Мастер-класс по начальному техническому моделированию «Алмаз из бумаги в технике «паперкрафт»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние» |
Мастер-класс по начальному техническому моделированию «Алмаз из бумаги в технике «паперкрафт» педагог дополнительного образования Конюкова Ольга Николаевна Хабаровск 2022 |
г. Хабаровск 2022 Содержание |
Пояснительная записка | 2 |
Информационная карта мастер-класса | 3 |
Технологическая карта | 4 |
Ход мастер-класса | 5 |
Приложение 1 | 6 |
Приложение 2 | 7 |
Информационная карта мастер-класса
Данные о педагоге | должность | категория | ||
Конюкова Ольга Николаевна | педагог дополнительного образования | высшая | ||
Дата проведения | 16.02.2022 | Место проведения | МАУДО «ДТДиМ» | |
Структура мастер-класса | ||||
Элемент структуры мастер-класса | Содержание структуры мастер-класса | |||
1 | Продолжительность мастер-класса | 45 мин | ||
3 | Актуальность | Использование техники« паперкрафт» в развитии технического творчества детей актуально в современном мире, где востребован человек творческого подхода, с гибкостью мышления, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях. | ||
4 | Участники | Педагоги дополнительного образования. | ||
5 | Тема | «Алмаз из бумаги в технике « паперкрафт» | ||
6 | Возможности использования | Мастер – класс разработан педагогом дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи на основе опыта работы.Адресован педагогам дополнительного образования и учителям, занимающимся внеурочной деятельностью. Непосредственно практическая часть может быть проведена с учащимися. | ||
7 | Цель | Презентация педагогического опыта работы по использованию, (обучению) техники «паперкрафт» | ||
8 | Задачи | Знакомство с этапами работы начального технического моделирования; Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам практической деятельности по изготовлению предложенной модели; Популяризация авторских идей и находок по обучению начальному техническому моделированию. | ||
9 | Методы и приемы | Словесный (лекция с элементами беседы, объяснение); Наглядный (демонстрация эскизов, моделей игрушек, схем и др.); Практический (изготовление модели алмаза по образцу с элементами творческой деятельности); | ||
10 | Оборудование | ноутбук, схемы, развертка модели, инструмент для бигования, линейка металлическая ,подложка, ножницы, карандаш, клей « Кристалл» или «Титан». | ||
11 | Дидактический материал | Модель алмаза- объемная фигура | ||
12 | Раздаточный материал | лист бумаги с расчерченной раскладкой, ножницы, клей, кисточки, карандаши, канцелярские ножи, линейки, схемы. | ||
13 | Содержание | Практическое представление собственной или заимствованной методики преподавания или технологии изготовления. | ||
14 | Критерии качества мастер класса | Технологичность (четкий алгоритм мастеркласса); Мотивированность(наличие приемов, включающих каждого участника в активную деятельность в ходе мастер-класса); Эффективность (эффективность получения результатов каждым участником Мастер-класса); | ||
15 | Список информационных источников | 1. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. Образования - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 2. Жабина Ю.О., Афанасьева Л.В., Начальное техническое моделирование: от выставки до семинар. Информационно-методический портал о дополнительном (внешкольном) образовании http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/pedagogicheskij-opyt/1431-nachalnoe- 3. Фролова, Т.В. Программа «Начальное техническое моделирование» // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. https://infourok.ru/programma-nachalnoe-tehnicheskoe-modelirovanie-1230234.html |
Технологическая карта мастер - класса
Этап мастер-класса | Задачи | Время | педагог | участники | |
1 | Вводная часть | Создание позитивной атмосферы для деятельности | 3-5 мин | Приветствует участников. Объявляет тему и рассказывает план действий. Приводит обоснование занятием НТМ; | Приветствуют педагога. Включаются в процесс, проявляют активность. |
2 | Основной | Мотивация участников к участию в мастер-классе Объяснение алгоритма создания заданий в сервисе | 5-7 мин теория Практика 20-25 мин. | Знакомство участников с элементами теории по теме мастер-класса. Рассказ об этапах работы собучающимися НТМ; Представляет опыт своей работы. Демонстрация готовых образцов. Показывает используемые приемы, комментирует их и дает практические рекомендации. Комментирует, советует, направляет. | Слушают, задают вопросы. Участвуют в предлагаемой деятельности. Применяют на практике предложенные приемы работы с бумагой. Выполняют пошаговый алгоритм для изготовления и декорирования модели.Консультируются по мере необходимости. |
3 | Рефлексивный | Подведение итогов мастер-класса. | 5 мин | Презентация готовых работ. Ответы на вопросы участников мастер-класса. Заключительной слово. | Высказывание собственного мнения участниками по результатам совместной деятельности педагога -мастера и участников мастер-класса. |
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наверняка вы видели, как выглядят задания для детей по типу « Вырежи и склей». Так вот, паперкрафт- это тоже « Вырежи и склей», но гораздо сложнее. Так называют создание объемных фигур из бумаги, или бумажное моделирование. Это увлечение настолько ново, что в русском языке оно часто пишется латинскими буквами: papercraft. Паперкрафт стремительно набирает популярность, становясь одним из самых популярных хобби для взрослых. На первый взгляд может показаться, что паперкрафт-это то же, что оригами, но это не так. Оригами называют складывание фигурки из листа бумаги. А паперкрафт подразумевает собирание фигуры из множества разных частей.
Я хочу провести мастер-класс по начальному техническому моделированию - паперкрафт. Мне очень хотелось бы узнать, с каким багажом знаний, умений и навыков вы пришли на мастер-класс.
Во-первых: За этот стол попрошу сесть тех педагогов, которые имеют навыки работы с бумагой и тех, кто хочет уйти с мастер-класса с поделкой. За этот стол всех остальных коллег. Условно будем разделять, группа практиков и группа теоретиков, т.е. группа педагогов, которые любят работать руками и группа педагогов, которые любят смотреть как люди работают руками.
Скажите мне, что же такое начальное техническое моделирование? (Ответы педагогов)
Начальное техническое моделирование (НТМ) - первая ступень или первый шаг детей в область технического творчества. Бытует мнение, что им смогут заниматься только дети - технари. Я считаю, что начальным техническим моделирование могут и должны заниматься все дети, и технари и гуманитарии.
Цитируя знаменитых педагогов – «ум находится на кончиках пальцев» и «математика в порядок ум приводит», хочу сказать, что все это в полной мере относится к начальному техническому моделированию. Начальное техническое моделирование способствует развитию пространственного представления и воображения, геометрической интуиции, графических навыков, глазомера, изобретательности, творческого и нестандартного мышления, а также развитию речи и мелкой моторики. Навыки различных видов деятельности, полученные на занятиях НТМ, помогут лучше учиться в школе, мыслить творчески, нешаблонно.
Лучший период для развития пространственного воображения, как утверждают психологи, приходится на возраст 6-9 лет. Чем же можно заинтриговать, заинтересовать ребенка 6-8 лет?
(Ответы педагогов).
Конечно, в таком возрасте – волшебством, играми, игрушками. Я предлагаю приобщиться, как дети, к занятию НТМ посредством изготовления 3Д модели из бумаги. Это Алмаз.
2. Основная часть. Модель или любой окружающий нас предмет можно представить в виде совокупности нескольких геометрических фигур. Самым доступным и простым в работе материалом для изготовления поделок служит бумага и картон.
Необходимо знать, что существует три вида линий, согласно которым появляются заготовки. Сплошная линия — отрезать часть бумаги с помощью ножниц. Пунктирная линия — на моделях без текстур сгибается внутрь, с текстурами — наружу. Шрих-пунктирная — без текстур наружу, с текстурами – внутрь.
Затем знакомится с разверткой этой фигуры. Ее необходимо подготовить к сборке. Вырезать фигуру по контуру. Заготовки вырезайте осторожно, не забывайте оставлять «клейкие поля». Благодаря им, различные части изделия будут соединяться друг с другом. Все расчерченные внутри контура линии необходимо очень точно согнуть. Для этого: накладываем линейку на линию и проводим по ней инструментом для выдавливания или ручкой, которая не пишет, не слишком сильно надавливая. Эта операция называется –бигование, ( Бигование – это метод послепечатной обработки изделия, который придает прочности сгибам, а также снижает жесткость материалов при эксплуатации) т.е. мы проводим биговку. Биговка (нем. biegen — огибать) — операция нанесения прямолинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего сложения по линии бумаги плотностью...
Сборка модели по схеме. Сначала склеиваем её в виде змейки. Затем замыкаем в круг. Готовую модель – декорируем рисунком или аппликацией. Кто как захочет. Я периодически буду подходить, если возникнут проблемы – подсказывать. Приступаем к работе.( Во время работы звучит мелодия песни - Алиса Мон – Алмаз ( Альбом 1997) Русская музыка.
3. Заключительная (рефлексивная) часть.
Что больше всего понравилось и запомнилось на мастер-классе?
Что можно применять, использовать в вашей практике?
Какие ваши предложения?
(Ответы педагогов)
Симбиоз науки и искусства, технического и декоративно-прикладного творчества приводит к самым интересным результатам. В данном случае, он приводит к интересной, занимательной и красивой подделке – модели « Алмаз».
Спасибо всем за хорошую и плодотворную работу на мастер-классе!
Приложение 1
Куликова Ирина Геннадьевна
Ольга Николаевна