Материал на проверке

Мастер-класс для воспитателей «Лаборатория открытий» «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 20 December

Мастер-класс для воспитателей «Лаборатория открытий»

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» 

Цель: повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей ДОУ.

Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания педагогических работников по развитию исследовательской деятельности детей дошкольного возраста; стимулировать развитие творчества и инициативы.

.

Ведущий (В.). Уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер-классе, посвящённом теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

Приветствие «В имени моём»

В. Я попрошу вас представиться, а затем на любую букву своего имени назвать качество личности, которое помогает вам успешно взаимодействовать с воспитанниками. Начну я. Меня зовут Светлана. Качество моей личности — самостоятельность .

Участники поочерёдно представляются.

Детство — неповторимый этап в развитии личности. Полноценной и насыщенной жизнь ребёнка будет в том случае, если, чувствуя себя активным деятелем, открывая что-то новое, он будет приобщаться к опыту взрослых. Знание, добытое самостоятельно, всегда является осознанным и прочным, недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Эффективным средством развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников является детское экспериментирование. Его основная цель: формирование у детей системного, теоретического мышления, подводящего их к пониманию целостной картины мира, а также становление системы определённых отношений к человеку, природе, духовным и художественным ценностям.

Участие в экспериментировании стимулирует получение детьми реальных представлений об изучаемом объекте в его многообразных взаимодействиях с окружающим миром. Экспериментирование расширяет детский кругозор, помогает осмыслить различные явления, понять существующие взаимосвязи.

Кроме того, детям необычайно интересен сам процесс экспериментирования, в ходе которого посредством постановки элементарных опытов каждый из них может подтвердить свои предположения, внести своего рода интеллектуальный вклад в решение общей проблемы, найти новый вариант использования имеющихся представлений.

Чем разнообразнее и интенсивнее детское экспериментирование, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.

Опыт — основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза.

Для реализации этих задач можно использовать специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

Эксперимент — метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его.)

Этапы экспериментирования:

постановка

исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;

определение

цели;

выдвижение

гипотез;

проверка

предположения (проведение опытов);

если

гипотеза подтвердилась, то делаются выводы, если нет — возникает новая.

В.  Результаты экспериментирования лучше всего фиксировать в виде схем-моделей, мнемотаблиц. Использование метода моделирования в работе с воспитанниками позволяет в наглядной форме воспроизвести скрытые свойства и связи окружающих объектов и совместно зафиксировать результаты исследовательской деятельности. Это могут быть разнообразные формы фиксации, например: календари (погоды, природы), дневник наблюдений, составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении), фотографии, схематические зарисовки, зарисовывание объекта, схемы и пр.

Практическая часть.

В. Опыты напоминают детям фокусы. Поэтому они так интересны и вызывают много эмоций. Я вам продемонстрирую несколько опытов, которые можно успешно использовать в работе с воспитанниками. В каждом из них присутствует вода. Сначала разберём тот, для проведения которого требуется несколько дней.

Демонстрируется видеозапись опыта «Волшебные превращения», ведущий её комментирует.

В. Нам понадобятся 4 живых цветка, 4 стакана с водой, 3 разных пищевых красителя. Суть опыта такова. Мы отрезали стебли цветков, оставив 5 см, и поместили их в стаканы с водой. В 3 из них добавили по несколько капель красителей. Через 2 дня мы увидели, как лепестки начали окрашиваться.

Дети зафиксировали изменения в дневнике наблюдений в виде схематичного зарисовывания объектов. Отвечая на вопрос: «Почему так происходит?» дети поняли , что стебель цветка имеет маленькие, узенькие трубочки, по ним и поступает вверх вода. Стебель, словно насос, поднимает её со дна стакана и всасывает так же, как дети пьют воду через трубочку для коктейля. Если цветок растёт в земле, стебель из земли поднимает к нему воду. В стакане, где была неокрашенная вода, лепестки не изменили свой цвет. А вот все остальные цветы «напились» цветной воды.

Опыт «Сосуд жизни»

Материал: стеклянный сосуд, крупные и мелкие камни, песок, вода.

В. Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краёв большими камнями. Сделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили: «Да, полон».

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал их в сосуд и несколько раз легонько встряхнул. Камушки раскатились между большими камнями и заполнили промежутки. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили, что полон.

Мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок заполнил оставшиеся промежутки. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они ответили — полон.

Тогда мудрец взял кувшин с водой и вылил воду в сосуд. Вода заполнила всё пространство.

Теперь сосуд действительно полон, — обратился мудрец к ученикам. — Я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.

Такую притчу я рассказываю воспитанникам и показываю этот опыт. Затем задаю вопрос: «Что изменится, если вначале наполнить сосуд песком? Останется ли в нём место для крупных камней?» (Ответы участников.) На ваш взгляд, какие выводы дети могут сделать из этого опыта? (Ответы участников.)

Вам, уважаемые коллеги, я предложу ещё и пофилософствовать: подумайте, что олицетворяют крупные и мелкие камни, песок, вода как символы нашей жизни. (Ответы участников.)

Крупные камни олицетворяют важные в жизни вещи: семья и её благосостояние, здоровье, дети. Мелкие камушки — это друзья, работа, успехи и неудачи. Песок — это повседневная суета. Вода — это ваша энергия, эмоции, чувства.

Поэтому, прежде всего, обращайте внимание на важные вещи: находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. Только это действительно ценно. Эту притчу можно применить и к нашей работе, уважаемые коллеги.

В подведении итогов встречи нам также помогут магниты.

 

 











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.