12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федорова Н.П.17
3

Методические рекомендации «Методы и формы работы с различными источниками информации на уроках технологии»

Методы и формы работы с различными источниками информации на уроках технологии.

 

Методы обучения – это взаимосвязанные способы и приемы деятельности, направленные на решение задач обучения . В составе методов выделяют приемы – его части, действия, отдельный шаг в реализации. Методы реализуются через совокупности приемов и выполняют следующие функции:

-          обучающая функция (позволяют сформировать новые технологические умения и навыки, дать общие знания и представления о материалах, инструментах, технологиях, отраслях производства)

-          мотивационная функция (направлены на формирование потребностей в новых знаниях, в созидательном руде, в совершенствовании своих трудовых навыков)

-          развивающая функция (ориентированы на создание особой творческой развивающей атмосферы в процессе на уроках технологии)

-          воспитывающая функция (помогают формировать ценностное отношение к труду, искусству, технике, широкие трудовые интересы)

1. Классификация методов по источнику знаний.

      Характеристика словесных методов обучения.

Словесный метод  - метод, в основе которого лежит слово. К этой группе можно отнести рассказ, беседу, объяснение, инструктаж.

  Рассказ - монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, доходчивого преподнесения знаний.  На уроках технологии рассказ может быть о видах труда, об отраслях производства,  о промышленности, о декоративно-прикладном искусстве, о происхождении материалов и инструментов. В отношении младших школьников важно помнить, что объем их произвольного внимания невелик, следовательно, рассказ не должен превышать по длительности пяти минут, должен быть эмоциональным, ярким, сопровождаться показом. При подготовке к рассказу педагог должен определить место рассказа в уроке, отобрать и адаптировать излагаемый материл, продумать музыкальное или зрительное иллюстрирование.   

  Беседа – полилог, организуемый педагогом в рамках определенной тематики, позволяющий решить несколько функций – мотивационную функцию,  актуализировать опыт учащихся, побудить их к самостоятельному анализу и размышлению. Тематика бесед может быть та же, что и темы рассказов, кроме того, беседа может быть направлена на анализ образца изделия, выяснения последовательности изготовления изделия

  Объяснение  - последовательное изложение учебного материала, имеющее характер истолкования, рассуждения. Объяснение может использоваться как запланировано, при рассмотрении сложной для понимания технологии изготовления изделия, так и спонтанно, по ситуации, когда какой-либо вопросили действие вызывает затруднение.

  Инструктаж - разновидность объяснения.  Инструктаж сопровождает  выполнение практических работ, наблюдений, опытов, исследований, различного рода самостоятельные работы. Инструктаж может быть дан письменно (алгоритм или карта) и устно.

Наглядные методы обучения в начальной школе.

На уроках технологии наглядные методы незаменимы. Они выполняют следующие важные функции:

-          обогащение и расширение чувственного опыта детей при знакомстве с различными материалами, их свойствами;

-          развитие наблюдательности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению.

Можно указать следующие приемы наглядного метода:

  Демонстрация (демонстрация опытов по изучению свойств материалов, операций, действий по выполнению изделий, различных образцов изделий, декоративно-прикладного искусства). Особенно важен прием демонстрации на первых этапах работы с  детьми на уроках технологии, так как многие технологические операции им незнакомы и требуют тщательного изучения. Учитель, демонстрируя пошагово этапы изготовления изделия, способствует формированию новых умений. Не менее важен этот прием при демонстрации тех опытов, которые, согласно технике безопасности, учащиеся не могут провести сами.

  Иллюстрация. Применение различного рода иллюстраций неотъемлемая часть уроков технологии. Это могут быть:

а) образцы изделий;

б) рисунки, фотографии изделий, производственных процессов, о которых рассказывается детям, картины природы, изображения животных и растений, так как они часто являются прототипами изделий;

в) схемы (от греч . schema - наружный вид, форма) - чертежи, на которых условными графическими обозначениями показаны составные части изделия или установки и соединения или связи между ними. Например, схема соединения деталей изделия; схема – развертка объемной геометрической фигуры. Часто подобные схемы содержатся в учебниках или тетрадях на печатной основе, также подобная схема может располагаться на доске.  Работа по схеме требует подготовки, детей нужно учить читать линии чертежа, понимать чертеж. Умение работать со схемой – первый шаг к самостоятельной работе учащихся;

г) инструкционные карты.  Инструкция (от лат . instructio – наставление, устройство) – указание о порядке выполнения какой-либо работы и т.д.. Инструкционная карта – это серия рисунков, чертежей с указанием порядка операций.

