Мастер- класс «Повышение качества чтения у младших школьников»
ГУ «Отдел образования по Жаркаинскому району Управления образования Акмолинской области»
Мастер- класс
«Повышение качества чтения у младших школьников »
Автор: Угатьева Е.М., учитель начальных классов КГУ «Общеобразовательная школа села Пятигорское»
2023 год
Введение
«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать»
Ян Коменский
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и в повседневной жизни. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Для начала выясним, что же такое чтение и читательская грамотность? Эльконин говорил, что чтение — это есть озвучивание графических символов. Что же мы видим на деле? Ребенок может прочитать быстро, правильно, выразительно, но, не понимая смысл озвученного. Психолог Людмила Ясюкова утверждает, что на самом деле озвучивание графических символов - это музыка. А чтение – это осмысленное понимание графических символов.
Психологи утверждают, что на успеваемость влияют более 40 факторов, одним из самых важных является – скорость осознанного чтения, а также способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами, ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. В результате не успевает по всем предметам. Поэтому, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу, так как это одна из основных задач начальной школы.
Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов.
Навык чтение имеет две стороны, техническая и смысловая. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Содержание: Работа над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения в рамках урока литературы.
Содержательная деятельность:
1. Подготовительный этап- приветствие, знакомство.
2. Практический этап: работа над развитием навыка смыслового чтения.
3. Аналитический этап- проведение анализа после чтения; работа по тесту.
Рефлексивно- оценочная часть
соотнесение целей и полученных результатов деятельности
осознание ценности полученных результатов
оценка собственной деятельности
Результативность: работа над формированием навыка осознанного чтения в начальном классе позволяет вовлечь всех учащихся в учебный процесс урока литературного чтения; совершенствует навыки смыслового чтения; развивает самостоятельность.
Используемые методы работы:
Приёмы «Чтение текста задом наперёд», «Чтение с пропущенными буквами»
Упражнения тренируют внимание при чтении, учат воспринимать слово как картинку, а не отдельные буквы.
Приём «Многократное чтение»
Упражнение на развитие скорости чтения.
Исследовательский метод. Методика определения уровня развития чтения Ясюковой Л.А.
Слайд 1 Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена Мечеславовна. Сегодня урок литературного чтения у вас буду вести я. А наш урок я предлагаю вам начать с пятиминутного чтения.
Слайд 2. -Текст, который вы будете читать, называется «Как волки учат своих детей». Как вы думаете, что мы узнаем, прочитав этот текст?
Читать мы будем необычным способом, прочитывая каждое слово не слева направо, а наоборот- справа налево. Читаем про себя 5 минут.
Слайд 3.
Как волки учат своих детей
Я лёш оп егород и идазс ябес лахылсу кирк . лачирК хутсап-кичьлам. нО лажеб мелоп и ан от-огок лавызакоп Я ледялгоп и ладиву - оп юлоп тугеб авд аклов : нидо йырётам , йогурд йодолом . йодолоМ сён ан енипс огонназераз акнёнгя , а имабуз лажред оге аз угон . йырётаМ клов лажеб идазоп адгоК я ладиву воклов , я етсемв с мохутсап лажебоп аз имин , и ым илатс ьтачирк . аН шан кирк илажебирп икижум с имакабос каК окьлот йыратс клов ладиву кабос и доран , но лажебдоп к умодолом , литавхыв у оген акнёнгя , луникереп ебес ан унипс , и або аклов илажебоп еерокс и ьсилыркс зи залг адгоТ кичьлам латс ьтавызакссар , как олыб олед : зи агарво личоксыв йошьлоб клов , литавхс акнёнгя , лазераз оге и сёноп учертсваН лажебыв коночлов и яслисорб к укнёнгя . йыратС ладто итсен акнёнгя умодолом уклов , а мас екгелан лажебоп елзов окьлоТ адгок алширп адеб , йыратс ливатсо еьнечу и мас лязв акнёнгя.
Беседа после чтения.
- О чём вы узнали из этого текста?
Слайд 4 - Давайте проверим, всё ли вы верно прочитали. Кто хочет прочитать этот текст вслух?
Я шёл по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал. Я поглядел и увидал - по полю бегут два волка: один матёрый, другой молодой. Молодой нёс на спине зарезанного ягнёнка, а зубами держал его за ногу. Матёрый волк бежал позади. Когда я увидал волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и мы стали кричать. На наш крик прибежали мужики с собаками.
Как только старый волк увидал собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него ягнёнка, перекинул себе на спину, и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз. Тогда мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк, схватил ягнёнка, зарезал его и понёс. Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягнёнку. Старый отдал нести ягнёнка молодому волку, а сам налегке побежал возле. Только когда пришла беда, старый оставил ученье и сам взял ягнёнка.
- К какому жанру можно отнести этот текст? ( рассказ)
- Рассказ о ком? ( о животных)
- О чем ещё бывают рассказы? ( о путешествиях, о людях, о птицах, о насекомых, о природе) Правильно, молодцы!!!!!
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом, а для того чтобы узнать название и автора рассказа, прочитайте с обратной стороны листка слова с пропущенными буквами. ( читают все)
Д.нь з.щ.т. пр.р.д. Ир.н. П.вов.р.ва.
- Кто может озвучить название рассказа? Кто автор?
Слайд5 - Правильно, сегодня мы будем читать рассказ Ирины Пивоваровой «День защиты природы». Вы недавно уже читали рассказ этого автора. Может кто-нибудь помнит его название? ( « Весенний дождь»)
Немного хочу напомнить об авторе. Ирина Михайловна Пивоварова родилась в 1939 году в семье врача. Окончив школу, поступила в университет на художника. Работала на киностудии Мосфильм. Позже стала писать для детей.
Слайд 6- По опорным словам предположите, о чём пойдёт речь в этом рассказе. Кто как думает?
- Для чтения вам понадобится учебник и простой карандаш. Откройте учебник на с. 58. Читать будем так: читаем 1 минуту текст по моему сигналу. Читаем внимательно, не торопясь, вчитываемся. Точно также 1 минуту читаем текст второй раз сначала. Третий раз нужно читать сначала в темпе скороговорки, не проглатывая окончания 30 секунд. И четвертый раз читаем с самого начала выразительно с переходом на незнакомую часть, до вопросов на с.61.
Слайд 7 -В парах ответьте друг другу на вопросы:
- Как звали главных героев рассказа?
- Почему они решили защищать природу?
- Как начался день защиты природы?
- Молодцы! А теперь, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.
- Молодцы! Садитесь, продолжим нашу работу.
Дома вы дочитаете этот рассказ и выполните задание на 4 с.63
Я предлагаю вам выполнить ещё одно интересное задание, которое поможет определить, насколько внимательно вы научились читать.
Тест на оценку сформированности навыков чтения
(познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. Тест проводится однократно в год)
Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».
Слайд 8.
БЛАНК ОТВЕТОВ
к тесту «Сформированность навыка чтения»
Ф.И. ____________________________________________________ Скоро она зашла в самую чащу ____________. Ни одна ______________не залетала сюда, ни единый ___________________ не проникал сквозь ________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ______________, что Элиза _______________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого__________________, попадавшего ей __________ ноги. Никогда еще Элиза ____________________ в такой глуши. |
Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.
Ключ к тесту навыка чтения:
1 – леса
2 – птица, птичка
3 – луч света, лучик, луч, звук
4 – густые
5 – стояли, деревьев стояли, встали
6 – тихо
7 – слышала
8 – листа, листочка, листика
9 – под
10 – не бывала, не была, не ходила
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.
Содержание показателя | Зоны | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень | |
Навык чтения | | 0–4 | 5–7 | 8–9 | 10 |
Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).
Слайд 9
- Спасибо за работу. Вы молодцы, хорошо потрудились. Результаты теста вы узнаете завтра.