Методическая разработка урока истории на тему: «Научно – техническая революция и культура».
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Методическая разработка открытого урока
по дисциплине ОГСЭ.02 «История».
Тема:
«Научно – техническая революция и культура»
Подготовила: Устинова Л.А.
преподаватель истории
Рассмотрена и утверждена
на заседании цикловой комиссии
«Социально-экономических и
естественнонаучных дисциплин»
Протокол №___________________
от «____» __________________2022 г.
Председатель цикловой комиссии
________________ /Емельянов И.А.
Кирсанов 2022
Тема: Научно – техническая революция и культура
Цели: характеристика изменений и направлений в мировой науке и культуре в XX веке.
Определение связи научных достижений с тенденциями мировой политики XX века и их влиянием на жизнь общества.
Задачи: образовательные: определить какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.
Обсудить основные научно-технические достижения в XX веке и их влияние на жизнь общества.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, работать с историческими источниками, критически мыслить, делать выводы;
Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к истории, воспитание патриотизма, любви к своему Отечеству. Воспитывать интерес, любознательность к достижениям мировой науки XX века.
Тип урока: комбинированный
Время: 15 апреля 2 пара 9:50- 11:25
Группа: АМД-21
Место: корпус №2, кабинет 28
Материально-техническое оснащение: мультимедиапроектор, презентация по теме, учебники по Всеобщей истории, технологическая карта, раздаточный материал к уроку (тестовые задания, пример таблицы).
Литература: О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов «Всеобщая история», (параграф 37 с.298-307). А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев «Всеобщая история» (параграф 24). Артемов В.В. «История Отечества» (параграф 54).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие обучающихся и присутствующих педагогов, проверка отсутствующих студентов. Настрой студентов на плодотворную учебную деятельность.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. (фронтальный опрос и тестирование)
Фронтальный опрос: (7 минут)
-Перечислите основные правовые и законодательные акты мирового сообщества.
(Акты международного права, Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных культурных правах, Европейский Суд по правам человека, Конвенция о правах ребенка).
-Когда сложилась система международного права?
(после 2 мировой войны в 1945 году и принятия Устава ООН)
-Что такое ООН?
(Организация объединенных наций)
-Какие направления выделяют в международном праве?
(Международное публичное право, международное частное право и наднациональное право).
-В каких международных правовых актах содержатся положения о том, что каждый человек имеет право на труд, каждый человек имеет культурные права, каждый человек имеет право на чистую, здоровую окр. среду. (Большинство международных правовых актов содержат эти положения).
-Когда была принята Всеобщая Декларация прав человека? (на 3 сессии Ген. Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.
- В какой статье записаны обязанности человека перед обществом? ( В 29 статье)
-Когда и кем был принят международный пакт о гражданских и политических правах? (В 1966 г. ООН)
- Назовите документ, детализирующий права человека и гражданина в сферах правовых отношений государство-общество-личность.
(Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах)
- Когда и где была подписана Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (В Риме в 1950г.)
-Где и на какой срок избирают судей в Европейский Суд по правам человека?
(В Парламентской Ассамблее Совета Европы сроком на 9 лет).
Предлагаю обучающимся выполнить тест, чтобы проверить, как они усвоили прошлую тему (10 минут)
III. Основная часть. Изучение нового материала
-Сообщение темы и целей урока
Тема нашего занятия: Научно – техническая революция и культура
Цели: охарактеризовать изменения и направления в мировой науке в XX веке.
Выделить связь научных достижений с проблемами мировой политики XX века,
Задачи образовательные: определить какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.
Обсудить основные научно-технические достижения в XX веке и их влияние на жизнь общества.
Вступительное слово учителя:
План урока:
I Наука и техника.
II Развитие культуры во 2 половине 20 века.
III Общественно-философская мысль.
IV Реализм и модернизм в литературе, искусстве и кино, архитектуре.
V Новшества в области архитектуры.
Наука и техника. После окончания Второй мировой войны развитие экономики и культуры в европейских странах, США, Канаде, России, Японии осуществлялось на базе
научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Значительные научные силы и средства были брошены на овладение атомной энергией, на развитие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической промышленности.
Значимые научные достижения во 2 половине 20 века
1942 г. – создан первый атомный реактор в США.
1953 г. – изучена молекулярная структура ДНК, в которой хранится генетический код. Это
открытие положило начало развитию генной инженерии.
1957 г. – запуск в космос первого спутника (СССР).
1961 г. – первый полет человека в космос (СССР).
1965 г. – первый выход человека в открытый космос (СССР).
1969 г. – полет человека на Луну (США).
1953 г. – расшифровано строение молекулы ДНК.
1976 г. – появился персональный компьютер.
1990-е гг. – Интернет становится доступен широкой публике.
1990-е гг. – появляется мобильная спутниковая телефонная связь.
Создание ракетных двигателей и полет первого космонавта Юрия Гагарина
положили начало освоению космического пространства.
Вопрос студентам:
-Когда Ю.А. Гагарин совершил первый в истории полет человека в космос?
(12 апреля 1961г.)
-Послушаем, как это было. (доклад студента)
Машиностроение и автомобилестроение также оказались приоритетными
сферами развития производства. (доклад)
Новые перспективы в научных исследованиях и разработках открыло создание американским ученым Н. Винером кибернетики — науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации.
- (послушаем доклад про Н. Винера и открытие им кибернетики)
Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы
лабораторий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине.
На основе научных разработок и их внедрения в производство уже в первые послевоенные годы была создана новая материальная база для массового производства
товаров длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, другая бытовая техника). В 70—80-е гг. началась новая фаза
научно-технической революции.
-Что такое НТР?
(НТР-это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу.
НТР тесно связана с НТП.
Научно-технический прогресс имеет две формы — эволюционную и революционную.
Эволюционная форма — это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники;
научно-техническая революция — это вторая форма научно-технического прогресса — создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.
Вспомните и назовите этапы развития научно-технической революции в науке и технике. (Схема развития НТР)
Первая научная революция XVII век
(Эпоха географических открытий)
Вторая научная революция конец XVIII века — первая половина XIX век (Эпоха модернизации и Просвещения)
Третья научная революция вторая половина XIX века — начала XX в.
(Эпоха физики, пара, электричества, радио)
В ходе урока мы должны ответить на проблемный вопрос:
-какие эпохи можно выделить в 4 НТР?
Четвёртая научная революция XX век
(Эпоха…1 век ядерного оружия, атома, космоса, 2 компьютерной техники, интернета и информации...)
Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством и превращение науки в непосредственную производительную силу; резкое сокращение сроков от изобретения и научного открытия до их внедрения в производство.
В 1971 г. фирма «Интел» создала мини-процессор.
Благодаря этому в 1976 г. был изобретен компьютер, созданы новые типы электронных вычислительных машин, гибкие производственные системы, производственная автоматика. Появились новые синтетические материалы, которых не существует в природе. (доклад)
Атомные электростанции стали играть важную роль в энергетическом балансе многих стран мира. Широкое применение получили радары, лазеры, стекловолоконные линии связи. Новый уровень техники и науки олицетворяют собой персональный компьютер, космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные поезда и мировая информационная сеть.
Учитель: Таким образом, научно-техническая революция XX в. преобразует все главные элементы производительных сил производства, предметы труда (искусственные материалы), источники энергии (АЭС).
Эти революционные процессы создают новую материально-техническую базу для долгосрочного прогресса современной цивилизации.
В то же время НТР требует образованного, квалифицированного работника, творческую личность.
Квалифицированные специалист нужны во всех областях, в том числе по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, систем и агрегатов автомобилей, которыми вы станете через 2 года.
Фронтальный опрос:
-Что такое НТР? НТП?
-Какие этапы можно выделить в развитии НТР?
-Когда состоялся первый в истории полет человека в космос?
2. Культура: новые явления.
Преподаватель:
В последней трети XX в. одной из самых важнейших тенденций развития цивилизации и массового сознания стало взаимосближение и взаимодействие традиционных форм культуры и обиходной жизни. НТР делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения. В системе образования всех развитых капиталистических стран продолжали преобладать тенденции,
вызванные требованиями НТР:
быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономических научных кадров.
Утверждается концепция непрерывности образования. Школы, специальные и высшие учебные заведения оснащаются обучающими машинами, специальными электронными лабораториями, автоматами для тестирования и обучения, телевизорами с обратной
связью, магнитофонами и видеофонами.
В 70—90-е гг. в странах высокоразвитого капитализма произошло качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональными ЭВМ, которые позволяют в домашних условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, разыгрывать видеоигры, заполняя досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные технические и экономические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать
информацию из банков данных, подключившись к телефонной сети. К традиционным и ставшим привычными предметам бытовой электроники (радиоприемник, телевизор, проигрыватель, магнитофон) в последние годы добавились новые аппараты: видеомагнитофоны, лазерные видео- и звуковые проигрыватели, домашние ЭВМ.
За 70— 80-е гг. стоимостный объем выпуска этой аппаратуры в шести ведущих капиталистических странах (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия) увеличился более чем в 7 раз. В 1987 г. уровень насыщения цветными телевизорами семей в западноевропейских странах превысил 85%, а в США — 94%.
Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением «массовой культуры», рассчитанной на
вкусы и стереотипы массового сознания.
Записать!
«Массовая культура» - это упрощение, создание определенных стереотипов, сведение всего художественного опыта к какой-то определенной одной норме.
Производство культурной продукции и «индустрия развлечений» были поставлены на коммерческий поток, превратились в
источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. «Массовая культура» способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто
в ее примитивных проявлениях на уровне «развлекательства».
Фронтальный опрос:
-Какие требования предъявляет НТР к человеку в системе образования?
-Что такое массовая культура?
Общественно-философская мысль.
В 60—80-е гг. общественно-философская мысль также несла на себе печать воздействия научно-технической революции. Преувеличенные ожидания того, что новые техника и наука способны решить социальные проблемы капиталистического общества, были особенно характерными для 60-х гг. В следующее десятилетие «технологический оптимизм» несколько ослаб под давлением социально-экономических кризисов, растущей угрозы нарушения экологического равновесия в природе, повсеместного ухудшения условий среды обитания и не в последнюю очередь в связи с угрозой ядерного самоуничтожения цивилизации.
Современные тенденции в развитии обществоведения определяются новыми концепциями «информационного общества», «постиндустриального», которые вновь породили надежды на решение социальных проблем и достижение общественного прогресса на путях освоения возможностей нового этапа научно-технической революции (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер и др.).
Одним из первых философов, заговорившим о постиндустриальном обществе, был Д. Белл. В развернутом виде концепция постиндустриализма представлена в его книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования», изданной в 1973 г.
История человечества рассматривается как процесс волновых всплесков, выводящих его на новый этап цивилизации. Так, Э. Тоффлер представляет динамику мировой цивилизации в таком виде:
от аграрной цивилизации (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна).
Особенность современного состояния философии на
Западе состоит в том, что нет влиятельных общепризнанных течений, которые могли бы сравниться с доминировавшими в середине века экзистенциализмом и неопозитивизмом.
Одна из главных тенденций общественно-философской
мысли определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести философских исследований на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и структуры человеческой культуры, логического знания, а также в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Современная философия неизбежно выходит на проблемы человеческой жизни, счастья и благополучия, самопознания и самоутверждения человека.
Фронтальный опрос:
-В чем особенности общественно-философской мысли 2 половины 20 века?
-Назовите философов, изучающих «постиндустриальное общество»?
-Как Тоффлер представлял динамику мировой цивилизации?
Реализм и модернизм в литературе, искусстве и кино.
Предлагаю заполнить таблицу
Виды искусства | Направление | Его особенности | Представители | |
Кино | Неореализм Развлекательные жанры (фильмы ужасов, гангстерские ленты ) | Правдивость исторических фактов Фильмы развлекательного характера, относящиеся к «массовой культуре» | Р.Росселини Б. де Сика П. Джерми Л. Висконти Дж. де Сантис Дж.Лукас | |
Литература | Антифашистские романы | Разоблачение фашистских порядков и защита гуманистических ценностей | Г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?» | |
Философские романы | защита гуманистических ценностей | Т. Манна «Доктор Фаустус» романов Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать» | ||
Модернистская литература | идеями экзистенциализма, особенно свойственными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы | Сартр «Дороги свободы», Камю, удостоенный в 1957 г. Нобелевской премии. романа-аллегории «Чума» (1947) проблема выполнения долга в обстановке неслыханного общественного бедствия. | ||
авангардизм | Абсурдность и бессмысленность человеческого существования | Э. Ионеско, С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо» | ||
Латиноамериканская литература | "Магический реализм" | X. Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др. | ||
Реализм | ведущее литературное направление 19-20 в., ориентированное на адекватное воспроизведение окружающей действительности, общества и человеческой личности в литературных произведениях. | М. Шолохов А. Солженицын А. Жид Ф. Мориак П. Элюар Реализм − литературное направление, которое предполагает правдивое изображение жизни. Ф. Энгельс назвал основной чертой реализма изображение «типичных героев в типичных обстоятельствах». | ||
искусство | постмодернизм | правдивость | | |
Нью-йорская школа | Европейская школа | Абстрактный эксперессионизм | | Дж. Поллок, Арчи Горький, У. Кунинг П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матъе, Ф. Леже,Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе |
| | поп-арт (популярное искусство). | По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество — так конструируются коллажи. | Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол (знаменитая картина «Мэрилин», 1964), К. Ольденбург |
| | Оперируя сложными приборами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира | Якова Агама, Хесуса-Рафаэля Сото, Карлоса Крус-Диеса, Хулио Ле Парка, Жоэля Стена, Джеффри Стила | |
живопись | Кинетическое искусство гиперреализм | Концептуальное искусство Фотографическое воспризведение фрагментов действительности | Ж.Тингли | |
архитектура | постмодернизм | Переориентация архитектурной мысли | Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, О. Нимейер, В. Гропиус, Ф. Л. Райт | |
| Деконструктивизм | Отражение современного мира архитектурными средствами | Фрэнк Оуэн Гери, | |
хайтек | «высокая технология», использующее технические конструкции и формы (трубы, каркасы, галерии) | Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. |
Искусство кино. Общественно-политический подъем первых послевоенных лет привел к
усилению реалистических традиций в литературе и искусстве.
Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены французские
писатели-реалисты старшего поколения А Жид и Ф. Мориак. (см. рис. в учебнике) Широкую известность получили произведения участника Сопротивления, коммуниста, поэта П. Элюара.
В Италии большое влияние на литературу и кинематографию оказал возникший в первые послевоенные годы неореализм.
Первым произведением и своеобразным художественным манифестом неореализма был фильм режиссера Р. Росселини «Рим — открытый город» (1945). С беспощадной правдивостью он показал страдания и мужество участников итальянского Сопротивления. Затем в Италии появился еще целый ряд неореалистических фильмов, получивших высокую оценку: «Похитители велосипедов» (режиссер Б. де Сика), «Дорога надежды» (режиссер П. Джерми), «Земля дрожит» (режиссер Л. Висконти), «Нет мира под оливами» (режиссер Дж. де Сан-
тис) и др.
В последующие десятилетия важные тенденции в мировом кино стала определять кинематография США.
Эволюция проблематики и жанровых особенностей мирового кинематографа — явление сложное и противоречивое.
С одной стороны, мощно заявила себя кинематография, связанная с молодежным бунтом 60-х гг., выступлениями против войны во Вьетнаме (1965-1973-интервенция США во Вьетнаме) в конце 60-х — начале 70-х гг., протестом против милитаризации и угрозы ядерной войны. С другой стороны, преобладающее влияние на мировой кинематограф оказывали традиционные развлекательные жанры: фильмы ужасов, гангстерские ленты (массовая культура)
(в духе «Крестного отца» Ф. Копполы), вестерны, мюзиклы, фантастические картины войн с инопланетянами и пр. В первой половине 70-х гг. экраны мирового кино заполнили фильмы катастроф. Во второй половине 70-х гг. — космические боевики типа «Звездных войн» Дж. Лукаса. В 80-е гг. появляются различные варианты фильмов, вдохновленных фрейдистскими темами изломов человеческой психики.
С конца 70-х гг. резко увеличился выпуск видеокассет, ставших гигантским мировым бизнесом. Репертуар видеокассет насчитывает десятки тысяч фильмов из арсенала мирового кинематографа. Однако доминируют США, ставшие основным поставщиком продукции «массовой культуры».
В Западной Германии главной темой первого послевоенного десятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. С наибольшей силой она выражена в рассказах Г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?» (1915). Разоблачение фашистских порядков и защита гуманистических ценностей составляли главное содержание произведений известных немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философского романа Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947) и романов Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать»
(1954), «Черный обелиск» (1956).
В послевоенные годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали Э. Хемингуэй, А. Камю, М. Шолохов, П. Неруда, Г. Маркес, А. Солженицын, М. Х. Села, Н. Махфуз, К. Симон, В. Шойинка, И. Бродский и некоторые другие выдающиеся мастера литературного творчества.
Модернистская литература первого послевоенного десятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойственными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы. Ведущую роль в литературе этого направления играли Сартр и Камю, которые, не ограничиваясь философскими трудами и публицистикой, выражали свои взгляды в художественной литературе. В 40-е гг. Сартр написал серию романов, объединенных общим заглавием «Дороги свободы», в которых он исследовал главным образом конфликт между требованиями общественно-политической деятельности и моральными убеждениями своих героев. Еще более активно работал в художественной литературе Камю, удостоенный в 1957 г. Нобелевской премии. В центре его наиболее известного романа-аллегории «Чума» (1947) проблема выполнения долга в обстановке неслыханного общественного бедствия.
С начала 50-х гг. на авансцену литературной жизни
вновь вышли авангардисты (Э. Ионеско, С. Беккет). В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало так называемому театру абсурда. Герои пьесы, два не понимающих друг друга жалких персонажа, на всем протяжении действия тщетно ожидают некоего Годо, который должен их
спасти. Абсурдность этой ситуации должна была, по мнению автора, символизировать абсурдность и бессмысленность человеческого существования. Театр абсурда имел
шумный успех, и позднее, в 1969 г., Беккету была присуждена Нобелевская премия в области литературы.
В 60—80-е гг. в число самых читаемых в мире поэтов и
писателей вошли выдающиеся представители латиноамериканской литературы X. Борхес, X. Кортасар, Г. Маркес и др.
Искусство. Неясность исторической перспективы (Доклад)
кризисные процессы, затрагивающие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искусства. Искусство особенно чувствительно к подобным переломным периодам в эволюции общества. В такие периоды нередко происходит смена направлений, развертывается
критика уходящих школ и идолов. Искусство не может абстрагироваться от идейного климата, оно ищет контакты с жизнью и отражает своими средствами боль и страхи
человека.
После второй мировой войны в изобразительном искусстве начался новый этап, получивший название постмодернизм. Он появился в то время, когда стала реальной угроза уничтожения человеческой цивилизации. Постмодернизм назвали детищем «большого страха». Смена направлений, стилей, школ выражала поиск новых форм, материалов, приемов и стремление привлечь внимание главным образом элитарной аудитории. Эксперименты в художественном творчестве определялись
широким диапазоном — от «нового реализма» до вызывающе скандальных, антихудожественных опытов. В первые два десятилетия после войны выделялись две школы: нью- йоркская и европейская. Нью-йоркская школа (1945— 1960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов.
Виднейшими представителями этого беспредметного искусства, получившего название абстрактный экспрессионизм, стали Дж. Поллок, Арчи Горький, У. Кунинг и др. В европейской школе (1945—1960) ведущую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Тапи, Ж. Матъе, Ф. Леже,Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе и др. В 60—70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт
(популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество — так конструируются коллажи.
Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («Новый реализм») произведений художников поп-арта.
Наиболее известные имена мастеров этого направления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол (знаменитая картина «Мэрилин», 1964), К. Ольденбург и др. Поп-арт явился
полнейшей противоположностью и как бы протестом против идей беспредметного абстрактного искусства.
С середины 60-х гг. приобрело известность новое направление — оптическое искусство (опарт). Оперируя сложными приборами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира. Вместе с тем световые эффекты и находки оп-арта охотно использовались при оформлении массовых празднеств и представлений. В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство — создание подобия сложных механических устройств. Так, швейцарец Ж. Тингли строил сложные абсурдные саморазрушающиеся машины.
В эти же годы в авангардизме активизировались и сторонники концептуального искусства, которые отрицали необходимость создания художественных образов, заменяя их произвольными символами. Концептуальное искусство обращалось к иному «материалу» — к печатной продукции, когда страницы произвольно соединяются на полотне.
В 1969 г. впервые дало о себе знать течение гиперреализма, в основу которого положено фотографическое воспроизведение фрагментов действительности. Лозунг «сверхправдивости» привел представителей этого течения к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности вещного мира.
Сложные процессы происходят в 70—80-е гг. в музыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб приобрела концертная деятельность благодаря системе комплексных культурных центров, созданной в США и европейских странах. Большую роль как центры музыкальной культуры и концертной деятельности в Соединенных Штатах стали играть университеты. Наряду с академической музыкой и джазом важное место в музыкальной культуре стран Запада продолжала занимать поп-музыка. В 70—80-е гг. США оставались здесь «законодателями мод». Возникали и сменялись одно за другим различные направления авангардистской музыки
(калифорнийский рок, фолк-рок, хэви металл). Стали традиционными фестивали рок-музыки. Музыкально-коммерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР
обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями и видеозаписями (видеоклипы). Эта экспансия формирует процесс
интернационализации массовой музыкальной культуры.
-Проверка заполнения таблицы
5. Новшества в области архитектуры.
Самостоятельно прочитать и записать в тетрадь определения: постмодернизм, деконструктивизм, хайтек.
Постмодернизм в архитектуре 70—80-х гг. проявляется в переориентации архитектурной мысли и переосмыслении так называемого современного движения, связанного с именами таких крупнейших архитекторов функционального направления, как Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, О. Нимейер, В. Гропиус, Ф. Л. Райт и др. Манифестом постмодернизма стала вышедшая в 1978 г. книга американского архитектора Р. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре». Упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитектуры постмодернизм противопоставил усложненные формы, свободное сочетание элементов, обращение к историческому материалу и заимствованию архитектурных элементов самых различных эпох и стилей.
В 70-е гг. сформировалась другая группа западных архитекторов-авангардистов, заложившая основы нового направления — деконструктивизма.
Деконструктивизм приобрел немалое влияние. В нем как бы отражен архитектурными средствами современный мир с его нагромождением противоречивых моральных,
политических, социальных, экономических и экологических проблем.
В 70—80-е гг. получило распространение и архитектурное направление «хайтек» («высокая технология»), использующее технические конструкции и формы (трубы, фермы, каркасы, металло-стеклянные многоярусные галереи).
-Вернемся к проблемному вопросу и решим его.
-Просмотр видеосюжета.
IV. Закрепление:
1. Фронтальный опрос:
1. Раскройте содержание понятия
«научно-техническая революция XX в.». Сравните с особенностями промышленной
революции XVIII—XIX вв. 2. Как вы понимаете «массовую культуру»? 3. Что вы
считаете наиболее важным в общественно-философской мысли конца XX в.?
4. Какие новые веяния имели место в литературе послевоенного времени?
5. Назовите основные направления в изобразительном искусстве
постмодернизма. Как вы объясните смену школ и направлений в изобразительном
искусстве? 6. Каково значение науки, знаний и культуры в целом в
информационном обществе?
Определи, что это за личность по фото?
-Гагарин, Королев, Циолковский
-Алексей Леонов, В. Терешкова, Нил Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Олдрин
3. Какие открытия или новшества произошли в этом году?
1942 г. – создан первый атомный реактор в США.
1953 г. – изучена молекулярная структура ДНК, в которой хранится генетический код. Это открытие положило начало развитию генной инженерии.
1957 г. – запуск в космос первого спутника (СССР).
1961 г. – первый полет человека в космос (СССР).
1965 г. – первый выход человека в открытый космос (СССР).
1969 г. – полет человека на Луну (США).
1953 г. – расшифровано строение молекулы ДНК.
1976 г. – появился персональный компьютер.
1990-е гг. – Интернет становится доступен широкой публике.
1990-е гг. – появляется мобильная спутниковая телефонная связь.
4.К какому направлению в искусстве относятся картины?
(Оп-арт, поп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм).
5.Определите архитектурный жанр.
(Постмодернизм, деконструктивизм, «хайтек» («высокая технология»), использующее технические конструкции и формы.)
6.Вставьте слова вместо пропусков в документах.
Документ 1. (постиндустриальное общество), документ 2. (интернет, способ общения),
Документ 3. мобильных телефонов, компьютеров – к переносным гаджетам.
Документ 4. НТР
-Просмотр видеосюжета
V. Итог урока.
-Какую тему изучили?
-Что такое НТР?
-Что нового узнали для себя?
-С чем еще хотели бы познакомиться?
VI. Рефлексия.
Предлагаю студентам облако "тегов", которые необходимо дополнить на слайде
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
(-революция,-стремительная, высокотехнологичная, -производит, превращает, использует,- нтр- превращает науку в ведущий фактор развития общественного производства-прорыв (прогресс)).
VII. Д/З: выучить конспект.
Написать эссе, темы по выбору:
- «Прогресс – не случайность, а необходимость» (Г.Спенсер)
-«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно» (Д.Менделеев)
-«То, что сегодня наука, - завтра техника». (Э.Теллер)