Материал для самостоятельного изучения для обучающихся объединения «Декоративно-прикладное творчество»
Основные виды поиска
Поиск информации является одной из составляющих человеческой деятельности. В Интернете ежедневно появляется и исчезает огромное количество ресурсов. Необходимо уметь в них ориентироваться. Чтобы эффективно выполнить поиск, нужно умело составить запрос к поисковой системе. Если ответ ищется в каталоге, то особых сложностей при работе здесь нет. Создатели каталога и модераторы озаботились созданием разделов каталога. Пользователь должен только четко определиться с предметом поиска и затем воспользоваться структурой, которая ему предложена.
В основе полнотекстового поиска лежит умение удачно составить поисковый запрос. При прочих равных условиях следует выбирать для поиска наиболее суженное, мало распространенное слово. В то же время может случиться и так, что поиск по слишком узкому термину не дает результатов. Тогда надо переходить к более широким терминам.
Если поиск по узкому термину не дает результатов, то следует постепенно расширять поисковое понятие или же переходить к смежным терминам.
Поиск по возможности лучше вести по нескольким словам, их сочетаниям, а иногда и по конкретным фразам.
При проведении поиска и оценке его результатов необходимо помнить:
· Слепое доверие к результатам, размещенным в Сети, чревато ошибками.
· Остерегайтесь анонимных сведений, т.к. их источник установить очень трудно.
· В сомнительных случаях не ленитесь проверить найденные сведения запросом в Сети отзывов и мнений по поводу найденных сведений.
· Неожиданно появляющиеся и затем быстро исчезающие ресурсы не надежны.
· В сомнительных случаях необходимо обращаться к таким проверенным источникам, как сетевые энциклопедии, справочники и специальные учебные сайты.
Избегайте «сенсационных» данных, результатов с чрезмерно большой точностью, чисто полемических, рекламных и необъективных материалов.
Приступая к поиску, вы вводите одно или несколько ключевых слов, выбираете вид поиска и нажимаете на клавишу Enter. В ответ выдается список адресов (URL) – список всех индексированных страниц, содержащих любые ключевые слова. Нередко число совпадений при таком поиске огромно. Однако если поисковая система хорошо сортирует результаты по тематике, то нужную страницу можно найти в верхней части списка. Поиск по любому слову может быть удобен в случаях, когда пользователь не уверен в ключевых словах.
Следует иметь в виду, что поисковые машины относятся к словам по-разному. Такие ИПС как «Яндекс» понимают слово во всех его грамматических формах и с учетом этого будут его искать. Им известна морфология русского языка, т. е. если в запросе написать и «человек» и «люди», то ответ будет одним и тем же.
При поиске в Интернете используются следующие логические операторы:
- AND – и (и то и то – два термина вместе);
- OR – или (или тот термин или тот);
- NOT – не (не нужен такой-то термин).
Используя значок *, можно расширить запрос до всех слов, содержащих введенную часть. Например, если ввести электротехни* то в результатах поиска окажутся страницы, содержащие электротехника, электротехнический и т. п. Знак усечения * может быть подставлен в ключ справа, слева и внутри. В Yandex можно запрашивать конкретную форму слова при поиске (исключив другие словоформы), поставив перед ним знак «!».
Информационно-поисковые системы Интернета
Все поисковые системы объединяет то, что они расположены на специально-выделенных мощных серверах и привязаны к эффективным каналам связи. Поисковые системы называют еще информационно-поисковыми системами (ИПС). Количество одновременно обслуживаемых посетителей наиболее популярных систем достигает многих тысяч. Самые известные обслуживают в сутки миллионы клиентов. В случаях, когда поисковая система имеет в своей основе каталог, она называется каталогом. В ее основе лежит работа модераторов. В основе же ИПС с полнотекстовым поиском лежит автоматический сбор информации. Он осуществляется специальными программами. Эти программы периодически исследуют содержимое всех ресурсов Интернета. Для этого они перемещаются, или как говорят, ползают, по разным ресурсам. Соответственно такие программы называются роботы. Есть и другие названия: поскольку WWW – это аббревиатура выражения Всемирная паутина, то такую программу естественно назвать спайдером по англ. – паук. В последнее время используются другие названия: автоматические индексы или директории. Все эти программы исследуют и «скачивают» информацию с разных URL-адресов. Программы указанного типа посещают каждый ресурс через определенное время. Ни одна поисковая система не в состоянии проиндексировать весь Интернет. Поэтому БД, в которых собраны адреса проиндексированных ресурсов, у разных поисковых систем разные. Тем не менее, многие из них стремятся, по возможности, охватывать в своей работе все пространство мировой Сети. Это универсальные системы.
Итак, работа поисковой системы обеспечивается тремя составляющими:
· Программа «робот» (спайдер). Она анализирует ресурсы и производит их индексацию.
· Индексы поисковой системы. Они формируют создаваемые поисковой системой собственные БД.
· Программа, которая в соответствии с запросом пользователя готовит ему ответ на основе анализа индексов, то есть собственных БД.
Пользователь реально имеет дело только с последней из этих трех составляющих.
Мощные поисковые системы универсального типа созданы для работы на всех основных языках мира. Каждая страна старается создать хотя бы одну собственную поисковую систему. Познакомимся с основными отечественными и зарубежными поисковыми системами.
Яndex (http://www.yandex.ru) – самая популярная в настоящее время отечественная поисковая система. Начала работу в 1997 г. Она содержит более 33 миллионов документов, поддерживает собственный каталог Интернет-ресурсов. Также является лучшей поисковой системой для выявления иллюстраций. Англоязычный вариант снабжен справочником ресурсов Интернет. Обладает развернутой системой формирования запроса. В частности, допускается ввод поискового предписания на естественном языке - в этом случае все необходимые расширения производятся автоматически. Более детальный запрос может быть составлен с помощью режима «Расширенный поиск» (знак +), в котором применяется система многоступенчатых меню.
Яндекс - единственная российская поисковая система, индексирующая документы в форматах PDF, DOC, RTF, SWF, PPT и XLS. Актуализация базы осуществляется еженедельно.
Rambler (http://www.rambler.ru) – одна из первых российских ИПС, открыта в 1996 году. В конце 2002 года была произведена коренная модернизация, после которой Rambler вновь вошел в группу лидеров сетевого поиска. В настоящее время объем индекса составляет порядка 150 миллионов документов. Для составления сложных запросов рекомендуется использовать режим «Детальный запрос», который предоставляет широкие возможности для составления поискового предписания с помощью пунктов меню.
АПОРТ (http://www.aport.ru). На сегодняшний день объем ее базы составляет более 20 миллионов документов. Система обладает широким спектром поисковых возможностей. АПОРТ обладает функцией встроенного переводчика, это дает пользователю возможность формулировать запросы, как на русском, так и на английском языках. Кроме того, АПОРТ имеет специальные режимы для поиска иллюстраций и аудио файлов.
Поисковая система компании Mail.ru начала работать в 2007 году. Объем индексного файла весной 2009 г. составлял более 1.5 миллиарда страниц, расположенных на русскоязычных серверах. Помимо разыскания текстов, системой осуществляется поиск иллюстраций и видеофрагментов, размещенных на специализированных "самонаполняемых" российских серверах: Фото@Mail.Ru, Flamber.Ru, 35Photo.ru, PhotoForum.ru, Видео@Mail.Ru, RuTube, Loadup, Rambler Vision и им подобных. Gogo.ru позволяет ограничивать область поиска сайтами коммерческой направленности, информационными сайтами, а также форумами и блогами. Форма "Расширенного поиска" также дает возможность ограничить разыскания определенными типами файлов (PDF, DOC, XLS, PPT), местом положения искомых слов в документе или
определенным доменом.
Наиболее популярными зарубежными поисковыми системами являются Google, Alta Vista, Scirus.
Google (http://www.google.com) — одна из самых полных зарубежных ИПС. Объем ее базы составляет более 560 миллионов документов. Отличительной особенностью ИПС Google является технология определения степени релевантности документа путем анализа ссылок других источников на данный ресурс. Чем больше ссылок на какую-либо страницу имеется на других страницах, тем выше ее рейтинг в ИПС Google.
AltaVista (http://www.altavista.com) – одна из старейших поисковых систем занимает одно из первых мест по объему документов – более 350 миллионов. AltaVista позволяет осуществлять простой и расширенный поиск. «Help» позволяет даже неподготовленным пользователям правильно составлять простые и сложные запросы.
Источник : http://library.mephi.ru/icb2/glav5_new.html