Материал для самостоятельного изучения для обучающихся объединения «Техническая эстетика и дизайн» (2 год обучения)
14.04.20г.3гр.2год об. 17.04.20г. 4гр.2год об.
Тема:"Изготовление разверток"
Цель: отработать навыки построения развертки и макетирования пирамиды .
Воспитательная цель: воспитывать эстетическое восприятие архитектурных объемов, закрепить имеющиеся знания, умения.
Развивающая цель: развивать объемно-пространственное мышление.
Межпредметные связи: объемно-пространственная композиция, конструкции зданий и сооружений, история архитектуры, макетная практика.
Вид урока: практическое занятие.
Стенограмма урока.
Организационный момент. Продолжаем занятия. Напомню, что мы с вами занимаемся изучением и построением разверток геометрических тел. Вы уже знаете, как построить развертки тел вращения и гранных тел, как строить развертки правильных и неправильных геометрических тел, с сечением и без сечения.
Сообщение темы и цели занятия. А сейчас я предлагаю вам выполнить практическую работу по теме “Развертка поверхности пирамиды с сечением”. Вам сначала нужно будет построить сечение пирамиды, затем ее развертку, а из полученной развертки склеить макет. Как вы думаете, с какой целью будет выполняться эта работа? Отработать навыки построения развертки и макетирования пирамиды с сечением. Что такое навык? Навык – это умение, выработанное упражнениями или привычкой.
Мотивация. А теперь у меня такой вопрос: “Для чего вам эти навыки, зачем вам умения делать развертки и склеивать их в макет?”. Если затрудняетесь, то ответите на вопрос чуть позже.
Давайте рассуждать. Какую роль играют геометрические тела в архитектуре? Как утверждали конструктивисты: “Тектоника зданий видна лишь там, где геометрический порядок, где цилиндр похож на цилиндр, а пирамида на пирамиду”.
Итак, геометрические тела – это основа любого объема, будь это архитектура или предмет быта.
Но так как сегодняшнее наше занятие посвящено развертке пирамиды, вернемся к ней. Что такое пирамида? А что такое развертка? Не умея строить развертки, обюучающийся не склеил бы этот макет. (Демонстрация студенческого макета. Рисунок 1). Но в этом макете не используется пирамидальный объем. А как вы думаете, где он используется? Давайте посмотрим на эти фотографии… (Демонстрация фотографий зданий и сооружений. Рисунок 2, 3, 4, 5). Пирамида часто становится составляющей общего объема, а иногда доминирующей или просто единственной (Рисунок 6). Посмотрите на эти два сувенира: один состоит из четырех усеченных пирамид, а другой из единственной правильной пирамиды (Рисунок 7). Кстати, “золотое сечение”, как самые гармоничные пропорции треугольника, чаще всего ложится именно в основу пирамид.
Ну что, нужна пирамида архитектуре? А архитектору знания ее построения? Развертка же пирамиды нужна непосредственно для определения длины ее ребер и для создания макета. Теперь вы знаете ответ на вопрос: “Для чего вам навыки и умения делать развертки и склеивать их в макет?”.
Актуализация знаний учащихся. Давайте вспомним, какие знания необходимы для построения пирамиды и ее развертки. О том, что вы помните, я не сомневаюсь, мы с вами изучали эту тему на прошлых двух занятиях.
Практическая работа.
В результате практической работы у вас должен получиться макет. Но хороший макет получится лишь в том случае, если вы правильно построите сечение, определите действительные длины ребер и точно перенесете основание с фигурой сечения. Ваша цель: научиться строить развертку с максимальной точностью, что бы в процессе вашей дальнейшей макетной деятельности не возникали трудности.
Выбери любые два варианта разверток, сделай чертежи, добавляя припуски для склеивания, вырежи развертку ,и склей из неё фигуру.
Проследи за последовательностью изготовления разверток, согласно этой таблицы, применяй эти знания в своей работе.
Обсуждение результатов практической работы. Итак, все закончили работу или близятся к завершению. Подпишите свои макеты на основании.