12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Романова107
3

Урок литературы на тему «Сатирический и юмористический рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Приемы создания комического»

Тема урока: «Сатирический и юмористический рассказ А. П. Чехова. «Толстый и тонкий». Приемы создания комического».

Цели урока: создавать условия для организации различных видов детской деятельности средствами системно-деятельностного и частично-поискового подходов при анализе образов рассказа, раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова; уделить внимание развитию творческих способностей.

Задачи урока: формировать информационную культуру учащихся, развивать критическое мышление; на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства; излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Форма

организации

учебной

деятельности

(Ф-

фронтальная, И-

индивидуальная,

П-парная, Г-

групповая)

Дидактический контент (ссылка и скриншот)

Описание контента

Планируемые результаты

предметные

Метапредметные
(П-познавательные,
Р - регулятивные, К
- коммуникативные)

личностные

1.Мотивация познавательной деятельности

активизировать внимание и интерес учащихся к тексту рассказа, к мастерству и юмору писателя.

Синквейн

1. Приветствие

2. Проверка выполнения домашней творческой работы.

3. Обосновывает выбор данного метода при изучении рассказа А. Чехова.

1. Ученики проверяют свою готовность к уроку.

2. Презентуют творческую домашнюю работу.

3.Учащийся за компьютером проводит виртуальную экскурсию по Чеховским местам Таганрога

Ф

 

https://disk.yandex.ru/d/Lvi2d5BMYKXWrw

 

t1688152553aa.png

 

Виртуальная экскурсия

знать содержание прочитанного произведения

формулировать собственные мысли К;

Умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста-П

участвовать в творческом, созидательном процессе

2 Актуализация необходимых знаний и навыков работы с текстом рассказа.

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Прием из технологии критического мышления

метод «блиц-опрос»

Задает вопросы:

-Где встретились два друга детства?

- Кто из персонажей рассказа только что отобедал?

- В каком образовательном учреждении учились приятели?

-Как прореагировал Нафанаил на новость о том, что друг детства отца — тайный советник?

-Как изменилось отношение «тонкого» к «толстому», узнав, какое высокое положение тот занимает?

-Как попрощались приятели?

3. Предлагает сравнить два понятия «юмор» и «сатира». Сделать выводы.

1. Слушают внимательно вопросы и быстро на них отвечают

2. Добавляют к ответам одноклассникам или вежливо поправляют неточности. 3. Обсуждают в паре два понятия «юмор» и «сатира». Делают выводы, что рассказ «Толстый и тонкий» сатирический, аргументируя свое мнение.

Ф

online на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)

 

t1688152553ab.png

Справочная информация

Формировать умение работать с юмористическим текстом.

строить своё речевое высказывание понятно для окружающих -К;

уметь извлекать информацию из словарей и других источников информации-П;

понимать и интегрировать в имеющийся запас знаний

формировать умение высказывать своё отношение к герою

3. Осмысление – работа в группе над содержанием произведения и составление таблицы.

 

представить учебную информацию в разных формах: таблица, творческая работа в группе.

Технология: чтение, письмо и критическое мышление:

1Дает понятие «Психологический портрет литературного героя»

2. Поясняет задания для каждой группы.

3. Комментирует предполагаемые результаты групповой деятельности

1. Определяют роли при работе в группе.

2.Берут задания, подготовленные педагогом.

3.Задают конкретные вопросы, уточняя задание.

4. Самостоятельно работают с текстом, заполняя таблицу.

5.Готовят чтение диалога, где наглядно показывают речевые особенности своего героя

Г

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3433430-tolstyj-i-tonkij-harakteristiki-geroev-kak-zapolnit-tablicu.html

 

t1688152553ac.png

Психологический портрет героев

постичь тайны чеховского смеха, особенности стиля рассказа, смыслового подтекста.

определять самостоятельно цели и последовательность деятельности при выполнении каждого задания по анализу текста;

осознанно и критически оценивать личные качества характера, представляя себя данными литературными героями.

4. Презентация групповой деятельности

 

уметь определять авторскую позицию в тексте, сравнивая её с собственной

Информационная технология с элементами диалога и театрализации.

1.Занимает роль слушателя, наблюдателя, комментатора

2. Оказывает помощь группе при продвижении творческой работы.

3. Отвечает на вопросы или разрешает возникшие учебные ситуации (проблемы)

4. Инсценировка сцены прощания героев.

1. Представляют наглядно наработанный материал в форме таблицы.

2. Подтверждают строчками из текста качества и черты характера, поведения героя.

3. Отвечают или поясняют вопросы, заданные другой группой или педагогом.

4. Защищают портретную зарисовку своего героя театрализованной инсценировкой.

 

Г

https://ok.ru/video/43806231104

 

t1688152553ad.png

 

Прием театрализации

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

излагать своё мнение в учебном диалоге и монологе, аргументируя его текстовыми фактами из рассказ-К; умение высказать своё предположение на основе текста учебника-Р

оценивать поступки литературных героев, опираясь на текстовый материал и нравственные ценности, принятые в обществе;

V Рефлексия:

- сравнительная таблица;

- «ромашка»

Технология: «Педагогика сотрудничества»

Повышение мотивации учения, способность анализировать и рефлексировать.

1. Приём рефлексии «Мишень».

1. Комментирует деятельность групп, оценивает вклад каждого в результаты урока.

 

1. Ученики дают точную оценку разным деталям, оценивают свою деятельность.

2. Выражают свое мнение о полученных знаниях или о работе в группах.

 

https://pedsovet.su/metodika/7069_refleksivnaya_mishen

 

t1688152553ae.png

 

 

Использование шаблона «мишень»

развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе в группах;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию-Р. умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей-Р

 

Домашнее задание

Воспитывать чувство собственного достоинства, учить видеть красоту чеховского слова.

1. Тестирование по содержанию рассказа «Толстый и тонкий».

 

1. Благодарит за работу, поясняет домашнее задание 2. Ваше домашнее задание находится на интернет- ресурсе t1688152553af.png Оценивание проводится в «пятибалльной» системе.

1. Записывают домашнее задание.

 

https://videouroki.net/tests/tiest-na-provierku-znanii-sodierzhaniia-rasskaza-chiekhova-tolstyi-i-tonkii.html

t1688152553ag.png

 

тест

Выяснить особенности стиля и приемы комического произведения.

Строить логически обоснованные суждения-П.

Планировать и регулировать свою деятельность-Р

Аргументированно оценивать поступки литературных героев.

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.