12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сумина Алла Анатольевна87
Всем доброго дня. Меня зовут Сумина Алла Анатольевна, я молодой специалист. Работаю воспитателем в детском саду. Работа мне нравиться, хочется развиваться в этом направлении.
Россия
4

Методическая разработка по развитию творческого воображения в доо с применением методов и приёмов ТРИЗ

Методическая разработка по

развитию творческого воображения детей дошкольного возраста с применением приемов и методов ТРИЗ.


Выполнила: Сумина А. А

Актуальность данного исследования заключается в том, что творческое воображение, как психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности старшего дошкольника, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии дошкольника, об определении сущности механизмов воображения и о необходимости развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Как показали исследования Л.С. Выготского[12], В.В. Давыдова [14], Е.И. Игнатьева [21], С.Л. Рубинштейна [44], Д.Б. Эльконина [57], В.А. Крутецкого [32] и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение старших дошкольников представляет огромный потенциал для реализации проектов комплексного подхода в обучении и воспитании согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС). ФГОС направлен на решение определённых задач:

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Творческое воображение дошкольников представляет огромный потенциал для реализации проектов комплексного подхода в обучении и воспитании согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС). ФГОС направлен на решение определённых задач:

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

В дошкольном возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Для того чтобы развивать творческое воображение у старших дошкольников, необходима организованная и систематичная работа, реализованная в виде комплекса занятий развития.

Цель:

-развивать способности у детей по созданию новых образов с помощью нетрадиционных техник рисования;

-организовать различные виды деятельности (изобразительная, развитие речи, театрализация) с применением приемов и методов ТРИЗ.

-применить ТРИЗ в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.


Задачи:

1. Подобрать диагностические методики, направленные на выявления уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать комплекс занятий по развитию творческого воображения

3. Разработать методические рекомендации для педагогов по развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.


Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Начало развития детского воображения связывается с периодом, когда дошкольник впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто с помощью разнообразных средств и приемов [8].

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Выделяют следующие этапы развития воображения у детей дошкольного возраста:

1) До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

2) В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

3) В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

В психолого-педагогической литературе отмечают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий:

1) эмоциональное общение с взрослыми;

2) предметно-манипулятивная деятельность;

3) необходимость разных видов деятельности [31].

Рассмотрим первое психолого-педагогическое условие – создание условий для развития творческого воображения в детском возрасте.

Началом его развития представляется естественная изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире, выражать себя через доступные средства [50].

Связь потребности в новых впечатлениях с общением очевидна: взрослый выступает постоянным источником информации. Именно взрослый открывает для ребенка мир фантазии в виде условных действий, мнимых ситуаций, обрисованных словами образов. Ребенок осваивает действительность, подражая взрослому, но постепенно допуская варианты действий. Наглядно детское словотворчество и игры со словами.

Таким образом, в качестве одного из условий развития воображения можно выделить общение, в частности, с взрослыми людьми. При этом формирующее воздействие взрослого на развитие воображения ребенка будет состоять в создании мнимых ситуаций и образов в совместных с ребенком действиям.

В качестве средств, развивающих воображение, можно использовать все виды деятельности ребенка: сюжетно-ролевые, дидактические игры и игры-драматизации, чтение литературных, волшебных сказок, кратких фольклорных произведений, стихов, прослушивание музыкальных произведений, рисование, лепка, конструирование. Творческий характер воображения напрямую зависит от овладения ребенком способами преобразования впечатлений. В игре и художественной деятельности происходит интенсивное освоение средств и приемов воображения.

Таким образом, создание условий для активизации речи ребенка, использование различных видов деятельности, активное участие в творческой деятельности взрослых способствует развитию творческого воображения в детском возрасте.

Рассмотрим второе психолого-педагогическое условие – организация взаимодействия с родителями и обучение их приемам развития творческого воображения у детей.

Всякая работа специалистов – педагогов и психологов, будет эффективна, если в ней будут принимать активное участие родителей ребенка. Поэтому очень важно организовать работу с родителями тех детей, с которыми проводится комплекс занятий, направленный на развитие творческого воображения у старших дошкольников.

В дошкольном возрасте воображение ребенка складывается из двух основных процессов: восприятия и представления в образах. Оперирование образом непрерывно связано с речью сам процесс работы над образом направляется и уточняется словом.

Образное и вербальное фантазирование в своем начале и развитии неотделимо от речевых перекомбинаций и речевого контроля, благодаря чему ребенку удается получать отражательный результат, отличный от его жизненного опыта. Без речевого участия этого сделать нельзя, что подтверждается фактами прямых корреляций между речевыми нарушениями и нарушениями фантазии. В случаях резкого нарушения вербальной сферы деятельности воображение ребенка, страдающего этим дефектом, падает до нуля [36].

Поэтому родителям в первую очередь нужно рекомендовать развивать речь ребенка: больше читать и обсуждать детских книг, выстраивать диалог с ребенком во время различных занятий, на прогулке отмечать особенности окружающей среды, замечать интересные детали и обсуждать их с ребенком, обсуждать с ребенком совместно просмотренные мультфильмы и детские фильмы. Родителям необходимо помнить о том, что только при полноценном развитии речи возможно развитие логического мышления и воображения, воспитание эмоций ребенка.

Третье условия развития творческого воображения у детей, с которыми обязательно нужно знакомить родителей ребенка:

- процесс воспитания творчества у детей предполагает, прежде всего, воспитание взрослых (родителей и педагогов), способных руководить творчески;

- обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член деятельности.

Родителям дошкольника принадлежат следующие функции: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности; во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Поэтому родителей ребенка необходимо учить приемам и методам развития творческого воображения ребенка.

Творчество ребёнка старшего дошкольного возраста имеет некоторые особенности, которые отличают его от творчества взрослого.

1. Ребёнок дошкольного возраста рисует, вырезает, наклеивает, при этом создаёт субъективно новое для себя самого. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

2. Творческая деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществлён и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребёнок не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая опыт, ребёнок развивается [38].

Родителям необходимо знать эти особенности творчества детей, для того чтобы поддерживать интерес ребенка к окружающему и обеспечивать условия для творческого развития ребенка. Дошкольник должен чувствовать новизну и ценность продукта своего творчества, родителям нужно хвалить ребенка и отмечать интересные детали творческого продукта ребенка. Также родителям необходимо помнить о том, что без их помощи ребенок не сможет усвоить опыт предыдущих поколений и творчески его использовать.

А.А. Волков, характеризуя творчество старших дошкольников, отмечал его разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Он обращал особое внимание на взаимодействие детей с взрослыми. Такое взаимодействие развивает ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти стороны личности необходимы, чтобы успешно развивать в дошкольнике творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу тля творчества детей [11]. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательным – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет дошкольникам ярче воспроизводить в своём творчестве виденное ими. И в этой работе должны принимать активное участие не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.


Что же такое ТРИЗ?

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

В обществе социальные и экономические преобразования устанавливают необходимость формирования творчески активной личности. Умением обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед специалистами образования встает важная задача по развитию творческого потенциала дошкольников. Проблема развития воображения дошкольников интересует исследователей тем, что творческая деятельность человека этот психический процесс, который является необходимым элементом любой формы, его поведения в целом. Одним из видов воображения является творческое воображение.

Творческое воображение-это процесс творческой деятельности, характеризующийся созданием новых неповторимых стилей. Педагоги и воспитатели решают сложную задачу «социализации ребенка» — выявление способностей у детей, правильная оценка и поддержание развития. Потому что для творческих начал этот период играет важнейшую роль. Развивать способности следует планомерно и систематично, учитывая возрастные особенности, психическое и физическое развитие ребенка, условия в которых он воспитывается и другие факторы.

Для выявления творческого потенциала ребенка исследователями выявлены черты, характеризующие наличие творческих способностей у дошкольника. Ребенок с творческим началом самостоятелен, активен и предприимчив, применяет уже освоенные способы работы к новому содержанию, находит нестандартные способы решения задач, эмоции и чувства выражает при помощи различных изобразительных средств. Люди отличаются от животных способностью творить.

Изначально в основу концепции обучения по этой методике были заложены всего лишь четыре основных стадии:

На первая стадия-поиск сути и истины. Именно в этот период ребенок начинает учится осознавать, что любой из предметов, которые его окружают, может использоваться совершенно по-разному.

Вторая стадия -полностью посвящена этапу поиска.

Третья стадия- поиск противоречий в самом предмете. На этой стадии анализируется, что в нем полезно и хорошо, а что является и вовсе лишним.

На третьей стадии перед ребенком ставится задача разрешить противоречия. По мнению многих педагогов, этот этап является -интересным, так как именно для него в свое время была разработана целая система развивающих задач и игр.

четвертая стадия, направлена на развитие творческого воображения и мышления. Теперь ребенок должен самостоятельно придумать не выполнявшиеся ранее упражнения, а также сказки, где присутствуют, противоречия. Именно для этой стадии автором методики ТРИЗ были разработаны различные е методики, в состав которых входит рисование, конструирование, лепка и, безусловно, игра.


Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам:

1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.

3. Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

4. Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.).



ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Констатирующий этап эксперимента

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад 16» п. Бишкиль. В исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста в возрасте 3-4-5-6-7 лет.

Анализ продуктов детского творчества, выполненных на-занятиях происходило с помощью:

- теоретических: методы анализа, синтеза, обобщение и систематизация данных психолого-педагогических и методологических данных по теме исследования.

- эмпирических: методика «Изучение уровня развития творческого воображения» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева)[52]; Методика «Два зонтика Оле-Лукойе» (О.А. Белобрыкина) [6].

Для определения уровня сформированности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста была использована методика «Два зонтика Оле-Лукойе» (О.А. Белобрыкина).

Цель: определение уровня развития творческого воображения детей.

Детям предлагалось изобразить два зонтика принадлежащих сказочному герою из сказки Андерсена.

Оценка результатов задания:

1) Оригинальная форма зонта:

2 балла – оригинальная форма (зонты имеют существенные различия).

1 балл – малооригинальная форма (зонты имеют не существенные различия).

0 баллов – неоригинальные форма (зонты очень похожи между собой).

2) Оригинальное цветовое решение:

2 балла оригинальное цветовое решение (смешивание красок, существенные различия в выборе цвета, цвет как средство выражения).

1 балл – малооригинальное цветовое решение (зонты имеют не существенные различия в цветовом решении, смешивание красок отсутствует).

0 баллов – неоригинальное цветовое решение (зонты похожи между собой, не отличаются цветовой палитрой).

3) Украшение на зонтах:

2 балла – оригинальное (присутствие фантастических сцен, изображение лиц), существенные различия.

1 балл – малооригинальное решение (зонты имеют различия в украшении, допускается отсутствие украшений на одном из зонтов).

0 баллов – неоригинальное решение (зонты похожи между собой, не отличаются, не украшены оба зонта).

4) Использование нетрадиционной техники как средство передачи образа:

2 балла – оригинальное (использование двух техник).

1 балл – малооригинальное решение (использование одной техники).

0 баллов – неоригинальное решение (не использование ни одной техники).

Высокий уровень –5-8 баллов. Средний уровень –3-4 балла. Низкий уровень – 0-2 балла.

Полученные мною данные я представила в таблице 1, рисунке 1.


Таблица 1 – Определение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Два зонтика Оле-Лукойе» (О.А. Белобрыкина) на констатирующем этапе эксперимента

п/п

ФИ, ребенка

Показатели творческого воображения, баллы

Общее количество баллов

Уровень

1.Оригинальная форма зонта

2.Оригинальное цветовое решение

3.Украшение на зонтах

4.Использование нетрадиционной техники как средство передачи образа

1

Егор Ф.

1

2

2

0

5

Высокий

2

София И.

1

2

2

1

6

Высокий

3

Кирилл У.

1

1

1

1

4

Средний

4

Сумина В.

1

1

1

1

4

Средний

5

Алена Б.

0

0

1

1

2

Средний

6

Мария М.

1

0

0

1

2

Низкий

7

Артем Ф.

0

1

1

1

3

Средний

8

Настя Ф.

1

1

1

1

4

Средний

9

Софья Б.

1

1

0

0

2

Низкий

10

Камилла Т.

0

1

0

1

2

Низкий



t1708363469aa.gif

Рисунок 1 – Диаграмма оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Два зонтика Оле-Лукойе» (О.А. Белобрыкина) на констатирующем этапе эксперимента


На основании проведенной методики мы выявили следующее: высокий уровень творческого воображения: 20% (2 ребенка). Средний уровень: 50% (5 детей). Низкий уровень: 30% (3 детей).

У детей возникали следующие трудности в выполнении заданий:

- не способны к фантазированию и моделированию, частичное использование нетрадиционной техники для передачи образов.

- присуще малооригинальное цветовое решение, использование одной техники.

Для определения уровня развития творческого воображения у дошкольников была использована методика Г.А. Урунтаевой Ю.А. Афонькиной. Особенностью обработки данных при анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и относят дошкольников к одному из 3 уровней.

- высокий уровень (3 балла). Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по деталям рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

- средний уровень (2 балла). Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

- низкий уровень (1 балл). Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Полученные нами данные мы представили в таблице 2 и рисунке 2.


Таблица 2 – Определение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике Г.А. Урунтаевой Ю.А. Афонькиной на констатирующем этапе эксперимента

п/п

ФИ, ребенка

Показатели творческого воображения, баллы

Общее количество баллов

Уровень

1.Оригинальная форма зонта

2.Оригинальное цветовое решение

3.Украшение на зонтах

4.Использование нетрадиционной техники как средство передачи образа

1

Егор Ф.

1

2

2

0

5

Высокий

2

София И.

1

2

2

1

6

Высокий

3

Кирилл У.

1

1

1

1

4

Средний

4

Сумина В.

1

1

1

1

4

Средний

5

Алена Б.

0

0

1

1

2

Средний

6

Мария М.

1

0

0

1

2

Низкий

7

Артем Ф.

0

1

1

1

3

Средний

8

Настя Ф.

1

1

1

1

4

Средний

9

Софья Б.

1

1

0

0

2

Низкий

10

Камилла Т.

0

1

0

1

2

Низкий


t1708363469ab.gif

Рисунок 2 – Диаграмма оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике Г.А. Урунтаевой Ю.А. Афонькиной на констатирующем этапе эксперимента


На основании проведенной методики мы выявили следующее: высокий уровень творческого воображения: 20% (2 ребенка). Средний уровень: 50% (5 детей). Низкий уровень: 30% (3 детей).

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, я пришли к выводу, что творческое воображение у детей развито недостаточно. Анализируя все полученные мною данные, можно утверждать, что в целом дети находятся на среднем уровне развития творческого воображения, лишь несколько человек имеют высокий уровень развития воображение, а шесть детей низкий. В большинстве случаев в процессе проведения методик дети проявляли заинтересованность и инициативность, но с возникновением определенных трудностей впадали в замешательство и не могли дальше работать. Это говорит о необходимости проведения работы по обучению детей обследовательским действиям при помощи создания различных проблемно-игровых ситуаций и внесения необходимых материалов в развивающую среду.



Применение ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста

На констатирующем этапе моего исследования, были получены данные и соотнесены с уровнями по развитию творческого воображения у детей, дошкольного возраста, которые нуждаются в доработке.

Цель: развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи формирующего этапа исследования:

1. Развивать детское творчество и творческое воображение с помощью ТРИЗ технологий.

2. Научить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения.

3. Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому.

4. Научить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию творческого воображения у детей осуществлялась на протяжении 2-х месяцев (сентябрь, октябрь) с детьми, дошкольного возраста.

Для организации развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста был разработан комплекс занятий. Комплекс задач и мероприятий, который имеет определенное содержание и направлен на достижение цели – развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Данный комплекс – это прекрасная среда для изучения и развития воображения у детей дошкольного возраста, а также глубокого понимания внутреннего мира ребенка, поддержания психического здоровья, развитие его познавательных процессов, мелкой моторики, развитие и коррекция эмоциональной сферы, а также установление доверительных отношений с детьми.

Отличительной особенностью данного комплекса различных видов занятий, от уже существующих, является то, что он учитывает психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и состоит из специально направленных на развитие воображения и творческих способностей детей.


Таблица 3 – Блок комплексных занятий, направленных на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Название занятия

Цели и задачи проводимых занятий

1

Рисование «Знакомство с акварелью»

Познакомить детей с особенностями акварельных красок, развивать фантазию, воображение, самостоятельность.

2

«Кляксы»

Познакомить детей с особенностями акварельных красок, развивать фантазию, воображение, самостоятельность.

3

Лепка «Не существующее животное».

Развивать творчество, воображение, находить сходство и различие, видеть целостность образа, развивать образное мышление.

4

Творческое занятие «Осенний (весенний) ковер».

Развивать воображение, мышление, творчество детей.

5

Творческое занятие «Вот я какой».

Развивать воображение, мышление, творчество детей.

6

Рисование пальчиками.

Развитие творческого воображения.

7

Рисование ладошкой.

Развитие творческого воображения.

8

«Сегодня мы – волшебники».

Развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.

9

«Животные, которых я сам придумал»

Учить самостоятельно выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы.


Я выбрала нетрадиционные техники, так как нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществу:

- многообразие способов рисования;

- многообразие средств рисования;

- проявляется характер ребенка, его индивидуальность;

- вызывает целый комплекс эмоций;

- развивает мелкую моторику руки;

- прививает любовь к изобразительному искусству;

- непринужденно развивает творческие способности.

Для освоения нетрадиционных способов, предоставила широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:

- листы для рисования разного формата;

- акварельные и гуашевые краски;

- кисти № 2, 3, 5, 7, 10;

- масляная пастель;

- графитовый карандаш.

Также могут быть использованы дополнительные средства: салфетки, палитра, поролон, зубная щетка, пластиковый стаканчик, трубочка для коктейля, свеча, черная плакатная тушь, резиновые (медицинские перчатки), шампунь, прищепка, нитки.

Представим комплексно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по развитию творческого воображения у детей.

Занятия были спланированы так, чтобы они проходили в живой, радостной атмосфере и были интересны детям. В начале каждого занятия мы настраивали детей на творческое занятие с помощью игры – использовались сюжеты сказок, стихи, игровые элементы.

В ходе проведения занятий дети самостоятельно и с живым интересом выполняли работу. После занятий они с интересом рассматривали работы других детей и оживленно обсуждали свои и чужие работы.

Непосредственно образовательная деятельность, направленная на развитие творческого воображения детей, была основана на нетрадиционных техниках рисования, которые обеспечили толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники научились думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляло дошкольников. У них сохранялась высокая активность. Работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. С детьми подготовительной группы мы учились рисовать техниками кляксографии, техникой рисования свечой, ватными палочками, пальцами, техникой оттиска, рисования «по сырому» и другими не менее интересными техниками.

Хорошо развивали воображение игры с кляксами (кляксография), использованные в занятии «Чудесные превращения кляксы», так как кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Эта техника рисования помогает развить глазомер, координацию. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали, что способствует развитию воображения по показателям «оригинальность» и «разработанность».

С помощью техники «кляксография» развивалась гибкость. Дети изображали «кляксы» (на центр листа наносятся капли жидкой краски, которую затем раздувают через соломинку). Затем в «кляксе» необходимо было увидеть образ, дети дорисовывали тоненькой кисточкой увиденный образ, получая из цветных линий» необыкновенное животное, «сказочный домик», «русский богатырь» и др.

