Материал на проверке

Методическая разработка на тему: «Социально-бытовые сказки. Картины труда и быта русского народа. Сжатый сюжет. Юмористический и сатирический характер сказки. Понятие «логическая пауза»»

3
0
Материал опубликован 2 January









Методическая разработка на тему: «Социально-бытовые сказки. Картины труда и быта русского народа. Сжатый сюжет. Юмористический и сатирический характер сказки. Понятие «логическая пауза»»







Выполнила:

Шкредова Ольга Сергеевна































СОДЕРЖАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ………………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

ГЛАВА I «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ СКАЗКИ» .…………………………….8

Особенности социально-бытовой сказки и история создания социально-бытовых сказок………………………………...……………...8

Сжатый сюжет, юмористический и сатирический характер сказки и его проявление в социально-бытовых сказках……………….………..…….9

Образы героев социально-бытовых сказок……………………………..11

Средства художественной выразительности в социально-бытовых сказках .........................................................................................................15

Роль социально-бытовых сказок в жизни человека……………….…...16

ГЛАВА II АНАЛИЗ УМК………..……………………………………………..18

2.1. АНАЛИЗ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» , «ШКОЛА РОССИИ», «ПЕРСПЕКТИВА» ……………………………………………………………..18

2.2. Изучение социально-бытовых сказок в УМК «Планета знаний»……………………………………………………………………...…...19

ГЛАВА III ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ …………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……25

















ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Сказка - это эпический жанр литературы, характеризующийся вымыслом, волшебным или бытовым сюжетом, а также наличием в нем урока;

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение;

Фольклор – это совокупность культуры, разделяемой определенной группой людей; он включает в себя традиции, общие для этой культуры, субкультуры или группы;

Социально-бытовая сказка – это один из видов сказки, в основе которой лежат события каждодневной жизни;

Сатирическая сказка — особое проявление социального мышления, устно-поэтического творчества, высмеивающее глупость, жадность, разгильдяйство, большие пороки и мелкие недостатки, не боясь того, кто по всем своим внешним данным — по силе, богатству, знатности — был победителем в жизни;

Фразеологизм — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле;

Гипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз»;

t1735824205aa.pngОлицетворение – это придание явлению или предмету каких-нибудь индивидуальных, точнее, личностных признаков;

Эпитет— определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения;

Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака;

Литота, литотес — стилистическая фигура преуменьшения или нарочитого смягчения свойств, признаков, значений каких-либо предметов или явлений;

Антитеза — противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста образов.

Логическая пауза – это остановка в звучащей речи, которая отделяет и связывает слова, либо группы слов.











t1735824205aa.png

ВВЕДЕНИЕ

Сказка – великая духовная культура

народа, которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа.

(А.Н. Толстой)

Сказка – один из любимых народных жанров – занимает достаточно заметное место в русской классической и современной литературе. Она стоит у истоков словесности, как устной, так и письменной, и в ней слились воедино поэзия народа и его мудрость. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни плохо, а что хорошо. Сказки издавна передавались из уст в уста, поэтому сформировалось такое определение: устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение.

Фольклор – это совокупность культуры, разделяемой определенной группой людей; он включает в себя традиции, общие для этой культуры, субкультуры или группы. Сюда входят устные традиции, такие как сказки, легенды, пословицы и анекдоты. Сказка как жанр фольклорной литературы существует в любой стране и, как правило, имеет глубокие исторические корни и устоявшиеся традиции.

Найти точное научное определение понятия «сказка» – достаточно сложная задача. С этим сталкивались знаменитые ученые: В.Я. Пропп, Х. Хонти, А.Н. Веселовский, Й.Болте, но вопрос о том, как определить «сказку» еще на сегодняшний день остается открытым и актуальным.

В науке о фольклоре долго был распространен взгляд на сказку как на совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М.Соколов, русский и советский фольклорист и литературовед, считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера». Что «сказывалось», то и именовалось «сказкой». Скоро заметили изъян в определении. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественно называло его тематические разновидности. Под определение подходили и бывальщина, и легенда, и быличка, и предание, даже простой рассказ бытового характера.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. На этой основе возникает классификация видов сказок: сказки о животных, волшебные сказки и социально-бытовые сказки.

