Масленица

1
0
Материал опубликован 7 June

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«Техникум строительства и городского хозяйства»






«Как на Масленой неделе»

(Методическая разработка

внеурочного воспитательного мероприятия,

посвященного Масленице)











Выполнили:

Шатилова Т.Л., преподаватель истории,

Голобородова С.Н.,преподаватель родной литературы












Архангельск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка 3

Ход мероприятия 5

Заключение 11

Источники информации 12

Приложения. 12-19


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Одним из важных факторов, влияющих на развитие обучающихся и на выявления их способностей, является система внеурочных мероприятий. Среди форм и методов внеурочной деятельности можно выделить кружки, конкурсы, олимпиады, исследовательские работы, интеллектуальные и интерактивные игры.

В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности.

Положительное влияние на личность обучающихся оказывает также и групповая деятельность. Мероприятие «Как на Масленой неделе» рассчитано на командную работу и ориентировано на различные аспекты работы в группе: как соревновательные, так и объединяющие.

Внеурочное мероприятие «Как на Масленой неделе» разработано для обучающихся 1 курса.

Мы живем в современном мире и, к сожалению, все чаще забываем о традициях наших предков, о нашем прошлом. Люди стали забывать традиции и праздники, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить мероприятие «Как на Масленой неделе».

Данное мероприятие даёт возможность обучающимся, на примере праздника Масленица почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.

Целью мероприятия является знакомство со старинным народным праздником Масленицей, показ традиционного размаха праздничной недели; развитие интереса к народной культуре.


Цель мероприятиявоспитание уважительного отношения к культурному наследию народов нашей страны через знакомство со старинным народным праздником Масленицей.

Задачи:

1. Образовательные: расширить знания обучающихся о русском народном празднике Масленица, ее истории, символах, традициях;

2. Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов и творческих способностей, обучающихся;

3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.

Форма проведения мероприятия – познавательная игра.

Методическое обеспечение мероприятия: презентация «Масленица», мультимедийная установка;

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point;

Место проведения: фойе техникума, читальный зал, кабинеты.

Время проведения: 1 час.

Оборудование: русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото и видеоматериалы; задания на развитие образного мышления, поделки.

Участники: группы 1 курса, жюри, ведущие.

Условия игры:

Внеурочное мероприятие «Как на Масленой неделе» проводится в виде игры по станциям, где каждая станция соответствует одному из дней Масленицы.

Задания на станциях могут быть различным в зависимости от времени, которое отводится для игры, уровня подготовки обучающихся и оцениваются по 5-балльной системе.

Станция - ПОНЕДЕЛЬНИК - «ВСТРЕЧА»,

Станция - ВТОРНИК - «ЗАИГРЫШ»,

Станция - СРЕДА - «ЛАКОМКА»,

Станция - ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ»,

Станция - ПЯТНИЦА - «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»,

Станция - СУББОТА - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»,

Станция - ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.


Побеждает та группа, которая наберет большее количество очков.

















ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Звучит песня «Как на масляной неделе…».

Ведущий 1 (юноша в народном костюме):

Добрый день, гости званые и желанные!

Люди старые и молодые!

Женатые и холостые!

Ведущий 2: (девушка в народном костюме):

Всех на праздник приглашаем

Масленицу мы встречаем!

Ведущий (педагог 1): Вступительное слово о праздновании Масленицы на Руси.

Ведущий (педагог 2): Наше мероприятие будет проходить в виде игры по станциям – дням масленичной недели. Группы – участники игры- получат маршрутные листы с указанием очередности прохождения кабинетов. Время нахождения на каждой станции – не более 5 минут, затем переход на следующую станцию.

Ведущий (педагог 1): Следить за ходом игры, подводить итоги будет наше масленичное жюри: (представление жюри).


Ведущий 3:

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!


Ведущий 4:

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.


Ведущий 5:

«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них – награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!



Ведущий 6:

Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!


Ведущий 1:

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.


Ведущий 2:

ПЯТНИЦА настала – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ».

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.


Ведущий 3:

Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!


Ведущий 4:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...


Ведущий: игра начинается!

Представители команд, получите маршрутные листы.


Описание игры на станциях.

Станция 1 - ПОНЕДЕЛЬНИК - «ВСТРЕЧА».

В понедельник, первый день Масленицы, русский народ справлял встречу Чистой Масленицы — широкой боярыни. В этот день делали куклу – Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку, устраивали висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями и начинали печь блины.

На 1 станции обучающимся предлагается из предложенных материалов смастерить куклу-Масленицу.


Станция 2 - ВТОРНИК - «ЗАИГРЫШ».

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов. Гостей встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

- Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!

Наступает день второй, весь наполненный игрой!


На 2 станции обучающимся предлагается проговорить скороговорки (На дворе трава, на траве дрова; Архип осип, Осип охрип; Ушёл косой козёл с козой; Сшила Саша Сашке шапку) и ответить на вопросы викторины:

Что символизирует блин (солнце),

Из какой муки пекут блины (пшеничной, ржаной, овсяной, рисовой, гречишной),

Какими бывают блины (тонкими, пышными, ажурными, с припёком, с начинкой),

Каким получается первый блин (комом),

Какие блины нельзя съесть (блины на штанге),

Как по-другому называют масленичную неделю? (сырная)

Что традиционно сжигают на проводах масленицы? (чучело)

Кто из героев русских сказок говорил: «Вот тебе блин, да не гавкай» (Злая мачеха из сказки «Морозко»),

В каком стихотворении «Крокодил море синее тушил пирогами и блинами, да сушёными грибами» (стихотворение Чуковского «Путаница»),

Что общего у французских крепов, американских панкейков, голландских паннекокенов, скандинавских лефсе и индийских ДОСа (всё это блины),

Как называется 1 день масленичной недели?

А как называется последний день масленичной недели, что принято делать в этот день?


Станция 3 – СРЕДА - «ЛАКОМКА».

На Лакомку родственники навещали друг друга, ходили в гости,

лакомились блинами. По вечерам пели песни. Считалось, что на Лакомку нужно есть столько, сколько душе угодно.

На 3 станции обучающимся предлагается конкурс на скорость поедания блинов.



Станция 4 - ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ».

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам на лошадях, кулачные бои и борьба. Строили снежный городок и брали его боем. Начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и веселили народ, выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Катание с гор сопровождалось песнями.

На 4 станции обучающимся предлагается поиграть в игры:


- Выходите женихи, Кто тихи и кто лихи!

Удаль в играх показать, Свои косточки размять.


«Петушиный бой».

На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.


«Блины».

Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:

«Блин комом» - все подпрыгивают.

«Блин с маслом» - все приседают.

«Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.

«Блин со сметаной» - все хватаются за уши.

«Блин со сгущенкой» - все крутятся.

Станция - ПЯТНИЦА - «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ».

В пятницу на тещины вечерки зятья угощали тещ - матерей своих жен - блинами да сладостями. Зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».

На 5 станции обучающимся предлагается конкурс частушек.

1. Мама, ставь самовар,

Золотые чашки:

Скоро миленький придет

В вышитой рубашке!


2. Мой миленок лысый- лысый,

Но куда ж его мне деть!

Впрочем, зеркала не будет –

Стану в лысину глядеть!


3.Говорят, я не красива,

Только привлекательна.

Семерых любить не буду,

Тебя-обязательно!


4. Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять.

Лапти новые надену,

Побегу тебя встречать.


5.Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки


6.Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулась я назад -

Сапоги мои лежат.


7. Чтобы печка разгоралась,

Надо чаю поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать!


Станция 6 - СУББОТА - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».

- А в субботу не безделки- Золовкины посиделки!

В субботу, на золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости, где должна была одарить своих золовок подарками.

На 6 станции обучающимся предлагается выбрать и нарядить «золовку» (кого-либо из обучающихся) в народном стиле.





Станция 7 - ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.

В последний день масленицы все друг у друга просили прощения. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай».

- Воскресенье, воскресенье! Наступает день прощения!

Всё друг другу мы прощаем, С Масленицей поздравляем!


На этой станции все участники собираются вместе для подведения итогов. Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителей. Проходит награждение, затем желающие пьют чай с блинами и баранками.



Ведущий 1: - Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Ведущий 2: - Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!



Звучит песня «Как на масляной неделе…».















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей