Урок литературы на тему «Сатирический и юмористический рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Приемы создания комического»
Тема урока: «Сатирический и юмористический рассказ А. П. Чехова. «Толстый и тонкий». Приемы создания комического».
Цели урока: создавать условия для организации различных видов детской деятельности средствами системно-деятельностного и частично-поискового подходов при анализе образов рассказа, раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова; уделить внимание развитию творческих способностей.
Задачи урока: формировать информационную культуру учащихся, развивать критическое мышление; на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства; излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г- групповая) |
Дидактический контент (ссылка и скриншот) |
Описание контента |
Планируемые результаты |
||
предметные |
Метапредметные |
личностные |
||||||||
1.Мотивация познавательной деятельности |
активизировать внимание и интерес учащихся к тексту рассказа, к мастерству и юмору писателя. |
Синквейн |
1. Приветствие 2. Проверка выполнения домашней творческой работы. 3. Обосновывает выбор данного метода при изучении рассказа А. Чехова. |
1. Ученики проверяют свою готовность к уроку. 2. Презентуют творческую домашнюю работу. 3.Учащийся за компьютером проводит виртуальную экскурсию по Чеховским местам Таганрога |
Ф |
https://disk.yandex.ru/d/Lvi2d5BMYKXWrw
|
Виртуальная экскурсия |
знать содержание прочитанного произведения |
формулировать собственные мысли К; Умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста-П |
участвовать в творческом, созидательном процессе |
2 Актуализация необходимых знаний и навыков работы с текстом рассказа. |
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. |
Прием из технологии критического мышления метод «блиц-опрос» |
Задает вопросы: -Где встретились два друга детства? - Кто из персонажей рассказа только что отобедал? - В каком образовательном учреждении учились приятели? -Как прореагировал Нафанаил на новость о том, что друг детства отца — тайный советник? -Как изменилось отношение «тонкого» к «толстому», узнав, какое высокое положение тот занимает? -Как попрощались приятели? 3. Предлагает сравнить два понятия «юмор» и «сатира». Сделать выводы. |
1. Слушают внимательно вопросы и быстро на них отвечают 2. Добавляют к ответам одноклассникам или вежливо поправляют неточности. 3. Обсуждают в паре два понятия «юмор» и «сатира». Делают выводы, что рассказ «Толстый и тонкий» сатирический, аргументируя свое мнение. |
Ф |
online на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)
|
Справочная информация |
Формировать умение работать с юмористическим текстом. |
строить своё речевое высказывание понятно для окружающих -К; уметь извлекать информацию из словарей и других источников информации-П; понимать и интегрировать в имеющийся запас знаний |
формировать умение высказывать своё отношение к герою |
3. Осмысление – работа в группе над содержанием произведения и составление таблицы.
|
представить учебную информацию в разных формах: таблица, творческая работа в группе. |
Технология: чтение, письмо и критическое мышление: |
1Дает понятие «Психологический портрет литературного героя» 2. Поясняет задания для каждой группы. 3. Комментирует предполагаемые результаты групповой деятельности |
1. Определяют роли при работе в группе. 2.Берут задания, подготовленные педагогом. 3.Задают конкретные вопросы, уточняя задание. 4. Самостоятельно работают с текстом, заполняя таблицу. 5.Готовят чтение диалога, где наглядно показывают речевые особенности своего героя |
Г |
|
Психологический портрет героев |
постичь тайны чеховского смеха, особенности стиля рассказа, смыслового подтекста. |
определять самостоятельно цели и последовательность деятельности при выполнении каждого задания по анализу текста; |
осознанно и критически оценивать личные качества характера, представляя себя данными литературными героями. |
4. Презентация групповой деятельности
|
уметь определять авторскую позицию в тексте, сравнивая её с собственной |
Информационная технология с элементами диалога и театрализации. |
1.Занимает роль слушателя, наблюдателя, комментатора 2. Оказывает помощь группе при продвижении творческой работы. 3. Отвечает на вопросы или разрешает возникшие учебные ситуации (проблемы) 4. Инсценировка сцены прощания героев. |
1. Представляют наглядно наработанный материал в форме таблицы. 2. Подтверждают строчками из текста качества и черты характера, поведения героя. 3. Отвечают или поясняют вопросы, заданные другой группой или педагогом. 4. Защищают портретную зарисовку своего героя театрализованной инсценировкой.
|
Г |
https://ok.ru/video/43806231104
|
Прием театрализации |
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
излагать своё мнение в учебном диалоге и монологе, аргументируя его текстовыми фактами из рассказ-К; умение высказать своё предположение на основе текста учебника-Р |
оценивать поступки литературных героев, опираясь на текстовый материал и нравственные ценности, принятые в обществе; |
V Рефлексия: - сравнительная таблица; - «ромашка» Технология: «Педагогика сотрудничества» |
Повышение мотивации учения, способность анализировать и рефлексировать. |
1. Приём рефлексии «Мишень». |
1. Комментирует деятельность групп, оценивает вклад каждого в результаты урока.
|
1. Ученики дают точную оценку разным деталям, оценивают свою деятельность. 2. Выражают свое мнение о полученных знаниях или о работе в группах. |
|
https://pedsovet.su/metodika/7069_refleksivnaya_mishen
|
Использование шаблона «мишень» |
развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе в группах; |
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию-Р. умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей-Р |
|
Домашнее задание |
Воспитывать чувство собственного достоинства, учить видеть красоту чеховского слова. |
1. Тестирование по содержанию рассказа «Толстый и тонкий».
|
1. Благодарит за работу, поясняет домашнее задание 2. Ваше домашнее задание находится на интернет- ресурсе Оценивание проводится в «пятибалльной» системе. |
1. Записывают домашнее задание. |
|
|
тест |
Выяснить особенности стиля и приемы комического произведения. |
Строить логически обоснованные суждения-П. Планировать и регулировать свою деятельность-Р |
Аргументированно оценивать поступки литературных героев. |