Дидактическое пособие на тему «Яблоня»
Методическая разработка
Дидактическое пособие «Яблоня»
Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.
Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:
- осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
- формированию пространственных и количественных представлений;
- развитию абстрактного и логического мышления;
- совершенствованию речи и образного мышления;
- формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.
Наглядные материалы при формировании математических представлений увлекают детей и позволяют усвоить необходимые знания в доступной форме:
- Закрепить умение считать до 10.
- Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
- Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
- Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
- Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
- Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
- Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.
Дидактическое пособие "Яблоня" может использоваться в работе с детьми всех возрастных групп. Игру с данным пособием можно организовать как с группой, так и индивидуально. Пособие легкое, выглядит эстетично и может использоваться для оформления группы.
Ниже представлены варианты дидактических игр, составленных на основе данного игрового пособия.
Дидактические игры для детей 3-4 лет.
«Большие и маленькие яблочки»
Цель: закрепление понятий «большой – маленький», совершенствование навыков сравнения, развитие мелкой моторики.
Ход игры: на столе у воспитателя лежат яблоки разного размера. Воспитатель просит повесить на дерево яблоко определенного размера (большое или маленькое). Ребенок выбирает яблоко заданного размера и вешает его на дерево. Игру можно усложнить для возраста 4-5 лет, предложив сравнить количество больших и маленьких яблок.
«За яблоками»
Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один», «много».
Ход игры: воспитатель приглашает детей за яблоками, уточняем, сколько яблок на дереве (много). Предлагает сорвать по одному. Спрашивает у каждого ребенка, сколько у него яблок. «Давайте сложим все яблоки в корзинку. Сколько ты положил, (Имя)? Сколько ты положил, (Имя)? Сколько стало яблок в корзинке? (много) По сколько яблок осталось у вас? (ни одного).
«Угостим ребят яблоками»
Цель: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята, а вы любите яблоки? У нас на яблоне как раз поспели яблоки. Пойдите и сорвите каждый по одному. А сколько у нас ребят? (много). А яблок сколько (много). Всем хватило яблок? Значит яблок и ребят… (поровну) Как еще можно сказать? (одинаково, столько же).
Дидактические игры для детей 4-5 лет.
«Разложи по корзинам»
Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить яблоки по корзинам-3 слева и 2 справа. Дети раскладывают. Сравниваем их по количеству. В какой корзине яблок больше? (меньше). На сколько? Что нужно сделать, чтобы яблок в корзинах стало поровну? Уравниваем. Сколько теперь яблок в корзинах (поровну).
«Покажи столько же»
Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и яблоками.
Ход игры: воспитатель помещает в середину дерева кружок с цифрой, и просит положить столько яблок в каждую корзину (или корзину справа, слева), сколько показывает эта цифра. Ребенок выполняет задание, затем объясняет свой выбор.
«Сбор урожая»
Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть корзинки с яблоками. В одной корзинке 5 яблок, а во второй одно. Предлагаем уровнять количество яблок в корзинах. При этом уточняем, как получилось 5 яблок? Как получилось число 5.
«Мои первые цифры»
Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до пяти.
Ход игры: педагог предлагает посчитать, сколько яблок в корзине справа от дерева и обозначить количество яблок нужной цифрой.
Задачи для детей 6-7 лет
1 задача.
Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных, два с кислинкой.
Сколько их?
2 задача.
На яблоне росло 12 яблок, 3 яблока сорвали. Сколько яблок осталось?
3 задача.
На яблоне висят 6 яблок, а в корзине лежит 4 яблока. Сколько всего яблок росло на яблоне?
4 задача.
Ветер дунул – яблоко сорвал.
И еще одно упало.
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать?
5 задача.
На яблоне было 10 яблок. Садовник разрешил детям сорвать с яблони по 1 яблоку. На яблоне осталось 6 яблок. Сколько было детей?
Артеменко Елена Николаевна