Материал для самостоятельного изучения для обучающихся объединений «Начальное техническое моделирование»
Под техникой безопасности обучающихся в образовательном учреждении подразумевается комплекс мероприятий организационного и технического характера, направленных на создание безопасных условий и предотвращение несчастных случаев входе образовательного процесса. За безопасность обучающихся на занятиях несет ответственность педагог, поэтому все педагогические работники должны быть обеспечены инструкциями по технике безопасной организации занятий.
Педагогам следует с особым вниманием относиться к вопросам безопасности обучающихся, т.к. от этого зависят жизнь и здоровье детей. Чтобы уберечь обучающихся от несчастных случаев, педагоги должны систематически проводить инструктажи по технике безопасности.
Правила поведения и техника безопасности для обучающихся на занятиях в учебных кабинетах
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, занимающихся в кабинете.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и технические средства обучения.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки и электроприборы.
8. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать других обучающихся.
9. Не играть в кабинете на переменах мячом.
11.Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
2. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3. Не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения.
4. Выполнять задания только после указания педагога.
5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
6. При работе с острыми, режущими инструментами соблюдать инструкции педагога по технике безопасности.
7. Размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
8. Во время учебных экскурсий соблюдать дисциплину и порядок, не
отходить от группы без разрешения педагога.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому работнику учреждения.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Привести своё рабочее место в порядок.
2. Не покидать рабочее место без разрешения педагога.
3. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Техника безопасности для обучающихся на занятиях по прикладному и техническому творчеству
I. Общие требования безопасности
1. К занятиям прикладным и техническим творчеством допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
2. Соблюдать правилами безопасной работы с клеем, ножницами, с пластилином, со швейной иглой, с канцелярским ножом и др.
3. Опасность возникновения травм:
- при несоблюдении правил безопасной работы с острыми и режущими инструментами;
- при нарушении дисциплины.
II. Требования безопасности перед началом занятия
1.Перед выполнением работы внимательно прослушать педагога.
2. Не приступать к выполнению работы без разрешения педагога.
3. Подготовить рабочее место, приспособления.
4. Проверить исправность инструментов.
III. Требования безопасности во время занятий
1.Строго соблюдать указания педагога при выполнении работы.
2. Размещать материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
3. При работе с материалами из стекла соблюдать особую осторожность.
4. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места.
IV. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
1. При возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому работнику учреждения.
4. При утечке и розливе краски, клея и др. веществ не прикасаться к пролитому веществу, немедленно сообщить педагогу.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. После окончания работы произвести уборку своего рабочего места.
2. Обучающимся нельзя уходить с рабочего места без разрешения учителя.
3. Протереть инструменты и крышку парты тряпочкой.
4. Тщательно вытереть руки салфеткой и вымыть их с мылом.
5. Убрать все принадлежности.
6. Выходить из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Не работать ножницами с ослабленным креплением.
2. Работать только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
3. Работать ножницами только на своем рабочем месте.
4. Следить за движением лезвий во время работы.
5. Ножницы размещать кольцами к себе, подавать ножницы кольцами вперед.
6. Не оставлять ножницы открытыми.
7. Хранить ножницы в чехле лезвиями вниз.
8. Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу.
9. Использовать ножницы по назначению.
10. Следить, чтобы ножницы не падали на пол.
Правила безопасной работы с клеем, красками
1. При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.
2. Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Избегать попадания клея и красок в глаза, рот, на слизистые носа.
5. Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином
1. Выбрать для работы нужный цвет пластилина.
2. Отрезать стекой нужное количество пластилина.
3. Согреть кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4. По окончании работы хорошо вытереть руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымыть их с мылом.
Правила безопасной работы с иглой, булавками
1. Хранить иглу всегда в игольнице.
2. Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.
4. Не брать иглу в рот и не играть с ней.
5. Нельзя вкалывать иглу в одежду, посторонние предметы.
6. До и после работы проверить количество игл.
7. Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.
8. Не отвлекаться во время работы с иглой.
9.Запрещается пользоваться ржавой или гнутой иглой.
10. Сломанную иглу отдать педагогу или выбросить в мусорную корзину, предварительно завернув в бумагу.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигать небольшую часть лезвия.
2. Работать канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держать нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с шилом
1. Хранить инструмент в безопасном месте.
2. Работать шилом только на подкладной доске.
3. Делать прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
4. Быть внимательным, аккуратным при выполнении работы.
5. После работы убрать шило в коробку.
Правила работы с крючком, спицами
1. Хранить крючки, спицы в специальных коробках, пеналах, чехлах.
2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком или спицами.
Правила работы с природным материалом
1.Не обрабатывать сырые, грязные корни, ветки.
2. Обрабатывать шишки, желуди, каштаны на деревянной доске или клеёнке.
3. Хранить природные материалы в сухом месте.
Источник: https://infourok.ru/instruktazhi-po-tehnike-bezopasnosti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-3085366.html