Цель: Познакомиться с одним из видов сказок – социально-бытовой сказкой, выявить её характерные особенности.

Задачи: 1. Познакомиться с понятием социально-бытовой сказки, её особенностями, главными героями и т.д.;

Проанализировать, как проходит знакомство с данным жанров в различных УМК для начальной школы по программам «Перспектива», «Школа Россия», «Планета знаний»;

Рассмотреть понятие «логическая пауза», её значимость для учителя начальных классов при чтении литературных произведений, а также подобрать игры и упражнения для выделения пауз.

Выполнить продукт проекта – «Методические рекомендации по изучению социально-бытовых сказок в начальной школе»

ГЛАВА I «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ СКАЗКИ»

. Определение социально-бытовой сказки и

история создания социально-бытовых сказок

Социально-бытовая сказка – это один из видов сказки, в основе которой лежат события каждодневной жизни. Так же, социально-бытовые сказки - это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства. Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Они обличают ленивых, завистливых и пустых людей, высмеивают глупость и скупость. Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Примеры бытовых сказок: «Дочь-семилетка», «Жена-спорщица», «Барин-кузнец», «Горшок», «Барин и мужик», «Каша из топора», «Добрый поп».

Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма (V - конец X вв.), особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной критики. Происхождение бытовых сказок различно, как и их темы. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость, темой другой служат людские пороки, в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности. Развит диалог, изложение от лица условного рассказчика выполняет роль пояснений или ремарок. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание.

1.2. Понятие сжатого сюжета, юмористического и сатирического

характера сказки и его проявление в социально-бытовых сказках

В центре сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, без замедлений. Развит комизм. Отсюда появляется «сжатость сюжета», действия происходят быстро, когда герой в начале произведения сталкивается с какими-либо неприятностями, но при этом сказки очень яркие, насыщенные и интересные, а главное – поучительные. Распространены диалоги, изложение от лица условного рассказчика выполняет пояснительную роль. Бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве — условно реальном, но сами эти события невероятны. Например, сказка «Семилетка», жили-были два брата: богатый и бедный. У бедного умерла жена, и остался он один с семилетней дочкой. Это совершенно реальная ситуация, но невероятные события тоже есть. Семилетка, дочка бедного, обладала невероятной мудростью и смекалкой, она легко отгадывала загадки воеводы и вышла за него замуж.

Социально-бытовая сказка имеет в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Сатирическая сказка — особое проявление социального мышления, устно-поэтического творчества. Русская сатирическая сказка высмеивает глупость, жадность, разгильдяйство, большие пороки и мелкие недостатки, не боясь того, кто по всем своим внешним данным — по силе, богатству, знатности — был победителем в жизни.

Бытовая сатирическая сказка веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и маленьким слушателям, которые проникались здоровым народным юмором сказителя. Сказки такого рода содержат «витамин смеха», помогающий простому человеку сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы-чиновники, неправедные судьи, скупые богачи, высокомерные вельможи.

Порой в сказку вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смешение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать. Детям младшего школьного возраста интересны детали, приметы крестьянского быта, сохранившиеся в таких сказках. В них много юмора, метких нарoдных словечек, присловий, поговорок и пословиц. Юмористический характер часто имеет концовка: «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, a моей сказке конец». Или: «Лутоня наелся донельзя, залез на полати и уснул. Когда он проснется, тогда и сказка моя дале начнется, а теперь пока вся».







1.3. Образы героев социально-бытовых сказок

Герои социально-бытовых сказок — люди, которые противопоставлены друг другу по каким-либо качествам или положению в обществе: умный и глупый, добрый и злой, бедный и богатый. Далее (в таблице1) представлены главные герои и антигерои сказок:

Главные герои

Антигерои

Простые люди: крестьянин, солдат, старик со старухой, Иван-дурак.

Они добрые, честные, скромные, трудолюбивые, смекалистые, часто бедные.

Чаще всего богатые люди.

Воплощают отрицательные качества.

Они злые, жадные, жестокие, ленивые, глупые.

Таблица 1

Рассмотрим главных героев сказок более подробно:

Солдат и Старуха из сказки «Каша из топора»

Хt1735824205ab.jpg озяйка избы – старуха, куда солдат попросился на постой, показана, как глупая, ленивая и жадная. Ведь она даже не предложила уставшему человеку поесть, сказав, что у неё нет еды.

А вот солдат — олицетворение смекалки и находчивости. Он смог не только убедить старуху, что можно сварить кашу из простого топора, но весело и с шутками смог выманить у неё крупу, масло и соль. Старуха даже не поняла, что каша получилась такая вкусная, потому что она сама дала солдату все продукты, которые необходимы, чтобы приготовить аппетитный ужин.

Весёлым моментом в сюжете является тот, где старуха ещё и спрашивает, когда же они уже будут топор есть. Но и здесь солдат не растерялся, а забрал топор с собой, чтобы потом доварить.

Герои из сказки «Умный мужик»

Сt1735824205ac.jpg казка показывает, что ум и смекалка всегда в народе ценились, а жадность и глупость осуждались. Изобретательный бедняк сумел найти выход из затруднительного положения и завоевать уважение барина. А жадный богач опозорен и наказан. Чему учит сказка Умный мужик? Сказка высмеивает жадность, учит оптимизму и находчивости.

Бедный мужик – умный, хитрый, смекалистый, сообразительный, умеет находить выход из любой ситуации. Богатый мужик – глупый, жадный, корыстный. Барин – властный, хитрый, справедливый, поощряет ум и смекалку.

Образ Балды – «Сказка о попе и его работнике Балде»

В сказке Пушкина не указывается, как выглядел главный герой. Только один раз бесёнок назвал его Балдой-мужичком. Из этого можно сделать вывод, что персонаж был сильным и ловким: смог поймать двух зайцев, хорошо ездил верхом на коне, забрал у чертей оброк.

Балда был хорошим работником: он делал всё по дому, ухаживал за скотиной, присматривал за хозяйским малышом. Всё это говорит о том, что он:

выносливый;

сильный;

волевой;

тt1735824205ad.jpg рудолюбивый

Работник живёт скромно: питается кашей из пшеничной крупы и спит на соломенной постели. За свою работу не требует денег. Всё, что ему нужно – отвесить своему работодателю три щелбана в год.

У помощника покладистая натура: он без сопротивления согласился выполнять все задания попа, даже не спорил. Он честно выполняет свою работу и придерживается данного им слова. Хитрых бесят он обманывает, придумывая им необычные задания. И в соревнованиях Балда побеждает. Он всё делает правильно и честно, его не тяготят собственные поступки, поэтому он всегда весёлый и не унывает. А вернувшись с оброком, герой всё без остатка отдаёт хозяину и, выполняя уговор, отвешивает попу три щелбана, после чего тот даже ум теряет.

Характеристика попа

Поп в сказке Александра Сергеевича скупой, трусливый и недальновидный. Из-за своей скупости он нанимает бесплатного работника, кормит его одной кашей и разрешает спать на соломе.

За сиюминутную выгоду поп согласился расплачиваться унизительными щелчками по лбу, что говорит о его недальновидности. Он даже не подумал о последствиях болезненных щелбанов, и в день, когда нужно было расплатиться с Балдой за работу, он спрятался за свою жену. В конце ему пришлось поплатиться своим здоровьем, ведь в жизни ничего не бывает бесплатным. В итоге Балда произносит ему следующие слова: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Сказка "Болтливая баба"

Эt1735824205ae.jpg то поучительная история о мужике и о его жене Татьяне, которая не умела держать язык за зубами. Когда мужик нашел клад, то ему пришлось искать способ сохранить его, поскольку он предвидел, что вскоре о находке узнает все село. А это было чревато тем, что прознавший о кладе барин непременно забрал бы его себе.

Главные герои сказки:

Мужик - умный, сметливый и проворный. Он нашел способ объегорить свою жену-болтушку, и обвести барина вокруг пальца.

Татьяна, жена мужика - болтливая, но правдивая женщина. Она по глупости выкладывала все, что видела - не могла утаить правду.

Барин - жадный человек, который не прочь был прибрать к рукам найденный мужиком клад. К счастью, он оказался глуповатым, а потому поверил в рассказки мужика о полоумной жене.

1.4. Средства художественной выразительности в социально-бытовых сказках

В ходе проведённого исследования выявлено, что для бытовых сказок характерны определенные свойства художественной выразительности:

краткость изложения

простая речь (Например: «- Служивый! Когда ж топор будем есть?

- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!». «Каша из топора»).

широкое использование диалога (Например: «Пришел мужик к барину:

Принес тебе гуська, не побрезгуй принять, а мне хоть немного муки дай — нечем детей кормить.

Ну ладно, — барин говорит. — Умел ты гуся подарить, сумей его разделить промеж нас без обиды. Разделишь без обиды – велю наградить, а не сумеешь — выпороть прикажу.». «Умный мужик»)

обилие глаголов

Пословиц и поговорок («Долг платежом красен», «На чужой каравай рот не разевай»

Пустоговорки («Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово»)

Загадок

Фразеологизмов

Устаревших слов( «Авось, Оброк, Приголубить, Толоконный лоб, Экого»)

Кроме того, имеет место:

Гипербола (12%)

ведущую функцию выполняют олицетворение (41%)

Эпитет (17%) («богатый мужик, скупой барин, злая жена»)

литота (9%).

Образность литературных сказок создаётся, прежде всего, и метафорами (27%). ("Побывай на свадьбе да на похоронах, постой под дугой с колокольчиками, тогда и женись")

Сравнение, антитеза («В одной деревне жили-были два мужика: один был богатый, а другой — бедный»)

В новеллистических социально-бытовых сказках нет присказок, почти не встречаются концовки прибауточного характера, отсутствуют традиционные формулы. Сатирическая сказка стремится выделить наиболее важную черту изображаемого персонажа, и эта черта доводится до предела. Для этого в сказке используется гипербола, что делает образ более ярким, выпуклым и выразительным. Основная черта персонажа называется в самом начале сказки. Использование метафоры в бытовой сказке также соответствует специфике жанра, его идейно-художественным задачам. Важное место в бытовой сказке занимает испытание смекалки, хитрости, находчивости героев, торжество ума над глупостью.

1.5. Роль социально-бытовых сказок в жизни человека

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. И в том, что такие люди побеждают, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

t1735824205af.png











t1735824205ag.png















ГЛАВА II АНАЛИЗ УМК

2.1. АНАЛИЗ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» , «ШКОЛА РОССИИ», «ПЕРСПЕКТИВА»

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

УМК


УМК «Школа России»


«Каша из топора»

«Два брата»



УМК «Перспектива»

"Два лентяя"




«Царь и кузнец»

УМК «Планета знаний»


«Каша из топора»

«Три дочери»

«Сухой хлеб»

«Царь и рубашка»

«Король красуется»

«Находчивый солдат»

«Мужик и царь»

«Портной и царь»

«По колено ноги в золоте»

"Искусный ковровщик"



Исходя из составления и анализа данной таблицы, можно выявить закономерность изучения социально-бытовых сказок. В УМК «Планета знаний» социально-бытовым сказкам уделяется большее внимание, их изучение начинается со 2-4 класс: обучающимся предлагается прочитать данные сказки, но перед чтением проводится словарная разминка. После прочтения, обучающимся предлагаются вопросы по сказке для закрепления сюжета, задания на сравнение «глупого» и «умного» и т.д.

Например:

t1735824205ah.jpg

В УМК «Школа России» социально-бытовым сказкам практически не уделяется внимание, дети проходят одну сказку – «Каша из топора» во втором классе. Аналогично проходит изучение сказок по УМК «Перспектива», но социально-бытовые сказки изучаются в 1 классе и более сложная сказка – «Царь и кузнец» в 4, т.к дети уже могут разбираться и рассуждать, какой поступок героя является верным, а какой – нет. Подводя итог, можно отметить, что обширнее и качественнее социально-бытовые сказки по программе «Планета знаний», предложено большее количество сказок, а также подобраны увлекательные и интересные задания для их изучения. Так же, сказки подобраны по возрастным особенностям детей.

2.2. Изучение социально-бытовых сказок в УМК «Планета знаний»

В УМК «Планета знаний» социально-бытовые сказки изучаются следующим образом:

Учитель самостоятельно дает обучающимся понятие социально-бытовой сказки, проговаривает её особенности, характеризует героев и говорит о роли социально-бытовой сказки

Затем, во втором классе, дети изучают первую социально-бытовую сказку – «Каша из топора». Читают её по ролям, но перед прочтением проводится словарная разминка, обучающиеся находят в словарике новые и устаревшие слова:

t1735824205ai.jpg

После прочтения задаются вопросы: «Как ты понимаешь слова «прикинулась сиротой», почему старуха так сделала?», «Какой была эта старуха?», «Почему солдат ел кашу и посмеивался?», «Какой показалась тебе эта сказка: грустной или веселой, страшной или какой-то еще? Объясни свое мнение.», «Объясни, почему солдат не ушел, после того как старуха отказалась накормить его»



ГЛАВА III ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Логическая пауза – это остановка в звучащей речи, которая отделяет и связывает слова, либо группы слов.

t1735824205aj.jpg Знание правил логических пауз как элементов выразительности речи является составляющей успешного выступления. Каждая фраза в речи должна иметь определенный смысл, ради которого она произносится. Найти смысл фразы значит выяснить, какие слова являются главными. Паузы помогают избавиться от монотонности речи, влияют на её эмоциональность, они бывают логическими и психологическими.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха. Различные знаки препинания требуют различной длительности пауз. Наибольшей длительностью отличается пауза, соответствующая точке в конце текста; точка требует более продолжительной паузы, чем двоеточие и точка с запятой; после запятой требуется короткая пауза, так как мысль не закончена.

t1735824205ak.jpgПаузы, обусловленные чувством, настроением или намерением чтеца, называются психологическими. Среди них выделяют паузы припоминания, паузы умолчания, паузы напряжения. Паузы припоминания (подыскания нужного слова) придают исполнению импровизационный характер, однако злоупотребление ими создает впечатление нарочитости. Паузы умолчания, как правило, задаются автором в виде многоточия (иногда тире), и задача чтеца – насытить их психологическим содержанием. Паузы напряжения наиболее активны и содержательны: исполнитель делает остановку для того, чтобы последующим текстом удивить, поразить слушателей.

На письме знаки препинания, как правило, указывают на логическую паузу. Но логических пауз в звучащей речи может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Обозначаются логические паузы следующими знаками различные по длительности логические паузы:

' - короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после него;

| - пауза между речевыми тактами;

|| - пауза, более длительная, между речевыми тактами или между предложениями, тесно связанными по смыслу;

||| - еще более длительная пауза между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками произведения.

Неправильная расстановка логических пауз ведет к бессмыслице. Например, если расставить логические паузы в предложении таким образом: «Облако бензиновой гари | от автобуса скрыло | их от Ольги Вячеславовны», где наблюдается нарушение границ речевых тактов, так как такты объединены в группы, не связанные между собой по смыслу.

Паузы в приведенном примере должны быть расставлены следующим образом: «Облако бензиновой гари от автобуса | (группа подлежащего) скрыло их от Ольги Вячеславовны (группа сказуемого)». (А. Толстой «Гадюка»).

Иногда правила логического чтения могут нарушаться намеренно, в зависимости от режиссерской интерпретации литературного материала. Но прежде, чем сознательно нарушать законы логического чтения, надо овладеть ими на практике.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в них настолько реальны, что, читая их, невольно ощущаешь, будто мы сами проживаем их из дня в день. В бытовых сказках есть место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических событий и мифических персонажей, чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций. А еще такие сказки могут многому научить ребенка. Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря им. Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире. Но зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему и совершать добрые поступки в реальной жизни. А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться. Когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие.

Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения. Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво.

В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и, главное, расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем.





t1735824205al.png

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.

Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2002.

Вавилова М. А. Русская бытовая сказка: Учебное пособие к спецкурсу / М.А. Вавилова. – Вологда: ВГПИ, 1984.

УМК "Планета знаний". Учебники по литературному чтению 1-4 класс Кац Э.Э.

Климанова Л.Ф. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2-х кн. Кн. 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. − Москва: Просвещение, 2012.

Кравцов Н.И. Русское устное народное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. – Москва: Высшая школа, 1977.

Интернет-ресурсы:

https://урок.рф/library/ispolzovanie_russkoj_narodnoj_bitovoj_skazki_kak_223922.html

https://studfile.net/preview/7080483/page:12/

https://banauka.ru/427.html












Методические рекомендации – по изучению социально-бытовых скDOCX / 1.84 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.