Научно-исследовательская работа на тему «Предупреждения дефектов осанки и упражнения при её нарушениях»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Рязанский строительный колледж Героя Советского Союза имени В.А.Беглова»
Методическая разработка по дисциплине
«Физическая культура»
Тема:
«Предупреждения дефектов осанки и упражнения при её нарушениях»
Рязань, 2022
Одобрена Составлена в соответствии
методической комиссией с Федеральным
Физвоспитания государственным
Протокол №_____ тельным стандартом для
от «____»___________20__г. всех специальностей
Председатель МК:____________(А.В. Назаренко)
Разработчик:_____________________(А.В. Назаренко)
ПЛАН.
1. Аннотация……………………………………………………………………...4
2. Осанка…………………………………………………………………………..5
2.1 Возникновение дефектов осанки
2.2 Предупреждение дефектов осанки.
2.3 Комплексы физических упражнений для лиц с дефектами осанки
3. Заключение ........................................................................................................14
4. Список литературы……………………………………………………………16
Аннотация.
По мере роста и формирования организма развивается костная, мышечная и иные системы, внутренние органы. Однако под влиянием различных внешних условий (вредных привычек, недостаточного внимания физкультуре и спорту, различных перегрузок и т. д.), из-за болезней гармоничность физического развития может нарушиться. В результате возникают отклонения в положении плечевого пояса, таза, формы позвоночника, грудной клетки, ног и иные нарушения. В связи с этим встает вопрос: можно ли улучшить физическое развитие тех, кто имеет различные физические недостатки, и оказать корригирующее (исправляющее) воздействие на возникшие нарушение? Опыт работы показывает, что: 1) можно предупредить возникновение подобных дефектов и добиться устранение части из них, 2) можно улучшить физическое развитие детей и взрослых, страдающих стойкими отклонениями со стороны позвоночника, грудной клетки, и даже приостановить таким путем усиление уже возникших деформаций (искривления конечностей, позвоночника). Особенно большое значение имеет предупреждение и устранение нестойких отклонений в физическом развитии (например, отклонение в осанке), привычек неправильно держаться, которые, длительно сохраняясь, могут закрепиться и отрицательно сказаться на общем здоровье и трудоспособности человека. Поэтому все, что улучшит физическое развитие, положительно отразится на здоровье и выносливости в работе и учебных занятиях. В основе профилактических мероприятий, воздействующих на физическое развитие, лежит прежде всего использование самых различных упражнений, обладающих широким диапазоном действия на человеческий организм.
2. ОСАНКА.
2.1 Возникновение дефектов осанки.
Привычную позу, в которой человек находиться при состоянии, работе (осанку), определяет положение головы, позвоночника, плечевого пояса, таза, ног. Осанка - привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Она формируется постепенно в процессе физического развития ребенка, развитие у него статико - динамических функций. Как мы отмечали выше, у малыша параллельно с приобретением им навыков удержания головы, сидения, стояния постоянно формируются физиологические кривизны позвоночника, изгиб в шейном отделе выпуклостью вперед (шейный лордоз), изгиб в грудном отделе выпуклостью назад (грудной кифоз) и изгиб в поясничной области выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Волнообразная форма позвоночника и наличие буферных образований в виде межпозвонковых дисков, имеющих хрящевое строение, обеспечивают высокие рессорные качества, предохраняют от сотрясения внутренние органы, центральную нервную систему.
Условия внешней среды (продолжительность и величина нагрузки, положение тела при учебных занятиях, работе) и функциональное состояние мускулатуры оказывают определенное влияние на форму позвоночника: нормально существующие изгибы могут усиливаться или уменьшаться, изменяется положение плечевого, тазового пояса, может возникнуть наклонность к ассиметричному положению тела. Неправильное положение при стоянии и сидении постепенно принимает постоянный характер, закрепляется.
