Мастер-класс на тему «Осенний букет в вазе»
Презентация
PPTX / 8.03 Мб
/data/files/x1574070125.pptx (Презентация)
Презентация
PPTX / 3.44 Мб
/data/files/q1574070153.pptx (Презентация)Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Коношский районный Дом детского творчества»
Конспект мастер-класса
по рисованию
«Осенний букет в вазе»
(для детей 3-4 классов)
Педагог дополнительного
образования: Кутилова
Надежда Ивановна
2019 год
Тема: «Осенний букет в вазе».
Цель: рисование осеннего натюрморта для украшения интерьера комнаты с использованием нетрадиционной техники рисования – тампонирование по трафарету.
Задачи: Познакомить с новой техникой рисования – тампонирование по трафарету.
Совершенствовать технику рисования тампончиком.
Учить составлять гармоничную цветовую композицию.
Развивать творческие способности.
Воспитывать интерес к познанию природы через синтез искусств и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Структура мастер-класса:
№ | Структура | Время проведения | |
1 | Организационный момент. Загадка. | 30 сек. | |
2 | Систематизация знаний о натюрморте. | 15 мин. | |
3 | Определение темы и цели урока. | 1 мин. 30 сек. | |
4 | Введение нового учебного материала. | 5 мин. | |
5 | Формирование первичных умений . | 5 мин. | |
6 | Самостоятельная работа по решению задач. | 15 мин. | |
7 | Рефлексия. Тренинг «Листочек». | 3 мин. | |
| | |
Виды деятельности: постановка учебной задачи, беседа, демонстрация слайдов о натюрморте, чтение художественного слова, слушание музыки, практическая работа, чтение технологической карты, анализ работ.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная – работа со всеми детьми (обсуждение, сравнение, обобщение); групповая – работа по формированию первичных умений; индивидуальная – воплощение самостоятельного творческого замысла в конце работы; заочная экскурсия в картинную галерею.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с осенними натюрмортами известных художников. Упражнения в симметричном вырезывании.
Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги, акварельные краски, беличьи кисти № 2 и № 5, палитры, баночки с водой, салфетки, ножницы, простые карандаши, листы для вырезывания трафаретов для вазы, поролоновые тампоны, силуэты ваз, Трафареты кленовых листьев, презентация о натюрмортах художников, аудиозаписи А.Вивальди «Брызги дождя», «Осень, милая, шурши», д/игра «Собери вазу», д/игра «Составь натюрморт», большой красивый кленовый листок, листочки желтые и красные (с двойным скотчем)
Словарь: натюрморт, галерея, созвучия, линия сгиба, ось симметрии, трафарет.
Методы и приемы: ( по классификации методов обучения, предложенной Бабанским Ю.К.)
Метод стимулирования – учебное поощрение.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
- словесно-наглядные: беседа, чтение художественного слова, рассказ, показ иллюстраций, слайдов;
- практические: упражнения в работе тампончиком;
- гностические: проблемные вопросы к детям;
- логические: составление последовательности работы;
- самоуправление учебными действиями: самостоятельная работа, работа в группах.
Метод контроля: метод устного контроля.
Здоровьесберегающие технологии: смена поз, пальчиковая гимнастика «Кисточка», пластический этюд «Брызги дождя», хоровод «Осень, милая, шурши»
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте. Мне сегодня прямо в руки упал листочек, а на нем – загадка. Отгадайте: «Что за волшебница краски взяла? Листья покрасила, с веток смела,
Мошек упрятала спать до весны, что за волшебница, скажете вы?»
( Осень)
- А еще Осень приглашает в картинную галерею. Кто знает, что такое картинная галерея?
- Ну как, принимаем приглашение?
- Добро пожаловать! (проходят к экрану). Приглашаю в виртуальную картинную галерею.
(дети стоят на ковре)
2.Систематизация знаний о натюрморте.
- В галерее собраны картины знаменитых художников.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно! (Н. Рыленков)
Презентация (показ осенних натюрмортов )
- Какому времени года посвящены эти картины? (осени)
«В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала Осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила:
Ярко-желтым цветом землю разукрасила». (Ю.Капустина)
Думаю, что вы не раз любовались красивым нарядом осенних деревьев.
Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Художественное искусство натюрмортов напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.
-Презентация (все картины на одном слайде). Посмотрите, как много художников с любовью изображают в своих картинах рябину. К какому жанру живописи относятся они? (натюрморт). Что такое Натюрморт? (в переводе с французского – неживая природа, изображение неодушевленных предметов: цветов, овощей, фруктов, посуды…)
Дидактическая игра «Составь натюрморт» (трое составляют на доске натюрморты из частей на магнитах)
3. Определение темы и цели.
Кто догадался, чем будем заниматься? ( рисовать осенний натюрморт)
- Мы нарисуем осенний натюрморт, используя нетрадиционные техники рисования: тампонирование по трафарету.
- Какие задачи мы поставим? (познакомиться с техникой, рисовать аккуратно, правильно строить композицию, подбирать цветовую гамму)
- Какие техники вам уже знакомы и где их можно применить? (оттиск веточек картоном, пуантилизм – рисование ягод пальцем)
- Кто догадался, где можно использовать тампонирование по трафарету? (рисование вазы и листочков)
Дидактическая игра «Собери вазу»
Незнайка хотел помочь художнику, но нечаянно уронил и разбил все вазы. Давайте поможем их «склеить». (группы по 3 человека подходят к столам и из частей складывают вазы, образцы этих ваз вывешиваются на доске.)
4. Введение нового учебного материала.
- О чем нужно знать, готовя трафарет вазы? (о симметрии)
Показ с объяснением (алгоритм работы):
- согнуть лист пополам;
- наметить силуэт половины вазы;
- вырезать;
- приложить в нижней части листа;
- кистью смочить нужные краски, подобрав цветовою палитру;
- аккуратно брать тампоном и наносить на трафарет, не сдвигая его;
- по окончании аккуратно снять.
-Уточните правила ТБ.
ТБ: при работе с красками и водой быть аккуратными, краска должна быть густой, нельзя мочить тампон, ножницы держать на салфетке закрытыми, при работе быть аккуратными.
Постарайтесь, чтобы ваши натюрморты получились красивыми. Лучшие работы мы украсим осенними листочками.
Подготовим пальчики к работе. Этюд «Брызги дождя» Муз. А.Вивальди, пальчиковая гимнастика «Кисточка»
5. Формирование первичных умений.
Закрепление последовательности работы по технологической карте. Контроль при изготовлении трафарета.
- В какой последовательности будете рисовать натюрморт?(рассматривание технологической карты) Какой будет цветовая палитра?
6. Самостоятельная работа по решению задач.
Рисование осеннего букета в вазе. ( звучит легкая спокойная музыка)
Физминутка – хоровод «Осень милая, шурши»
Вы не зря в осенней сказке побывали,
Все осеннюю красу в работах передали,
Поэтому устроим мы сейчас наш осенний вернисаж.
- Заканчиваем, наводим порядок, работу укрепляем на стенде.
7. Рефлексия. -Пришло время посмотреть наши работы. Полюбуйтесь. Вам нравится выставка? Давайте придумаем название нашей выставки. ( «Осенняя сказка»)
– Поднимите руку, кто сегодня испытал трудности.
- Похлопайте те, кто сегодня научился рисовать в технике «тампонирования по трафарету».
- Тренинг «Листочек». (в кругу) Передавая листочек, рассказать, что понравилось на уроке.
Осень нам оставила листочки. Прикрепите красный листочек рядом с той работой, которая вам больше понравилась, объясняя, почему? (желтый- к работе, которая чуть меньше понравилась)
Литература и интернет ресурсы:
1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
2.Королева Т.В.. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.
3.Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999. – 416 с.
4. Сокольникова Н.М. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. Учебники для 5-8 классов, М., 1999.
5.Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., 2000. – 160с.
6. Калинина Т.В. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г.
7. graphic.ru
8. stranamasterov.ru
www.monotypy.ru
www.fcio.edu.ru
Горбачёва Марина Юрьевна