Методическая разработка классного часа «Наш Красноярский край: познаем и любим»
Министерство образования и науки красноярского края.
Краевое бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное учреждение)
«Красноярский техникум информатики и вычислительных машин»
Методическая разработка классного часа
« Наш Красноярский край: познаем и любим»
Составлен и проведен
Н.Л.Овчаренко
Красноярск 2014
Участники: Студенты четвертого курса ( группа Э-33);
Классный руководитель Н.Л. Овчаренко.
Цели:
Формировать творческую активность, нравственную культуру, интерес и духовную потребность существ;
Формировать позновательный интерес студентов к культурному наследию края и мотивировать к его дальнейшему развитию;
Развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия студентов между собой и классным руководителем.
Подготовительная работа:
Определение классным руководителем совместно с активом группы темы и форма проведения классного часа, составление плана подготовленной рабоы;
Создание творческих групп по подготовке клааного чачса (поисковая, искусствоведческая, режиссёрская, актерская и группа оформления)
Сбор материалов (произведение художественной и научно популярной литературы, высказываний известных людей, репродукции картин, иллюстративного материала, музыкального сопровождния , аудио и видео записей) по теме классного часа;
Определение классным руководителем совместно с активом группы перечень вопросов на викторину для студентов, приглашённых на классный час;
Оформление плакатов с высказыванием знаменитых людей;
Проведение со студентами группы тщательной словарной работы по теме классного часа.
Оформление:
Книжная выставка;
Плакаты (высказывания знаменитых людей)
Оборудование:
Проэктор;
Ноутбук;
Экран;
Плакаты;
Презентация;
Текст;
Музыкальные произведения по теме.
Ход проведения:
Вступительное слово классного руководителя группы «Люблю тебя мой край родной», классный руководитель открывает классный час; Приглашает гостей; Называет тему; причины выбора именно этой темы классного часа.
1Чтец.
60-е годы XIX века характеризовались по всей России общественным возбуждением, благоприятно отразившимся на ниве народного просвещения. В Европейской России происходит бурный рост школ в связи с принятием закона о местном самоуправлении в 1864 году, но Сибирь не смогла добиться распространения на нее этого закона, и лишь города Сибири наравне с российскими получили в 1870 году право на создание городского самоуправления. Естественно, в силу этих причин основную роль в 60–70-e годы в Енисейской губернии в развитии народного образования играли бюрократические органы.
К 1862 году Енисейская губерния располагала 25 начальными училищами, которые руководствовались в своей работе школьным Уставом 1828 года. Преобразования Александра II, приведшие к школьной реформе 1864 года, слабо отразились на положении школьных дел Енисейской губернии. Несмотря на количественное увеличение учреждений образования (в 1867 году в губернии было 117 приходских училищ), на них не распространялось действие введенного в центральных губерниях России «Положения о начальных народных училищах 1864 года», да и распоряжением директора народных училищ число их было уменьшено до 61. Обучалось в них 793 ученика.
Проанализируем ситуацию в Красноярске в 1863 году. В г. Красноярске проживало 8776 жителей, и на весь город было четыре училища:
1.Красноярскоеуездноеучилище–117учащихся;
2.Красноярский_приходский_класс–105учащихся;
3.Красноярское_духовно_училище;
4.Владимирский_детский_приют.
(Численность в двух последних заведениях установить не удалось.)
Появлению школ Енисейская губерния частично обязана православной церкви: в документах ХУIII в. упоминалось о школах при Туруханском и Енисейском мужских монастырях.
2Чтец.
В условиях александровских реформ наиболее передовые руководители губернского уровня осознавали свою ответственность за перемены на ниве просвещения. К числу таких представителей власти нужно отнести военного губернатора г. Красноярска Павла Николаевича Замятнина, который 21 мая 1862 года обратился к городу с предложением открыть одну или две школы. Он писал: «Я встретил в городе многих из обывателей, уже взрослых, не умеющих даже читать и писать по-русски по неимению средств к обучению их. Таковое отсутствие грамотности в губернском городе поставило меня, по названию начальникагубернии, в обязательное положение учредить здесь народную школу (или даже две, смотря по надобности и удобству местности) для обучения преимущественно круглых сирот и детей самобеднейших родителей из обывателей города Красноярска: Закону Божию, русской грамоте, читать и писать, и арифметике.
О предложении этом я сообщил собравшимся ко мне в высокоторжественный день рождения Государя Императора Александра Николаевича господам чиновникам и почетнейшим гражданам, и все они, разделяя мнение мое о необходимости учреждения школы, тогда же, в ознаменование высокоторжественного дня, составили подписку добровольных на этот предмет пожертвований, которая продолжается и поныне.
Между тем Ардатовский 3-й гильдии купец Матвей Сажин, в видах содействия в достижении благонамеренной цели, проявил готовность построить дом для школы на собственный свой счет, и засим необходимо место для постройки.
Сообщая о сем Городской думе, я остаюсь в полном убеждении, что и городское общество не откажется от содействия в этом полезном для него деле и уступит под постройку дома место под № 19, назначенное для ремесленных домов».
В письме губернатора – не только душевный порыв, чего оспаривать не стоит, но и выполнение своих обязанностей: попечительство над учебными заведениями возлагалось на генерал-губернаторов и местных гражданских губернаторов.
Красноярская Дума, состоявшая тогда только из 4-х членов (головы П.И. Кузнецова, кандидата П.Ф. Дудкинского, гласных В.А. Яковлева и А.Г. Афанасьева) решила собраться 22 мая, пригласив на это заседание и купцов.
Не успела Дума собраться, как от П.Н. Замятнина поступила новая бумага следующего содержания: «Считаю нужным уведомить Городскую думу, что дом для училища предполагается построить на углу против флигеля, принадлежащего к дому Благородного Собрания, и что место под этот дом нужно длиннику по Острожному переулку 30, поперечнику по Воскресенской улице 12 сажен».
Городская дума, обсудив предложение губернатора, постановила место дать и настоящую переписку по сему делу считать оконченною.
Как видим, инициатива губернатора была поддержана общественностью города. Купец Сажин выполнил обещание, данное губернатору Замятнину. Он выстроил на углу Воскресенской улицы и Острожного переулка небольшой одноэтажный дом, состоящий из четырех комнат. Кстати, М.К. Сажин впоследствии стал купцом первой гильдии.
Чтец3.
Так было начато открытие начальных городских школ в городе Красноярске.
В Европейской России в 60-е годы образование земств стимулировало активность буржуазно-демократических слоев России, жаждавших помочь народу в области образования. «Внезапно обнаруживается потребность начать практическую работу по организации просвещения народных масс, пойти навстречу их давно не удовлетворенной потребности в грамотности и в элементарных знаниях о природе и общественной жизни; в городах и деревнях самопроизвольно, т.е. без предварительного разрешения властей, открываются приходские школы, появляются частные гимназии, особой популярностью пользуется своеобразно сложившийся тип воскресных школ».
В Сибири этого не наблюдалось. Общественно-экономическое развитие не диктовало образовательных потребностей. Основная масса купцов 60-х годов, проживающая в городахЕнисейской губернии, выделялась из среды мещан и крестьян только экономическим положением. Ядринцев писал: «По характеру жизни Сибирь была почти исключительно промышленной, в ней господствовали материальные интересы, стремление к наживе было преобладающим. Общество, невежественное, ничем не убежденное в пользах знания, не видело никаких примеров применимости гимназического образования в практической жизни. Самая богатая часть его – купечество не расположено было отдавать детей своих в гимназии, а учило их в лавках».
Чтец4.
И поэтому совершенно не случайно, что инициатива в открытии второй начальной школы (1866), мужской гимназии (1867), женской гимназии (1869) принадлежит опять же губернатору Замятнину.
В 1865г был куплен дом и начаты работы по приспособлению его под нужды гимназии. Губернатор Замятнин, пребывая в это время в Москве, и там развил деятельность по сбору средств в пользу открываемой гимназии, и «некоторые из московских жителей, движимые чувством соревнования к распространению народного образования и в отдаленном Сибирском крае, представили пожертвования, на которые губернатор, посоветовавшись с директором 3-й Московской гимназии Грифцовым, купил оборудование для физического кабинета и библиотеку».
