12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83821
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
20

Материалы для проведения методического семинара по теме «Формирование читательской грамотности» с использованием приема «Колесо баланса»

Материалы для проведения методического семинара по теме «Формирование читательской грамотности» с использованием приемы «Колесо баланса»

В прошлом году на уровне начального общего образования было создано 4 предметные группы (по параллелям), которые работали над проблемой формирования функциональной грамотности учащихся. У каждой из параллелей были свои цели и задачи, был составлен свой план работы. В конце года каждая из групп отчиталась о проделанной работе.

Помимо работы в предметных группах, все педагоги приняли участие в обучающих практико-ориентированных семинарах, несколько педагогов провели открытые уроки в рамках ЕМД, которые были посвящены проведению уроков по формированию функциональной грамотности.

При посещении открытых уроков было понятно, что к концу года у педагогов сложилось определенное представление, что такое функциональная грамотность, как  формировать и развивать функциональную грамотность средствами учебных предметов.  В целом, велась большая работа по повышению компетентности педагогов в данном направлении.

В этом году мы продолжаем данную деятельность в рамках работы межпредметной группы «Механизмы формирования читательской грамотности средствами различных предметов». Каждая параллель имеет свой план работы и создан общий план работы.

В этом учебном году входе работы было проведено несколько заседаний групп, обучающие семинары по работе с текстами, по использованию технологии смыслового чтения, были проведены уроки, в рамках которых педагоги показали технологии использования  методов и приемов формирования читательской грамотности средствами различных предметов.

Сегодня мы проводим семинар-практикум, в качестве эпиграфа к которому я взяла слова «Если учитель не оценивает свою деятельность, не проектирует пути решения, не подходит к своей работе рефлексивно, то как он может научить этому детей? Это плаврук, который не умеет плавать».

Задача каждого из вас сегодня – оценить и отрефлексировать свою деятельность по формированию читательской грамотности. Продуктом нашей деятельности станет «Колесо баланса». Этот  метод анализа придумал американский бизнесмен и мотивационный коуч Пол Майер.

Все члены межпредметной группы поделены на 3 группы. 1 - учителя математики, истории и обществознания, предметов эстетического цикла, 2 - учителя русского языка и литературы, предметов естественно- научного цикла, 3 -  учителя начальных классов.

Каждая группа сейчас получит ватманы с нарисованным кругом, который разделен на сектора. Их должно быть не менее 8.

Каждую спицу колеса надо подписать. Этим мы сейчас и займемся. Давайте проведем мозговой штурм. Ответьте на вопрос: Для чего необходимо развивать у школьников читательскую грамотность? Чему это способствует?

Примерные ответы:

  1. Осмысление текстов разного содержания.
  2. Результативность олимпиад.
  3. ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, РСОКО. Внешняя оценка качества.
  4.  Решать учебно-практические задачи.
  5. Повышение уровня самостоятельности.
  6. Повышение качества обученности.
  7. Формирование читательской грамотности– ключ к другим видам функциональной грамотности.
  8. Повышение мотивации к обучению.

(Свои ответы педагоги записывают на «спицах колеса»)

Отметьте уровень вашей текущей работы по каждому направлению в секторе на шкале от одного до десяти — ноль располагается ближе к центру, а «десятка» — дальше всего от центра.

Соедините свои отметки одной ломаной линией, чтобы получился многоугольник. Его углы  показывают, какая сфера лидирует, а какая — «проседает». Назовите лидирующие сферы. А какие отстают?

Представьте свои колеса баланса другим группам. Почему колеса получились похожими? Делаем вывод, проблемы формирования читательской грамотности у педагогов разных предметов похожи.

А как вы думаете, можно ли ездить на таких колесах? Почему? Что необходимо поменять в колесе баланса, чтобы на этом колесе было удобно и комфортно передвигаться?

Сейчас посовещайтесь и отметьте на графике желаемые результаты в каждом секторе и пропишите способы, которые помогут этих результатов достичь. Затем выберем самое идеальное «Колесо баланса», которое поможет нам эффективно спланировать работу по формированию читательской грамотности.

Прошу группы представить свои «колеса» коллегам, рассказать о планах. Члены других групп могут задавать вопросы, вносить свои предложения. Слово 1 группе. Сейчас свое колесо баланса представит 2 группа. Как видят идеальное колесо баланса педагоги начальных классов?

С помощью метода «Колесо баланса» мы сегодня увидели результаты своей работы, отметили слабые стороны и попытались найти способы превратить их в сильные. План расписан, цели определены, остается ежедневная работа над результатом.

Источники:

https://infourok.ru/kviz-dlya-uchitelej-formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-kak-trebovanie-fgos-dlya-sozdaniya-uspeshnosti-obucheniya-v-obrazovate-6340180.html?ysclid=lqcgn8u488329462183

https://pedsovet.org/article/forsajt-sessia-ili-metod-kiplinga-kak-provesti-effektivnyj-pedsovet?ysclid=lptpbeds9669222480

Опубликовано в группе «Руководители школьных методических объединений.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.