Люди так не делятся!
Цель:
формирование толерантности к детям и взрослым, имеющим ограниченные возможности здоровья
формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.
Задачи:
1. Узнать о том, какие бывают люди с ограниченными возможностями;
2. Представить себя на месте таких людей;
3. Оценить состояние общества с точки зрения его поддержки людям с
ограниченными возможностями и предложить какие-то улучшения;
4. Осознать важность права людей с ограниченными возможностями
самостоятельно распоряжаться своей судьбой.
Вступительное слово учителя
Каждый человек живёт в своём мире, только нет двух похожих миров, как и нет похожих людей. Для кого-то мир – это мама и папа, для других любимые города, улицы. Любой человек может создавать и выбирать свой образ жизни, свой мир, в котором он хочет жить. Человека почти всегда что-то привязывает к жизни, если же такой опоры нет, т.е. ему незачем жить, нет цели в жизни, нет никого, кому бы он мог помогать, или для кого он мог бы трудиться, человек чувствует свою ненужность, он лишён радости от результатов своей деятельности.
После учитель раздаёт анкеты Приложение № 1.docx
1. Игра на осмысление темы
( после заполнения анкеты)
Все учащиеся садятся в круг.
Далее учитель просит всех закрыть глаза, проходит и кладет в ладони каждого обучающегося небольшой цветной кружок (синего, красного, желтого, зеленого цветов). Одному из учащихся дается белый кружок, другому – черный.
Учитель просит открыть глаза и без слов объединиться в группы.
После того как обучащиеся объединились в группы, а двое обучащихся остались без группы учитель проводит обсуждение:
- По какому принципу вы объединились в группы, вы же не могли разговаривать и не видели, какого цвета кружочек у вас был приклеен?
- Как вы себя почувствовали, когда нашли свою группу?
- (к обчающимся с черным и белым кружочком) Как чувствовали себя вы, когда поняли, что у вас нет группы? Что вы одни?
- О чем пойдет речь сегодня?
2. Слайд, 1 « Люди так не делятся» (ролик социальной рекламы, ролик взят с видеохостинга YouTube ) . Приложение № 2.mp4
Идёт обсуждение видеоролика. Ребята говорят о своих впечатлениях
Прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе»
- Скажите, пожалуйста, какое впечатление на вас произвела эта музыка?
- Что вы можете сказать о ней?
- А знаете ли вы, кто автор данного произведения? (Людвиг Ван Бетховен) (Слайд 2, портрет Бетховена) .
- А знаете ли вы, какая особенность была у этого композитора? (Он был глухим)
- А теперь давайте снова окунемся в мир прекрасного, теперь уже в мир поэзии, и послушаем стихотворение девушки, которую зовут Соня Шаталова. ( Стихотворение даю заранее. Кудрявцев Денис читает наизусть)
Чёрным маркером клеймо
Рисуешь на картоне.
Ты гадаешь - кто оно?
Дрожат твои ладони.
Может это солнца круг
С колючими лучами?
Может образ тех разлук,
Смеявшихся над нами?
Может зарисовки звёзд
Во время их рожденья?
Может в рай ведущий мост?
Иль муза вдохновенья?
Движется рука вперёд,
Не находя всё места.
Маркер за собой зовёт.
Куда? Мне неизвестно.
Стихотворение из документального фильма «Клеймо»
Какое впечатление на вас произвели эти стихи?
- А как вы думаете, что отличает Соню от других поэтов?
- У Сони ранний детский аутизм. Тяжелая форма. (Слайд 3 , портрет Сони)
- А теперь, взгляните, пожалуйста, на следующие слайды (Слайды, 4, 5, 6) .
- Какое впечатление производят на вас эти картины?
- А вы знаете, кто автор этих картин?
- Автором этих картин является Элисон Лаппер. Женщина, у которой от рождения нет рук. (Слайд, 7, 8)
Продолжение беседы:
- Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)
- А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.) .
- А можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья).
3. Когда вам больно или тяжело, что вам говорят ваши близкие ( родители, бабушки) - ПОТЕРПИ. Итак, быть терпимым, вот о чем мы будем говорить.
Терпимость сегодня называют словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Что же это? Как вы думаете? Готовясь к нашему классному часу мне стало интересно, а как звучит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ на других языках ( СЛАЙД ,9) Белорусский, польский ,македонский. Так что же составляет основу слова ТОЛЕРАНТНОСТЬ? ТЕРПЕНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА.
4 .Игра «Наушники»
Одного из ребят прошу надеть заглушающие наушники и отойти в дальний угол класса. Затем, тихим голосом просим его что-нибудь сделать (например, три шага). Ученик не сможет вас расслышать и сделать то, что вы попросили. Показываем, чтобы они подходили к нам ближе до тех пор, пока не смогут нас слышать. В большинстве случаев, ему придется подойти прямо к нам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать нас. Учитель объясняет, что у многих детей с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к вам , и у вас есть зрительный контакт с ним, так как вам это даст лучший шанс на коммуникацию.
5. Включаю « Слепой» (ролик, социальная реклама), идёт обсуждение ролика.
6. Смотрим отрывок из мультфильма « Цветик- семицветик» .
( с 14 минуты)
Что же самое нужное и важное было для обладательницы волшебного лепестка?
Слушаем ответы, дискутируем.
- Включаю продолжение мультфильма. Приложение № 5.avi
( с 16: 47 минуты).
Далее выключаю и задаю вопрос ребятам:
Скажите , а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, на какое желание вы потратили бы оставшийся лепесток последнего цветка? ( Ответы ребят) …
Я очень рада, мои дорогие, что вы поняли…. В жизни есть вещи гораздо ценнее , нежели пирожные и новые наряды. Я нисколько не сомневалась, что вы поступите именно так. Приложение № 5.avi ( с 16: 55 минуты).
7. Попытаемся выяснить: каких качеств не хватает ребятам, для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Учитель: Ребята, представьте, что существует лавка, в которой есть весьма необычные вещи: ТЕРПЕНИЕ, СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ, СПОСОБНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ, РАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ДРУГИМ. Нужно обменять одни качества на другие. Например, просят умения владеть собой… Выясняем зачем и в каких случаях необходимо умение владеть собой , но нужно что-то дать взамен (чего много, например, чувства юмора или умение быстро бегать). Здесь обучающийся меняет чувство юмора ( которого, как он считает, у него предостаточно) на умение владеть собой. Кто-то меняет талант гениального художника на чуткость. Практически всем ребятам пришлось пожертвовать самым лучшим, что у них есть. Делаем вывод... Чтобы что-то получить, нужно что-то отдать.
8. ПРЕДЛАГАЮ ПОДУМАТЬ ДОМА ( ПРОЕКТ)
Обсуждение в группах
Ребята, подумайте , какая специальная забота нужна людям, которые не могут ходить, не видят, не слышат, у которых астма или слабое сердце. Как должен измениться мир, наш маленький город, наша школа, чтобы люди с ОВЗ чувствовали себя комфортно?
На следующую беседу ребята могут предложить идеи проектов, которые сделают магазины и другие места общественного пользования удобными для людей с ограниченными возможностями.
9. Рефлексия
Раздаю те же анкеты, что и в самом начале образовательного события.
Заключительное слово учителя:
Каким должен быть мир людей с ограниченными возможностями? Ответы ребят, обсуждение.
Учитель:
Он должен быть прекрасным, и всего-то, что нужно сделать – это крепко держать за руку и никогда не отпускать.
Ресурсы:
Видеохостинг YouTube
Литература:
1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – Спб., 2008.
2. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2007.
3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы .
Практическое пособие. – М., 2001.
2024
Трефилова Раиса Поликарповна