Материал для самостоятельного изучения для обучающихся второго года обучения объединения «Техническая эстетика и дизайн»

1
0
Материал опубликован 5 April 2020

05.04.2020г. 4группа 2год об.

Тема: Проектирование макета или модели.

                            Проектирование. Что нужно об этом знать?

Роль макета на различных этапах проектирования неодинакова и в соответствии с этим определяется технология его изготовления и материал. Все это диктуется целями и специфическими требованиями, связанными с каждой из этих стадий.

При изучении «прототипа» от макета требуется передача общей формы или (при сложном строении прототипа) сочетания его частей. Для удобства исследования в некоторых случаях желательно, чтобы он был составным и мог разбираться. Внешняя форма макета на этой стадии не меняется, и это предопределяет его стабильность.

В начале эскизирования макет также предназначен для практических целей, т. е. для самих проектировщиков, поэтому он не обязательно должен обладать внешней привлекательностью. Но составляющие его внутренние блоки должны иметь возможность перемещаться, менять свое взаиморасположение, сочетаться по-разному.

При проектировании односложных предметов поверхность макета должна быть податливой для того, чтобы можно было придавать ей ту или иную форму, изменять ее в поисках наилучшего решения. Характер поверхности и моделировка объема закладываются в такого рода объектах уже на эскизной стадии проекта. Материал и технология изготовления макета должны этому помогать. Нужно, чтобы проектировщик имел возможность срезать часть материала или, напротив, нарастить, налепить или подклеить его на поверхность макета. Так как макет на эскизной стадии проектирования должен быть в какой-то мере условным, то не следует использовать те материалы, в которых данное изделие будет выполняться в натуре.

При проектировании предметов со сложным объемно-пространственным строением с самого начала проектного поиска стоят иные задачи и соответственно другая технология макетирования. Здесь материал должен помогать вести поиски вариантов, а для этого необходимо легко сочленять и отделять детали, менять объемно-пространственное строение. Структура некоторых объектов требует изготовления динамических (движущихся) моделей, так как отдельные их элементы должны проверяться лишь при перемещении одного по отношению к другому. Особенно часто подобная ситуация встречается при работе с разного рода дорожными машинами, погрузчиками, кранами. На подвижных макетах проверяется также специальная мебель. Для эскизного макетирования применяют пластилин, пенопласт, картон и бумагу, проволоку.

Все варианты макетов следует сохранять до конца работы. Их сравнение необходимо в процессе поисков оптимального решения. Иногда появляется необходимость возвратиться к одному из исходных вариантов даже на стадии художественно-конструкторского проекта. В некоторых случаях имеет смысл сфотографировать или даже снять с эскизных макетов черновые гипсовые формы и изготовить отливки.

Чистовой демонстрационный макет – итог работы над проектом. Он должен дать возможность более полное представление об объекте проектирования. Внешняя форма предмета здесь окончательно выверена и уточнена вне зависимости от величины и значимости изделия. Иногда такие макеты полностью имитируют материалы и отделку изделий, выполненных в натуре. Подобная проработка чистового макета уместна лишь тогда, когда он выполнятся в натуральную величину: выполненную в уменьшенном масштабе модель лучше оставить условной, как это и предполагает самое уменьшение предмета. Когда, делая макет автомобиля, например в масштабе 1:10, хромируют детали, покрывают эмалью кузов и др., то модель начинает ассоциироваться с сувениром или игрушкой.

Так как требования к чистовому макету уличаются от соответствующих требований к черновому, поисковому, то для эго изготовления применяются другие более твердые материалы – дерево, гипс, различные листовые полимеры.

Выбор того или иного масштаба макета определяется рядом причин, хотя фактическая его величина часто ограничена размерами рабочего места. На эскизной стадии масштаб должен соответствовать прежде всего полноте раскрытия темы. Если контуры предмета не определены, детали неясны, то следует оперировать мелким масштабом, где пластический характер целого еще не просматривается, а детали даны намеком, в виде условного объема. На этой стадии они как часть целого нужны лишь для общей зрительной организации предмета. В крупном масштабе выявляется характер моделировки объема, его пластика, приобретают значение детали, так как их основные характеристики воспринимаются во всей полноте.

Соответствие между особенностями каждого этапа и избираемым масштабом макета должно строго соблюдаться. Нарушение этого соответствия может привести к неудаче. Поэтому сначала принимается мелкий масштаб, а уже по мере работы над проектом, по мере завершения компоновки изделия переходят на более крупный. Тогда уточняется общая форма, а намеченные в «массах» детали находят свое окончательное воплощение. Масштаб «чистового» макета избирается в зависимости от реальной величины предмета и практических возможностей его выполнения.

Единственным масштабом, которым не рекомендуется пользоваться, следует считать 1/2. Макет в этом масштабе обычно воспринимается

как бы в натуральную величину объекта и вызывает поэтому ложное впечатление, лучше работать в масштабе 1:2,5.

В ряде случаев макет следует выполнять обязательно «в натуру». Это должно касаться, в первую очередь, проектирования предметов, связанных с действиями руки: всевозможных ручных инструментов – медицинских, промышленных, бытовых, а также кнопок, фурнитуры, ручек. Для них определяющими являются эргономические характеристики. Здесь самое важное – удобство оперирования ими при различных ситуациях, поэтому эмпирические поиски формы проверяются тут же, что возможно только при макете в натуральную величину.

При проектировании инструмента делают «мастер-макеты» или «мастер-модели», где в точности воспроизводится распределение веса изделия и расположение его центра тяжести. Естественно, что окончательный макет этих изделий выполняется в масштабе 1:1 (так же как и таких небольших предметов, как посуда, осветительные бытовые приборы, мелкое кухонное оборудование).

Предметный мир многообразен, и художник-конструктор встречается с самыми различными, порой неожиданными объектами проектирования. Морфологическое строение этих объектов, их характер зачастую определяют структуру макета, выбор материала и способ изготовления. Макет сельскохозяйственной машины, например, со сложными и тонкими рабочими органами невозможно выполнить в одном лишь пластилине; для его изготовления понадобятся металлические стержни или проволока, совершенно ненужные для макетирования мягкой игрушки или надувной мебели. Все это относится как к поисковому, так и к окончательному чистовому макету.

Помимо механических свойств материалов имеет значение их внешний вид и связанные с этим ощущения. Тяжелый, маслянистый пластилин тусклого сероватого цвета сообщает предмету весомость и лапидарность; светлая бумага вызывает диаметрально противоположный эффект. Все это необходимо учитывать не только при выборе материала, но и при уточнении пропорций и масштаба модели, а особенно при переводе ее из одного материала в другой.

Макет в натуру выполняется из таких материалов, как дерево, металл, пласт массы, кожа, и при этом применяют разные лакокрасочные покрытия.

Таким образом, требования, предъявляемые на разных стадиях проектирования к макету, а также особенности строения объекта проектирования предопределяют выбор материала и технологию макетирования

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации