Открытый урок на тему «План местности. Условные знаки» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 1 February

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивняковская средняя школа»

Ярославского муниципального района


 


 


 


 


 

Методическая разработка

этапа урока – закрепление новых знаний по теме

«План местности. Условные знаки»

для обучающихся 5 классов


 

автор - составитель

Кузнецова Мария Сергеевна

учитель географии


 


 


 


 


 


 


 

п. Ивняки

2021 год

Пояснительная записка

План местности – это чертеж, выполненный на плоскости в уменьшенном виде в масштабе при помощи условных знаков (Рис.1). В обычной повседневной жизни план местности необходим для того, чтобы сориентироваться на местности, например, найти нужную улицу, город или здание. План местности также применим во многих современных профессиях, некоторые виды профессий и вовсе не смогли бы существовать без него. Он становится верным помощником строителей, архитекторов, геологов, военных.

t1706817499aa.jpg

Рис.1 План местности

В школе ученики с данной темой встречаются как в 5, так и в 6 классах. С помощью плана местности обучающиеся знакомятся со способами ориентирования, условными знаками и масштабом. При помощи плана учатся простейшим умениям делать топографическую съемку, двигаться по азимуту, ориентироваться на местности.

В 5 классе в разделе Изображения земной поверхности отводится 2 темы на изучение Плана местности и составление простейшего плана местности. Поэтому цель данного урока состоит в закреплении и систематизации знаний по теме План местности.

Задачи урока – создать условия для развития познавательных интересов, умения составлять простейший план местности по описанию, умения читать план местности.

Разработка урока.

Тема урока: Составление простейшего плана местности.

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений; (урок – практикум, урок закрепления знаний).

Планируемые результаты.

Предметные: (знания, умения, представления) давать определение понятиям ориентирование, стороны горизонта, компас, азимут, съёмка местности, способы измерения расстояний на местности.

Метапредметные:(познавательные,регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры личности.

Образовательная цель: создать условия для применения знаний по построению простейшего плана местности.

Развивающая цель: способствовать формированию умения производить съёмку местности; фиксировать результаты проделанной работы.

Воспитательная цель: способствовать формированию коммуникативных качеств личности, межличностных партнёрских отношений.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Необходимое оборудование и материалы:

-   мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа LearningApps, компьютер, экран;

-    раздаточный дидактический материал;

-   учебник, тетрадь, атлас, линейка, простой и цветные карандаши, ластик.

Используемые учебники и учебные пособия:

 

Учебник по географии 5-6 классы. А.И. Алексеев. Полярная звезда.

 

Атлас по географии 5 класс.

Технологическая карта урока

 

Этап урока, время

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап ( 2 мин)

Приветствие обучающихся, положительный настрой на урок, отметка отсутствующих.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (10 мин)

-Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на последних двух уроках? Что нового вы узнали?

 

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания.

На экране интерактивной доски задание – нужно соотнести термин с его определением (ориентирование, азимут, компас, масштаб, план местности).

На доске дидактическое задание в программе LearningАpps на соотнесение картинок с обозначением условных знаков.

Далее обучающиеся в паре выполняют аналогичное задание при помощи инструктивной карточки №1.

Инструктивная карточка №2.

На столах находятся задания на определение вида масштаба и перевода из одного масштаба в другой вид.

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

- Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, условные знаки, масштаб.

- Узнали, как ориентироваться в незнакомом месте, с помощью каких приборов. Как измерять азимут и применять его в ориентировании. Строить простейший план местности с помощью условных знаков и масштаба.

1. Размышляют над выполнением задания, предлагают ответы.

 

 

 

2.Обучающиеся выполняют предложенное задание на доске.

 

 

Инструктивная карточка №1,№2

Выполнение задания в паре на повторение и запоминание условных знаков, на виды масштабов и перевода из одного вида в другой вид. Используют учебник и топографическую карту в атласе.

 

Проверяют выполнение заданий по эталону на интерактивной доске.

 

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся (3 мин)

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют представители 3-х профессий – строитель, архитектор и военный (картинки профессий представлены на экране). Как вы думаете, почему именно эти специалисты присутствуют сегодня на нашем уроке?

 

 

Так как представители данных профессий используют планы местности (топографические планы) в своей деятельности, как вы думаете, какова сегодня наша цель урока?

Вывешивается на доску тема и цель урока.

Предлагают варианты ответов, слушают учителя, рассматривают картинки профессий на экране.

Вариант ответа: сегодня на уроке присутствуют архитектор, военный и строитель, потому что именно эти профессии применяют планы местности, топографических карт с использованием условных знаков и масштаба.

 

Совместно с учителем формулируют тему и цель урока.

Первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации (15 мин)

При помощи каких элементов строится простейший план местности?

Что нам потребуется для построения плана?

 

На столах у вас имеется простой лист А4, вы приготовили простой и цветные карандаши, линейку.

Начинаем построение с выбора масштаба. Предлагается на выбор 3 вида масштаба.

 

Далее на экране высвечиваются задания для построения пошагового плана местности.

Отвечают на вопрос: условные знаки, масштаб.

 

Лист А4, простой и цветные карандаши, линейка.

 

Готовят канцелярские принадлежности к построению плана местности, подписывают название, выбирают масштаб, делают необходимые записи на листе.

 

Пошагово строят план местности в паре. После построения – оформляют построенный план цветными карандашами.

Сравнение построенного плана местности с эталоном на интерактивной доске.

Далее каждая пара вывешивает

свой продукт урока на доску.

 

Рефлексия (3 мин)

Подведение итогов урока, возвращение к цели урока.

Самооценка каждой пары созданного плана местности.

Свои оценки выражают в виде наклеивания разноцветных стикеров-«солнышек»: желтый цвет – работа имеет много недостатков, не пришло полное понимание содержания работы;

зелёный цвет – работа сделана с ошибками, но её содержание и ход вполне понятен;

Синий цвет – работа выполнена хорошо, её содержание и ход  ясны.

 

Домашнее задание (2 мин)

Информирование обучающихся о домашнем задании: составить план своей комнаты.

Запись домашнего задания в дневник.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации