Открытый урок на тему «План местности. Условные знаки» (5 класс)
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ивняковская средняя школа»
Ярославского муниципального района
Методическая разработка
этапа урока – закрепление новых знаний по теме
«План местности. Условные знаки»
для обучающихся 5 классов
автор - составитель
Кузнецова Мария Сергеевна
учитель географии
п. Ивняки
2021 год
Пояснительная записка
План местности – это чертеж, выполненный на плоскости в уменьшенном виде в масштабе при помощи условных знаков (Рис.1). В обычной повседневной жизни план местности необходим для того, чтобы сориентироваться на местности, например, найти нужную улицу, город или здание. План местности также применим во многих современных профессиях, некоторые виды профессий и вовсе не смогли бы существовать без него. Он становится верным помощником строителей, архитекторов, геологов, военных.
Рис.1 План местности
В школе ученики с данной темой встречаются как в 5, так и в 6 классах. С помощью плана местности обучающиеся знакомятся со способами ориентирования, условными знаками и масштабом. При помощи плана учатся простейшим умениям делать топографическую съемку, двигаться по азимуту, ориентироваться на местности.
В 5 классе в разделе Изображения земной поверхности отводится 2 темы на изучение Плана местности и составление простейшего плана местности. Поэтому цель данного урока состоит в закреплении и систематизации знаний по теме План местности.
Задачи урока – создать условия для развития познавательных интересов, умения составлять простейший план местности по описанию, умения читать план местности.
Разработка урока.
Тема урока: Составление простейшего плана местности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений; (урок – практикум, урок закрепления знаний).
Планируемые результаты.
Предметные: (знания, умения, представления) давать определение понятиям ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, съёмка местности, способы измерения расстояний на местности.
Метапредметные:(познавательные,регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры личности.
Образовательная цель: создать условия для применения знаний по построению простейшего плана местности.
Развивающая цель: способствовать формированию умения производить съёмку местности; фиксировать результаты проделанной работы.
Воспитательная цель: способствовать формированию коммуникативных качеств личности, межличностных партнёрских отношений.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Необходимое оборудование и материалы:
- мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа LearningApps, компьютер, экран;
- раздаточный дидактический материал;
- учебник, тетрадь, атлас, линейка, простой и цветные карандаши, ластик.
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник по географии 5-6 классы. А.И. Алексеев. Полярная звезда.
Атлас по географии 5 класс.
Технологическая карта урока
Этап урока, время |
Содержание этапа |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Организационный этап ( 2 мин) |
Приветствие обучающихся, положительный настрой на урок, отметка отсутствующих. |
Приветствие учителя, готовность к уроку. |
Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (10 мин) |
-Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на последних двух уроках? Что нового вы узнали?
Проверка домашнего задания. На экране интерактивной доски задание – нужно соотнести термин с его определением (ориентирование, азимут, компас, масштаб, план местности). На доске дидактическое задание в программе LearningАpps на соотнесение картинок с обозначением условных знаков. Далее обучающиеся в паре выполняют аналогичное задание при помощи инструктивной карточки №1. Инструктивная карточка №2. На столах находятся задания на определение вида масштаба и перевода из одного масштаба в другой вид.
|
Отвечают на вопрос учителя. - Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, условные знаки, масштаб. - Узнали, как ориентироваться в незнакомом месте, с помощью каких приборов. Как измерять азимут и применять его в ориентировании. Строить простейший план местности с помощью условных знаков и масштаба. 1. Размышляют над выполнением задания, предлагают ответы.
2.Обучающиеся выполняют предложенное задание на доске.
Инструктивная карточка №1,№2 Выполнение задания в паре на повторение и запоминание условных знаков, на виды масштабов и перевода из одного вида в другой вид. Используют учебник и топографическую карту в атласе.
Проверяют выполнение заданий по эталону на интерактивной доске.
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся (3 мин) |
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют представители 3-х профессий – строитель, архитектор и военный (картинки профессий представлены на экране). Как вы думаете, почему именно эти специалисты присутствуют сегодня на нашем уроке?
Так как представители данных профессий используют планы местности (топографические планы) в своей деятельности, как вы думаете, какова сегодня наша цель урока? Вывешивается на доску тема и цель урока. |
Предлагают варианты ответов, слушают учителя, рассматривают картинки профессий на экране. Вариант ответа: сегодня на уроке присутствуют архитектор, военный и строитель, потому что именно эти профессии применяют планы местности, топографических карт с использованием условных знаков и масштаба.
Совместно с учителем формулируют тему и цель урока. |
Первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации (15 мин) |
При помощи каких элементов строится простейший план местности? Что нам потребуется для построения плана?
На столах у вас имеется простой лист А4, вы приготовили простой и цветные карандаши, линейку. Начинаем построение с выбора масштаба. Предлагается на выбор 3 вида масштаба.
Далее на экране высвечиваются задания для построения пошагового плана местности. |
Отвечают на вопрос: условные знаки, масштаб.
Лист А4, простой и цветные карандаши, линейка.
Готовят канцелярские принадлежности к построению плана местности, подписывают название, выбирают масштаб, делают необходимые записи на листе.
Пошагово строят план местности в паре. После построения – оформляют построенный план цветными карандашами. Сравнение построенного плана местности с эталоном на интерактивной доске. Далее каждая пара вывешивает свой продукт урока на доску.
|
Рефлексия (3 мин) |
Подведение итогов урока, возвращение к цели урока. |
Самооценка каждой пары созданного плана местности. Свои оценки выражают в виде наклеивания разноцветных стикеров-«солнышек»: желтый цвет – работа имеет много недостатков, не пришло полное понимание содержания работы; зелёный цвет – работа сделана с ошибками, но её содержание и ход вполне понятен; Синий цвет – работа выполнена хорошо, её содержание и ход ясны.
|
Домашнее задание (2 мин) |
Информирование обучающихся о домашнем задании: составить план своей комнаты. |
Запись домашнего задания в дневник. |