Методическая разработка по функциональной грамотности. Математическая грамотность
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Задание 1/5 Прочитайте текст «Рациональное питание – залог здоровья», расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа Даша готовит доклад о рациональном питании школьников, в котором использует таблицу суточной нормы калорий. Определите калорийность дневного рациона девочки 12 лет. 2700 Ккал 2300 Ккал 2450 Ккал 2900 Ккал | РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Правильное питание в подростковом возрасте играет немаловажную роль в формировании взрослеющего организма. По статистике около 30% хронических заболеваний у подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, связано с неправильным питанием. Калорийность ежедневного рациона должна быть равнозначна или немного меньше расходуемой в течение дня энергии. Примерная норма дневного потребления калорий для здорового человека зависит от возраста и пола. Таблица суточной нормы калорий по возрасту и полу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Задание 2/5 Прочитайте текст «Рациональное питание – залог здоровья», расположенный справа. Внесите соответствующие данные в таблицу Для доклада о рациональном питании Даша рассчитала необходимую калорийность каждого из приёмов пищи. Заполните недостающую информацию в таблице, если дневная калорийность рациона 1450 Ккал.
| РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Правильное питание в подростковом возрасте играет немаловажную роль в формировании взрослеющего организма. Советы по здоровому питанию универсальны. Дробное питание 5 – 6 раз в день, с перерывами не более 4 часов, маленькими порциями. Последний прием пищи — за 2 – 3 часа до сна. Рекомендуются 3 основных приема пищи: завтрак, обед и ужин — и 2 перекуса. На завтрак должно приходиться 20 % калорийности рациона, на обед — 40 %, на ужин — 20 %. Перекус может составлять 10 % от дневной калорийности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Жидкость Задание 3/5 Прочитайте текст «Рациональное питание – залог здоровья», расположенный справа. Выполните задание по тексту Даша готовит доклад о рациональном питании школьников. Выполняя практическую работу, подсчитывала количество жидкости, которую она выпила в течение дня:
Выполнила ли Даша дневную норму по потреблению жидкости, если её масса 44 кг? ______(да/нет) Поясните: | РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Жидкость Потребность организма детей и подростков в воде выше, чем у взрослых, и составляет на 1 кг массы тела 50 г (у взрослых – 30–40 г). Полезно пить минеральную воду, чаи, отвары из трав и сухофруктов, овощные и фруктовые соки. Газированные напитки не способны утолить жажду, они раздражают слизистую желудка, способствуют вымыванию кальция из костей и зубов, могут вызывать аллергические реакции. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Завтрак Задание 4/5 Прочитайте текст «Рациональное питание – залог здоровья», расположенный справа. Выполните задание по тексту Следуя рекомендациям по здоровому питанию, Даша на завтрак съела молочную геркулесовую кашу с фруктами, хлеб и сыр. Рассчитайте калорийность завтрака, заполните таблицу.
На завтрак должно приходиться не менее 20 % калорийности дневного рациона (дневная калорийность рациона 1450 Ккал). Соответствует ли завтрак Даши дневной норме? Ответ поясните | РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Завтрак При организации питания подростка необходимо учитывать индивидуальные особенности. Завтрак в идеале должен состоять из закуски, какого-либо горячего блюда, а также горячего напитка. Рекомендуется включать также фрукты и овощи. Примерные варианты горячих блюд для завтрака: Запеканка творожная с шоколадным соусом или изюмом; овсяная каша на молоке с ягодами или сухофруктами; пшеничная молочная каша с изюмом, бананом или яблоком; омлет (яичница) с мясом, овощами или зеленым горошком; творожные сырники с вареньем либо сметаной. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Хлеб Задание 5/5 Прочитайте текст «Рациональное питание – залог здоровья», расположенный справа. При подготовке доклада Даша узнала, что несмотря на большую ценность продукта, избыточное употребление хлеба может привести к ожирению, повышению холестерина, диабету, болезням сердца и сосудов. Рассчитайте калорийность 100г хлеба, выполнив округление до целого числа
| РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Хлеб Хлеб является важной частью сбалансированного рациона, т.к. содержит клетчатку, аминокислоты и витамины, необходимые нашему организму. Их содержание в хлебе может значительно различаться в зависимости от его вида, а также исходного сырья. Мучные изделия содержат богатый состав микронутриентов: витаминов (В1, В2, В6, РР, Е) и минералов (магний и железо). Витамины активно участвуют в обменных процессах. Их недостаток сказывается на состоянии отдельных органов и тканей, а также на важнейших функциях: рост, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (6 класс) Характеристики заданий и система оценивания | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Задание 1/5 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: • Содержательная область оценки: неопределённость и данные • Компетентностная область оценки: интерпретировать • Контекст: общественная жизнь • Уровень сложности: низкий • Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа • Объект оценки: выделять в тексте задания нужные данные, соотносить результат с указанными условиями • Максимальный балл: 1 • Способ проверки: программный | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система оценивания | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балл | Содержание критерия | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Выбран ответ 3 ( 1450 Ккал) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | Другой ответ или ответ отсутствует | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Задание 2/5 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: • Содержательная область оценки: количество • Компетентностная область оценки: применять • Контекст: общественная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами • Объект оценки: решать расчётную задачу, находить процент от числа • Максимальный балл: 2 • Способ проверки: программный | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система оценивания | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балл | Содержание критерия | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Допущена одна ошибка в таблице | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | Допущено более одной ошибки или ответ отсутствует | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Жидкость Задание 3/5 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: • Содержательная область оценки: количество • Компетентностная область оценки: применять и интерпретировать • Контекст: личная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом • Объект оценки: решать расчётную задачу, сравнивать величины. • Максимальный балл: 2 • Способ проверки: экспертный | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система оценивания | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
балл | Содержание критерия | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Верно выполнено решение задачи, получен верный ответ «НЕТ» 44 × 50г = 2200г суточная потребность в жидкости 200г+150г+130г+250г+100г+200г+130г+100г+250г+200г+150г+100г=1960г выпила Даша в течение дня 1960 <2200, значит, дневная норма по потреблению жидкости не выполнена | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Получен неверный ответ «ДА» в следствие одной вычислительной ошибки ИЛИ получен ответ «НЕТ» и допущена одна вычислительная ошибка | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | Допущено более одной ошибки или ответ отсутствует | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Завтрак Задание 4/5 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: • Содержательная область оценки: количество • Компетентностная область оценки: интерпретировать • Контекст: личная жизнь • Уровень сложности: высокий • Формат ответа: задание с развёрнутым ответом • Объект оценки: решать расчётную задачу, сравнивать величины. • Максимальный балл: 3 • Способ проверки: экспертный | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система оценивания | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
балл | Содержание критерия | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Верно выполнено решение задачи, получен верный ответ «ДА»
1450 ·0,2 = 290 Ккал – норма калорийности завтрака 290 < 332,5 Завтрак Даши соответствует дневной норме | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Таблица калорийности завтрака заполнена верно или допущена ошибка в одной из ячеек таблицы. При этом получен верный ответ «ДА» о соответствии завтрака Даши дневной норме (возможно без вычислительного пояснения) | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Таблица калорийности завтрака заполнена верно или допущена ошибка в одной из ячеек таблицы, но ответ о соответствии завтрака дневной норме отсутствует. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ Хлеб Задание 4/5 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: • Содержательная область оценки: количество • Компетентностная область оценки: применять • Контекст: общественная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: задание с несколькими краткими ответами • Объект оценки: решать расчётную задачу, округлять числа • Максимальный балл: 2 • Способ проверки: программный | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система оценивания | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
балл | Содержание критерия | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Верно заполнена таблица
| | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Допущена одна ошибка в таблице | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | Допущено более одной ошибки или ответ отсутствует | |
Используемая литература:
http://64.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/W2Dw/content/хлеб-в-рационе-питания-детеи
https://biokor.ru/stati/pravilnoe-pitanie-dlya-podrostkov
https://duphalac.ru/zapory-u-podrostkov/kak-pravilno-podobrat-produkty-i-sostavit-racion-podrostka/
https://ugmedtrans.ru/article/zdorovoye-pitaniye-dlya-podrostkov.html