Внеклассное мероприятие «Памяти павших будем достойны»
ПРОЕКТ
воспитательной программы
«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЕМ ДОСТОЙНЫ»
номинация
«Дорогами героев»
Авторы:
Башкирова Надежда Пантелеевна:
педагог организатор, ГБОУ Гимназия №166, +79219431052
Воронова Наталья Александровна:
педагог дополнительного образования, ГБОУ Гимназия №166, +79602488289
Осокина Мария Сергеевна:
педагог дополнительного образования, ГБОУ Гимназия №166, +79217766369
АННОТАЦИЯ
Проект воспитательной программы
«Памяти павших будем достойны»
Цель проекта: создать условия для воспитания гражданско-патриотических чувств обучающихся.
Задачи проекта:
Расширить знания об истории родного края.
Формировать у детей патриотическое сознание, ценности, чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга.
Способствовать развитию чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества.
Планируемые результаты:
Повышение ответственности у подростков за свои действия по отношению к Родине и уважение своей нации.
Проявление чувства уважения к исторической памяти и людям, выполнявшим свой долг.
Полученные результаты:
обогатились знаниями о Родном крае;
проявили чувства уважения к старшим, к истории;
ощутили чувства гордости за свой край, школу, команду;
вспомнили такие слова как любовь, преданность, дружба, благодарность;
нашли новых друзей;
научились работать в команде.
Форма реализации:
Экскурсии;
Конференция;
Встречи с ветеранами и поисковиками;
Акции;
Посадка растений на братских захоронениях.
Методы реализации: Практический, выращивание и посадка бархатцев на братских захоронениях на Синявинских высотах. Наглядный, посещение экскурсий. Беседа, как фиксация результата. Анализ полученных материалов в форме репортажей, заметок в школьной газете.
Область применения: Подходит для любых образовательных учреждений, типа ДДЮТ, ЦВР и т.д.
Участники проекта: Подростки 12-15 лет, команда черлидеров «Тайм-аут», танцевальный коллектив «АЭРОДЭНС», школьная газета ЕГЭ, команда черлидеров « ЛАЙМ», Суворовское училище.
Введение
Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта является «…воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события.
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии Кравцова И.Е.: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».
В своих работах Сухомлинский В.А. указывал на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина
Еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный оттенок. Путин В.В. в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения".
Модель патриотического воспитания
Педагоги дополнительного образования ГБОУ гимназии № 166 разработали проект «Памяти павших будем достойны».
Цель проекта: создать организационно-педагогические условия для воспитания гражданско-патриотических чувств обучающихся.
Задачи проекта:
Расширять знания об истории родного края.
Формировать у детей патриотическое сознание, ценности, чувство верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга.
Способствовать развитию чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества.
Что побудило педагогов создать проект «Памяти павших будем достойны»?
В гимназии провели опрос среди учеников 5–9 классов. Считают ли гимназисты себя патриотами? Казалось бы, ответа может быть только два: да и нет. Однако все больше школьников считают себя патриотами отчасти. Что мешает им однозначно ответить «да» или сказать уверенное «нет»? В ходе бесед со школьниками выяснилось, что причина кроется в неоднозначном истолковании слова «патриотизм».
Свирепый патриотизм
Многие ученики путают патриотизм с фанатизмом, считая, что патриот – это тот человек, который любит свою страну и при этом обязательно ненавидит другие страны. Ученики так и отвечали: «Я люблю свою страну. Но так как другие страны я уважаю тоже, то и патриотом могу назвать себя только наполовину».
Потребительский патриотизм
Беспокойство вызывали те, кто, по их словам, любили бы Россию в том случае, если бы страна была идеальной, а так как в ней есть недостатки, то и патриоты они только наполовину. Логика этих школьников основывается на потребительском отношении. Они нацелены только брать, ничего не отдавая взамен.
Безответственный патриотизм
Некоторые ученики боятся назвать себя стопроцентными патриотами, так как не считают себя достойными этого звания. По их мнению, патриотом может быть только тот, кто не просто себя таковым считает, но кто совершает поступки на благо Родины. Однако что же мешает этим ребятам творить благие дела? Школьники осторожничают, так как не желают брать на себя ответственность. Если же уверенно признать себя патриотом, то это может означать, что каждый день, каждую минуту придется соответствовать этому званию. Быть патриотом наполовину – удобней и легче.
Патриотизм спит
Многие школьники считают себя не патриотами, а только гражданами своей страны. Ученики с подобным мышлением имеют знания о патриотизме. Но почему-то не чувствуют его в себе. Чувство патриотизма, по их мнению, приходит с возрастом или при наличии особых условий.
53% подростков считают себя патриотами. Остальные на вопрос: «Считаешь ли ты себя патриотом?» – ответили или «нет», или «50/50».
Такой неожиданный результат побудил педагогов организовать ряд мероприятий, которые бы могли подкорректировать ошибочные представления детей о патриотизме. Тем, кому нужны особые условия для проявления патриотических чувств, – создать эти условия; тем, кто видит недостатки в своей стране, – создать условия для совершения реальных поступков на благо Родины; тем, кто путает патриотизм с фанатизмом и фашизмом, показать патриотизм истинный.
Направления проекта
1. Культурно-историческое направление предполагает вовлечение учащихся в работу по сохранению и облагораживанию памятников боевой славы.
В рамках проекта «Памяти павших будем достойны» дети и подростки не только посещают мемориал «Синявинские высоты», но и ухаживают за братскими могилами.
2. Военно-патриотическое направление включает изучение военной истории России, дат и подвигов героев Великой Отечественной войны.
Посещая мемориал воинам Особого лыжного полка под командованием Маргелова, памятник «Погибшим кораблям», ученики открывают для себя новую страницу Великой Отечественной войны: узнают боевые операции и имена героев Шлиссельбургского десанта.
3. Духовно-нравственное направление предполагает воспитание любви к Родине и своему народу, уважение к старшему поколению, к истории и традициям своей страны. Формирование позитивного отношения к труду на благо Родины и социальной активности, направленной на служение интересам Отечества.
В рамках проекта гимназисты принимают непосредственное участие во всенародной акции «Бессмертный полк», встречаются с ветеранами и участниками исторических событий, посещают музеи, участвуют в конференциях, ухаживают за братскими могилами.
4. Гражданско-правовое направление ориентировано на формирование у детей и подростков гражданского долга, ценностного отношения к интересам России, ее суверенитету.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Формы, способы, приемы реализации проекта
Для реализации цели и направлений проекта «Памяти павших будем достойны» разработаны формы, способы и приемы воплощения в жизнь мероприятий проекта.
1. Составление военно-исторического маршрута по местам боевой славы защитников Отечества (Приложение 1). Он включает в себя названия исторических памятников и мест их нахождения:
г. Шлиссельбург. Памятник «Погибшим кораблям».
бывшая деревня Липки (близ Шлиссельбурга). Мемориальный камень в честь моряков 1-ого Отдельного Особого лыжного полка под командованием майора В. Ф. Маргелова.
село Лезье. Военно-исторический музей в Успенском храме. Немецкое воинское захоронение.
Синявинские высоты. Мемориал «Синявинские высоты».
Пос. Лебяжье. Мемориально-исторический район "Куутерселькя 1944".
пос. Песочный. Песочинское кладбище.
Красное село. Воронья гора.
Памятники для изучения выбраны не случайно. Чаще всего детей и подростков возят на экскурсии к большим, популярным мемориалам, мы же своим проектом пытаемся привлечь внимание и к малоизвестным памятникам и местам боевой славы.
Когда мы в августе 2015 года были на экскурсии в причтовом доме в Апраксине, протоиерей Вячеслав Харинов произнес такую фразу: «Было бы не плохо, если бы школьники стали ухаживать за воинским захоронениями на мемориале «Синявинские высоты». Нам эта мысль понравилась, и мы заключили договор о совместной деятельности со Свято-Георгиевским Сестричеством.
2. Экскурсии по местам боевой славы и посещение музеев.
Экскурсия, посвященная Шлиссельбургскому десанту.
Гимназисты посетили г. Шлиссельбург, где возложили цветы к памятнику под названием «Погибшим кораблям в 1941 – 1943 гг.». Именно в этом месте были проведены самые первые десантные операции по прорыву блокады Ленинграда.
Затем была остановка у мемориального камня в честь моряков 1-ого Отдельного особого лыжного полка под командованием В. Ф. Маргелова. Находится он недалеко от Шлиссельбурга (близ бывшей деревни Липки).
Конечным пунктом экскурсии был Успенский храм в селе Лезье, в подвальном помещении которого располагается музей, где собраны различные экспонаты военных лет, а также архив со сведениями о каждом немецком солдате, воевавшем в России. До сих пор немцы приезжают сюда искать информацию о своих близких. Рядом с храмом находится крупнейшее в Европе немецкое кладбище.
Экскурсионная поездка достигла своих целей благодаря некоторым нюансам:
- участниками экскурсии были не только гимназисты, но и байкеры мотоклуба OST MC, а также члены поисковых отрядов;
- поездку более интересной и осмысленной сделали культурные мероприятия: исполнение в Успенском храме струнного квартета № 8 Шостаковича, встречи с потомками Шлиссельбургских десантников, солдатская каша в полевых условиях.
Успенский храм имеет уникальную историю, которая завораживает любого, кто услышит ее. Храм считается памятником примирения России и Германии. Осознание этого факта очень важно для формирования истинных (а не ложных) патриотических чувств.
Важный прием, который используется при реализации проекта на всех его этапах, - прием «Глазами журналиста». В проекте участвуют гимназисты, которые не просто посещают музеи и экскурсии, но осмысливают полученную информацию через написание печатного текста (пишут заметки, репортажи, статьи, эссе в школьную газету).
Экскурсия на мемориал «Синявинские высоты».
Важной особенностью этой экскурсии, как и предыдущей, является тот факт, что она была организована совместно с социальным партнером. На этот раз им стало Свято-Георгиевское Сестричество при храме Успения Божией Матери (с. Лезье). Важным условием для достижения целей проекта стало то обстоятельство, что гимназисты не просто приехали на экскурсию к мемориалу, но еще присутствовали на церемонии захоронения останков бойцов Красной Армии, найденных поисковыми отрядами в 2015 – 2016 гг.
3. Участие в акциях.
Участие во всенародной акции «Бессмертный полк». Особенность данной акции состоит в том, что дети принимали участие не только в акции, проходившей на Невском проспекте, но и влились в ряды «Бессмертного полка» в поселке Песочный. Дружная колонна прошла по Советской улице до Песочинского кладбища, где состоялся торжественно-траурный митинг с возложением цветов к братской могиле.
Почему мы посетили именно поселок Песочный? Потому что там находится воинская часть № 42676, с которой гимназия № 166 давно сотрудничает. Например, проводит на ее базе спортивно-патриотические игры «Зарница». Солдаты воинской части № 42676 тоже принимали участие в акции «Бессмертный полк» в поселке Песочный.
Единство и патриотизм в большей степени ощущался потому, что гимназисты были не одни: они приехали в Песочный вместе со своими друзьями и партнерами – ребятами и педагогами из Дворца детского и юношеского творчества «На Ленской», а также черлидерами из школы № 302.
4. Уход за памятниками.
Свято-Георгиевское Сестричество во главе с протоиереем Вячеславом Хариновым занимается поиском информации о пропавших без вести воинах, ухаживает за воинскими захоронениями. Мы предложили им свою помощь. Второй год гимназия № 166 приезжает к мемориалу «Синявинские высоты», чтобы посадить цветы братских могилах. Чтобы благоустроить как можно больше территории, гимназия № 166 пригласила принять участие в акции «Цветок на братскую могилу» своих партнеров: курсантов Суворовского училища и черлидеров школы № 302.
5. Участие в конференциях.
В сентябре педагоги и ученики приняли участие в международной конференции «Церковь и война: Цена Победы - взгляд поколений», где поделились своим опытом по патриотическому воспитанию. Конференция проходила в Рощино. Педагоги и гимназисты не только выступали с докладами, но и посетили экскурсию по местам битвы у Куутерсельки 12 – 14 июня 1944 года.
6. Встречи с ветеранами.
В гимназии № 166 традиционны встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Каждый раз они открывают гимназистам новые страницы истории, рассказывая о себе и о событиях ВОВ. Так, например, от Марка Евгеньевича Эпштейна ребята узнали о неизвестной им Дороге жизни и о боях на Вороньей горе. Это значит, что на маршрутной карте проекта «Памяти павших будем достойны» будут появляться новые населенные пункты и памятники.
Проблемы при реализации проекта:
1) финансовые затраты на организацию экскурсий,
2) время, в которое осуществлять проект (ученики заняты учебным процессом),
3) трудности в организации от этапа планирования, продумывания маршрута и мероприятий на нем до этапа осуществления из-за огромного объема действий.
