессмертие.

Просмотр видеоролика «Памяти погибших в Афганистане»

 " target="_blank">

Учитель:

Война в Афганистане для наших ребят закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война – Чеченская.

Ведущий 1:

В 1991 года Чечня провозгласила о своей независимости и выходе из состава СССР и РСФСР, Президентом самопровозглашенного государства стал бывший советский генерал Джохар Дудаев. Под флагом борьбы за национальную независимость в Чечне возник криминальный режим: нелегальная торговля нефтью, грабежи поездов, расправа над русскоязычными жителями.

Ведущий 2:

11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики», на основании которого в тот же день на территорию Чечни были введены подразделения военных и милиции.

Ведущий 1:

А 31 декабря 1994 года начался штурм Грозного (столицы Чечни).

Здесь, в Чечне, воевали все: от вооружённого формирования Дудаева до обычных народных мстителей - тех, кто был в обиде на русский народ.

Ведущий 2:

В августе 1996 года отряды спустившихся с гор боевиков перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. А 31 августа в г. Хасавюрт были подписаны соглашения, которыми предусматривался вывод федеральных войск с территории Чечни и проведение демократических выборов. День 31 августа 1996 года стал днём окончания первой чеченской войны.

Ведущий 1:

Но мира не наступило. Продолжались массовые похищения людей с целью выкупа - как официальных российских представителей, так и иностранных граждан, работавших в Чечне, журналистов, сотрудников гуманитарных организаций, религиозных миссионеров и даже людей, приезжавших на похороны родственников.

Ведущий 2:

Осенью 1999 года началась вторая чеченская война. Отряды боевиков вторглись на территорию Дагестана. 23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного. Сломив сопротивление боевиков силами войск армии и МВД, Кремлю удалось переманить на свою сторону часть элиты и бывших боевиков. Так, во главе администрации Чечни в 2000 году  стал бывший сторонник сепаратистов Ахмат Кадыров.

Ведущий 1:

Но, несмотря ни на что, деятельность боевиков вышла за пределы Кавказа. Несмотря на заявление об окончании военных действий, проведении в республике президентских выборов, ситуация в стране оставалась напряжённой.

В мае 2004 года во время празднования Дня Победы в Грозном был совершен террористический акт, в ходе которого убит президент А. Кадыров – ставленник Кремля.

Ведущий 2:

1 сентября 2004 года был совершён террористический акт в Беслане (Северная Осетия) - захват заложников в школе № 1. В течение трёх дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в нечеловеческих условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных надобностях.

Ведущий 1:

Большинство заложников были освобождены в ходе штурма, однако в результате перестрелки, возникшего пожара, общий счёт потерь составил более 330 убитых, из них 186 детей, и свыше 800 раненых.

Просмотр видеоролика "Верните мне" 

" target="_blank">

Учитель:

В июле 2006 года, благодаря созданию нового чеченского правительства во главе с президентом Рамзаном Кадыровым, Владимиру Владимировичу Путину удалось локализовать чеченский конфликт.

Много известно о той войне. По-разному к ней относятся люди. Многие понимали, что не должны гибнуть наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, познавшие в своём юном возрасте весь ужас войны!

Чтец 3:

Чеченская война - растерзанные души.

Твоих речей не могут слышать уши!

Ты настоящее чистилище!

И бесов гнуснейших вместилище.

Ты щупальцами обнимала

Солдат, невинных в той войне.

Ты на куски их разрывала!

Садиста хуже ты втройне!

Ребята в восемнадцать с лишним лет,

Любимой девушке последний спев куплет,

И мамочку родную поминая,

Молились Богу перед смертью, умирая! (Лориса)

Ведущий 1:

Каждый из молодых солдат мечтал о светлом будущем. Вся жизнь, казалось, впереди. Но чеченская мясорубка, в которую они попали, не пощадила никого.

Ведущий 2:

В дома бойцов приходили похоронки, разливавшиеся морем материнских и отцовских слёз.

Чтец 4:

Разорвана в клочья бумага.

Огонь познаёт письмена.

И путь мой – всего лишь в три шага –

До точки конечной – Война.

Понять – за чертой неизбежность.

Пройти сквозь закрытую дверь,

Где миг расплывается в Вечность,

Где Жизнь превращается в Смерть .Тыртышнов)

Учитель:

Но не только на войне гибли  наши мужчины.

12 августа 2000 года страну потрясло сообщение о том, что атомная подводная лодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря и всплыть самостоятельно не может.

Ведущий 1:

Крейсер "Курск" был спущен на воду в 1994 году. Вооружение: 24 крылатых ракеты, 28 торпед, два атомных реактора, 10 отсеков. На борту крейсера находилось 118 человек.

На фоне «Реквием по мечте» Моцарта ученик читает стихотворение  


Моцарт Реквием по мечте
MP3 / 2.8 Мб

 

Чтец 5:

 

Серым песком укрыло, илом позатянуло, 
и освятила память, и отразило небо 
черную субмарину в молниях русской боли, 
черную субмарину ужаса и отваги. 
Время рассеет слухи, ветер развеет вести, 
сильные сего мира ложью заменят правду, 
только родным героев не позабыть вовеки, 
в смертную беспредельность вглядываясь бессонно (М. Струкова)  

Ведущий 2:

«Курск» находился на учениях. После обнаружения цели он ложится на боевой курс, чтобы атаковать её. Вдруг связь с подлодкой обрывается. Шум взрыва принимают за пуск торпед. Проходит день, а связи с «Курском» нет. Группа кораблей отправляется на его поиски.

Просмотр видеоролика «Спасите наши души»

" target="_blank">

Ведущий 1:

Лодку обнаруживают, но все попытки спасения заканчиваются неудачей. Оставшиеся в живых моряки дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. Но через 8 дней спасательная операция была отменена. Погибли все.

На фоне мелодии "Ария Каварадоси" в исполнении Ванессы Мэй ученица читает стихотворение Натальи Янчевой


Ария Каварадоси
MP3 / 3.36 Мб

Чтец 6:

Странно! Отчего это небо синее?

Странно! Жизнь продолжается.

Но только там волны плещут серые.

Жизнь! Её там нет – списки дали полные.

Все лежат на дне – молодые, смелые,

Вольные, вольные.

А на берегу – лица побелелые.

А на берегу – души разрываются.

А на берегу – жизнь осиротелая

Мается, мается.

Господи всемилостный!

Как же это вынести?

Нет края горю! 

Ведущий 2:

Прошло немало лет, но окончательная причина гибели «Курска» так и не установлена. Это так и осталось морской тайной. Было много версий, предположений, фактов, но исчерпывающего объяснения происшедшего так и не дали ни власти, ни эксперты, ни следствие. И спустя годы после гибели "Курска" матери говорят: "Мы до сих пор не знаем, почему погибли наши дети".

Чтец 7:

Так кто же всё-таки ответит?

Они молчат, мы не молчим.

А время вдаль летит стрелою.

Давайте память их почтим

Минутой, целою страною,

Пусть будет пухом им земля,

Они в сердцах навечно с нами!

Который год уже зима

В снегах, в слезах за сыновьями.

Учитель:

Этот классный час мы посвящаем солдатам и офицерам, погибшим в локальных конфликтах. Мы будем скорбеть о каждой загубленной судьбе, каждой оборвавшейся жизни, ведь погибшие живут не только в памяти, они стучат в наши сердца, призывая к готовности отстоять мир. В память о погибших ребятах объявляется минута молчания.

Звучит метроном


Метроном
MP3 / 876.44 Кб

Чтец 8:

Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,

Как стать Железом – мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты солдат! И всё сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти – тоже ведь оружие,

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они (М. Львов)

 

Просмотр видеоролика «Не забывайте о солдатах»

 " target="_blank">

Учитель:

Открывается день, пахнет счастье цветами и травами,

Поднимается солнце над судьбою людской.

Не хочу, чтобы горе вновь явилось нам трауром,

Вдовьей горькой слезой и сиротской тоской.

Не хочу я покоя, пусть заботами вечными

Наша участь людская волнует меня.           

Я хочу, чтоб всегда – ранним утром и вечером

Нас встречали тревоги только мирного дня.

Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья и благополучия, а главное – мира! Никогда не забывайте о тех, кто отдал свой долг перед Родиной, любите и берегите свой край, свою землю! Цените дружбу! Будьте стойкими и мужественными!  Всего вам доброго! До новых встреч! Спасибо за внимание.

Использованные источники

Афганская война. Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1979%E2%80%941989)

Цена Афганской войны

http://licey.net/free/2-srazheniya__izmenivshie_hod_istorii/12-srazheniya__izmenivshie_hod_istorii__1945_2004/stages/1288-48_cena_afganskoi_voiny.html

Первая чеченская война

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

Вторая чеченская война

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

История трагедии атомной подводной лодки «Курск»

http://belrom.edurm.ru/teacher/uchashiesay/fahretdinova_kursk.pdf

И. Грифон «Солдатский подвиг» https://stihi.ru/2012/11/15/627 

М. Львов «Чтобы стать мужчиной»

http://pikabu.ru/story/mikhail_lvov_quotchtob_stat_muzhchinoy__malo_im_roditsyaquot_1320239

«Чеченская война - растерзанные души» http://www.stihi.ru/2008/04/21/298

М. Струкова. Вертолёт без огней (стихи о русско-чеченской войне) http://stihiya.org/work_23555.html  

Комментарии

Спасибо Вам огромное!!!До слез!

27 May 2017

Спасибо, Карине Рафаеловна!

27 May 2017

Чудесная работа! Спасибо большое!

28 May 2017

Замечательная работа! Спасибо, Ирина Дмитриевна!

14 June 2017

Поздравляю с победой!!!! Творческих Вам успехов, Ирина Дмитриевна!!!

14 June 2017

Поздравляю с победой! У Вас замечательный классный час!

14 June 2017

Ответ #31686 был удален 14 June 2017

Огромное спасибо, дорогие коллеги!

14 June 2017

Ответ #31688 был удален 14 June 2017