Масленица
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Техникум строительства и городского хозяйства»
«Как на Масленой неделе»
(Методическая разработка
внеурочного воспитательного мероприятия,
посвященного Масленице)
Выполнили:
Шатилова Т.Л., преподаватель истории,
Голобородова С.Н.,преподаватель родной литературы
Архангельск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка 3
Ход мероприятия 5
Заключение 11
Источники информации 12
Приложения. 12-19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одним из важных факторов, влияющих на развитие обучающихся и на выявления их способностей, является система внеурочных мероприятий. Среди форм и методов внеурочной деятельности можно выделить кружки, конкурсы, олимпиады, исследовательские работы, интеллектуальные и интерактивные игры.
В отличие от предметных олимпиад, научных конференций, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности.
Положительное влияние на личность обучающихся оказывает также и групповая деятельность. Мероприятие «Как на Масленой неделе» рассчитано на командную работу и ориентировано на различные аспекты работы в группе: как соревновательные, так и объединяющие.
Внеурочное мероприятие «Как на Масленой неделе» разработано для обучающихся 1 курса.
Мы живем в современном мире и, к сожалению, все чаще забываем о традициях наших предков, о нашем прошлом. Люди стали забывать традиции и праздники, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить мероприятие «Как на Масленой неделе».
Данное мероприятие даёт возможность обучающимся, на примере праздника Масленица почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое и настоящее.
Целью мероприятия является знакомство со старинным народным праздником Масленицей, показ традиционного размаха праздничной недели; развитие интереса к народной культуре.
Цель мероприятия – воспитание уважительного отношения к культурному наследию народов нашей страны через знакомство со старинным народным праздником Масленицей.
Задачи:
1. Образовательные: расширить знания обучающихся о русском народном празднике Масленица, ее истории, символах, традициях;
2. Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов и творческих способностей, обучающихся;
3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.
Форма проведения мероприятия – познавательная игра.
Методическое обеспечение мероприятия: презентация «Масленица», мультимедийная установка;
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point;
Место проведения: фойе техникума, читальный зал, кабинеты.
Время проведения: 1 час.
Оборудование: русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото и видеоматериалы; задания на развитие образного мышления, поделки.
Участники: группы 1 курса, жюри, ведущие.
Условия игры:
Внеурочное мероприятие «Как на Масленой неделе» проводится в виде игры по станциям, где каждая станция соответствует одному из дней Масленицы.
Задания на станциях могут быть различным в зависимости от времени, которое отводится для игры, уровня подготовки обучающихся и оцениваются по 5-балльной системе.
Станция - ПОНЕДЕЛЬНИК - «ВСТРЕЧА»,
Станция - ВТОРНИК - «ЗАИГРЫШ»,
Станция - СРЕДА - «ЛАКОМКА»,
Станция - ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ»,
Станция - ПЯТНИЦА - «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»,
Станция - СУББОТА - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»,
Станция - ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.
Побеждает та группа, которая наберет большее количество очков.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Звучит песня «Как на масляной неделе…».
Ведущий 1 (юноша в народном костюме):
Добрый день, гости званые и желанные!
Люди старые и молодые!
Женатые и холостые!
Ведущий 2: (девушка в народном костюме):
Всех на праздник приглашаем
Масленицу мы встречаем!
Ведущий (педагог 1): Вступительное слово о праздновании Масленицы на Руси.
Ведущий (педагог 2): Наше мероприятие будет проходить в виде игры по станциям – дням масленичной недели. Группы – участники игры- получат маршрутные листы с указанием очередности прохождения кабинетов. Время нахождения на каждой станции – не более 5 минут, затем переход на следующую станцию.
Ведущий (педагог 1): Следить за ходом игры, подводить итоги будет наше масленичное жюри: (представление жюри).
Ведущий 3:
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Ведущий 4:
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
Ведущий 5:
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Ведущий 6:
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Ведущий 1:
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
Ведущий 2:
ПЯТНИЦА настала – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ».
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Ведущий 3:
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Ведущий 4:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Ведущий: игра начинается!
Представители команд, получите маршрутные листы.
Описание игры на станциях.
Станция 1 - ПОНЕДЕЛЬНИК - «ВСТРЕЧА».
В понедельник, первый день Масленицы, русский народ справлял встречу Чистой Масленицы — широкой боярыни. В этот день делали куклу – Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку, устраивали висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями и начинали печь блины.
На 1 станции обучающимся предлагается из предложенных материалов смастерить куклу-Масленицу.
Станция 2 - ВТОРНИК - «ЗАИГРЫШ».
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов. Гостей встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
- Собирайся, народ, неделя «сырная» идет!
Наступает день второй, весь наполненный игрой!
На 2 станции обучающимся предлагается проговорить скороговорки (На дворе трава, на траве дрова; Архип осип, Осип охрип; Ушёл косой козёл с козой; Сшила Саша Сашке шапку) и ответить на вопросы викторины:
Что символизирует блин (солнце),
Из какой муки пекут блины (пшеничной, ржаной, овсяной, рисовой, гречишной),
Какими бывают блины (тонкими, пышными, ажурными, с припёком, с начинкой),
Каким получается первый блин (комом),
Какие блины нельзя съесть (блины на штанге),
Как по-другому называют масленичную неделю? (сырная)
Что традиционно сжигают на проводах масленицы? (чучело)
Кто из героев русских сказок говорил: «Вот тебе блин, да не гавкай» (Злая мачеха из сказки «Морозко»),
В каком стихотворении «Крокодил море синее тушил пирогами и блинами, да сушёными грибами» (стихотворение Чуковского «Путаница»),
Что общего у французских крепов, американских панкейков, голландских паннекокенов, скандинавских лефсе и индийских ДОСа (всё это блины),
Как называется 1 день масленичной недели?
А как называется последний день масленичной недели, что принято делать в этот день?
Станция 3 – СРЕДА - «ЛАКОМКА».
На Лакомку родственники навещали друг друга, ходили в гости,
лакомились блинами. По вечерам пели песни. Считалось, что на Лакомку нужно есть столько, сколько душе угодно.
На 3 станции обучающимся предлагается конкурс на скорость поедания блинов.
Станция 4 - ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ».
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам на лошадях, кулачные бои и борьба. Строили снежный городок и брали его боем. Начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и веселили народ, выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Катание с гор сопровождалось песнями.
На 4 станции обучающимся предлагается поиграть в игры:
- Выходите женихи, Кто тихи и кто лихи!
Удаль в играх показать, Свои косточки размять.
«Петушиный бой».
На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
«Блины».
Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
«Блин комом» - все подпрыгивают.
«Блин с маслом» - все приседают.
«Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
«Блин со сметаной» - все хватаются за уши.
«Блин со сгущенкой» - все крутятся.
Станция - ПЯТНИЦА - «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРКИ».
В пятницу на тещины вечерки зятья угощали тещ - матерей своих жен - блинами да сладостями. Зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок».
На 5 станции обучающимся предлагается конкурс частушек.
1. Мама, ставь самовар,
Золотые чашки:
Скоро миленький придет
В вышитой рубашке!
2. Мой миленок лысый- лысый,
Но куда ж его мне деть!
Впрочем, зеркала не будет –
Стану в лысину глядеть!
3.Говорят, я не красива,
Только привлекательна.
Семерых любить не буду,
Тебя-обязательно!
4. Ветер дует, ветер дует,
Ветерочка не унять.
Лапти новые надену,
Побегу тебя встречать.
5.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки
6.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулась я назад -
Сапоги мои лежат.
7. Чтобы печка разгоралась,
Надо чаю поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
Станция 6 - СУББОТА - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».
- А в субботу не безделки- Золовкины посиделки!
В субботу, на золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости, где должна была одарить своих золовок подарками.
На 6 станции обучающимся предлагается выбрать и нарядить «золовку» (кого-либо из обучающихся) в народном стиле.
Станция 7 - ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.
В последний день масленицы все друг у друга просили прощения. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай».
- Воскресенье, воскресенье! Наступает день прощения!
Всё друг другу мы прощаем, С Масленицей поздравляем!
На этой станции все участники собираются вместе для подведения итогов. Жюри подсчитывает баллы и объявляет победителей. Проходит награждение, затем желающие пьют чай с блинами и баранками.
Ведущий 1: - Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Ведущий 2: - Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Звучит песня «Как на масляной неделе…».