Методическая разработка профориентационного ринга «Профессии Кузбасса»
Методическая разработка
профориентационного ринга
«Профессии Кузбасса»
Автор: Сарычева Ю.В.,
учитель географии
Цель: формирование у учащихся сознательного отношения к выбору профессии через знакомство с востребованными профессиями в Кузбассе.
Задачи:
расширить знания учащихся о профессиях Кузбасса;
воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение
к людям разных профессий;
развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде,
выражать и отстаивать свою точку зрения.
Участники: учащиеся 8-9 классов.
Форма проведения: профориентационный ринг.
Время проведения: 45 мин.
Оборудование и материалы:
мультимедийный комплекс, ноутбук;
электронная презентация;
электронное пособие «Экономическая география Кузбасса в профессиях»;
шаблоны ментальных карт;
телефоны/планшеты;
подключение к сети Интернет.
Технология проведения:
профориентационный ринг состоит из трех этапов:
Предварительная работа: согласовать с родителями наличие на мероприятии телефона/планшета
Ход мероприятия:
Этап | Содержание | Примечание |
I. Организационный этап | ||
1.Организационный момент | Здравствуйте, дорогие ребята! Приветствую вас на профориентационном ринге, тему которого вы узнаете чуть позже. | Приветствие учащихся (Слайд 1). |
2.Эмоциональный настрой | В качестве разминки я буду называть профессии, а вам необходимо выбрать профессии, востребованные в Кузбассе, и хлопнуть в ладоши (вулканолог, инструктор по серфингу, ныряльщик за жемчугом, учитель, строитель, шахтер). Отлично, я слышу ваши аплодисменты, значит - вы готовы к рингу! Кузбасс - крупнейший промышленный регион страны, которому нужны квалифицированные специалисты. Ребята, у каждого из вас есть лист со схемой. Это ментальная карта, знакомо ли вам это понятие? Это метод, который помогает визуально организовать данные, и делает мышление более продуктивным. Сегодня мы будем визуализировать ваш профессиональный выбор. Приступим к заполнению: - в центре запишите свое имя и фамилию; - ответьте на вопрос, кем вы хотите стать, чем заниматься во взрослой жизни? | Расширение знаний учащихся о профессиях, востребованных в Кузбассе (Слайд 2). Заполнение ментальных карт. Визуализация, структуризация и классификация идей профессионального выбора. Приложение 1 |
II. Основной этап | ||
3.Мотивация | Ребята, пришло время сформулировать тему нашего ринга. Для этого вам предстоит расшифровать ребус. | Определение темы ринга (Слайд 3). |
4.Актуализация знаний | Итак, тема ринга: «Профессии Кузбасса». Начнем обсуждение с рассказа о «Трех китах профессионального выбора». Слышали ли вы об этой «идеальной формуле»? Что же надо учитывать при выборе профессии? | Побуждение учащихся к выдвижению гипотез, высказыванию мнений (Слайд 4). |
5.Освоение нового материала | Мини-лекция «Экономическая география Кузбасса в профессиях». Беседа по просмотренному материалу. | Просмотр и обсуждение авторского электронного пособия (Слайд 5). https://drive.google.com/file/d/1nLGe6RvFovZRwRtX_RFlUGmphQbKtfvX/view?usp=sharing |
6.Индивидуальная работа | Сейчас, когда мы узнали какие же профессии востребованы в Кузбассе. Предлагаю подумать - какая подойдет именно вам. Предстоит самостоятельная работа. Начнем заполнять ментальную карту. «Хочу» - запишите, чем бы вам хотелось заниматься в будущем, что вам нравится и доставляет удовольствие. Подумайте, востребована ли будет профессия, которую вы выбрали, через 5 - 6 лет. Нуждается ли регион в таких специалистах? Запишите свой ответ в карту «Надо». Прежде чем заполнить раздел «Могу», вам предстоит выполнить задания на изучение личностных особенностей и соотнести их с требованиями выбранной профессии. Я просила вас сегодня принести телефоны или планшеты (если у учащихся нет интернета, можно воспользоваться Wi-Fi). Наберите в поисковой строке своего браузера: «Тест онлайн. Определение профессиональных склонностей по методике Л. Йовайши». Пройдите онлайн тестирование. Впишите результат в вашу карту. А теперь посмотрите внимательно на свою карту, какой вывод вы можете сделать? Подходят ли ваши личностные качества той профессии, которую вы планируете получить? Выбор профессии - это сложный процесс, зависящий от множества факторов. При этом, важно учитывать потребность региона в специалистах и личностные качества. | Определение уровня усвоения материала (Слайд 6). Диагностика личностных качеств при помощи онлайн тестирования |
7.Физ.минутка. Зрительная гимнастика | Дадим нашим глазам отдохнуть от просмотра дисплея. Сядьте ровно. Двигаются только глаза. Слушайте внимательно инструкцию: «Раз - налево, два - направо, Три - наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир». | Применение здоровье сберегающих технологий: «Зрительная гимнастика» (Слайд 7). |
8.Групповая работа. Закрепление материала | Предлагаю немного поиграть. Выберите капитана команды. Придумайте команде название. Сейчас вам предстоит определить профессию мультипликационных героев, а также, кто из них мог бы жить и работать в Кузбассе. Обоснуйте свой ответ. | Закрепление материала (Слайд 8). Приложение 2 |
9.Индивидуальная работа | С профессиями мы определились. А где же можно получить образование в нашем регионе, куда пойти учиться? Давайте снова обратимся к электронному пособию «Экономическая география Кузбасса в профессиях». Просмотрите какие учреждения готовят тех или иных специалистов. Нам осталось заполнить еще несколько разделов в ментальной карте. Востребована ли профессия в регионе? Куда пойти учиться? Итак, мы подошли к финальному вопросу, соответствует ли ваш профессиональный выбор всем требованиям? | Осмысление материала. Работа с электронным пособием (Слайд 9). Заполнение ментальной карты. Анализ информации из ментальной карты. |
III. Заключительный этап | ||
10.Подведение итогов | Отлично, мы хорошо поработали. Давайте подведем итоги профориентационного ринга: - Какова идеальная формула профессионального выбора? - Что необходимо учитывать при выборе профессии? - Перечислите основные ошибки при выборе профессии. - Какие профессии востребованы в Кузбассе? | Подведение итогов. Побуждение учащихся к высказыванию мнений (Слайд 10). |
11.Рефлексия | Ребята, что нового вы узнали на профориентационном ринге? - Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии? - Определились ли вы с выбором будущей профессии? | Обсуждение (Слайд 11). |
Приложение 1
Приложение 2