Каковы дефекты осанки, связанные с изменениями положения плечевого пояса? Сюда относятся: сведенные вперед и «свисающие» плечевые суставы, «крыловидные» лопатки, ассиметричная установка плечевого пояса. Эти отклонения могут зависеть от условий статистической нагрузки (например, если школьник носит портфель с книгами постоянно в одной и той же руке), привычной неправильной позы (например, стремление некоторых девочек - подростков, стесняющихся высокого роста, стоять со скрещенными на груди руками и слегка согнутым корпусом). Большую роль в образовании подобных отклонений в положении плечевого пояса играет недостаточно гармоничное, неравномерное развитие определенных мышечных групп, особенно на фоне общей слабости мускулатуры.
Бывают отклонения со стороны осанки, возникновение которых имеет определенную связь с положением таза, являющегося с точки зрения биомеханики двуплечим рычагом, а именно изменением угла его наклона. При увеличении угла наклона переднего полукольца тазового пояса наблюдается усиление поясничного изгиба позвоночника (лордоза).
Изменение положение таза может быть связано со снижением силы мышц, поддерживающие таз в положение равновесия. Необходимо иметь в виду, что подобное изменение осанки может зависеть и от других причин: смещение у тучных людей траектории тяжести тела кпереди, которое выравнивается путем прогибания в поясничной области, ношения девушками обувь на высоких каблуках и тд.
Усиление поясничного лордоза •отмечается и при некоторых патологических, болезненных состояниях (например, двустороннем врожденном полиомиелитом). Усиление физиологической кривизны позвоночника особенно часто бывает связано с нарушением условий статистической нагрузки на фоне функциональной слабости мускулатуры.
К порочным положениям тела при сидении, принимаемым при учебных занятиях, следует отнести посадку с повернутым, наклоненным в сторону и сильно согнутым вперед корпусом. Это положение может быть связано с сидением на далеко отставленном стуле или занятиями за слишком низким столом, а также если книга или тетрадь находится на большом расстоянии от ребенка.
Весьма большую роль играет функциональное состояние мускулатуры, в частности слабое развитие мышц спины: в этом случае они быстрее утомляются, тело ребенка при сидении принимает согнутое положение и удерживается преимущественно силой натяжения связочного аппарата позвоночника. Положение с согнутым туловищем может возникнуть также при стоянии. У физически слабых детей иногда наблюдается сглаженность физиологических изгибов позвоночника («плоская спина»).
Из - за привычки сидеть высоко подняв правое плечо (например, при занятиях за слишком высоким столом, когда левая рука свисает вниз, или за круглым столом) может возникнуть асимметричное положение плечевого пояса. Постоянно сохраняющаяся привычка сидеть с положенной под ягодицы ногой и повернутым тазом приводит к неправильному его положению, создает искривленное положение тела, способствует наклону туловища в сторону.
Аналогичное асимметричное положение тела наблюдается при привычки стоять C отставленной в сторону и полусогнутой ногой. Подобные неправильные позы легче возникают у физически слабых детей и подростков и могут способствовать усилению бокового искривления позвоночника, вызванного другими причинами (например, изменениями в пояснично - крестцовом отделе позвоночника).
2.2 Предупреждение дефектов осанки.
Предупреждение дефектов осанки исходит из двух основных положений:
улучшение физического развития ребенка питей широкого использования различных видов физических упражнений.
организация благоприятных для подростка условий статической нагрузки на позвоночнике.
Чтобы удержать позвоночник и корпус в вертикальном положении, необходимо значительное напряжение мускулатуры. При ослаблении же мыши (в особенности мышц спины) любой неблагоприятный статический фактор будет больше способствовать возникновению искривления позвоночника. Для правильного физического развития подростка необходима активная мышечная деятельность. Производя различные виды физических упражнений, он будет лучше координировать движения, усилит функцию дыхательного аппарата, сможет лучше «компенсировать» неправильности осанки. В связи с этим в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим движений.
Не подлежит никакому сомнению необходимость больше внимания уделять физическому развитию детей, имеющих недостаточность функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Но делать это следует только под тщательным наблюдением врача. Крайне важно также дифференцированно использовать некоторые виды физических упражнений, чтобы сохранить тонус мышечной системы и укрепить организм детей, имеющих подобные нарушения.
Еще в большей степени требуются физические упражнения людям с дефектами осанки, которые могут быть устранены путем систематического выполнения серии сравнительно простых физических упражнений.
Наблюдения над лицами с намечающимися отклонениями со стороны позвоночника доказывают, как важно использовать с профилактической целью комплекс мероприятий, воздействующих на физическое развитие ребенка. Для устранения нарушений со стороны осанки в условиях учебного заведения и частью в домашних условиях должны быть применены следующие формы физических упражнений:
утренняя гигиеническая гимнастика;
физкультурные паузы во время занятий;
урок физкультуры;
дополнительные физические занятия для лиц ,страдающими дефектами осанки;
элементы спортивных упражнений, подвижные игры и рациональное использование прогулок на свежем воздухе.
Гигиеническая гимнастика, рекомендуемая детям, имеющим отклонения со стороны осанки, может проводиться в домашних условиях и учебных заведениях.
В первом случае комплекс упражнений предварительно разучивается.
Особенностью гигиенической гимнастики, применяемой по отношению к данному контингенту лиц, является способность, помимо оказания общефизиологического действия, дифференцированно, «направленно» воздействовать на определенные мышечные группы (спины, живота, ягодиц), укрепление которых положительно скажется на осанке. С этой целью в комплексе гигиенической гимнастики должны быть введены упражнения, производимые из исходных положения на четвереньках лежа на животе.
2.3 Комплексы физических упражнений для лиц с дефектами осанки.
Упражнение 1.И.п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох, возвращение в исходное положение - выдох (повторить 4-5 раз).
Упражнение 2.И.п. - стоя, руки в стороны, круговые движения руками назад, руками вперед (повторить 8-10 раз); дыхание произвольное.
Упражнение 3.И.п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса впорин ~ прямой спиной - выдох, возвращение в исходное положение (повторить 4-5 раз).
Упражнение 4.И.п. - стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо - влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раза).
Упражнение 5.И.п. - стоя, с палкой в руках; приседание; вытягивая руки вверх - вдох, возвращение в исходное положение - выдох (повторить 4-5 раз).
Упражнение 6.И.п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки - вдох, возвращение в и. п. - выдох (повторить 4-5 раз). Упражнение 7. И.п. - лежа на спине; попеременное поднимание ног вверх (повторить 3-4 раза).
Упражнение 8.И.п. - лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса - вдох, возвращение в исходное положение - выдох (повторить 3-4 раза).
Упражнение 9.И.п. - стоя на четвереньках; попеременное вытягивание руки и ноги - вдох, возвращение в и. п. - выдох (повторить 3-4 раза).
Упражнение 10.И.п. - стоя, руки на пояс; подскоки с последующей ходьбой. Дыхание не задерживать. Сделать 20-30 подскоков.
Упражнение 11.И.п. - стоя; поднимание выпрямленных рук вверх, опускание - выдох (повторить 4-5 раз).
Комплекс физических упражнении должен состоять из небольшого числа элементарных разносторонних упражнений, проводимых в достаточно эмоциональной форме. Могут быть включены движения в суставах верхних конечностей, полуприседания, разгибания и наклоны корпуса, упражнения для шейного отдела позвоночника и др.
Чтобы получить более полноценное действие зарядки на опорно - двигательный аппарат человека, в различные разделы урока должен быть включен ряд специальных упражнений «выравнивающего» характера. Для целей коррекции должны быть максимально использованы упражнения (построение, перестроение, повороты и т.д.).
В подготовительной части урока следует обратить внимание на ходьбу, которая может сопровождаться движениями рук, способствующим сближению лопаток и расширению грудной клетки (круговые движения руками, отведение вытянутых рук назад). Применяются упражнения в балансировании упражнения корригирующего характера в виде разгибаний и наклонов корпуса вперед с прямой спиной (особенно благоприятно действующими на мышцы спины), а также упражнения, укрепляющие ягодичные мышцы (попеременное отведение ног назад).
В основном части урока, используют игры, связанные с передачей мяча или гимнастической палки через голову (эстафеты), игры, требующие выгибания корпуса («пятнашки мячом»), а также перебрасывания мяча через голову. Особенное внимание должно быть обращено на упражнения, способствующие расширению грудной клетки.
Если на лицо имеются дефекты осанки, то в их устранении особенно большую роль играют дополнительные специальные занятия физической культурой с такими детьми в учебном заведении.
При наличии сглаженности физиологических изгибов позвоночника и при плоской спине необходима энергичная гимнастика с включением упражнений типа напряженных выгибаний. При усилении поясничного лордоза урок должен строиться так, чтобы способствовать укреплению мышц передней брюшной стенки.
Усиление кифоза позвоночника требует применения упражнении на разгибание корпуса в грудном отделе, производимых вначале из исходных положений, разгружающих позвоночник, лежа на животе стоя на четвереньках, в полувисе.
Когда имеется асимметрия в осанке, то необходимо особенно дифференцированный подбор исходных положений и упражнений. Целесообразно использование исходных положений разгружающих симметричной установке плечевого пояса. Упражнения должны быть направлены на укрепление мышц спины и расправление позвоночника, коррекцию асимметрии в положении плечевого пояса, улучшение функции дыхания и расширение грудной клетки.
Физические упражнения, которые могут быть использованы при проведении специальных дополнительных занятий физической культурой с учащимися имеющими отклонения со стороны осанки.
Упражнения, способствующие симметричной установке плечевого пояса (желательно выполнять перед зеркалом.).
Упражнение 1. И.п. - стоя я палкой в руках, поднимание на носки с вытягиванием руки вверх.
Упражнение 2. И.п. - стоя с палкой в руках; приседание с выносом палки вперед.
Упражнение 3. И.п. - палка опущена на лопатки, вытягивание рук вверх.
Упражнение 4. И.п. - стоя, руки вытянуты вперед на уровне плеча; разведение рук в стороны, сохраняя горизонтальное положение их.
Упражнения, укрепляющие длинные мышцы спины (коррекция сутулости)
Упражнение 1. И.п. - стоя руки на пояс; наклон корпуса вперед с прямой спиной, разгибание корпуса назад.
Упражнение 2. И.п. - стоя руки на затылок; приседание с прямок спиной.
Упражнение 3. И.п. - лежа на животе руки, на поясе или к плечам, разгибание корпуса.
Упражнение 4. И.п. - на четвереньках; одновременное и поочередное вытягивание рук и ног.
Упражнения, укрепляющие мышцы живота и ягодичные мышцы (коррекция при усиление поясничного лордоза)
Упражнение 1. И.п. - лежа на спине; «велосипедные движения» ногами.
Упражнение 2. И.п. - лежа на спине; наклон корпуса вперед, стараясь достать руками носки ног.
упражнения, способствующие самокоррекции различные отклонении со стороны осанки.
Упражнение 1. И.п. - стоя, с вертикальным положением корпуса; прислонившись затылком, лопатками и ягодичной областью к стене (гимнастической стенке), сделать шаг вперед и, сохраняя прямое положение корпуса, возвратиться назад.
Упражнение 2. И.п. - стоя, с мячом на голове, положенным на ватно марлевый валик, руки вытянуты в стороны; ходьба с выпрямленным корпусом, стремясь удержать мяч на голове.
При максимальном использовании ряда спортивных упражненик нормализующих двигательный режим человека, перечисленные мероприятия будут значительно более эффективными. Особенно полезны с точки зрения влияния на осанку ходьба на лыжах, плавание, гребля.
Ученику с отклонением со стороны осанки могут быть рекомендованы и другие виды спорта, ячкак, например, спортивные игры с мячом, сопровождающиеся симметричным вытягиванием рук вверх, a также подвижные игры с переброской мяча с двумя руками.
Необходимо предостеречь студентов ослабленных, с недостаточно крепкой мускулатурой, в связи с опасностью перерастяжения связочного аппарата позвоночника от выполнения ряда упражнении акробатики, спортивной гимнастики на снарядах.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большое влияние на правильное развитие человека (являющееся одним из основных условий, помогающих предупредить возникновение различных нарушений осанки) оказывают общий гигиенический режим, регулярность в приеме пищи, гигиена сна, достаточная длительность пребывания на воздухе, правильное сочетание работы и отдыха, закаливание и т.д. Следует подчеркнуть значение и необходимость сна на полужесткой постели с небольшой подушкой под головой, чтобы сохранять правильное положение позвоночника.
Как указывалось выше, в профилактике отклонений со стороны позвоночника особенно большую роль играет также рациональный режим «статической нагрузки» на опорно-двигательный аппарат.
Существенную профилактическую роль играет соблюдение специального режима, оказывающего благоприятное влияние на человека. Необходимо следить за правильным развитием у него статико-динамические функции.
Начиная с дошкольного возраста особенно важно выработать у ребенка правильное положение тела с выпрямленном туловищем и симметричном положением плечевого пояса. Известно, что длительно сохраняемая асимметричная поза при занятиях в школе и дома при частом повторении приобретает характер стереотипа, привычки и ведет в дальнейшем к анатомо-физиологическим изменениям в связочно-мышечном аппарате и костной системе ребенка. Поэтому следует особо подчеркнуть необходимость устранения ряда привычек, которые могут повести к стойким дефектам осанки. Например, некоторых детей надо отучать от стремления сидеть с подложенной под ягодицы ногой, сидеть на занятиях или дома с закинутой на спинку стула рукой, повернутым корпусом и т.д.
Неправильное положения корпуса ученика при сидении, письме может зависеть от слишком большого наклона тетради вправо и влево, поэтому необходимо следить, чтобы угол наклона приближался к 40 градусам. При выполнении письменных заданий предплечье должно покоиться на столе, а соотношение между высотой стола и стула должно быть таким, чтобы позвоночник не искривлялся вперед.
Дефект осанки может быть связан также с нарушениями со стороны зрения или плохой освещенности книги, тетради.
Если у ребенка имеется склонность при письме слишком сильно наклонять корпус вперед, то нужно разобраться в том, не зависит ли это от слабого зрения? Своевременная помощь окулиста, подбор очков в некоторых случаях дают возможность предупредить сутулость.
Таким образом, мероприятия, способствующие исправлению дефектов осанки, будут более эффективны при условии воспитания правильного положения тела при стоянии, учебных занятиях, чертежной работе.
Список литературы.
Используемая методическая литература:
1. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лыжный спорт : учебник / Г.А. Сергеев, Е.В. Мурашко, Г.В.Сергеева и др.; под ред. Г.А. Сергеева.- М.: Издательский центр «Академия», 2019
2. Жданкина Е.Ф. Физическая культура. Лыжная подготовка: учебное пособие / Е.Ф. Жданкина, И.М. Добрынин; под науч. ред. С.В. Новаковского.- М.: Юрайт, 2021.- Текст : электронный.
3. Махов С.Ю., Лыжная подготовка, Межрегиональная Академия безопасности и выживания, 2022- 5с.
4. Плохой В. Н., Подготовка юных лыжников-гонщиков и ее особенности в биатлоне, двоеборье и роллерах, Изд-во.: Спорт, 2021 – 278 с.
Интернет ресурсы
Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: http://www.edu.ru/
www.minstm.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).