12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга55
3

Методическая разработка "Сочинение как один из видов обучения письменной речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах"


Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области







Сочинение как один из видов обучения письменной речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах











Подготовил учитель русского языка и литературы

Апаленова Ольга Владимировна















План выступления:

1. Этапы работы над сочинением

2. Мини - сочинения – самый важный этап формирования и развития речи пятиклассников

3. Творческие проекты. Создание «маленьких шедевров»

4.Роль ролевой игры при обучении сочинений

5. Работа с текстом-образцом

1. Этапы работы над сочинением


В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли как в устной форме, так и в письменной. Конечным результатом проверки знаний, умений и навыков письменной речи является сочинение. Но этому предшествует длительная и кропотливая работа с пятого по одиннадцатый классы. С самого первого урока ведущей идеей считаю дать понятие, что язык – универсальное средство общения и что свободное владение родным языком – признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми.

Первое сочинение, которое провожу в пятом классе, -  «Для чего людям нужна речь?» Дети получают возможность письменно высказаться, а при анализе сочинений мы приходим к выводу, что надо многому научиться, чтобы кратко, точно и красиво, а главное – грамотно, выражать свои мысли на письме. А для этого надо много работать.

Далее учу ребят, как правильно вести беседу, ведём работу по культуре общения, над правилами речевого поведения, чтобы общение было приятным, полезным, интересным.

2.Мини - сочинения – самый важный этап формирования и развития речи пятиклассников

Затем перехожу к тексту. Особое внимание уделяю смысловой связи предложений: начальная подготовка к комплексному анализу текста. Дети учатся писать и говорить на тему. В качестве образца использую изложения – миниатюры.

Теперь ребята готовы поделиться впечатлениями о летних происшествиях,  о памятном случае. Чтобы им помочь, предлагаю типовой план сочинения.

Ребята теперь готовы к написанию небольших сочинений – миниатюр. Так как слово – основа нашей речи, строительный материал сочинения, то и сочинение посвящается слову: «Как меня удивило (обрадовало, огорчило) слово!..», «Какое слово я считаю добрым», «Как мне раскрылась «загадка» слова» и т.д. Каждый ученик выбирает «историю» своего обращения к слову. Можно дать примерный план.

Далее по программе мы переходим к изучению стилей речи. Попутно идёт (продолжается) знакомство с изобразительно-выразительными средствами языка, которые способствуют обогащению речи учащихся, повышают её эмоциональность. Типы речи ориентируют ребят: о чём как писать.

Предлагаю ребятам назвать темы сочинений, какие они хотели бы написать. Учащиеся сами выбирают тему, стиль, тип речи. И пишут сочинения – миниатюры.

Следующий этап обучения сочинению – описание предмета. Для этого необходима организация наблюдений над особенностями описания предмета. Работаем над композицией текстов для наблюдений. Сопоставляем описание в художественном стиле с описанием деловым и научным. Это позволяет ребятам самостоятельно описать любимое животное. Фантазируем и с формулировкой тем. Основная тема уроков, посвящённых обучению сочинению – рассуждению, заключена в заглавии: рассуждать – значит доказывать. И я прошу детей порассуждать по содержанию картин, над которыми мы работаем устно (плюс уроки литературы). Письменные сочинения по картинам в пятом классе не провожу. Работаем только на устной основе по содержанию картин, их композиции.

Одним из этапов формирования умения писать на заданную тему является работа по различению широких и узких тем, вычислению из широких тем узких. Продолжаем работу в определении темы текста и умении озаглавливать текст.

В качестве первого сочинения в 6 классе учащиеся могут писать работу на любую понравившуюся тему. Например: «О чём мне хочется рассказать», «Самый памятный день лета», «Однажды»…, «Чем мне запомнилось первое школьное утро» и т.д.

Ребята уже готовы к восприятию разграничения простого и сложного планов. Эта работа проводится не только на уроках развития речи, но и на уроках русского языка и литературы.

Каждая новая тема сопровождается аналитической беседой. Так при подготовке  сочинению по личным наблюдениям после чтения теоретического материала анализируем предложенные темы: что между ними общего; в чём различие? Обязательно включаю в урок словесное рисование.

На следующем этапе работы над сочинением перехожу к усвоению понятия эпиграфа как выразителя основной мысли текста. Отмечаю, что умение подбирать эпиграф является показателем высокой культуры письма. При закреплении сначала работаю над сочинением, а затем над сочинением. Таким образом, осуществляется плавный переход к сочинению в жанре рассказа. Анализируем композицию рассказа. Сообщаю, что важным элементом композиции рассказа является кульминация, которая часто отображается в заглавии. Попутно обращаемся к анализу языковых средств. Это обогащает словарь учащихся. Даю практические советы по работе над вступлением.

Самым сложным видом работы над сочинением считаю работу по картине. Сочинение по картине требует особой подготовки. Начинается такая работа со сбора материалов о художнике. Переходим к композиции картины: передний план, задний, центральная часть. Определим сюжет. Большую роль отвожу словарной работе, т. к. здесь встречается много специальных терминов. Обращаю внимание учащихся на то, какими красками написана картина. Почему? Учу высказывать своё отношение к изображённому на картине. На первом этапе обучения каждый аспект анализируется подробно, коллективно. В дальнейшем переходим на самостоятельную работу.

Завершаем учебный год сочинением о книге, чтобы потом написать отзыв, рецензию, аннотацию.

В 7 классе продолжаем работать над описанием. Переходим к более сложному материалу – описанию действий. Композиция текстов, являющихся описанием действий, трёхчленная, а именно: 1)подготовка к действиям; 2)выполнение этих действий; 3)результат работы, оценка действий. Обращаю внимание на типичные недочёты в подобных работах. Пишем миниатюры. Всё это способствует хорошей подготовке к домашнему сочинению.

Следующим этапом является отзыв о книге. Сначала анализируем предложенные тексты. Работаем над морфологическими средствами связи частей и предложений в тексте. Даю ребятам структуру развернутого отзыва о книге. Пре этом подчёркиваю следующее: каждое положение в отзыве должно аргументироваться, подтверждаться примерами, фактами; отзыв должен быть написан так, чтобы вызвать у читателя интерес к рецензируемой книге, желание прочесть её. И затем переходим к характеристике литературного героя. В дальнейшем всё это способствует усвоению анализа литературного произведения.Тему последнего в учебном году сочинения определяют сами учащиеся. В 8 классе сочинения проводятся как на литературные темы, так и на грамматические, например: «Что я знаю о словосочетаниях». Пишем изложения с элементами сочинения, что позволяет учащимся самостоятельно высказать свои мысли, суждения на заданную тему. Начинает осуществляться подготовка к итоговому контролю–экзамену в 9 классе. Пора подумать и о выборе жизненного пути. Поможет нам в этом сочинение по данному началу «Каким быть?» И конечно же, нельзя обойти вниманием тему «Книга в моей жизни.» Ведь именно книги призваны формировать человека, учить его жить. Сначала разбираем тексты. Анализируем и выбираем тему. Подбираем эпиграф. Работаем с предложенными планами.

Книги в моей жизни.

Моя первая встреча с книгой.

Как книги стали моими друзьями.

За что я люблю книги.

Книги – друзья на всю жизнь.

Чтение – вот лучшее учение.

Книга – великое изобретение человека.

Какие книги я люблю читать.

Чем привлекают меня книги.

Чему научили меня книги.

В 9 классе работа над сочинениями значительно усложняется. Начинаем знакомиться с композиционными формами сочинений. Пишем рецензию на книгу. Составляем с отзывом. Выбираем стиль. Совершенствуем лексический запас. Предварительно анализируем предложенные тексты.

Знакомясь с примерами справочных аннотаций на издания художественных, научно-популярных, научных произведений, девятиклассники не только учатся выбирать книги для чтения, но и приобретают некоторые умения и навыки, необходимые для научной, исследовательской деятельности.

Параллельно с этой работой идёт работа по литературе. Обозначился качественно новый этап изучения литературы. Работаем с критической литературой. Учимся писать конспекты. Сначала по плану, затем самостоятельно. В дальнейшем это помогает ребятам при написании сочинений, ориентироваться в правильной оценке литературного произведения. Пробуют силы и в поэтическом творчестве. Например, при изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» предлагаю (по желанию) учащихся написать свой вариант продолжения романа в стихах.

3. Творческие проекты. Создание «маленьких шедевров»

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Правила успешной проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

цель проекта,

предмет информационного поиска,

источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),

способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные



4.Роль ролевой игры при обучении сочинений


Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребенком в процессе учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе с учителем. Ученик получает право на свое мнение, оригинальное, даже парадоксальное решение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества.
Игра – это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у ребенка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива. Общение в диалоге-игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию навыков спонтанной устной речи.
«Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», – писал известнейший педагог Е.Н. Ильин. Попробуем соединить изучение русского языка с лингвистическими играми, дабы решить хотя бы часть проблем, беспокоящих учителей-словесников.
В отличие от детской игры, для учебной игры очень важен результат. Но ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам. Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.

Наиболее распространенная и простая форма игры – это игра со словом. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5–7 минут и могут проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.

Очень популярной остается у ребят всех возрастов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово. В качестве исходного обычно выбирается орфографически трудное слово: предприниматель, корреспонденция, коммуникация, растительность, приманивание, превосходство и т.п. За одну минуту надо составить из букв, входящих в конкретное слово, как можно больше существительных в начальной форме.

(Иногда целесообразно предложить другое задание. Например, из слова предприниматель можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива.) Можно предложить дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы.

Во время проверки ученики по очереди называют составленные слова. Побеждает тот, кто последним называет слово, при этом надо быть очень внимательным, так как ученик, повторивший уже названное слово, выбывает из игры. Можно поощрять за составление наиболее длинных слов.

Заметим, что даже короткие слова дают интересные варианты. Так, семиклассники из слова винегрет составили почти 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит).

Эта игра помогает запомнить облик слова, развивает внимание к написанию слов, что в конечном итоге способствует развитию орфографической зоркости.

Похоже проводится игра «Кто больше?». Учащимся надо подобрать как можно больше определений к существительному (яблоко, мяч, голос, глаза, работа и т.п.). Ко многим существительным можно подобрать десятки (!) определений. (См.: Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб., 2001.) Школьники обычно называют 20–30 слов. Побеждает тот, кто последним предложит определение. Повторяться нельзя, что быстро уменьшает количество играющих до 4–5 самых внимательных учеников.

По этому же принципу можно предлагать другие задания. Например, назвать действия одушевленного предмета (ворона летает, прыгает, каркает, клюет, дерется и т.п.), назвать предметы, обладающие этим признаком (горячий – чай, металл, сердце и т.п.). Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость. Некоторые задания могут предварять подготовку к сочинению.

Давно известна и широко используется на уроках русского языка игра «Третье (четвертое) лишнее». Основами для объединения слов в группы могут стать морфемный состав, морфологические признаки, лексическое значение, особенности написания и прочее. Приведем примеры.




Найдите «третье лишнее».

1. Неизменный, утренний, доменный.
2. Резонный, сезонный, сенсационный.
3. Соловьиный, синий, воробьиный.

Это задание требует внимания к морфемному составу. «Лишними» будут слова утренний (суффикс -енн-, в остальных словах -н-), сенсационный (суффикс -онн-, в остальных словах -н-), синий (нет суффикса -ин-, как в других словах ряда).

Найдите «четвертое лишнее».

1. Любить, бить, давить, рубить.
2. Синеть, чернеть, петь, звенеть.

«Лишними» являются глаголы бить (относится к I спряжению) и звенеть (относится ко II спряжению).

Найдите «третье лишнее».

1. Горе, нагорный, горевать.
2. Переносить, переносица, носовой.

Здесь исключаются слова нагорный, переносить, т.к. их корни имеют другое значение.

«Определи слово»

Эту игру можно проводить в начале урока. Ученик загадывает слово и указывает его отличительные признаки (побеждает тот, кто первым его отгадает). Желательно загадывать слова-термины или слова, имеющие интересные морфемные или морфологические признаки. Задание-загадку лучше готовить дома, тогда на уроке можно успеть отгадать 2–3 слова. Например, ученик загадал слово склонение и называет такие признаки: корень тот же, что в слове уклониться, приставка та же, что в слове сделать, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного им. п., ср. р., ед. ч., а целое – грамматический термин.

Это задание требует умения быстро членить слово на морфемы и составлять из морфем слова, побуждает к самостоятельному поиску интересных слов. Эту игру можно проводить и среди команд на внеклассных занятиях по предмету.



Теперь рассмотрим группу игр, направленных на развитие в первую очередь творческих способностей. Такие игры можно проводить на уроках развития речи.

Ассоциации

Учитель называет слово, а ученики по очереди продолжают ряд слов, называя свои ассоциации к последнему названному слову. Игра проходит в быстром темпе. Можно разделить учеников на 2 группы по 10–15 человек и каждой группе предложить свое слово (в противном случае через 15–20 слов теряется всякая связь с исходным словом). Названные слова можно записать на доске, после чего предложить составить текст, используя все записанные слова, и самостоятельно его озаглавить. Критериями оценивания наряду с общепринятыми будут оригинальность текста, уместное использование всех слов, точность заглавия. Победителей выбирают сами ученики. Можно выбрать жюри, а можно предложить голосовать всему классу. И в том, и в другом случае дети обычно демонстрируют непредвзятость, принципиальность, строгость в оценивании. А у учителя всегда остается право дополнительно поощрять интересные работы.t1704128736aa.png

Можно использовать для работы только первое и последнее названное слово – составить с ними предложение. Как правило, они почти не связаны друг с другом по смыслу, но вариант включения двух любых слов в одно предложение всегда находится.t1704128736ab.png

Творческая разминка

Учитель называет 2–3 слова, ученики составляют предложение. Чем необычнее слова, тем лучше. Учитель может не бояться любых сочетаний, т.к. у него есть маленький «секрет». Можно ли составить хорошее предложение из слов Мадонна, колонна, ванна? Конечно! Вот оно: Учитель написал на доске слова: Мадонна, колонна, ванна – и попросил обозначить орфограмму. Безусловно, этот прием не используешь дважды, но в самой трудной ситуации он обязательно поможет.

Загадки

Задание потруднее связано с придумыванием загадок, отгадками которых будут названные учителем слова. Это могут быть слова-исключения, например, брошюра, жюри, парашют или росток, ростовщик, равнина, пловец и т.д. Предлагать необходимо несколько слов, тогда сохраняется элемент отгадывания. Не обязательно требовать стихотворную форму, хотя поощрять ее, конечно же, надо. Загадки лучше придумывать прямо на уроке, а не дома, чтобы развивать самостоятельность мышления, исключить заимствования. При этих условиях возможно конкурсное оценивание.

Следует обращать особое внимание на использование в загадках сравнений, метафор, эпитетов и других изобразительных средств языка. Наиболее удачные загадки можно проанализировать. Все это способствует развитию воображения, осознанному выбору образных средств языка, закрепляет полученные знания об изобразительно-выразительных средствах языка, а также помогает запомнить определенную группу слов, работа над которой проводилась на уроке. Не будем забывать, что образное представление о явлении – лучший способ его запомнить.

Лингвистические сказки

Сочинение сказки в 5–7-х классах – прекрасный прием закрепления собственно предметных знаний. В этом возрасте ученики охотно сочиняют волшебные сказки, владеют необходимыми умениями характеристики сказочного персонажа, создания зачина и концовки и т.п., поэтому теперь задачу можно усложнить. При написании лингвистической сказки необходимо: 1) максимально представлять в тексте изучаемый лексический, морфемный, морфологический и пр. материал (в зависимости от изучаемой темы и конкретного задания); 2) придумать для персонажей такие действия, при описании которых проявятся лингвистические признаки слов и других единиц языка.t1704128736ac.png

Такие задания целесообразно давать в конце изучения того или иного раздела, тогда у учащихся появится больше возможностей для выбора героев, ситуаций, а сказки вполне могут стать итоговой зачетной работой. При этом сами ребята будут стремиться к разнообразию. Одна сказка начнется словами За тридевять земель, в царстве Грамматики, жили-были славные племена Приставок и Суффиксов..., другая – словами Давным-давно в сказочной стране Фонетике правил строгий, но справедливый царь Ударение..., а третья начнется так: В городе Лексикологии все слова жили на своих улицах и очень любили ходить друг к другу в гости...

Желательно попросить учеников написать сказку на отдельных листочках, а не в тетради и оформить ее иллюстрациями. Тогда в классе можно провести выставку лучших (или всех) работ, чтобы ученики могли прочитать работы друг друга, обсудить их, оценить достоинства сочинений одноклассников.

Кроссворды

Составление кроссвордов может играть роль итогового задания. Современные дети достаточно искушенны в их разгадывании. Хорошо, если есть возможность разгадывать лингвистические кроссворды (например, их много в новом учебном комплексе В.В. Бабайцевой) и ученики имеют представление о типах заданий в таких кроссвордах.

Составление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой и с учетом их расположения в сетке (не менее 20–30 слов) и умения «зашифровать» слово. Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учебнику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество терминов, уточнить определение понятия. В качестве контроля за тем, как составлен кроссворд, можно использовать взаимопроверку: в начале урока ребята меняются составленными дома кроссвордами и вписывают карандашом свои ответы.

Ролевые игры

В чем специфика ролевой игры? Во-первых, выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра; во-вторых, определяются роли для участников игры; в-третьих, определяются цели для каждого участника игры и коллектива в целом; наконец, сохраняется соревновательный характер действия.

t1704128736ad.png

Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Он активно применяется на уроках иностранного языка, риторики. Ролевые игры помогают выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формируют быстроту реакции, способствуют освоению речевых моделей. На уроках русского языка ко всем названным особенностям добавляется задача постижения знаний по предмету.

Не секрет, что овладение нормами современного литературного языка – одна из сложнейших задач преподавания. Только обязательное и активное включение языковых единиц в речь обеспечивает запоминание и автоматическое их использование. Следовательно, хорошо бы создавать такие речевые ситуации на уроке, чтобы возникала необходимость многократно проговаривать изучаемые слова.

Магазин

t1704128736ae.png

При изучении существительных нельзя обойти вниманием такую морфологическую трудность, как варианты окончаний формы родительного падежа множественного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т.д.). Предлагаем ученикам поиграть в магазин. Это игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель. Задача – использовать как можно больше слов данной группы. На подготовительном этапе диалоги проговариваются в парах. В игре участвуют 3–4 пары. Жюри отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки. Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оцениваются и учитываются организация диалога и соблюдение правил речевого этикета.

Урок-конференция

Такая форма работы требует большой предварительной подготовки, зато изменение внешних условий влечет за собой изменение позиции ученика по отношению к происходящему. К уроку-конференции учащиеся более тщательно готовятся, активно используют дополнительную литературу, осваивают жанр доклада, а во время урока внимательно слушают друг друга, задают вопросы, пытаются на них аргументированно ответить, записывают тезисы докладов в тетрадь.

Предлагаем провести урок-конференцию на тему «Основные нормы русского литературного языка» в 7-м классе по итогам изучения морфологии. В качестве домашнего задания ученики готовят сообщения по следующим темам (на подготовку необходимо не менее недели).

1. Какие морфологические нормы нашли отражение в учебнике В.В. Бабайцевой? (1-й ученик – по материалу 6-го класса; 2-й – по материалу 7-го класса.)
2. Колебания в роде у несклоняемых существительных.
3. Определение рода у несклоняемых существительных.
4. Склонение собственных существительных.
5. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме род. п. ед. ч. (типа
 много народа – много народу, чашка чая – чашка чаю).
6. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме предл. п. ед. ч. (типа
 в отпуске – в отпуску).
7. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме им. п. мн. ч. (типа
 инспекторы – инспектора).
8. Варианты падежных окончаний существительных в форме род. п. мн. ч.
9. Образование краткой формы от прилагательных на
 -енный.
10. Употребление собирательных числительных.
11. Особенности склонения числительных.
12. Употребление местоимений
 себя, свой.
13. Вариативные формы глаголов (типа
 полощет – полоскает).
14. Образование форм повелительного наклонения.
15. Употребление предлогов.
16. Изменение орфоэпических норм языка.
17. Современные орфоэпические нормы.
18. Колебания в ударении.
19. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.
20. Основные пунктуационные нормы.
21. Употребление нейтральной и стилистически окрашенной лексики.
22. Употребление фразеологизмов.
23. Употребление паронимов.

Темы сообщений распределяет учитель в зависимости от индивидуальных особенностей учеников, уровня их подготовки. Ученикам рекомендуется литература:

Русский язык. Справочник школьника / Под ред. В.Славкина. М., 1994.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / Под ред. К.С. Горбачевича. Л., 1973.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Урок-конференция состоит из следующих частей.

1. Вступительное слово учителя: что такое норма, какие бывают нормы языка, о каких пойдет речь на этом уроке-конференции.
2. Сообщения учащихся. Вопросы к выступающим.
3. Подведение итогов.

 С какими нормами русского литературного языка вы знакомы?
– Для чего существуют нормы? Нужно ли их соблюдать?
– Где можно узнать о нормах языка?

Урок-конференция занимает 2 учебных часа, поэтому необходимы сдвоенные уроки.

Будет ли такая форма работы интересна всем ученикам? Не окажется ли, что этап подготовки слишком сложен? На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Думается, что в каждом конкретном случае учитель определит целесообразность использования тех или иных форм и выберет для себя оптимальный вариант. Главное – не бояться нового!


















5. Работа с текстом образцом


Чтобы научить учащихся адекватно воспринимать информацию (тексты) разного характера, учитывая ситуацию общения, а также конструировать коммуникативно-правильные тексты, особое внимание на уроках русского языка мы уделяем обучению тексту как единице языка и речи, как единице общения. Основной прием работы с текстомего анализ. В содержание работы входит подбор заголовка текста, выбор названия из ряда предложенных, сравнение заглавий текста; определение темы, основной мысли текста, анализ его композиционного оформления; составление плана текста; определение способа соединения предложений и частей текста. Особое внимание уделяется определению функционального стиля, жанра, типа текста, а также анализу языковых средств и выявлению их роли в передаче содержания текста.

Так, на уроке в 6 классе на тему “ Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе” мы предлагаем учащимся текст:

Удивительное утро! Пуховым одеялом укутана сонная земля. Над серебристым лесом синеет зимнее небо. В голубоватом снегу причудливым узором переплетаются глубокие следы рыженькой лисицы и доверчивого зайчонка.

Задания:

Озаглавьте текст;

Какова основная мысль текста?

Какое настроение у вас создает зимний пейзаж?

Найдите прилагательные в тексте, определите их роль.

Попробуйте прочитать текст без прилагательных. А теперь какие чувства у вас вызывает этот зимний пейзаж?

Словами какой части речи являются эпитеты? Есть ли в тексте эпитеты? Определите их роль.

Определите стиль, тип текста;

Для чего создан текст? Для кого он предназначен?

Как показывает наш опыт работы с учащимися 5-9 классов, в содержании подобной аналитической работы по тексту особое внимание должно быть уделено определению коммуникативного намерения автора текста. На наш взгляд, недостаточно определить, к какому стилю относится текст, какова его основная мысль, более важно заставить учащихся задуматься: для чего создан текст, какова была задача автора и для кого предназначен текст. Учащиеся, анализируя вышеназванный текст, приходят к выводу, что автор сумел увидеть прекрасное в обыкновенном зимнем утре и передать чувство восхищения чудесным пейзажем читателям. Это работа необходима для убеждения учащихся в том, что любой текст создается для реализации идей, замыслов автора.

Коммуникативное умение формируется также в ходе выполнения специальных заданий, упражнений, которые мы практикуем в своей практической деятельности через:

Восстановление в тексте опущенных элементов, слов, словосочетаний, описательных оборотов;

Подбор синонимов к определенным элементам текста, сцепляющим словам, изобразительно-выразительным средствам, для усиления стилистической окраски, более точной передачи содержания.

Результативным является анализ элементов текста, если он сопровождается выполнением других заданий, например, грамматических. Так, при изучении темы “Имя прилагательное”, опираясь на семантико-функциональный подход, мы рассматриваем роль прилагательных в тексте и предлагаем различные творческие задания:

Заменить прилагательные в предлагаемом тексте, чтобы его можно было назвать “Удивительное осеннее утро”;

Вставить нужные по смыслу прилагательные.

В результате проведенной работы учениками созданы следующие тексты:

Удивительное утро! Разноцветным одеялом укутана сонная земля. Над прозрачным лесом синеет осеннее небо. В раннем снегу причудливым узором переплетаются затейливые следы рыженькой лисицы и доверчивого зайчонка;

Хорош зимний лес! Вершину могучей сосны освещает ослепительное солнце. В ажурной косынке красуется развесистая береза. Приветливыми огоньками алеют из-под меховых шапочек гроздья рябины. В большом зимнем лесу каждое дерево сказочное.

(Слова для справок: ажурный, большой, сказочный, приветливый, зимний, хороший, ослепительный, меховой, могучий, развесистый).

Подобные задания дают учащимся возможность применить на практике полученные знания о правилах построения текстов и роли языковых средств.

Чтобы научить школьников конструировать текст в определенной композиционной форме, нами используются упражнения на написание продолжения текста, составление текста из данных предложений и готовых частей, которые расположены не последовательно, а в “рассеянном состоянии”.

Например, в вышеназванном первом тексте учащимся было предложено задание: дописать текст (1-2 предложения), используя опорные слова ( I вариант: хрустальный, морозный, золотистый, яркий, легкий; II вариант: веселый, волшебный, звонкий, высокий, еловый); определить род, число и падеж прилагательных; поставить прилагательные в разных грамматических формах.

Образец выполнения задания:

I вариант: Хрустальным звоном звенит морозная тишина. В золотистых лучах осеннего солнца танцуют легкие снежинки.
II вариант: Веселый клест нарушает волшебную тишину. Со звонким криком ищет он на высоком дереве еловую шишку.

Задания на дополнение текста недостающими частями, а также на исключение из него частей, не соответствующих теме и жанру помогают учащимся осмысленно подойти к созданию текста, учитывая его специфику.

Для облегчения решения задачи самостоятельно составить текст на первых порах используются упражнения, в которых содержится подсказка для выполнения задания:

Восстановление диалогов на основе данных реплик;

Развертывание предложений в текст;

Написание небольших текстов по образцу (словарная статья, образец применения правила).

Одним из важнейших коммуникативных умений является совершенствование написанного текста. Мы практикуем в работе со школьниками 8-9 классов задание на редактирование:

Определение ошибок в построении текста;

В передаче его содержания;

В исправлении допущенных ошибок.

Таким образом, опора на текст как основную дидактическую единицу способствует формированию коммуникативных умений школьников.





Список литературы


Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. - №5

Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

Петрановская Л. «Как я провёл лето» по-новому // Русский язык. – 2001. -

Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

Синдеева Т.И. Некоторые особенности композиционно-речевой организации жанра «научная рецензия» // Функциональные стили в преподавании иностранных языков. М.: Наука, 1982.

Собольцева Н. Сочинение без проблем / detvora74/

Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие / Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, О.П. Штыркина, Е.В. Кабанова; под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 254 с.

Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.