Мастер-класс на тему «Взаимодействие с другими людьми» (5–6 классы)
Мастер-класс «Взаимодействие с другими людьми» для учащихся 5-6 классов
Цель – научиться взаимодействовать с окружающими нас людьми, определять основные способы воздействия людей друг на друга, понимать причины возникающих ролевых конфликтов и осознать влияние стереотипов на понимание других.
Задачи:
повторить и обобщить полученные знания и умения по теме «Человек среди людей»;
обсудить вопрос об особенностях межличностных отношений;
дать практические рекомендации по выстраиванию общения, поведения во время конфликтных ситуаций;
учащиеся должны характеризовать правила взаимодействия с окружающими;
владеть принципами работы с иллюстрацией, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Учись общаться.
Учимся договариваться с другими людьми.
Мы команда.
Приветствие:
Прослушать басню Крылова «Лебедь, рак и щука» (1мин 10с) https://mp3fitz.com/download/uj654ykDfllGBZmk_1uxsg/
Проблема: Ребята, у героев басни возникла проблема! Как им помочь? Чего им не хватило для разрешения данной ситуации? (ответы детей)
Тема: как вы думаете какая тема занятия?
а) Учись общаться; б) Учимся договариваться с другими людьми; в) Мы команда.
Актуальность: вопросы.
Цель: выработать правила для общения, или для умения договариваться с другими людьми, или для работы в команде.
Реализация цели: ромашка правил (6 лепестков):
1 лепесток: Игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
2 лепесток: Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите на столе рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой.
3 лепесток: Игра - ситуация
цель. Развить умение вступать в разговор.
Ход игры. Для игры нужна картинка данной ситуации. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
Две девочки поссорились – помири их.
4 лепесток: Подвижная игра
цель. Умение быть сдержанным, избегать конфликтов, ссор.
Ход игры. Детям предлагается встать в круг, взяться за руки.
Совместно, не размыкая рук, построить: конус, прямоугольник, куб.
5 лепесток: (запасной). Собери животных.
цель. Умение сотрудничать, договариваться, уступать.
Ход игры. Детям предлагается три разрезанных на 4 части картинки животных (лебедь, рак и щука). Необходимо их собрать. Работают в команде.
Итог:
проговорить пути решения проблемы (помощь героям басни); мы собрали наш цветочек, который всегда будет напоминать нашим героям, как надо себя вести в общении или договариваться между собой или работать в команде.
Но, чтобы наш цветочек не завял, и мы не носили водичку в руках, предлагаю вам сделать стаканчик. Вот инструкция, как его сделать. Давайте вместе. (Продукт мастер-класса)
Дополнительно: подготовить квадраты из листов бумаги.
Ребята, достигли ли мы своей цели, которую поставили в начале? (проговорить цель).
Соблюдайте эти правила всегда в общении, когда договариваетесь с другими людьми, или при работе в команде.
Ребята, думаю, вы уже обратили внимание на карточки, лежащие у вас на столах. Если занятие вам понравилось и было полезно для вас, то вы поднимаете карточку с Крошем, а если занятие чем-то не понравилось, и вы остались недовольны, тогда поднимаете карточку с Совуньей.
Всем большое спасибо за работу, до свидания!!
Кияйкина Наталья Федоровна
Вельчинская Ольга Александровна
Легоцкая Вера Сергеевна