Чтец.
Так же развитием образования в Енисейской губернии послужила ссылка декбристов.
Беляев Александр Петрович (1803-1887) – декабрист, мичман Гвардейского экипажа. Происходил из дворян Пензенской губернии. Беляев вместе с братом Беляев Петр Петрович открыли небольшую школу, составили для нее учебники и сами стали в ней учителями.
Давыдов Василий Львович (1792-1855) – декабрист, отставной полковник, из дворян Киевской губернии. Дом Давыдовых является одним из очагов культуры губернского Красноярска. Здесь была великолепная библиотека, единственный во всей губернии клавесин. В домашней школе, кроме своих, обучались и дети хороших знакомых.
Митьков, Михаил Фотиевич
В Красноярском краеведческом музее хранятся подлинные журналы наблюдений за климатом Красноярска, которые вел Митьков. Наблюдения включали измерение температуры и давления воздуха, температуры воздуха в помещении, где был установлен барометр, характеристика состояния неба, для которой использовалось 35 условных обозначений. Прежде всего, отмечалось знаками: ясно, пасмурно, облачно. Особенно большое внимание уделено записям о характере облаков… отмечались: туман и густой туман, дождь: сильный, большой, вьюга, метель, гром. В примечаниях к каждому месяцу давались дополнительные визуальные характеристики погоды за отдельные дни, в которых имеются данные о вскрытии и замерзании Енисея.
Декабристы внесли большой вклад в развитие культуры края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков.
Чтец
Павел Николаевич Замятнин был первым военным губернатором г. Красноярска. В этой должности он пробыл 7 лет. Современники характеризовали его по-разному, но именно при нем были открыты в Красноярске 2 гимназии, а в Енисейской губернии 77 народных школ. Именно при нем был замечен талант Василия Сурикова, и он был отправлен для полученияобразования в Петербургскую Академию художеств. Именно Павел Николаевич, по решению Городской думы, был признан почетным гражданином города Красноярска.
В 1915 году в губернии функционировали 2 мужские гимназии с 753 юношами, 6 женских гимназий и 1 прогимназия с 2602 девушками. Юноши также обучались в специальных учебных заведениях: техническом железнодорожном училище, землемерном училище, учительской семинарии и торговой школе.
Отдаленность Енисейской губернии от Европейской России, промышленных и культурных центров, ее социально-экономическая отсталость были основными причинами слабого развития просвещения в регионе. Население губернии, жившее патриархальным укладом, в абсолютном большинстве своем не испытывало потребности в получении образования.
До 60-х годов ХIХ века в городах Енисейской губернии не были открыты гимназии.
Инициативу в открытии средних учебных заведений в губернии проявил губернатор П.Н. Замятнин, в обязанности которого входило попечительство над учебными заведениями. Организованный сбор средств на открытие мужской и женской гимназий в г. Красноярске объясняется тем, что этот процесс происходил под контролем и при участии губернатора, которого поддерживала часть купцов, желавших дать образование своим детям.
Важную роль играло общественное настроение, которое на протяжении ряда лет формировалось в пользу открытия гимназий...
Макси́м Го́рький
Учитесь у всех - не подражайте никому.
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Абай Кунанбаев
Казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.
Учись не день и не час - и будешь знаньем богат, а знанье - истинный клад.
Анатолий Васильевич Луначарский
Русский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
Викторина:
Какие пословицы, поговорки и высказывания знаменитых людей, связанные с образованием вы знаете?
Кто внес большой вклад в развитие науки в Енисейской губернии?
Почему декабристы сильно повлияли на развитие образования в Енисейской губернии?
Почему XIX век называют «Золотой век русской литературы»?
Подведение итогов, вручение сувениров.
Классный руководитель подводит итог и присутствующим предлагается выразить свои чувства и мысли по поводу состоявшего разговора:
Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем классном часе?
Что было самым главным? Почему?
Что вы запомнили и взяли важного и интересного?
Я благодарю студентов группы Э-33 и гостей за совместную работу. Всем спасибо, до свидания.
Литература:
Википедия:- WWW.Wikipedia.org
Официальный портал Красноярского края.
Большая Советская энциклопедия.