Логопедическое занятие в 1-м классе «Животный мир Удмуртии. Автоматизация звука [Р]»
Логопедическое занятие в 1-м классе.
Тема: «Животный мир Удмуртии. Автоматизация звука [Р]».
Цель: изучение животного мира Удмуртской республики, автоматизация звука [Р]
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
формирование правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р
закрепление знаний о характеристике звуков
познакомить детей с животным миром Удмуртской республики
автоматизация звука Р в слогах, словах
учить образовывать притяжательные прилагательные
Коррекционно – развивающе:
подвижности органов артикуляции
фонематического слуха
Воспитателные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься
Оборудование:
Проектор, демонстрационный экран, наглядно-дидактическое пособие «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева. – СПб, 2019г., предметные картинки.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята!
- Скажите, какое время года?
- Осень!
- А как мы можем понять, что наступила осень?
- Становится холодно, с деревьев опадают листья, появляется первый снег.
- Правильно! Природа готовится к зимнему сну. (Слайд 2). И все животные в наших лесах тоже готовятся к зиме. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о животном мире нашей республики, а ёщё повторим как правильно произносить звук [р], и потренируемся его правильно произносить в слогах и словах.
1. Беседа о животных с демонстрацией презентации.
Давайте познакомимся с некоторыми животными и птицами наших лесов.
Рысь (слайд 3). Это лесная кошка, очень крупная, ловкая, с красивыми длинными кисточками на ушах. У рыси острое зрение, даже есть выражение «рысий взгляд», то есть зоркий, острый. Рысь – прирождённый охотник, охотится она на зайцев, косуль, лисят, оленят, охотится по ночам, а днём пребывает в своём логове.
Журавль (слайд 4). Журавль - крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. На зиму улетает в тёплые края.
Норка (слайд 5) – хищное животное с ценным мехом, относящееся к семейству куньих, проживает у берега реки. Это животное способно хорошо плавать и нырять, а также передвигаться по дну водоёма, цепляясь за него лапками. Питается норка грызунами, рыбой, лягушками. На зиму делает запасы, не впадает в зимнюю спячку.
Жаворонок (слайд 6) - маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. В холодное время года улетает в теплые края.
Барсук (слайд 7) – хищник, с острой мордочкой и густой шерстью. Барсук хорошо приспособлен для того, чтобы рыть землю, он откапывает корешки, роет нору, у него короткие, но сильные лапы, тело вытянутое, для того, чтобы удобно было лазить в норе. Питается растительной пищей, но может поймать и лягушку, и ящерицу. С приходом зимы барсук впадает в спячку.
- Молодцы! Вот как много разных животных и птиц живут в наших лесах, и это ещё не все виды, их гораздо больше. А теперь давайте посмотрим на экран, где написаны все названия животных, о которых мы с вами говорили. Проговорим каждое название вслух. Какой звук встречается во всех этих словах?
- Правильно, звук Р. Чтобы четко, правильно произносить звуки, а в особенности наш звук Р, нужно подготовить язычок. Для этого сделаем артикуляционную зарядку.
2. Артикуляционная гимнастика. Звук Р (иллюстрации из пособия «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева. – СПб, 2019г.).
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять, выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке («Упражнение «Блинчик»). Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки (Упражнение «Горка»), потом на качелях («Качели»). А потом Язычок полакомился вкусным вареньем («Вкусное варенье»), посмотрел на часики («Часики») – поздно уже. И покатился домой. Почистил Язычок зубки («Чистим зубки») и лег спать в свою теплую постельку.
3. Автоматизация звука Р изолированно.
Скажите, как кричит ворона? (демонстрируется предметная картинка) каррр-карр-карр
Анализ артикуляции звука
- губы в улыбке
- между зубами широкое расстояние
- язычок поднят вверх и дрожит
- горлышко поёт
- воздушная струя сильная и тёплая.
Характеристика звука Р.
А какой это звук гласный или согласный?
Согласный
Развитие фонематического восприятия.
Хлопните в ладоши, когда услышите звук Р.
Н-т-п-р-а-с-в-к-р-п-р-л-к-р-м-р
Та-со-ра-то-гу-ру-то-за-ро-ту-шы-ры-та-ру-пы-ра
Сорока-лось-журавль-норка-рысь-воробей-мышь.
Автоматизация звука Р в слогах.
Прилетели птицы и они очень любят петь песни. Давайте вместе с птицами споем. Повторяйте.
Тра-тро-тру
Бро-бры-бра
Кру-кро-кры
Ару-ары-аро
Уры-уро-ура
Ра-ро-ру
Ры-ро-ра
Ру-ра-ры
Физминутка.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес.
4. Игра «Чей? Чья?» Образование притяжательных прилагательных.
- Ребята, мы познакомились с животными и птицами нашей республики. Они очень красивые и разные. А теперь скажите, как назвать хвост барсука?
Хвост чей? – Барсучий (слайд 8).
Берлога медведя чья? – медвежья (слайд 9).
Лапка белки чья? – беличья (слайд 10).
Логово рыси чьё? – рысье (слайд 11).
Игра «Четвертый лишний?»
На слайдах демонстрируются изображение разных птиц и животных, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Лось, ласточка, рысь, медведь. Кто лишний? – ласточка, так как она – птица, остальные – животные (слайд 12).
Карась, щука, белка, окунь (слайд 13).
Бабочка, пчела, бобр, комар (слайд 14).
Итог.
Ребята, с кем мы сегодня познакомились?
Каких животных и птиц вы запомнили?
Какой звук повторяли?