Конспект по развитию речи «Масленица идёт- блины да мёд несёт!» Для детей 5-6 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Чулымского района
Конспект по развитию речи
«Масленица идёт- блины да мёд несёт!»
Для детей 5-6 лет
Школы раннего развития
«Светлячок»
Автор: педагог дополнительного образования
Пожидаева Татьяна Анатольевна
Г.Чулым 2022
Тема: Конспект по развитию речи
«Масленица идёт- блины да мёд несёт»
Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа, с русской народной куклой «Масленица»
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;
Развивающие:
- развивать связную речь, память, внимание, воображение;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность;
- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
-воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Вводная часть
Педагог: Ребята, а почему мы при встречи говорим, друг другу «Здравствуйте»! Как вы думаете, что это значит?
Дети: Мы желаем друг другу добра. "Здравствуйте" означает "будьте здоровы".
Педагог: Сегодня я вам расскажу о весёлом празднике, который встречает русский народ. Эта неделя масленичная - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы.
Педагог: Ребята, а какой сегодня день недели?
На масленицу каждый день имеет своё название.
Сегодня среда – лакомка. В этот день люди ходили в гости. Пели песни, веселились, прощали старые обиды. Дарили тряпичную куклу, которая называлась «Масленица». Пекли блины с разными начинками и угощали ими родных и друзей.
Ребята, а вы хотите узнать что-же это за кукла такая –
« Масленица»?
II. Основная часть
Рассказ педагога. Демонстрация презентации.
В старину на праздник делали двух разных кукол. Одну большую, в человеческий рост. Её устанавливали на улице, водили хороводы вокруг. Пели песни. Потом её сжигали. Это было символом того, что зима закончилась и наступает весна.
Вторую куклу называли «Домашняя Масленица». Её хранили в домах целый год. Считалось, что она оберегает жилище людей. Помогает жильцам и выполняет их заветные желания. Хранили этих куколок в самом видном уголке дома.
Люди рассказывали, что Масленица- это дочка Деда Мороза, которая жила на Севере. Маленькую, испуганную девочку увидел человек. Масленица пряталась за снежными сугробами. Человек попросил её развеселить людей, которые устали от долгой и холодной зимы. Девочка - Масленица согласилась помочь и превратилась в весёлую, румяную в ярком наряде бабу! А своим задорным смехом и весёлыми песнями она развеселила людей, так что они забыли о зимнем унынии.
Домашняя Масленица» – это куколка- оберег. Такая куколка оберегала дом и жильцов. Её делали перед празднованием масленицы. Жила она в самом видном углу дома.
«Масленица» – куколка оберег. Для изготовления таких куколок использовались нитки красного цвета, потому что считалось, что они отпугивают злых духов. Ткань при изготовлении не резали ножницами, а отрывали руками. В изготовлении «Масленицы» используется солома или сухая трава, которая олицетворяет силу растительности. Для одежды куколки используют яркую ткань, с цветочным рисунком.
Педагог: На праздник люди веселились и водили хороводы. Приглашаю и вас в весёлый хоровод.
Хороводная игра: «Веснянка».
Цель: Разучить новую хороводную игру; создать весёлое настроение; развивать координацию речи с сопровождением движений.
Используемая литература: Нищева Н. В.
Беседа по увиденной презентации:
-Что же делали люди на масленицу?
-Почему изготавливали двух кукол?
-Почему так назвали куклу?
-Где хранилась эта куколка?
Физминутка «« Золотые блины»
Тесто мы сейчас замесим (хлопаем в ладоши)
Для блиночков золотых,
Чтобы солнышко здесь встретить (разводим в стороны руки)
И гостей всех угостить.
Мы муку сейчас просеем, (движение в соответствии с текстом)
Сито мы скорей возьмем;
Яйца, масло мы добавим
И все быстро мы взобьем. («миксер» руками)
Вы блиночки выпекайтесь, (кружимся)
Быть румяными старайтесь.
Чтоб весна скорей пришла (хлопаем в ладоши)
И друзей всех собрала.
III.Заключительная часть
О чём мы сегодня говорили?
Что вам понравилось больше всего?
Как называли среду в масленичную неделю?
Почему люди веселились в этот праздник?
Слушание песни "Маслена- маслёна"