Классный час «Памяти павших будем достойны!»
Классный час на тему:
«Памяти павших будем достойны!»
Разработка учителя ГУ «Луганская
школа I – III ступеней № 18” г. Луганска
Карасёвой Ирины Дмитриевны
Цели классного часа:
· познакомить школьников с героическими и трагическими страницами истории края, страны
· воспитывать у обучающихся благородную память о людях, принимавших участие в боевых действиях, чувство гордости за свою страну, народ;
· развивать интерес обучающихся к историческому прошлому, к истории военных лет;
· активизировать творческие способности и познавательную деятельность школьников;
· воспитывать культуру общения;
· сформировать у обучающихся представление о долге, чести, ответственности;
· способствовать формированию у подрастающего поколения готовности защищать свой край, Родину
Ход классного часа
Учитель:
Мы часто слышим такие слова, как: героический поступок, подвиг, герой. Что же подразумевается под этими словами? Что такое, по-вашему, подвиг? Что значит - человек совершил героический поступок? Кто такой герой? (Школьники отвечают)
Что объединяет все эти понятия? Какое одно определяющее слово можно применить ко всем этим понятиям? (Самопожертвование)
Во все времена любовь к Родине, её процветание, слава ставились выше всего остального. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется на протяжении всей жизни каждого человека. Одной из самых противоречивых страниц в нашей истории стала Афганская война.
На фоне мелодии «Ave Maria» Шуберта звучит стихотворение "Солдатский подвиг" И. Грифона
Чтец 1:
О, сколько было подвигов на свете!
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой Земли.
Но из всего того, о чём мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
Ведущий 1:
Свержение монархии в афганистане в 1973 году привело к власти брата последнего монарха – Закира Шах Мухаммед Дауда. Но в 1978 году его убили, и на весь мир было объявлено о начале революции. Военный переворот спровоцировал начало многолетней кровопролитной войны, которая продолжалась в Афганистане в течение 10 лет.
Ведущий 2:
25 декабря 1979 года по решению заседания Политбюро ЦК КПСС начался ввод советских войск в Афганистан. 18-20-летние мальчишки, надев на себя панамы с красной звёздочкой, не знали и ни ведали, в какую кровавую политическую игру их втянули. Не осознавали они и того, что многие из них уже никогда не вернутся домой.
Чтец 2:
Нет больше рядом тополей
И тех цветов, что ты нам подарила.
Нет больше рядом матерей
И той земли, которая взрастила.
О русские цветы и тополя!
О русские рассветы и закаты!
Родимая, далёкая земля,
Мы шлём тебе поклон,
Твои солдаты! (В. Гринкевич)
Учитель:
Парни, попавшие на войну чуть ли не сразу же после окончания школы, почти не имевшие жизненного опыта, оказались теперь в чужой, враждебной для них, стране. Родные и близкие зачастую не знали, что их сын, отец или муж был призван служить в таком страшном месте. А молодые солдаты писали письма своим матерям, любимым и ждали ответа.
На фоне спокойной мелодии ведущие читают письма солдат
Спокойная мелодия
MP3 / 4.44 Мб
Ведущий 1:
«Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался. И сейчас так об этом писать не хочется: я ведь знаю, какая ты у меня. Реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан» (Казаков Анатолий Евгеньевич, погиб на 12-й день пребывания в Афганистане во время обстрела миномётной батареи)
Ведущий 2:
«Мама, всё цветёт, трава как у нас - зелёная. А какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту, вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович, погиб спустя 3 месяца пребывания в Афганистане при очередном налёте)
Ведущий 1:
«Здравствуй, мама. Привет тебе от сына твоего Андрея солдата... Да, мама я должен тебе написать правду… меня шлют в Афганистан для оказания раненым первой медпомощи. Короче, мама, мои действия в боевой обстановке - это когда вокруг свистят пули, а я с сумкой санинструктора бегу или ползу к раненому и оказываю ему помощь, то есть делаю ему перевязку. .. самое главное, мама, это не переживай за меня и не беспокойся. Я, мама, понимаешь, должен выполнить свой интернациональный долг. Ведь и там надо кому-то служить. А это смотри, мама, какая гордость, что твой сын служил в Афганистане, узнал, что такое война» (Колаев Андрей Владимирович, получил смертельное ранение в ходе выполнения боевого задания спустя 4 месяца после призыва на службу в Афганистан)
Ведущий 2:
В письмах солдат нет упрёков, жалоб, а лишь любовь и забота о самом близком человеке, а, кроме того, осознание своего гражданского долга.
Ведущий 1:
Но не только взрослые писали письма.
Просмотр видеоролика «Письмо душману»
Учитель:
Большое значение для солдат имела дружба. Не жалея себя, выносили они раненых и убитых товарищей с полей сражений.
Война была трудной, не щадила никого. Душманы всячески издевались над пленными, превращая их в инвалидов. У солдат часто возникал вопрос: «Зачем мы здесь?». Они понимали, что нужно покинуть этот чужой им мир, но ничего не могли поделать.
Ведущий 1:
День 15 февраля 1989 года стал днём, когда окончился счёт потерям наших солдат. А итог печален: 13833 семьи не дождались своих сыновей, 49985 человек вернулись инвалидами.
Ведущий 2:
Более 8 тысяч луганчан прошли афганскую войну, 161 из них, к сожалению, так и не суждено было вернуться домой. Низкий поклон их отцам и матерям, жёнам и детям.
Среди тех, кого родные не дождались с афганской войны, двое выпускников нашей школы – Андрей Хващевский и Сергей Зотов.
Они, как и другие юноши, были призваны в ряды Советской армии и направлены для прохождения службы в Афганистан, откуда им не суждено было вернуться. На первом этаже школы установлена мемориальная доска в память о погибших выпускниках.
Книга Памяти «Афганская голгофа», вышедшая в Луганске в 1995 г. Это горькая книга. В ней собраны биографии людей, погибших на Афганской войне. Почти два года создавалась эта книга. Да, именно, создавалась, потому что по крупицам собирались материалы и документы о воинах - афганцах. Потом журналисты и писатели вкладывали частичку души в короткий рассказ, описывая личность неповторимую, создавая образ солдата, шагнувшего в бессмертие.
Просмотр видеоролика «Памяти погибших в Афганистане»
Учитель:
Война в Афганистане для наших ребят закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война – Чеченская.
Ведущий 1:
В 1991 года Чечня провозгласила о своей независимости и выходе из состава СССР и РСФСР, Президентом самопровозглашенного государства стал бывший советский генерал Джохар Дудаев. Под флагом борьбы за национальную независимость в Чечне возник криминальный режим: нелегальная торговля нефтью, грабежи поездов, расправа над русскоязычными жителями.
Ведущий 2:
11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики», на основании которого в тот же день на территорию Чечни были введены подразделения военных и милиции.
Ведущий 1:
А 31 декабря 1994 года начался штурм Грозного (столицы Чечни).
Здесь, в Чечне, воевали все: от вооружённого формирования Дудаева до обычных народных мстителей - тех, кто был в обиде на русский народ.
Ведущий 2:
В августе 1996 года отряды спустившихся с гор боевиков перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. А 31 августа в г. Хасавюрт были подписаны соглашения, которыми предусматривался вывод федеральных войск с территории Чечни и проведение демократических выборов. День 31 августа 1996 года стал днём окончания первой чеченской войны.
Ведущий 1:
Но мира не наступило. Продолжались массовые похищения людей с целью выкупа - как официальных российских представителей, так и иностранных граждан, работавших в Чечне, журналистов, сотрудников гуманитарных организаций, религиозных миссионеров и даже людей, приезжавших на похороны родственников.
Ведущий 2:
Осенью 1999 года началась вторая чеченская война. Отряды боевиков вторглись на территорию Дагестана. 23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного. Сломив сопротивление боевиков силами войск армии и МВД, Кремлю удалось переманить на свою сторону часть элиты и бывших боевиков. Так, во главе администрации Чечни в 2000 году стал бывший сторонник сепаратистов Ахмат Кадыров.
Ведущий 1:
Но, несмотря ни на что, деятельность боевиков вышла за пределы Кавказа. Несмотря на заявление об окончании военных действий, проведении в республике президентских выборов, ситуация в стране оставалась напряжённой.
В мае 2004 года во время празднования Дня Победы в Грозном был совершен террористический акт, в ходе которого убит президент А. Кадыров – ставленник Кремля.
Ведущий 2:
1 сентября 2004 года был совершён террористический акт в Беслане (Северная Осетия) - захват заложников в школе № 1. В течение трёх дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в нечеловеческих условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных надобностях.
Ведущий 1:
Большинство заложников были освобождены в ходе штурма, однако в результате перестрелки, возникшего пожара, общий счёт потерь составил более 330 убитых, из них 186 детей, и свыше 800 раненых.
Просмотр видеоролика "Верните мне"
Учитель:
В июле 2006 года, благодаря созданию нового чеченского правительства во главе с президентом Рамзаном Кадыровым, Владимиру Владимировичу Путину удалось локализовать чеченский конфликт.
Много известно о той войне. По-разному к ней относятся люди. Многие понимали, что не должны гибнуть наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, познавшие в своём юном возрасте весь ужас войны!
Чтец 3:
Чеченская война - растерзанные души.
Твоих речей не могут слышать уши!
Ты настоящее чистилище!
И бесов гнуснейших вместилище.
Ты щупальцами обнимала
Солдат, невинных в той войне.
Ты на куски их разрывала!
Садиста хуже ты втройне!
Ребята в восемнадцать с лишним лет,
Любимой девушке последний спев куплет,
И мамочку родную поминая,
Молились Богу перед смертью, умирая! (Лориса)
Ведущий 1:
Каждый из молодых солдат мечтал о светлом будущем. Вся жизнь, казалось, впереди. Но чеченская мясорубка, в которую они попали, не пощадила никого.
Ведущий 2:
В дома бойцов приходили похоронки, разливавшиеся морем материнских и отцовских слёз.
Чтец 4:
Разорвана в клочья бумага.
Огонь познаёт письмена.
И путь мой – всего лишь в три шага –
До точки конечной – Война.
Понять – за чертой неизбежность.
Пройти сквозь закрытую дверь,
Где миг расплывается в Вечность,
Где Жизнь превращается в Смерть (А.Тыртышнов)
Учитель:
Но не только на войне гибли наши мужчины.
12 августа 2000 года страну потрясло сообщение о том, что атомная подводная лодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря и всплыть самостоятельно не может.
Ведущий 1:
Крейсер "Курск" был спущен на воду в 1994 году. Вооружение: 24 крылатых ракеты, 28 торпед, два атомных реактора, 10 отсеков. На борту крейсера находилось 118 человек.
На фоне «Реквием по мечте» Моцарта ученик читает стихотворение
Моцарт Реквием по мечте
MP3 / 2.8 Мб
Чтец 5:
Серым песком укрыло, илом позатянуло,
и освятила память, и отразило небо
черную субмарину в молниях русской боли,
черную субмарину ужаса и отваги.
Время рассеет слухи, ветер развеет вести,
сильные сего мира ложью заменят правду,
только родным героев не позабыть вовеки,
в смертную беспредельность вглядываясь бессонно (М. Струкова)
Ведущий 2:
«Курск» находился на учениях. После обнаружения цели он ложится на боевой курс, чтобы атаковать её. Вдруг связь с подлодкой обрывается. Шум взрыва принимают за пуск торпед. Проходит день, а связи с «Курском» нет. Группа кораблей отправляется на его поиски.
Просмотр видеоролика «Спасите наши души»
Ведущий 1:
Лодку обнаруживают, но все попытки спасения заканчиваются неудачей. Оставшиеся в живых моряки дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. Но через 8 дней спасательная операция была отменена. Погибли все.
На фоне мелодии "Ария Каварадоси" в исполнении Ванессы Мэй ученица читает стихотворение Натальи Янчевой
Чтец 6:
Странно! Отчего это небо синее?
Странно! Жизнь продолжается.
Но только там волны плещут серые.
Жизнь! Её там нет – списки дали полные.
Все лежат на дне – молодые, смелые,
Вольные, вольные.
А на берегу – лица побелелые.
А на берегу – души разрываются.
А на берегу – жизнь осиротелая
Мается, мается.
Господи всемилостный!
Как же это вынести?
Нет края горю!
Ведущий 2:
Прошло немало лет, но окончательная причина гибели «Курска» так и не установлена. Это так и осталось морской тайной. Было много версий, предположений, фактов, но исчерпывающего объяснения происшедшего так и не дали ни власти, ни эксперты, ни следствие. И спустя годы после гибели "Курска" матери говорят: "Мы до сих пор не знаем, почему погибли наши дети".
Чтец 7:
Так кто же всё-таки ответит?
Они молчат, мы не молчим.
А время вдаль летит стрелою.
Давайте память их почтим
Минутой, целою страною,
Пусть будет пухом им земля,
Они в сердцах навечно с нами!
Который год уже зима
В снегах, в слезах за сыновьями.
Учитель:
Этот классный час мы посвящаем солдатам и офицерам, погибшим в локальных конфликтах. Мы будем скорбеть о каждой загубленной судьбе, каждой оборвавшейся жизни, ведь погибшие живут не только в памяти, они стучат в наши сердца, призывая к готовности отстоять мир. В память о погибших ребятах объявляется минута молчания.
Звучит метроном
Чтец 8:
Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,
Как стать Железом – мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться
И, как руда, пожертвовать собой.
Какие бури душу захлестнули!
Но ты солдат! И всё сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти – тоже ведь оружие,
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они (М. Львов)
Просмотр видеоролика «Не забывайте о солдатах»
Учитель:
Открывается день, пахнет счастье цветами и травами,
Поднимается солнце над судьбою людской.
Не хочу, чтобы горе вновь явилось нам трауром,
Вдовьей горькой слезой и сиротской тоской.
Не хочу я покоя, пусть заботами вечными
Наша участь людская волнует меня.
Я хочу, чтоб всегда – ранним утром и вечером
Нас встречали тревоги только мирного дня.
Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья и благополучия, а главное – мира! Никогда не забывайте о тех, кто отдал свой долг перед Родиной, любите и берегите свой край, свою землю! Цените дружбу! Будьте стойкими и мужественными! Всего вам доброго! До новых встреч! Спасибо за внимание.
Использованные источники
Афганская война. Википедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1979%E2%80%941989)
Цена Афганской войны
Первая чеченская война
Вторая чеченская война
История трагедии атомной подводной лодки «Курск»
http://belrom.edurm.ru/teacher/uchashiesay/fahretdinova_kursk.pdf
И. Грифон «Солдатский подвиг» https://stihi.ru/2012/11/15/627
М. Львов «Чтобы стать мужчиной»
http://pikabu.ru/story/mikhail_lvov_quotchtob_stat_muzhchinoy__malo_im_roditsyaquot_1320239
«Чеченская война - растерзанные души» http://www.stihi.ru/2008/04/21/298
М. Струкова. Вертолёт без огней (стихи о русско-чеченской войне) http://stihiya.org/work_23555.html
Карине Рафаеловна
Карасева Ирина Дмитриевна
Нигириш Светлана Владимировна
Надежда Владимировна Кучмина
Забелина Маргарита Владимировна
Ильина Оксана Геннадьевна
Карасева Ирина Дмитриевна