Логопедическое занятие в 1-м классе «Животный мир Удмуртии. Автоматизация звука [Р]»

3
0
Материал опубликован 7 November 2023

Логопедическое занятие в 1-м классе.

Тема: «Животный мир Удмуртии. Автоматизация звука [Р]».


Цель: изучение животного мира Удмуртской республики, автоматизация звука [Р]


Задачи:

Коррекционно – образовательные:

формирование правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р

закрепление знаний о характеристике звуков

познакомить детей с животным миром Удмуртской республики

автоматизация звука Р в слогах, словах

учить образовывать притяжательные прилагательные

Коррекционно – развивающе:

подвижности органов артикуляции

фонематического слуха        

Воспитателные:

формировать положительную мотивацию на занятии;

воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься

Оборудование:

Проектор, демонстрационный экран, наглядно-дидактическое пособие «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева. – СПб, 2019г., предметные картинки.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята!

- Скажите, какое время года?

- Осень!

- А как мы можем понять, что наступила осень?

- Становится холодно, с деревьев опадают листья, появляется первый снег.

- Правильно! Природа готовится к зимнему сну. (Слайд 2). И все животные в наших лесах тоже готовятся к зиме. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о животном мире нашей республики, а ёщё повторим как правильно произносить звук [р],  и потренируемся его правильно произносить в слогах и словах.

1. Беседа о животных с демонстрацией презентации.

Давайте познакомимся с некоторыми животными и птицами наших лесов.

Рысь (слайд 3). Это лесная кошка, очень  крупная, ловкая, с красивыми длинными кисточками на ушах. У рыси острое зрение, даже есть выражение «рысий взгляд», то есть зоркий, острый. Рысь – прирождённый охотник, охотится она на зайцев, косуль, лисят, оленят, охотится по ночам, а днём пребывает в своём логове.

Журавль (слайд 4). Журавль - крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. На зиму улетает в тёплые края.

Норка (слайд 5) – хищное животное с ценным мехом, относящееся к семейству куньих, проживает у берега реки. Это животное способно хорошо плавать и нырять, а также передвигаться по дну водоёма, цепляясь за него лапками. Питается норка грызунами, рыбой, лягушками. На зиму делает запасы, не впадает в зимнюю спячку.

Жаворонок (слайд 6) - маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. В холодное время года улетает в теплые края.

Барсук (слайд 7) – хищник, с острой мордочкой и густой шерстью. Барсук хорошо приспособлен для того, чтобы рыть землю, он откапывает корешки, роет нору, у него короткие, но сильные лапы, тело вытянутое, для того, чтобы удобно было лазить в норе. Питается растительной пищей, но может поймать и лягушку, и ящерицу. С приходом зимы барсук впадает в спячку.

- Молодцы! Вот как много разных животных и птиц живут в наших лесах, и это ещё не все виды, их гораздо больше. А теперь давайте посмотрим на экран, где написаны все названия животных, о которых мы с вами говорили. Проговорим каждое название вслух. Какой звук встречается во всех этих словах?

- Правильно, звук Р. Чтобы четко, правильно произносить звуки, а в особенности наш звук Р, нужно подготовить язычок. Для этого сделаем артикуляционную зарядку.

2. Артикуляционная гимнастика. Звук Р (иллюстрации из пособия «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева. – СПб, 2019г.).

Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять, выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке («Упражнение «Блинчик»). Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки (Упражнение «Горка»), потом на качелях («Качели»). А потом Язычок полакомился вкусным вареньем («Вкусное варенье»), посмотрел на часики («Часики») – поздно уже. И покатился домой. Почистил Язычок зубки («Чистим зубки») и лег спать в свою теплую постельку.

3. Автоматизация звука Р изолированно.

Скажите, как кричит ворона? (демонстрируется предметная картинка) каррр-карр-карр

Анализ артикуляции звука

- губы в улыбке

- между зубами широкое расстояние

- язычок поднят вверх и дрожит

- горлышко поёт

- воздушная струя сильная и тёплая.

Характеристика звука Р.

А какой это звук гласный или согласный?

Согласный

Развитие фонематического восприятия.

Хлопните в ладоши, когда услышите звук Р.

Н-т-п-р-а-с-в-к-р-п-р-л-к-р-м-р

Та-со-ра-то-гу-ру-то-за-ро-ту-шы-ры-та-ру-пы-ра

Сорока-лось-журавль-норка-рысь-воробей-мышь.

Автоматизация звука Р в слогах.

Прилетели птицы и они очень любят петь песни. Давайте вместе с птицами споем. Повторяйте.

Тра-тро-тру

Бро-бры-бра

Кру-кро-кры

Ару-ары-аро

Уры-уро-ура

Ра-ро-ру

Ры-ро-ра

Ру-ра-ры

Физминутка.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес.

4. Игра «Чей? Чья?» Образование притяжательных прилагательных.

- Ребята, мы познакомились с животными и птицами нашей республики. Они очень красивые и разные. А теперь скажите, как назвать хвост барсука?

Хвост чей? – Барсучий (слайд 8).

Берлога медведя чья? – медвежья (слайд 9).

Лапка белки чья? – беличья (слайд 10).

Логово рыси чьё? – рысье (слайд 11).

Игра «Четвертый лишний?»

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц и животных, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Лось, ласточка, рысь, медведь. Кто лишний? – ласточка, так как она – птица, остальные – животные (слайд 12).

Карась, щука, белка, окунь (слайд 13).

Бабочка, пчела, бобр, комар (слайд 14).

Итог.

Ребята, с кем мы сегодня познакомились?

Каких животных и птиц вы запомнили?

Какой звук повторяли?


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации