Материал для самостоятельного изучения для обучающихся объединений «Начальное техническое моделирование»
Поговорим о бумаге — самом доступном, дешевом и легким в применении материале. Техник работы с бумагой великое множество, начиная от простой аппликации и заканчивая бумажными скульптурами.
Наше детское творчество связано напрямую с бумагой. Её можно мять, сгибать, разрезать на части, склеивать.
Сегодня мы рассмотрим очень много техник работы с бумагой. В первую очередь я попробую осветить те техники которые мне хорошо известны и с которыми я работала сама. Коснусь также техник недавно получивших свое развитие.
Приемы работы с бумагой
Занимаясь с детьми художественным трудом нужно применять всевозможное разнообразие техники.
Бумажная пластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования из бумаги.
Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации. С рисованием бумажную пластику объединяет изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей. С лепкой её роднит объёмность выполняемой работы, мягкость используемого материала. С конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания.
Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения.
Квиллинг (бумагокручение). Оно основано на умении свертывать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, трансформировать их форму и собирать из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это техника развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, пробуждает фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, предвидеть конечный результат, находить сходство с реальными предметами.
Оригами – в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Эта техника способствует развитию мелкой моторики рук, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей младшего школьного возраста.
Коллаж – это праздничная и непредсказуемая техника. В ней используются и комбинируют между собой элементы, которые первоначально не предназначены друг для друга. Это и фантики от конфет, старые газеты, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев. Чем необычнее материал и нестандартные приёмы мы используем, тем интереснее результат. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.
Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, которая создана путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм на подготовленный фон. Использовать можно разнообразные материалы: бумага разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вата. Данная техника соединяет в себе разные приемы (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаика и другие способы).
Бумага необходима разного качества: от тонкой прозрачной — папиросной, до плотной, которую очень трудно даже надорвать, — металлизированной.
-Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
-Простая белая или цветная бумага (типа газетной) пригодна для бумажной мозаики.
-Более плотная, которая впитывает влагу, но не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), используется для аппликаций.
-Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
-Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
-Картонные коробки, фантики, фольга, обрезки обоев — все понадобится настоящему мастеру.
Техника безопасности при работе с бумагой
На занятиях следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей; личной гигиены учащихся. Перед выполнением работ, экскурсий необходимо проводить дополнительный инструктаж.
Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Необходимо учить детей контролировать свои действия в процессе выполнения работы, соблюдая при этом правила безопасности, чтобы не доставить другим детям беспокойства и неудобства, не настии им повреждения.
Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-tehnologii-rabota-s-bumagoy-3547922.html