По оформлению можно выделить:

1) наглядная инструкционная карта – каждый чертеж  сопровождается  рисунком или фотографией, демонстрирующей выполнение данной операции наглядно. На уроке каждая схема  инструкционной карты может сопровождаться показом;

2) комбинированная инструкционная карта – серия чертежей, сопровождаемая словесным комментарием к каждой операции. Словесное описание дает более полное представление о выполняемом действии;

3) графическая инструкционная карта  - карта без словесного комментария, содержащая только чертежи, расположенные в порядке следования операций.

Линии чертежа, используемые при составлении схем и инструкционных карт:

t1704353525aa.jpg  

Основная толстая – линия контура и надрезов.

Основная тонкая – линия выносная и размерная.

Штрих с двумя пунктирами – линия сгиба.                                            

Штрих с пунктиром – осевая, центровая (в окружности.)            

Тонкая волнистая – линия разрыва.

Штриховка – место нанесения клея.

     

 Техническая документация на уроках технологии. Формирование чертежно-графической грамоты младших школьников

В начальной школе используются следующие виды технической документации: чертежи, эскизы, схемы, технические рисунки, учеб­но-инструкционные карты.

Смысл использования подобной документации на уроках практи­ческого труда заключается отнюдь не в самоцельном освоении чертежно-графических знаний и умений, а в интенсификации с ее помо­щью познавательных процессов у школьников. Обозначенные выше виды технической документации представляют собой специфическую наглядность, работа с которой позволяет развивать, прежде всего пространственные представления, воображение, абстрактное мыш­ление.

Рассмотрим подробнее особенности работы с технической документацией в начальных классах.

Чертеж - это условное графическое изображение предмета, выполненное с помощью специальных (чертежных) инструментов с точным соблюдением размеров в определенном масштабе. Чертеж содержит данные о форме, конструкции и размерах предмета. При изображении трехмерного объекта в чертеже обычно даются виды его отдельных сторон, которые располагаются на строго определенных местах. В начальной школе преимущественно используются черте­жи не трехмерных предметов, а их разверток; причем, изображаются развертки только таких образцов, поверхности которых образованы многоугольниками.

t1704353525ab.jpg
 

Рис.24.


 


 


 

В чертеже используются определенные условные обозначения, младшие школьники знакомятся только с теми из них, которые встретят в процессе своей работы.

Линия видимого контура - сплошная, толстая. Обозначает контур изделия или заготовки, а также надрезы, вырезы, разрезы.

Все остальные линии на чертеже примерно в два раза тоньше.

Линию сгиба в настоящее время принято изображать штрих-пунктиром с двумя точками.

Осевая, центровая линия служит для обозначения оси симметрии в симметричных деталях; обозначается штрих-пунктиром.

Выносная и размерная линии - сплошные тонкие - являются вспомогательными. Они служат для обозначения размеров детали или изделия. Размерная линия ограничена с обеих сторон стрелками, которые острыми концами упираются в размерные линии. Размеры обозначаются над серединой размерной линии. Размеры круглых де­талей или отверстий обозначают с помощью радиуса

Размерные числа обычно указывают в миллиметрах. В начальной школе допустимо все размеры обозначать в сантиметрах, но в этом случае - с обязательным указанием наименований.

Места нанесения клея - это особое условное обозначение. Участки, на которые наносится клей, обозначают штриховкой. При этом ино­гда различают нанесение клея с лицевой стороны (сплошные линии штриховки) и с изнаночной стороны детали (штриховка прерывисты­ми линиями).

Младшие школьники сами чертежей не строят, а только учатся их читать и использовать в своей работе. При этом, вычерчивая по чер­тежу какую-либо деталь изделия, ученики не повторяют указанных условных обозначений: в их разметке все необходимые линии обо­значаются сплошными и должны быть не слишком толстыми, чтобы не испачкать и не порвать бумагу.

Эскиз - предварительный набросок к картине, рисунку или про­екту; может изображать внешний вид целого комплекса предметов, отдельного изделия или его детали, а также их устройство. На уроках технологии в начальных классах чаще всего имеют дело с эскизами разверток изделий. В отличие от чертежа, эскиз выполняется от руки, без соблюдения точного масштаба, но передает общие соотношения размеров.

Эскизы младшие школьники не только учатся читать, но и сами вы­полняют их в процессе анализа устройства изделия или в процессе кон­струирования (доконструирования, переконструирования) изделий.

Технический рисунок - Технический рисунок показывает внешний вид и форму предмета в целом с соблюдением пропорций и указанием размеров.

t1704353525ac.jpg

Рис.25.

Схема - условное графическое изображение конструкции или принципа ее действия, в котором закодированы определенные вза­имосвязи при помощи специальных символов. Например, схема устройства простейшей электрической цепи показывает, из каких именно элементов она состоит, и позволяет в общих чертах понять принцип действия.

По сравнению с вышеперечисленными видами технической до­кументации такая схема, пожалуй, обладает наибольшей степенью абстракции в изображении предмета. Однако в современной прак­тике уроков технологии в начальной школе схема в ее настоящем виде используется крайне редко. Главным образом, ученики знакомятся со схемами и схематическими изображениями, принятыми в технике оригами; кроме того, в схематическом виде им предлагают­ся условно-графические инструкции, демонстрирующие, например, поэтапное изготовление изделия. Подобные учебные схемы как раз обладают значительно большей степенью наглядности по сравнению, скажем, с чертежом или эскизом конструкции.

t1704353525ad.jpg

t1704353525ae.jpg

Рис. 26.

Учебно-инструкционная карта комплексный документ, который в полном виде включает в себя следующие компоненты: 1) изображе­ние и описание готового изделия (образца), 2) описание всех матери­алов и инструментов, необходимых для работы, 3) последовательное описание всех операций по изготовлению деталей и сборке изделия.

t1704353525af.jpg

Кроме того, учебная инструкционная карта должна отличаться от производственной тем, что она не всегда и не во всем упрощает про­цесс изготовления изделия, а в каком-то смысле может намеренно (в дидактических целях) усложнять его. Например, в поэтапной инструкции могут быть пропуски отдельных «шагов», чтобы заставить учеников думать самостоятельно. Далее, не всегда имеет смысл включать в нее полную и детальную информацию о предмете; лучше поставить перед учениками вопросы, требующие самостоятельного анализа конструкции и проч.

В настоящее время в своем полном виде инструкционная карта вообще мало кем используется. В современных учебниках по технологии зачастую присутствуют лишь «фрагменты» таких карт: более или менее развернутое описание (текстовое и графическое) хода работы над изделием.

Завершая краткую характеристику видов технической документации, используемой на уроках практического труда в начальных клас­сах, еще раз заметим, что чертежно-графическая грамота не должна рассматриваться как самоцель этих уроков; она является лишь одним из средств развивающего обучения.

Техническая документация в учебном процессе используется в решении определенных задач. Оперирование чертежно-графическими изображениями включает в себя процессы восприятия, пре­образования и реконструкции тех образов, которые складываются в сознании на основе чтения технических изображений. Работа с по­добными условными изображениями особенно важна для развития у школьников пространственных представлений, умения мысленно трансформировать плоскую фигуру в объемную (и обратно), а также умения мысленно изменять, реконструировать объект - что чрезвы­чайно важно для развития мышления в целом.

В соответствии с этим учитель должен хорошо понимать, что в формировании чертежно-графической грамоты у школьников является главным, а что - второстепенным. К тому же следует помнить, что условные обозначения по­тому так и называются, что люди условились, договорились обозна­чать какие-то вещи определенным образом, чтобы проще было понять друг друга при решении тех или иных задач. Условные обозначения со временем могут меняться; они также могут быть разными в разных государствах и проч. - поэтому нет никаких оснований относиться к ним, как к «священной корове». Напротив, чтобы у учащихся изначаль­но вырабатывалось правильное отношение к данной проблеме, а у учи­теля не было соблазна заучивать с ними условные обозначения, в ряде случаев Н.М. Конышева предлагает специально отходить от жестко регла­ментированных обозначений (особенно в 1 классе). В подобных случаях суть работы и смысл заданий в документах переданы вполне определенно - что и является главным для ученика.

Работа с чертежно-графической документацией предполагает и выработку у школьников определенных практических умений и навы­ков: графических, измерительных, разметочных и проч. Все они даются в системе, постепенно усложняясь и совершенствуясь от класса к клас­су. Причем, в практической работе важно учитывать соответствующие знания и умения, которыми младшие школьники овладевают на уроках математики и изобразительного искусства.

Кратко рассмотрим, формирование каких именно знаний, умений и навыков предусмотрено в рамках чертежно-графической грамоты.

1 КЛАСС

Первоклассники получают, главным образом, подготовительные умения и навыки в области чертежно-графической грамоты. Они учат­ся выполнять разметку с помощью шаблона, а также по линейке. В последнем случае линейка используется только в качестве направляющего инструмента, а не измерительного. Ученики осваивают приемы четкого и правильного выполнения этой работы: учатся удерживать шаблон рукой, не сдвигая его во время разметки, обводить точно по контуру, проводить прямые линии по линейке между двумя точками или приложив линейку к краю прямоугольного листа. В процессе разметки они приучаются правильно сидеть, держать линейку, карандаш, кон­тролировать силу нажима и проч.

В учебнике-тетради «Умелые руки» (автор Н.М. Конышева) даются несложные схемы, кото­рые ученики читают под руководством учителя. Так формируются уме­ния читать и использовать в работе условную графическую информа­цию.

Для практической работы в тетради в некоторых случаях предлагаются уже размеченные заготовки, в которых разными линиями обо­значены разные операции - на них первоклассники также учатся понимать условные обозначения.

2 КЛАСС

Во втором классе школьники должны прочно усвоить прием построения прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов. В данном случае их работа связана с аналогичными математическими заданиями, но способ построения прямоугольника здесь существенно иной.

t1704353525ag.jpg

Рис.28.

В данной работе важно научить второклассников прикладывать линейку к листу бумаги, точно и правильно устанавливая ее для ра­боты (нулевая отметка точно совпадает с краем листа, а сама линей­ка точно направлена вдоль другого края). Необходимо научить детей ставить при разметке точки в соответствии с чертежом или эскизом детали, обозначая не только контуры, но и места сгибов, надрезов точно на требуемом расстоянии.

Во втором классе ученики знакомятся с разверткой, учатся читать чертежи разверток и строить развертки изделий.

Довольно много внимания уделяется работе с использованием технических рисунков, схем.

3 КЛАСС

Третьеклассники осваивают приемы построения разверток и деталей изделий с помощью циркуля. Они не только учатся строить окружности заданного размера, но и использовать циркуль для более точных построений: делить с его помощью окружность на равные ча­сти, откладывать отрезки нужной длины и проч.

Помимо этого в третьем классе школьники учатся строить прямоугольник на листе неправильной формы с помощью угольника.

Все эти новые приемы и виды работ необходимо изначально пра­вильно сформировать и надежно закрепить. Как обычно, эти задания не являются простыми упражнениями, а включают в себя технические задачи и направлены на развитие мышления, воображения.

4 КЛАСС

В четвертом классе ученики не осваивают принципиально новых способов работы или инструментов в области чертежно-графической грамоты; их деятельность направлена на углубление и совершенствование ранее полученных знаний и умений.

t1704353525ah.jpg

Рис. 29

Практические чертежно-графические приемы работы в четвертом классе также более сложные; они требуют более высокой точности в расчетах и построениях

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.