Чтобы решить проблемы 1 и 3, пришлось прибегнуть к сотрудничеству с другими образовательными учреждениями и общественными организациями. Без них риски по реализации проекта были бы высоки. Самое сложное на данный момент - это поиск автобуса, так как мероприятия почти все проходят в пригороде. Иногда помогают родители, иногда организации предоставляют свой транспорт, а когда и общественным транспортом приходится добираться.
Каждая организация отвечает за проведение конкретного мероприятия или какой-то его части, что облегчает общую организацию проекта. Объединение происходит еще и на уровне одного учреждения: в гимназии под общей целью объединяются педагоги дополнительного образования разных кружков и студий.
Проблему 2 хотелось бы решать возможностью интеграции общего и дополнительного образования (поездки во время уроков истории, обществознания, литературы без ущерба для учебного процесса, а в комплексе с ним; поездки и мероприятия в дни, внесенные в учебно-воспитательный план образовательного учреждения, вместо общеобразовательных предметов).
Партнеры проекта в 2016 году:
родители,
спонсоры,
школа №302,
храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице,
Свято-Георгиевское Сестричество,
храм А. Невского в Апраксине,
ДДЮТ «На Ленской»,
в/ч № 42676,
Суворовское училище.
Результаты проекта:
обогатились знаниями о Родном крае;
проявили чувства уважения к старшим, к истории;
ощутили чувства гордости за свой край, школу, коллектив;
вспомнили такие слова как любовь, преданность, дружба, благодарность;
нашли новых друзей;
научились работать в команде.
Формы определения результатов:
анкетирование (Приложение 2),
опросы (Приложение 3),
синквейн «Родина» (Приложение 4).
публикации в школьной газете «ЕГЭ» (Приложение 5),
отзывы (Приложение 6),
фоторепортажи (Приложение 7).
Приведенные результаты доказывают эффективность данного проекта. Идет второй год реализации данной программы, заметно увеличилось количество участников. Большинство ребят ждут мероприятий. Воспитательная программа реализуется не только для участников данных проектов, но и для остальных учащихся гимназии № 166 и их родителей, которые читают школьную газету, где участники проекта делятся с ними своими знаниями и впечатлениями.
Приложение 1.
Приложение 2.
Анкета №1
Поездка «Синявинские высоты», на захоронение воинов РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия) 6 мая
Вопросы |
Ответы |
Вырази твое отношение к Великой Отечественной Войне после посещения захоронения |
- «Печальное, ведь там погибло много русских солдат». |
Какие чувства ты испытывал во время митинга? |
- «Я испытывала чувство гордости за свою страну». - «Чувство сожаления, потому что эти солдаты не смогли увидеть своих близких». |
Какие ощущения ты испытал, когда близким отдавали личные вещи погибших? |
- «Радость ведь люди смогли узнать, где погибли их родственники». -.«Радость, т. к. близким отдали. частичку своего погибшего - героя». |
Поделишься ли ты полученной информацией со своими близкими, друзьями? |
- «Да, поделюсь». - «Да, поделюсь». - «Да, так как я была очень впечатлена этим митингом». |
Узнал ли ты новую для себя информацию. Если да, то какую? |
- «Я узнала, что умирало очень много людей и до сих пор не всех нашли и захоронили». - «Да, я не знала, что на Синявинских высотах еще очень много ненайденных воинов». - «Я узнала, что погибло очень много людей, и их до сих пор не всех нашли и не всех ещё захоронили». |
Анкета №2
Акция «Цветок на братскую могилу» 20 мая
Вопросы |
Ответы |
Что ожидал ты от этой поездки? |
- «Я ожидала увидеть фотографии и могилы погибших». - «От этой поездки я ожидала получение позитивных эмоций». - «Я ожидала от этой поездке то, что когда я посажу цветы на могилу, я сделаю доброе дело тем, кто за нас боролся и воевал». - «Я ожидала хлопотливую работу для благого дела - уходом за могилами безымянных героев. Собственно, мои ожидания оправдались. Я согласилась поехать, потому что мне хотелось помочь, к тому же лично для меня делать дела на природе и свежем воздухе намного приятнее, чем сидеть в школе на уроках». |
Какие чувства ты испытывал во время посадки цветов? |
- «Чувство того, что я помогаю природе и не забываю тех, кто погиб на войне и тех кто выжил». - «Я испытывала чувство благодарности и почтила память воинов». - «Во время посадки цветов я испытывала чувства благодарности. Ведь мы всем обязаны солдатам, которые ради нашего будущего положили свои жизни». - «Гордость за себя, команду. Мы сделали хорошее дело». - «Наверно, я испытывала жалость и сочувствие к солдатам, которые погибли и были похоронены там. Еще я чувствовала приятную усталость от того, что делала что-то полезное и важное». |
Какие мысли тебя посещали, на Синявинских высотах? |
- «Меня посещали мысли о том, как было тяжело людям во время Великой Отечественной войны». - «Меня посещали такие мысли как: какие же все люди захороненные там храбрые, они не побоялись сражаться за Родину, за мирное небо». - «Находясь на Синявских высотах, меня посещали чувства гордости за наших отважных бойцов». - «Меня посещали мысли о том, как воевали наши прадеды, что они чувствовали в этот момент, было немного страшновато находясь на могилах солдат» - «Я была очень увлечена работой и, пожалуй, думала только о ней. Но иногда, когда я давала себе минутный отдых и оглядывалась по сторонам, мне становилось не по себе от мысли: "А сколько же подо мной погибших в ужасных условиях людей?"... Услужливая фантазия пыталась воскресить тот кошмар, и я сразу же останавливала себя, возвращая в реальность к работе». |
Нужно ли ухаживать за братскими захоронениями? |
- «Я считаю, что нужно». - «Конечно, это же огромная память о защитниках, которых уже нет». - «Да, для того чтобы сохранить их как можно дольше, и чтобы оставалась память обо всех воинах, которые отдавали свои жизни ради нас». -«Обязательно, ведь так мы высказываем свою благодарность погибшим людям» - «Обязательно нужно. Братья нас спасли. Воевали жизнью за нас, чтобы Россия осталась в безопасности. Мы должны их поблагодарить. И поэтому, нам нужно ухаживать за ними». -«Конечно же, нужно ухаживать за братскими захоронениями! Таким образом, мы можем хоть чуть-чуть проявить своё уважение и дать частичку помощи тем людям, которые когда-то потеряли своих родных и близких». - «Да. Люди отдавали за нас жизни, и мы обязаны это делать». - «Конечно, нужно за ними ухаживать! Этим мы показываем, что мы помним об их нем подвиге, и гордимся ими»! - «Несомненно, да. Это память о Великой Отечественной Войне, и если мы хотим об этом помнить и чтить ее, то нужно показывать это не только словами, но и делами. Как маленькая семья ухаживает за могилами своих родственников, так и страна ухаживает за могилами своих героев и сограждан». |
Приложение 3.
Какие чувства вызывает участие в проекте «Памяти павших будем достойны»? Гордость, благодарность, радость, печаль, уважение, сочувствие, жалость, сожаление. Кто-то писал сухо, без особых комментариев, но большинство подростков, пытались поделиться своими эмоциями, и это очень радует. На это же и направлена наша воспитательная программа. На пробуждение чувств, раскрытие человеческих качеств.
Самые популярные чувства, вызванные проектом, - это чувства гордости 77,7% и благодарности 55,5%.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Выступление на III международной конференции
«Церковь и война: ЦЕНА ПОБЕДЫ - ВЗГЛЯД ПОКОЛЕНИЙ»
Ставрова Александра, 14 лет
«Когда я приехала на Синявинские высоты, то не ожидала услышать, что здесь так много погибло солдат. Я была поражена масштабами смерти людей, погибших в этих болотах. Меня разделяли два противоположных чувства: гордость и скорбь. Каждый цветок, посаженный мной, я дарила человеку, который погиб на этом месте. Меня посещали мысли о том, как нашим воинам было тяжело в сражениях.
Я думала о том, как нелегко было родственникам погибших солдат, ведь они не могли даже похоронить своих отцов, мужей, детей.
Не все люди до сих пор знают, где похоронен их солдат, поэтому, приезжая сюда, мы отдаем долг чести, совести и любви. Только тут я поняла, что означает фраза « Никто не забыт, ничто не забыто»».
Выступление девочки не оставило равнодушным участников конференции. Хотя конференция была для взрослых, нас попросили прийти вместе с ученицей, чтобы она поделилась своими впечатлениями о проделанной работе. После выступления ей было заданно множество вопросов.
Статьи в школьной газете, где ребята делятся своими впечатлениями о прошедших событиях не только с журналистами, которые пишут статьи в газету, но и со всеми учащимися гимназии. Таким образом, ребята узнают для себя что-то новое, у них появляются новые впечатления, чувства, взгляд на мир.
Мемориально-исторический район "Куутерселькя 1944"
Ставрова Александра, 14 лет
Недавно я побывала в населенном пункте Рощино. Это место знаменательно для истории нашей страны тем, что тут происходила Русско-Финская война.
Как нам сказали, экскурсию начали с конца. Было довольно странное ощущение, находясь на месте сражения. Поначалу я как-то не осознавала, что нахожусь на таком месте, где ведутся раскопки и где многое уже найдено. Но когда нам стали показывать окопы, люк от настоящего танка захватывала дрожь по телу. Так же рассказали, что недавно по случайности нашли еще сохранившуюся кружку с тех времен и стеклянную флягу. Все присутствующие смогли посмотреть на подлинную медаль «За Оборону Ленинграда». Проходили мимо мест, где до сих пор остались следы от взрыва бомб, забор с колючей проволокой. На экскурсии присутствовали ветераны, и мне очень запомнился момент, когда пошел дождь и одна бабушка подошла со своим зонтиком и прикрыла экскурсовода. Это было очень символично.
Мне кажется, такие места полезно посещать. Ведь здесь хранится память.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Нормативно-правовая основа патриотического воспитания
В настоящее время необходимость формирования патриотизма декларируется во многих нормативных документах, программах, проектах, научных и популярных публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения.
Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
Конституция Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания ФГОС
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р
Публичная декларация целей и задач Минобрнауки России на 2016 год
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" // Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493
Закон Санкт-Петербурга: «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» от 18.07.2016 № 453-87
Указ Президента Российской Федерации от 31.12. 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
II расширенное заседание Межведомственной комиссии по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2016 — 2020 годы»
Литература
1.Аппарат Правительства Российской Федерации, Правовая основа патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] сайт: Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр), 2014,
http://www.rosvoencentr-rf.ru/press-tsentr/pravovaya-baza/osnova-patrioticheskogo-vospitaniya.php
2.Барышников Е.Н., Барышникова С.В. , Инновации в патриотическом воспитании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, издательство «Политехнического университета, С-Пб 2011,С-117
3.Васильева О.Ю., «О патриотизме, причинах агрессии среди детей и «правильных» педагогах» [Электронный ресурс] сайт: Министерства образования и науки, 2016 http://минобрнауки.рф/m/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/9051
4.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" // Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493
5.Закон Санкт-Петербурга: «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» от 18.07.2016 № 453-87
6.Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей: монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, [Электронный ресурс] сайт: Обозник. Информационно-тематический портал, http://www.oboznik.ru/?p=38913
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС
8. Конституция Российской Федерации.
9.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р
10.Кравцов И.Е. Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм. – Киев, 1965, С-154.
11.Мусина В.Е., Патриотическое воспитание школьников // Учебно-методическое пособие. Белгород 2013.
12. Патриотизм как социально-историческое явление. [Электронный ресурс] сайт: Обозник. Информационно-тематический портал. http://www.oboznik.ru/?p=20060
13. Патриотические чувства: границы допустимого, [Электронный ресурс] сайт: Компетенции успеха, Центр экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС , 2016 http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3177#ixzz46YoEQOQl
14.Патриотическое воспитание граждан России на 2016 -2020 годы: II расширенное заседание Межведомственной комиссии по реализации государственной программы
15.Публичная декларация целей и задач Минобрнауки России на 2016 год, [Электронный ресурс] сайт: Министерства образования и науки РФ, http://минобрнауки.рф/open_ministry/public-declaration
16.Сиротов А. Воспитание чувств у школьника. Воспитание нравственных и патриотических чувств [Электронный ресурс] сайт: FB.ru, http://fb.ru/article/162185/vospitanie-chuvstv-u-shkolnika-vospitanie-nravstvennyih-i-patrioticheskih-chuvstv
17.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р, [Электронный ресурс] сайт: RG.RU https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
18.Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2012.
19.Указ Президента Российской Федерации от 31.12. 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
20.Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012