Использование нетрадиционных техник рисования в непосредственно образовательной деятельности детей помогло раскрыть их творческий потенциал. Дети вели себя раскованно, естественно, увлеченно при выполнении творческих заданий, ощущали радость творчества, радость от встречи с прекрасным, удовлетворение от творческой деятельности, способности создавать своими руками новое, необычное.

Помимо комплекса занятий, была разработана система игр и упражнений, направленных на развитие творческого воображения, которую представила, в таблице 4.


Таблица 4 – Система игр и упражнений, направленных на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Название игр и упражнений

Образовательная задача

Игра «Мозговой штурм

Развитие воображения творческого и мышления

Игра «На что похоже?»

Развитие воображения и творческого мышления.

«Выдумай историю»

Развивать творческое воображение детей.

«Продолжи рисунок»

Развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

«Что бы было, если...» - игровая ситуация

Развивать воображение и творческие способности

«На что похожи облака?» - наблюдение

Формировать творческое воображение

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Формирование у детей способность общаться со сверстниками, развитие воображения и создания сюжета игры.

«Путешествие в Фигурный город»

Развитие воображения.

«Угадай настроение»

Учить описывать настроение человека по выражению лица.

«На что похожи наши ладошки»

Развитие воображения и внимания.

«Портрет заговорил»

Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.

Театрализация «Сказка»

Развитие системного мышления, творческого самовыражения.

«Угадай, что в мешочке»

Развивать процесс воображения

Игра «Камешки на берегу»

Учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений

«Необыкновенные приключения»

Развить фантазию и воображение.

«Море волнуется» - подвижная игра

Активизировать творческое воображение, играть в коллективе

Игра «Фото на намять»

Развить воображение, подражательность, мимику детей.

«Забавные буквы»

Придумывание названий обычных и фантастических предметов на заданные буквы

Игра «Перестановки»

Тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

«Встреча друзей»

Знакомство детей с Фокальным анализом.

«Отгадай и обойди»

Научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Игра «Волшебные картинки»

Учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов

Спасаем Колобка

Развивать творческое воображение, фантазию учить наделять известных сказочных персонажей качествами, которые им не присущи.

«Небылицы» - словесная игра

Развивать воображение и учить детей фантазировать

«Чего не стало?»

Развивать наблюдательность. Внимание.

«Сказка о бабочках»

Знакомство детей с основами Морфологического анализа.

«Ромашка»

Придумывание слов из заданных букв.


Таким образом, разработанные мероприятия, направленные на развитие творческого воображения дошкольников, средствами ТРИЗ технологий требует системного, целенаправленного и творческого подхода.

Данные мероприятия включают четыре этапа:

Первый этап включает в себя 2 занятия и учит детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и явлений. Второй этап формирующей программы учит детей фантазировать, изобретать. Упражнение «На что похожи наши ладошки» развивают внимание и воображение дошкольников. Упражнение «Волшебные кляксы» учит находить сходства в размытых изображениях и развивает творческое воображение. Третий этап программы заключается в придумывании и решении сказочных задач. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но, прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. На последнем этапе усвоенные приемы и методы творческого воображения используются в решении задач и помогают найти выход из любой сложной ситуации.

Развитие творческого воображения в рамках программы осуществляется при помощи следующих основных форм и методов работы: игровой деятельности, художественной деятельности, речевой деятельности.

Для достижения поставленной цели программы развития творческого воображения старших дошкольников средствами ТРИЗ технологий необходимо взаимодействие педагогов МДОУ и родителей воспитанников.

Для этого были составлены рекомендации для родителей и воспитателей по развитию творческого воображения дошкольников, средствами ТРИЗ технологий.

Консультации для родителей «Как развивать творческое воображение у ребенка».

На сегодняшний день сложилась тенденция недооценивать такой психический процесс, как воображение. Родителей в основном волнуют два вопроса – здоровье детей и их подготовка к школе. Решая последний, они начинают обучать малыша чуть ли не с пеленок, превращая окружающую среду в маленькую школу.

Психическое развитие детей идет скачкообразно, определенными периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Если по каким-либо причинам на одном из этапов ребенок не освоил определенный вид деятельности, не получили развитие специфические черты его личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности. Ведущая деятельность для дошкольного возраста – игра, а возрастное психологическое новообразование – воображение.

Значение воображения

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

Способы развития воображения

Психологи выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:

1. Воссоздающее – образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.

2. Творческое – ребенок начинает фантазировать без опоры на какие-либо факты, только с помощью своего ума. Это самый продуктивный вид воображения, развитием которого и следует заниматься

3. Неуправляемое – ребенок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире и буквально с пеной у рта отстаивает его реальность. Этот вид воображения часто свойствен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях.

Существует много способов развития творческого воображения. Все они вполне доступны родителям, не требуют специальной подготовки, больших затрат или серьезной предварительной организации. Главное – желание, стремление использовать каждую минуту общения с ребенком с пользой, внимание к его потребности проявить себя.

И так, для того, чтобы стимулировать развитие воображения у ребенка, необходимо следующее:

1. Обогащать жизненный опыт. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша.

2. Читать (слушать чтение взрослого). Чтение книг о далеких, загадочных странах, приключениях, жизни людей способствует развитию фантазии – ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, страны, в которых происходят те или иные события, кроме того, пополняется его запас слов и образов.

3. Сочинять истории. Благодаря этому ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители укрепляют его чувство собственной значимости.

4. Рисовать. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения между ними. Важно обсуждать с ним его работы, просить рассказать историю каждого героя, что с ними было, что будет. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, что обеспечивает необычный взгляд на мир и способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт ребенка.

5. Придумывать разнообразные способы использования подручного материала. В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, из простыни и стульев – палатка или крепость, бусинки могут стать драгоценными камнями, одеяло – ковром-самолетом, коробка из-под телевизора – домом, в который даже можно провести свет, занавески на окнах – парусами, а квартира – кораблем. Самые простые вещи, окружающие нас, как правило, оказываются самым подходящим реквизитом для игры и стимулируют воображение.



Анализ результатов проделанной работы


Для определения эффективности проделанной мною работы на формирующем этапе эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента исследование. На данном этапе использовались те же методики, направленные на выявление уровня творческого воображения детей.


Результаты полученных нами данных отражены в таблицах 5 и 6, а также на рисунках 3 и 4.


Таблица 5 – Определение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Два зонтика Оле-Лукойе» (О.А. Белобрыкина) на контрольном этапе эксперимента


п/п

ФИ, ребенка

Показатели творческого воображения, баллы

Общее количество баллов

Уровень

1.Оригинальная форма зонта

2.Оригинальное цветовое решение

3.Украшение на зонтах

4.Использование нетрадиционной техники как средство передачи образа

1

Егор Ф.

1

2

2

0

5

Высокий

2

София И.

1

2

2

1

6

Высокий

3

Кирилл У.

2

1

2

1

5

Высокий

4

Сумина В.

1

2

1

2

6

Высокий

5

Алена Б.

0

0

1

1

2

Средний

6

Мария М.

1

0

0

1

2

Средний

7

Артем Ф.

0

1

1

1

3

Средний

8

Настя Ф.

1

1

1

1

4

Средний

9

Софья Б.

1

1

1

1

4

Средний

10

Камилла Т.

0

1

0

1

2

Низкий




t1708363469ac.gif

Рисунок 3 – Диаграмма сравнительного анализа уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Два зонтика Оле-Лукойе» (О.А. Белобрыкина) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

По итогам проведения сравнительного анализа полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, мы увидели, что изменилось количество детей с высоким уровнем развития творческого воображения: было 20% (2 ребенка) стало 40% (4 детей). Средний уровень развития творческого воображения остался прежним 50% (5 детей), это объясняется тем, что показатели претерпели качественные изменения, а именно изменился процент детей с высоким уровнем и низким уровнем.

Низкий уровень развития творческого воображения: было 30% (3 детей) стало 10% (1 ребенок).


Таблица 6 – Определение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике Г.А. Урунтаевой Ю.А. Афонькиной на контрольном этапе эксперимента

п/п

ФИ, ребенка

Показатели творческого воображения, баллы

Общее количество баллов

Уровень

1.Оригинальная форма зонта

2.Оригинальное цветовое решение

3.Украшение на зонтах

4.Использование нетрадиционной техники как средство передачи образа

1

Егор Ф.

1

2

2

0

5

Высокий

2

София И.

1

2

2

1

6

Высокий

3

Кирилл У.

2

1

2

1

5

Высокий

4

Сумина В.

1

2

1

2

6

Высокий

5

Алена Б.

0

0

1

1

2

Средний

6

Мария М.

1

0

0

1

2

Средний

7

Артем Ф.

0

1

1

1

3

Средний

8

Настя Ф.

1

1

1

1

4

Средний

9

Софья Б.

1

1

1

1

4

Средний

10

Камилла Т.

0

1

0

1

2

Низкий



t1708363469ac.gif

Рисунок 4 – Диаграмма сравнительного анализа уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике Г.А. Урунтаевой Ю.А. Афонькиной на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Как видно из диаграмм, в экспериментальной группе произошли изменения в уровнях развития творческого воображения. А именно, 2 детей улучшили свои результаты до высокого уровня развития творческого воображения. двое детей поднялись с низкого уровня до среднего. У остальных детей наметилась положительная тенденция к овладению уровня творческого воображения.

Дети исследуемой группы научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны. Дети научились гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах. Работа воображения в игре, в конечном счёте, заключается в подготовке ребёнка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям. Следовательно, намеченная работа проходила по правильному пути и привела к положительным результатам.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной миною работы на формирующем этапе эксперимента.





















































Список литературы

1. Айви, А.Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. / М.Б. Айви, Л.М Саймэк-Даунинг. – М.: 1999. –487 с.– ISBN 5-7856-0090-0.

2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов. / М.К. Акимова, Гуревич К.М. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 652 с. –ISBN 5-94723-626-5.

3. Арамовская-Дубовис, Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника /Д.М. Арамовская-Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С.18-23.

4. Барташникова, И.А. Учись- играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7лет / И.А. Барташникова, А. А. Барташников. – Х.: Фалео, 1997. – 412с.

5. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. – М.: Линка-Пресс, 2003. –ISBN 5-7193-0099-6.

6. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству / О.А. Белобрыкина – Н., 1993.

7. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е.С. Белова– М.: 1998. –ISBN 5895020305.

8. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М., 2000. – 142 с.– ISBN 5-93866-003-3.

9. Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Д.С. Брунер. – М., 1997. – 98 с.

10. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М., 1974.

11. Волков, А.А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.– ISBN 5-8291-0296.

12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский – СПб., 1997.

13. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева – М., 2000. – ISBN 5-7695-0326-2.

14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов – М., 1986.

15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – М., 1996. –ISBN 5-89404-001-9.

16. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей / Т.Н. Доронова. –М.: Просвещение, 2005. – 190. – ISBN 5-09-013659-9.

17. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольников / О.М. Дьяченко – М., 1996.

18. Жукова, Р.А. Психология. Нестандартные занятия. Старшая группа. / Р.А. Жукова. – В.: «Корифей», 2009. – 96с.– ISBN 978-5-93312-888-5.

19. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 2003. – № 2. – С.16-20.

20. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка: Избранные психологические труды в 2-х томах / А.В. Запорожец – М., 1986.

21. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев – М., 1956.

22. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения / М.В. Ильина. – М.: Прометей: Книголюб, 2003. – ISBN 5-93927-059.

23. Карманова, А.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / А. В. Карманова Н. А. Шинкарёва // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1210-1213.

24. Кипнис, М. Тренинг креативности / М. Кипнис. – М., 2004. –ISBN 5-86894-958-7.

25. Кириллова, Г.Д. Развитие воображения в детстве / Г.Д. Кирилова. – Орел, 2013. – ISBN 5-88559-003-6.

26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова– М., «Академия»– 2004.– 415 с.– ISBN 978-5-7695-8395-7.

27. Коломинский, Я.К. Психология детей шестилетнего возраста / Я.К. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1999. – ISBN 5-09-000258-4.

28. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – М., 2000. –ISBN 5-93134-093-9.

29. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова – М., 1979.

30. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 1996. –ISBN 5-09-004631.

31. Красило, А.И. Психология обучения по художественному творчеству / А.И. Красило. – М.: Ин-т прак. Психологии, 1998.

32. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2006. – 352 с.





















Приложение 1


Комплекс занятий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

1. Рисование «Знакомство с акварелью».

Цель-Познакомить детей, с особенностями акварельных красок. Развивать фантазию, воображение, самостоятельность.

Методика проведения-Побеседовать о красках, их особенностях. Предложить поэкспериментировать с красками: разводить водой, смешивать цвета, делать кляксы, отпечатки и т.д.

2. «Кляксы»

Цель-Познакомить детей с особенностями акварельных красок. Развивать фантазию, воображение, самостоятельность. Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

Ход занятия: «В волшебной стране есть необычный город. Дракон, Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки». Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист. «Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже». Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных их частях.

3. Лепка «Несуществующее животное»

Цель-Развивать творчество, воображение, находить сходство и различие, видеть целостность образа, развивать образное мышление.

Методика проведения: Детям предлагается придумать несуществующее животное и вылепить его из пластилина, глины или песка. Дать животному название. В конце занятия каждое животное рассматривается, ребенок объясняет свой выбор, дети все вместе пытаются узнать, элементы каких животных использованы в данной фигурке.

4. Творческое занятие «Осенний (весенний) ковер».

Цель: развивать творческое мышление, видеть связь и сходные черты. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие. Методика проведения-Поговорить с детьми об этом времени года. Выделить его отличительные черты, предложить создать свой оригинальный ковер этого времени года. Поощрять использование различных техник изображения, своеобразие, творческий подход. По окончании все работы выложить в один большой ковер, украсить им стену.

5. Творческое занятие «Вот я какой».

Цель: развивать воображение, мышление, творчество детей. Методика проведения: детям предлагается подумать, какой каждый из них, как он может охарактеризовать себя, с кем или чем он себя ассоциирует. Предложить изобразить «себя» с помощью лепки, рисования, аппликации и т.п. на выбор. Спросить, почему именно это изображение он выбрал. Из полученных работ сделать выставку – знакомство.

6. Рисование пальчиками.

Цель: развитие творческого воображения.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

7. Рисование ладошкой.

Цель: развитие творческого воображения.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

8. «Сегодня мы – волшебники».

Цель: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне. Материал: бумага, тушь, акварель, беличьи кисти, фломастеры.

Ход занятия:

Педагог: «Сегодня мы поиграем в волшебников – добрых, умных и веселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут из одной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы – волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.

Лист бумаги смачивается с помощью кисти или ватного тампона. Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть, иначе краска сильно растечется. Затем с помощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в одно яркое «колючее» пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает пятно и беседует с ними о том, что получилось.

- Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?

В кляксе можно найти нос, дать выглянуть глазкам-бусинкам, короткие лапки можно дорисовать фломастером. В результате получился ежик. В пятне можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой лист можно капнуть и немного черной туши. Теперь стоит только приглядеться к пушистому черному клубочку, на которое стало похоже «разлохматившееся» пятно туши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик – вот и спит черный котенок. Можно колдовать и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветных пятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его. Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно только дорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнуть на бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же «вытянет» рожки или ножки.

Вот, ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянул шею. А вот вытянулся во весь рост длинноногий страус…

Давайте посмотрим через наши волшебные окошки: кого или что вы видите? Из какой сказки могли прийти к нам эти герои?».

9. «Животные, которых я сам придумал».

Задачи: учить самостоятельно, выбирать способ изображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческое воображение при выборе содержания работы.

Материал: черная или цветная тушь в мисочке, белый лист (20х20 см), простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разными техниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования.

Ход занятия: Педагог рассказывает сказку об ожившей кляксе, сопровождая повествование своими рисунками: «Однажды неаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую (рисует).

Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит – чудеса, да и только – у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: «Не удивляйся, все мы, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо, животное». У кляксы появились лапки, хвост (рисует). «Мы живем в волшебной стране, а еще там живут ладошки» – сказала клякса.

- Ладошки? – удивилась Катя.

- Да. Обведи свою ладошку, и она оживет! (показывает). А теперь дорисуем ей ножки (рисует). Видишь, как нас много, необычных животных!

- Ой, как здорово! Я так хочу попасть в вашу страну, только как это сделать? - спросила Катя.

- А ты нарисуй нас, и мы всегда будем с тобой! – ответила Кате клякса и пропала.

Дети рассматривают педагогические эскизы животных, вместе с педагогом обсуждают, каким из предложенных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что выбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных, на эскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинирование образов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбирается самое необычное, самое добродушное, самое веселое существо и т.д. У детей выясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге.





Приложение 2

Игры и упражнения для развития творческого воображения


Упражнение «Продолжи рисунок»

Нарисуйте на листе бумаги шесть кружков одинакового размера. Предложите ребенку дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки. Как вариант – нарисуйте шесть квадратов, попросите ребенка придумать шесть разных рисунков, включающих эти квадраты как часть.

Игра «Волшебные фигуры»

Вниманию ребенка предлагаются разнообразные геометрические фигуры из цветного картона. Задача – придумать во что они могут превратиться.

Творческая задача – придумать необычное применение хорошо знакомым, заурядным предметам. Это могут быть: спичечный коробок, карандаш, зубная щетка, пуговицы, лампочка, пробки от бутылочек из-под сока и пр.

Игра-упражнение «Чудесные превращения»

Для проведения можно использовать рисунки из теста творческого мышления П. Торренса, а можно по аналогии придумать свои. Задача ребенка – закончить предложенные фигуры.

Игра «Волшебные кляксы»

Одна часть листа разрисовывается густой краской, после чего лист складывается пополам и прижимается к столу, чтобы получился отпечаток. Задача – внимательно рассмотреть полученное двойное изображение, придумать, на что оно похоже, если необходимо, дорисовать детали. Затем можно придумать рассказ о получившемся на картинке.

Игра «Чего на свете не бывает»

Творческая задача – придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. В конце обязательно проводится обсуждение рисунка, выслушивается рассказ автора о том, что он изобразил, и совместно выясняется, действительно ли то, что нарисовано, не встречается в жизни.

Игра «Подарок»

Детям предлагается придумать, а затем изобразить с помощью жестов, мимики какой-либо предмет, существо и подарить его рядом стоящему. Следующий ребенок должен угадать, что ему подарили. Затем он делает то же самое, передавая свой «подарок» другому. Игра проводится по кругу.

Игра «Рисование с секретом»

Игра проводится в паре или в группе. Для рисования понадобятся прямоугольный лист бумаги и карандаши. Первый участник начинает рисовать, затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив какую-то часть для продолжения. Второй дополняет рисунок в соответствии с той его частью, которую он видит. Снова рисунок закрывается, оставляется только его часть. Игра проводится до тех пор, пока не будет использована вся поверхность листка. По завершении рисунок открывается целиком. Можно придумать название тому, что получилось, историю, поинтересоваться, у кого какие возникали мысли при выполнении рисунка, кто что представлял.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.