Материалы для проведения методического семинара по теме «Формирование читательской грамотности» с использованием приема «Колесо баланса»
Материалы для проведения методического семинара по теме «Формирование читательской грамотности» с использованием приемы «Колесо баланса»
В прошлом году на уровне начального общего образования было создано 4 предметные группы (по параллелям), которые работали над проблемой формирования функциональной грамотности учащихся. У каждой из параллелей были свои цели и задачи, был составлен свой план работы. В конце года каждая из групп отчиталась о проделанной работе.
Помимо работы в предметных группах, все педагоги приняли участие в обучающих практико-ориентированных семинарах, несколько педагогов провели открытые уроки в рамках ЕМД, которые были посвящены проведению уроков по формированию функциональной грамотности.
При посещении открытых уроков было понятно, что к концу года у педагогов сложилось определенное представление, что такое функциональная грамотность, как формировать и развивать функциональную грамотность средствами учебных предметов. В целом, велась большая работа по повышению компетентности педагогов в данном направлении.
В этом году мы продолжаем данную деятельность в рамках работы межпредметной группы «Механизмы формирования читательской грамотности средствами различных предметов». Каждая параллель имеет свой план работы и создан общий план работы.
В этом учебном году входе работы было проведено несколько заседаний групп, обучающие семинары по работе с текстами, по использованию технологии смыслового чтения, были проведены уроки, в рамках которых педагоги показали технологии использования методов и приемов формирования читательской грамотности средствами различных предметов.
Сегодня мы проводим семинар-практикум, в качестве эпиграфа к которому я взяла слова «Если учитель не оценивает свою деятельность, не проектирует пути решения, не подходит к своей работе рефлексивно, то как он может научить этому детей? Это плаврук, который не умеет плавать».
Задача каждого из вас сегодня – оценить и отрефлексировать свою деятельность по формированию читательской грамотности. Продуктом нашей деятельности станет «Колесо баланса». Этот метод анализа придумал американский бизнесмен и мотивационный коуч Пол Майер.
Все члены межпредметной группы поделены на 3 группы. 1 - учителя математики, истории и обществознания, предметов эстетического цикла, 2 - учителя русского языка и литературы, предметов естественно- научного цикла, 3 - учителя начальных классов.
Каждая группа сейчас получит ватманы с нарисованным кругом, который разделен на сектора. Их должно быть не менее 8.
Каждую спицу колеса надо подписать. Этим мы сейчас и займемся. Давайте проведем мозговой штурм. Ответьте на вопрос: Для чего необходимо развивать у школьников читательскую грамотность? Чему это способствует?
Примерные ответы:
- Осмысление текстов разного содержания.
- Результативность олимпиад.
- ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, РСОКО. Внешняя оценка качества.
- Решать учебно-практические задачи.
- Повышение уровня самостоятельности.
- Повышение качества обученности.
- Формирование читательской грамотности– ключ к другим видам функциональной грамотности.
- Повышение мотивации к обучению.
(Свои ответы педагоги записывают на «спицах колеса»)
Отметьте уровень вашей текущей работы по каждому направлению в секторе на шкале от одного до десяти — ноль располагается ближе к центру, а «десятка» — дальше всего от центра.
Соедините свои отметки одной ломаной линией, чтобы получился многоугольник. Его углы показывают, какая сфера лидирует, а какая — «проседает». Назовите лидирующие сферы. А какие отстают?
Представьте свои колеса баланса другим группам. Почему колеса получились похожими? Делаем вывод, проблемы формирования читательской грамотности у педагогов разных предметов похожи.
А как вы думаете, можно ли ездить на таких колесах? Почему? Что необходимо поменять в колесе баланса, чтобы на этом колесе было удобно и комфортно передвигаться?
Сейчас посовещайтесь и отметьте на графике желаемые результаты в каждом секторе и пропишите способы, которые помогут этих результатов достичь. Затем выберем самое идеальное «Колесо баланса», которое поможет нам эффективно спланировать работу по формированию читательской грамотности.
Прошу группы представить свои «колеса» коллегам, рассказать о планах. Члены других групп могут задавать вопросы, вносить свои предложения. Слово 1 группе. Сейчас свое колесо баланса представит 2 группа. Как видят идеальное колесо баланса педагоги начальных классов?
С помощью метода «Колесо баланса» мы сегодня увидели результаты своей работы, отметили слабые стороны и попытались найти способы превратить их в сильные. План расписан, цели определены, остается ежедневная работа над результатом.
Источники: